И. С. Тургенев. «Бежин луг» (для читательского дневника)

Бежин луг

Рассказ И. С. Тургенева "Бежин луг" изучают в 6-м классе. Произведение значится в списке для обязательного прочтения летом. Предложенный материал поможет школьнику лучше понять смысл рассказа и справиться с домашним заданием по литературе в учебном году.

Краткое содержание рассказа
На чтение оригинала: 35 минут
На чтение обзора: 5 мин.
Название: "Бежин луг"
Автор:
Год написания: 1851
Год издания:
Жанр: Рассказ
Направление: Реализм, с чертами романтизма
В школе: Изучается в 6 классе
§ Другие произведения автора

Скачать обзор:

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» впервые был напечатан в журнале «Современник» в 1851 году, вошел в цикл «Записки охотника».

Тема

Тема рассказа — крестьянские дети. Главная проблема, которую поднимает автор, — природная одаренность крестьянских детей и вместе с тем их невежество, пребывание в плену суеверий. Причина «темноты» детей — безграмотность, бесправное положение крепостных.

Герои

Павлуша — двенадцатилетний мальчик. Его родители бедняки, у него заплатанная одежда. Внешность Павла неказистая: большая голова, неуклюжее тело, черные всклокоченные волосы, скуластое лицо. Зато глядел он «умно и прямо», «в голосе у него звучала сила». Павлуша сметлив, гнет суеверий не так довлеет над ним, как над другими.

Мальчик смел: не побоялся вскочить на лошадь и помчаться в темноту на предполагаемого волка, когда другие ребята оробели. Не струсил он и в другом случае: пошел один к реке ночью, несмотря на запугивание ужасами, и зачерпнул воды, хотя ему послышался зов утопленника. Автор отмечает «смелую удаль» и «твердую решимость» в лице Павла. Характер этого крестьянского мальчика наиболее привлекает писателя, в конце повествования он сожалеет о его безвременной смерти.

Федя — мальчик четырнадцати лет, красивый, хорошо одет, сын богатого крестьянина, что накладывает отпечаток на его поведение. Паренёк дает понять товарищам, что он выше их, держится покровительственно. Он говорит мало, боясь уронить достоинство, только, как запевала, побуждает других к рассказам. Федя тоже суеверен и невежествен.

В лице этого персонажа всегда «полувеселая, полурассеянная» улыбка, примечателен он только пригожей внешностью.

Илюша — «фабричный» мальчик, худенький, забитый. Он одет опрятно, в новых лаптях. Его незначительное лицо выражало «тупую, болезненную заботливость». Илюша вместе со своим старшим братом работает на фабрике. Очевидно, работа, на которую его отправили из бедности, безграмотность, невежество ограничивали разум ребенка. Мальчику везде мерещатся сверхъестественные существа, он запуган, рассказывает много страшных историй, верит различным приметам, везде ему чудится потустороннее.

Читайте также:  Олеся - краткое содержание и анализ

Костя — десятилетний мальчик, с маленьким веснушчатым лицом, которое привлекало большими черными глазами, горящими желанием сказать что-то такое, для чего он и слов не находил. Костя мал ростом, тщедушен, плохо одет, но в рассказах своих, полных темного суеверия, он проявляет богатую фантазию, поэтичность натуры.

Во взгляде Кости повествователь отметил особенную печаль и задумчивость. Мальчик обладает даром рассказчика, в его образе автор засвидетельствовал талантливость души простого человека.

Ваня — из всех ребят самый неприметный мальчик. Ему только семь лет, он почти не принимает участия в разговорах, все время лежит под рогожкой. Автор отмечает тихие добрые глаза ребенка, его светлые кудри. Образ Вани дополнительно подчеркивает душевную красоту крестьянских детей.

Рассказчик — заблудившийся охотник, который набрел на Бежин луг, где крестьянские ребятишки сидели у костра. Повествователь дает красноречивые портреты мальчиков и мастерски описывает природу.

Как бы ни отличались крестьянские дети внешностью и характерами, их объединяет тьма суеверий, тяготеющая над их разумом. Автор показал читателю возможности, таящиеся в детях крепостных крестьян, необходимость их просвещения.

Сюжет

Начало рассказа — описание автором дивного летнего дня. Рассказчик возвращался домой с охоты. Когда наступил вечер, он в темноте сбился с дороги. Блуждая по полям и холмам, крайне уставший охотник вдруг увидел два огонька, тени людей и двинулся к ним, надеясь в этом обществе дождаться зари.

У костра расположились крестьянские ребятишки, стерегущие в ночи табун лошадей. Для деревенских мальчишек большой праздник выгонять табун на вечерней заре и пригонять его утром. Рассказчик поприветствовал детей и присел у костра. Немного поговорив с ними, он прилег. Далее следует описание ночи с ее таинственностью и великолепием звездного неба.

У костра было пять мальчиков: Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня. Самым старшим на вид был Федя — лет четырнадцати. Следует описание каждого из ребят: внешности, одежды особенности характера.

Повествователь притворился спящим, а сам слушал разговор ребят. Речь шла о всякой нечисти. Илюша рассказывал о проделках домового, которые сам наблюдал на бумажной фабрике. Костя поведал историю угрюмого Гаврилы-плотника. В угрюмое состояние он впал после встречи с русалкой, при виде которой плотник перекрестился, хотя и с трудом. И смех русалки перешел в плач, обещала она Гавриле тоску до конца жизни. А мог бы, дескать, жить с нею весело. С тех пор плотник не улыбается. Мальчики переходят к рассуждениям о русалках.

Илюша вспомнил про утопленника, похороненного давным-давно на прорванной плотине, и псаря Ермила, который недавно поехал в город по поручению приказчика. В городе он замешкался и в обратный путь отправился уже затемно, и во хмелю. Дорога шла через плотину, и увидел захмелевший псарь на могилке утопленника прехорошенького белого барашка. Не удержался Ермил и взял его. А барашек-то вовсе и не барашек был: лошадь от него попятилась и захрапела, и зубы этот агнец оскалил, глядя в лицо оробевшему псарю.

Рассказ был прерван обеспокоенным лаем собак, которые бросились в темноту. За ними побежал Павел. Ребята в тревожном ожидании смотрели ему вслед. Через некоторое время Павлуша прискакал на лошади, вернулись и собаки. Мальчик думал, что волк, но тревога оказалась напрасной, просто собаки что-то зачуяли.

Ребята успокаиваются и продолжают беседу. Темой разговора становится покойный барин, призрак которого время от времени появляется. Занят покойный поисками разрыв-травы. Поговорив о покойниках, дети перешли к солнечному затмению, не так давно бывшему. Это природное явление перепугало многих. Даже барин «перетрусил», хотя заранее предупреждал своих крестьян о затмении.

Крестьяне, видевшие, как затемнело, восприняли это как знак последних времен. Одна баба перебила все горшки. Дескать, кому теперь есть? «Светопрестановление» наступило. Последние времена народ связывал с приходом некоего Тришки, неуязвимого и неуловимого, по всем приметам — атихриста. В ожидании этого самого Тришки деревенский люд выбежал на улицу и в поле. В итоге приняли за Тришку бочара Вавилу, который купил новый жбан и надел его на голову, чем переполошил всех.

От реки донесся голос выпи. Павел вспомнил лесника, утопленного в прошлом году грабителями, и предположил, что это скорбит его душа. Далее речь зашла о болотных обитателях, леших и прочей нечисти.

Ребятам понадобилась вода, к реке отправился Павел, и темой разговора стали водяные, затягивающие людей в воду. Дети вспомнили дурочку Акулину, которая обезумела якобы после того, как побывала на дне с водяным. Заговорили об утонувшем мальчике Васе, мать которого всегда чувствовала, что вода принесет гибель сыну.

Вернулся Павел с полным котелком и рассказал, что слышал голос Васи, который звал его. Мальчик отпрянул, но потом все же зачерпнул воды. Ребята перепугались. Илюша с расстановкой отметил: «Ах, это примета дурная». Павел же решительно произнес: «Ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь». И слова эти произвели на мальчиков глубокое впечатление.

Дети прислушиваются к ночным звукам и голосам птиц. Автор описывает небо, усыпанное звездами, затишье перед утром. Наконец всех сморил сон. Рассказчик проснулся от свежей струи воздуха, пробежавшей по его лицу. Начиналось утро. Он поднялся. Мальчики спали, как убитые, только Павел приподнялся и посмотрел на него. Кивнув на прощание пареньку, повествователь пошел восвояси.

Автор прибавляет, что в тот же год Павел погиб, падение с лошади стало для него смертельным. И сожалеет об этом славном парне.

Общее впечатление о произведении

Тургенев изобразил крестьянских ребят, коротающих время в «ночном» рассказами о том, кто что видел и слышал. Автор показывает условия жизни, в которых проходит крестьянское детство. С ранних лет дети принимают участие в трудах родителей, поэтому они лишены учения. Но эти же обстоятельства сближают их с природой, приучают к труду и закаляют характер.

Повествование сопровождается замечательными описаниями природы: июльского дня, тихого вечера, ночи и наступления утра. Язык Тургенева великолепен, он создает зримые картины, схожие с полотнами русских пейзажистов.

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Лариса Федосеева

Редактор, автор статей. Филолог (русский язык и литература).

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.