А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: Краткое содержание и анализ

Станционный смотритель

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» входит в цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» . «Станционный смотритель» — самая грустная повесть цикла «Повести Белкина. Конец ее трагичен при любом толковании событий. И причина трагедии не столько в социальном неравенстве, как принято считать, сколько в нравственной нестойкости и безответственности.

Основная информация о повести:
На чтение оригинала: 25 минут (10 страниц).
На чтение обзора: 13 мин.
Название: "Станционный смотритель"
Автор:
Год написания: 1830
Год издания:
Жанр: Повесть
Направление: Реализм
В школе: Изучается в 7 классе
§ Другие произведения автора

Скачать обзор:

Время и место событий

Действие в произведении начинается в 1816 году. Место событий — Россия, станция ***ской губернии. Дальнейшие события происходят спустя годы в Петербурге и на той же станции.

О чем произведение? Очень кратко

Юная дочь станционного смотрителя сбегает с проезжим гусаром в Петербург. Любящий родитель пешком отправился в столицу за блудной дочерью, но попытка вернуть ее не увенчалась успехом. Отец, убитый бесчестьем любимого дитя, ее сомнительным и очень шатким положением, стал выпивать, вскоре спился и умер. Дочь приехала к отцу слишком поздно, ей осталось только рыдать на его могиле.

Краткое содержание

Повесть не разделена на главы, но в ней можно выделить части согласно сюжетной линии произведения.

Вступление

Повествование начинается рассуждением о станционных смотрителях. Их жизнь полна беспокойства. И днем, и ночью проезжающие требуют лошадей, плохое настроение, усталость вымещают обычно на смотрителях. При такой каторжной работе они бедны. Смотрители отличаются скромностью, предупредительностью, они, как правило, интересные собеседники, так как по службе своей повидали всякое.

Знакомство с Самсоном Выриным

Повествователь познакомился с героем произведения в 1816 году. Он прибыл на станцию, промокший под ливнем, и ему хотелось, пока не освободились лошади, сменить мокрую одежду и погреться горячим чаем. Смотрителем станции оказался мужчина лет пятидесяти, еще полный сил, звали его Самсон Вырин.

Читайте также:  Пьеса "Вишневый сад" - краткое содержание и анализ

О чае похлопотала дочка смотрителя, четырнадцатилетняя Дуня, на редкость красивая девочка. Отец не мог нарадоваться на свою дочь, которая ловко вела хозяйство, все успевала. Станционный дом был беден, но чист и опрятен, цветы бальзамина на окнах вносили уют. Украшали жилище и картинки, изображавшие историю блудного сына. Рассказчик приятно провел время в беседе с хозяевами. Казалось, они век были знакомы.

У станционного смотрителя

Когда для гостя пришло время уезжать, дочь смотрителя проводила его. В сенях рассказчик поцеловал девочку, спросив ее разрешения, и не один поцелуй не оставлял у него такого долгого и приятного впечатления, как этот.

Второй приезд

Через несколько лет обстоятельства вновь привели рассказчика в эти места. Он вспомнил Самсона Вырина и его дочь, предположил изменения в их судьбе, у него возникло печальное предчувствие. Войдя в дом, он увидел те же картинки на тему евангельской притчи, но бальзаминов на окнах уже не было, в жилище царило запустение. Сам Вырин превратился в морщинистого, седого старика.

Второй приезд повествователя

Повествователь спросил его о дочери, но смотритель ответил неопределенно: «А Бог ее знает». После выпитого пунша Самсон Вырин разговорился. Он вспоминал свою любимую Дуню: какая она была умница, как хорошо управлялась с хозяйством, весь дом на ней держался, умела вести разговоры с проезжающими, все хвалили ее, а уж он, отец, души не чаял в своем дитяти.

Три года назад случилась беда. Появился на станции проезжий гусар. Он потребовал лошадей, и безотлагательно. Свободных троек, как нарочно, не было. Гусар разгневался, схватился было за нагайку. Дуня, привыкшая к подобным сценам, тут же выбежала из-за перегородки с ласковой речью и предложением отужинать.

Дуня, с ласковой речью, предложила отужинать.

Гусар утих и стал приветлив. Когда тройка освободилась, проезжающий вдруг занемог — сильная головная боль. Пришлось болящего оставить в станционном доме.

На следующий день ему сталь только хуже. Послали за лекарем. Дуняша не отходила от больного. Беседа между гусаром и лекарем шла по-немецки, эскулап осмотрел занемогшего молодца, сделал заключение, что ехать больному можно только через два дня, и получил щедрое вознаграждение.

Гусара осмотрел лекарь.

Вместе они хорошо отобедали, с вином, и попрощались довольные друг другом.

Побег Дуни

Через день постоялец совсем поправился. Он был весел, много шутил. Смотрителю молодой человек так полюбился, что на третье утро не хотел с ним расставаться. Был воскресный день, Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку, он простился с хозяевами, хорошо заплатил за постой и предложил девушке довезти ее до церкви. Дуня растерялась, но отец успокоил ее: «Его высокоблагородие не волк и тебя не съест».

Через полчаса Самсон Вырин встревожился, побежал к церкви искать дочь, но там сказали, что ее не было. Тревога отца росла. Наконец вернулся ямщик. Весть он привез дурную: Дуня поехала с гусаром дальше. Тут только бедный отец понял, что этот повеса лишь изображал больного. Горе подкосило станционного смотрителя. Он заболел и долго не вставал.

Самсон Вырин в Петербурге

Оправившись от болезни, герой отпросился в отпуск и отправился в Петербург за Дуней пешком. Смотритель знал из подорожной, что ротмистр Минский ехал в Петербург. Добравшись до столицы, Вырин разыскал похитителя своей дочери и стал просить отдать ему его бедную Дуню.

Ротмистр Минский при встрече со стариком смутился, покраснел, произнес положенные в подобных случаях слова о своей вине, но Дуню вернуть отказался. Гусар объяснил, что дочь его счастлива, от прежней жизни своей отвыкла. Минский сунул что-то за обшлаг рукава смотрителю и выставил его. Тот долго стоял потерянный, потом увидел сверток бумаг у себя за обшлагом. Оказалось, ассигнации. Остро переживая горе и унижение, Самсон Вырин бросил наземь деньги и придавил их каблуком.

Несчастный отец собрался в обратный путь, но решил хоть раз еще взглянуть на Дуню. Случайно он увидел на Литейном щегольские дрожки Минского, остановившиеся у подъезда трехэтажного дома. Смотритель догадался, что дочь может находиться здесь. Вырин хитростью разузнал у кучера, на каком этаже живет Дуня.

Вырин увидел дрожки Минского

Ему удалось увидеть ее в прекрасной обстановке, в роскошном платье. Смотритель невольно залюбовался ею. Увидев отца, Дуня вскрикнула и упала без чувств. Минский, крайне разгневанный, грубо вытолкнул старика на лестницу.

Самсон Вырин увидел свою дочь.

Снова на станции

Самсон Вырин вернулся на свою должность, и третий год уже живет в одиночестве. О Дуне нет ни слуху ни духу. Старый смотритель не знает, жива она или нет. Для него мучительна мысль, что Дуня наскучила Минскому и пропадает где-нибудь с голью кабацкою: «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил».

Третий приезд

Прошло еще некоторое время, и рассказчик снова проезжал эти места. Он вспомнил о своем приятеле. Оказалось, станция, где служил смотритель, уничтожена. Повествователь поехал в знакомое село к почтовому домику и узнал, что Самсон Вырин умер год назад. В доме его живет пивовар. Причина смерти — сильно пил.

Сын пивовара проводил приезжего барина до могилы смотрителя и поведал, как побывала здесь прекрасная барыня. Приехала она на шестерке лошадей, были с ней трое барчат, кормилица и моська. Когда ей сказали о смерти старого смотрителя, она заплакала, а потом пошла на кладбище и долго лежала на могиле пластом.

История создания

Период написания повести — знаменитая Болдинская осень 1830-го. В начале сентября Пушкин приехал в родовое поместье Болдино, чтобы как можно быстрее решить свои финансовые проблемы. Однако из-за эпидемии холеры он задержался в имении на всю осень.

Пушкин ожидал, что будет томиться в долгой скуке, но, как обычно, осенью его посетило особое вдохновение. Среди шедевров, написанных в Болдино, появились и «Повести Белкина». «Станционный смотритель» был созда уже к середине сентября.

Герои произведения, их краткая характеристика

Герои повести представлены характерами типическими: тип «маленького человека», тип богатого дворянина и другие.

Самсон Вырин

Самсон Вырин. Кадр из фильма "Станционный смотритель" 1972 г.

Это чиновник четырнадцатого класса, смотритель почтовой станции, «маленький человек». Должность его нелегка: проезжающие требуют лошадей днем и ночью, приходится терпеть их плохое настроение, сносить брань, а то и побои — все это за небольшое жалованье. Между тем рассказчик называет сословие смотрителей почтенным, а память одного из них (Самсона Вырина) считает драгоценной для себя.

Вырин трудолюбив, на жизнь свою не ропщет, в пятьдесят лет он еще бодр и свеж. На зеленом сюртуке его три медали за воинские заслуги. Самсон вдов, его отрада — единственная дочь Дуня, красавица, умница, хорошая хозяйка. В бедном, но чистом и уютном доме он был счастлив. Наверняка Самсон Вырин мечтал, что Дуня выйдет замуж за доброго человека, будут у него внучата — детей он любил. Побег дочери с гусаром стал для смотрителя страшным ударом.

С современной точки зрения Вырина часто называют эгоистом, который не желает счастья своей дочери, захотевшей лучшей жизни. Для Пушкина, убежденного в незыблемости моральных устоев, смотритель несчастен из-за падения Дуни. Отцовская любовь Самсона все готова простить, и он как мог пытался вернуть заблудшую овечку. Но безуспешно. Знакомый советовал ему жаловаться. Смотритель подумал и решил отступиться. Жалоба могла стать большой неприятностью для Дуни.

Самсон знает свое место и с похитителем своей дочери говорит униженно. Но и у маленького человека есть чувство собственного достоинства: бросил и растоптал Вырин деньги Минского — отступное за дочь. Подумав, он вернулся за ассигнациями, которых уже не было. Возвращение за оскорбительными деньгами от безденежья после болезни — без гроша пришел пешком Петербург, а на обратный путь уже и сил не оставалось после пережитого.

Неизвестность о судьбе дочери изводила Самсона Вырина. Мысль, что Дуня, брошенная Минским, пропадает на улице, была для него настолько невыносима, что смерть для нее он считал лучшей долей. Мир маленького человека с его радостью рухнул, осталась боль, которую он заглушал вином. Спившийся смотритель умер в одиночестве, так и не узнав ничего о дочери.

Дуня (Авдотья Самсоновна)

Дуня (Авдотья Самсоновна). Кадр из фильма "Станционный смотритель" 1972 г.

Дочь станционного смотрителя. В начале повествования — 14-летняя девочка, которая поразила своей красотой рассказчика. Всем проезжающим Дуня нравилась. Барыни одаривали ее то платочком, то сережками, курьеры и фельдъегери беседовали с нею по полчаса. Девочка, не смущаясь, вела разговор, будто видела свет.

Дуня уже сознавала силу своей красоты и спешила показаться какому-нибудь разбушевавшемуся барину, чтобы утихомирить его. Она любила своего отца и была ему помощницей. Способная, смышленая девочка успевала сделать жилище уютным, еду приготовить и платье себе пошить.

Уже тогда Дуня могла воображать себя в иной обстановке, считать себя достойной лучшей участи, чем скромная жизнь в почтовом домике. Став немного постарше, девушка отважилась на побег из родительского дома с ротмистром Минским, гусаром-аристократом из Петербурга. Она любила отца и плакала по дороге в Петербург, но ехала по своей воле. Что влекло ее в неизвестность — любовь к гусару или жизнь, обещанная соблазнителем?

Влюбиться в 16–17 лет девушке ничего не стоит, и жизни хочется богатой, красивой. Но ведь она понимала, что не под венец ее везет Минский, что отцу она причинит горе, плакала, но ехала за другой жизнью. Не проявила воли, ответственности. Можно извинить ее «ветреностью молодых лет». Но как  здесь не вспомнить Машу Миронову («Капитанская дочка»), которая отказалась выходить замуж за любимого Петра Гринева только потому, что отец его не дал благословения на их брак.

Дуня стала содержанкой богатого барина, которая полностью зависит от него и у которой нет ничего своего. Положение содержанки не признано моралью, законом и людьми. Находясь во власти своего содержателя, она не могла навестить отца, хотя, конечно же, скучала по нему. Хуже всего, что дочь за годы разлуки не подала никакой весточки о себе, не хватило ей характера нарушить запрет Минского. К родителю она приехала уже с детьми. Повзрослев, став матерью, Дуня с раскаянием плакала на отцовской могиле.

Рассказчик

В предисловии «От издателя» упоминается, что Иван Петрович Белкин все истории, записанные им, слышал от разных лиц. «Смотритель» рассказан титулярным советником А. Г. Н. В табеле о рангах титулярный советник значится чином девятого класса.

Господин А. Г. Н говорил, что по молодости лет находился в маленьком чине. Возможно, это был тринадцатый чин. По делам службы ему приходилось много ездить. А. Г. Н. ценил людей не за чины, и разговоры со станционными смотрителями, из которых можно вынести много поучительного, он предпочитал речам какого-нибудь коллежского советника. Особенно дорожил он памятью о станционном смотрителе Самсоне Вырине.

Рассказчик человек добрый. Он глубоко сочувствует горю бедного отца, сожалеет о Дуне. В последний приезд к домику смотрителя он неожиданно узнал о запоздалом приезде Дуни. Из рассказа мальчика он представил картину лежащей на могиле блудной дочери — справедливость восторжествовала. После этого он уже не жалел о поездке и семи истраченных рублях.

Минский

Минский. Кадр из фильма "Станционный смотритель" 1972 г.

Ротмистр Минский — герой второго плана. Этот персонаж влияет на жизнь главных героев, меняет ее, но повествователь с ним не встречался.

Гусар Минский — человек молодой, красивый, богатый. Такому совсем не трудно вскружить голову молоденькой девушке. Минский не церемонится с людьми, стоящими ниже него по иерархической лестнице. С криком и бранью обрушился он на смотрителя, старого солдата, годящегося ему в отцы, и готов был избить его нагайкой. Остановился гусар он не от угрызений совести, а от появления красивой девушки. В своем праве богатого и сильного Минский не сомневается.

Ротмистр остается глух к просьбе отца о возврате дочери и не дает ему увидеться с ней. Ведет он себя не лучшим образом — грубо выталкивает старика. Гусар был влюблен, но любил ли он Дуню? Если бы любил, плюнул бы на все сословные предрассудки и попросил у Вырина руки его дочери. Минский эгоист. Увозя Дуню, он думал лишь о своем желании — обладать красивой игрушкой. То, что он ломает жизнь живых людей, его мало волновало. Тем более что эти люди гораздо ниже него по положению.

Нельзя сказать, что Минский отпетый негодяй. Он впадает в замешательство при первой встрече с Самсоном Выриным в Петербурге, извиняется, обещает счастье для Дуни и пытается возместить моральный ущерб Вырину ассигнациями. Таков он в спокойном состоянии. В гневе Минский неуправляем и благородством не отличается. Можно ли быть счастливой с таким человеком, даже если состоять с ним в браке? А уж зависеть от капризов и настроения содержателя такого нрава — душевная мука.

По закону Минский совершил уголовное преступление — похищение девицы из дому с непотребной целью. Ему грозила тюрьма, заяви только Вырин в полицию. Не потому ли он так нервничал при появлении смотрителя: «…что ты за мною всюду крадешься, как разбойник?». Вырин не пошел в полицию. Его Дуне в этом случае грозило скандальное возвращение домой — под конвоем, а он любил дочь и не хотел ей позора.

Жанр и литературное направление

Сам Пушкин определил сочинения Ивана Петровича Белкина как повести, в том числе и «Станционный смотритель». Произведение несет в себе все признаки данного прозаического жанра: небольшой объем, ограниченное количество героев, а также сюжетных линий. Для «Станционного смотрителя», как для всех повестей цикла, характерен глубокий психологизм.

Литературное направление, в котором написана повесть, — реализм. История, изложенная в повести, правдоподобна. Типические характеры даны в типических обстоятельствах.

Типичен образ смотрителя — человека незаметного, но необходимого, наделенного достоинствами, но в условиях социального неравенства часто унижаемого.

Типичен гусар, который беспардонно ведет себя в отношении человека низкого сословия, сорит деньгами, которые выигрывает и проигрывает.

Типична ситуация, когда бравый гусар увозил красотку-простолюдинку и делал ее содержанкой. Она рожала детей, которым содержатель свою фамилию не давал, но о будущем бастардов так или иначе заботился. Как правило, такой гусар-игрок со временем находил выгодную партию для женитьбы, невесту своего круга, а любовнице давал отступное.

Тема

Название повести «Станционный смотритель» подсказывает, что герой произведения — низший гражданский чин, по Табели о рангах — 14 класс, коллежский регистратор.

Чем таким примечателен этот «коллежский регистратор, почтовой станции диктатор», что автор сделал его центральным героем? Человек этот незначителен и мал в глазах людей, привыкших к почитанию чинов. А перед Богом он честен, добр, старателен в службе, не ропщет на свою смиренную долю и понимает жизнь правильно. По чувствам и сердечной боли этот мелкий чиновник не уступает королю Лиру.

Горе Самсона Вырина — это потерянная честь его дражайшей дочери. Не случайно стены его домика украшала серия картинок на тему притчи о блудном сыне из Евангелия. Если в «Капитанской дочке» Петр Гринев и Мария Миронова живут по завету «Береги честь смолоду», то «Станционный смотритель» — повесть о нарушении этого завета, осознании его справедливости и об ответственности.

Тема повести «Станционный смотритель» — потеря чести, ответственность за собственную судьбу и судьбу близких.

Идея

Когда смотритель увидел дочь, сидящей в прекрасно обставленной комнате и одетой со всей роскошью моды, он невольно залюбовался ею, но не мог радоваться ее блеску. Вырин понимает, что этим внешним блеском не скрыть и не изменить реального положения его дочери — содержанки. Минский даже не живет с ней. Он посещает ее, прислуга называет его гостем: «У Авдотьи Самсоновны гости!».

Состояние Дуни в богатой квартире хрупко и неопределенно, здесь все, до последней тряпки, не ей принадлежит, она ничем не может распоряжаться по своему усмотрению.

Когда гусар Минский появился в станционном доме, Дуня сидела за перегородкой и шила себе платье. Конечно, это было самодельное скромное платье, но оно было ее — Дунино. Она была хозяйкой в доме. Эту чистую жизнь она променяла на постыдное положение содержанки.

Минский, отказывая Самсону Вырину возвратить дочь, приводит довод: «…она отвыкла от прежнего своего состояния». Следующий довод куда весомее: «Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось». Чего не забыть, что именно будет отравлять всю оставшуюся жизнь? Потеря чести.

Идея повести:

Честная бедность и доброе имя дороже жизни в роскоши, полученной путем бесчестия.

Проблематика

В повести нашли отражение нравственно-социальные проблемы общества.

Проблема морали

Великий А. С. Пушкин не считал моральные устои христианского общества предрассудками, он понимал их непреложность. Поступок Дуни многие наши современники считают смелым: она действовала вопреки предрассудкам отца об обязательности церковного брака. Мораль, принятая в обществе, для Пушкина незыблема при любых условиях, даже если она неудобна чем-то. Согласно моральным устоям церковный брак нерушим, даже если в него вступили без радости. Остальное — грех, даже если в нем есть любовь.

Поэтому Марья Кириловна («Дубровский»), обвенчавшись с нелюбимым князем Верейским, говорит запоздавшему Дубровскому: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского… Я ждала вас до последней минуты».

Дуня, ступив на путь беззакония, разрушила жизнь отца и свою сделала некрасивой, безрадостной, отягченной сознанием вины.

Проблема социального неравенства

Социальное неравенство — проблема неистребимая. Даже в эпоху социализма она существовала под прикрытием лозунга о равенстве и братстве. Безусловно, в эпоху крепостного права социальное неравенство проявлялось намного острее. У Пушкина в «Станционном смотрителе» речь скорее о другом — о нравственной стороне этой проблемы.

Человека, в каких бы чинах он ни был, следует уважать. Уважать его человеческое достоинство, его преклонные лета, честный труд, заслуги старого солдата и прочее. Безнравственно вел себя бравый ротсмистр Минский, замахиваясь на пожилого смотрителя нагайкой. Ни Самсон Вырин, ни Дуня не удивились такому поведению и не возмутились им — оно в порядке вещей. Дуня такого типа еще и полюбила. И с ней он поступил безнравственно.

Этому та же причина — социальное неравенство. Между Минским и Дуней пропасть. Его родители ни за что бы не согласились на брак со сбежавшей из дому простолюдинкой. Оптимистичные предположения о ее состоявшемся венчании Дуни с Минским у Пушкина ничем не подтверждены. Карета с шестью лошадьми и моська еще не свидетельство того, что она богата и знатна. Все это, кроме моськи и детей, могло ей не принадлежать.

Упование на то, что Минский сдержал слово, данное Самсону  Вырину при первой встрече в Петербурге, сделать Дуню счастливой, пожалуй, наивно. Да и обещал он скорее из страха, что смотритель обратится в полицию.

Были случаи, когда дворяне женились на купеческих дочерях, у которых очень богатое приданое, но мещанки-бесприданницы дальше содержанок не продвигались. Если в первые дни своей влюбленности он не отважился жениться на Дуне, то позднее, когда пылкость пошла на убыль, эта мысль его вряд ли посещала.

Композиция

Структура повести представляет читателю происходящие события глазами рассказчика (А. Г. Н), за которым стоит сам Пушкин.

Последовательность элементов композиции произведения:

  • экспозиция — лирическое отступление автора, в котором он размышляет об участи станционных смотрителей;
  • завязка — знакомство рассказчика с Самсоном Выриным и его дочерью Дуней в первый приезд;
  • развитие действия — второй визит автора к смотрителю, их беседа;
  • кульминация — рассказчик узнает историю, произошедшую с Дуней;
  • развязка — смерть Самсона Вырина, о которой А. Г. Н. узнает в свой третий приезд;
  • эпилог — рассказ мальчика о барыне, из которого повествователь узнает о раскаянии Дуни.

Отзывы критики

Большинство критиков видели в «Станционном смотрителе» прототип сюжета о маленьком чиновнике, предтечу социально-обличительной литературы критического реализма об униженных и оскорбленных.

Была и психологическая трактовка повести. Так, М. Гершензон полагал причину смерти Вырина в его моральных представлениях, согласных с картинками о блудном сыне. Он называл их ходячей моралью.

Анна Ахматова высоко ставила образ Самсона Вырина, говоря о нем, что он «трогателен и величественен в своём горе».

В XXI веке появилась новая трактовка повести, основанная на вечных ценностях. Такова статья О. Д. Ильинской «Эта повесть — о потере человеком доброго имени» («Литература в школе», 2003, № 5). В. Н. Тумарь развивает тему, заявленную в статье Ильинской, в работе «К вопросу о нетрадиционной трактовке по вести А. С. Пушкина».

Экранизация

Первая экранизация фильма «Станционный смотритель» по мотивам повести Пушкина состоялась в 1918 году, режиссер Александр Ивановский.

В 1925 году вышел фильм «Коллежский регистратор» режиссеров Юрия Желябужского и Ивана Москвина.

Самая известная экранизация повести принадлежит режиссеру Сергею Соловьеву. Телефильм «Станционный смотритель» вышел на экраны в 1972 году. В главных ролях Николай Пастухов (Вырин), Марианна Кушнерова (Дуня), Никита Михалков (Минский), Геннадий Шумский (рассказчик).

В зарубежном кинематографе XX века сюжет повести Пушкина использовался в фильмах девяти стран, в Финляндии — дважды.

Скачать обзор:
Используемые материалы:
Для иллюстрации стати использовались кадры из фильма «Станционный смотритель» (драма, реж. Сергей Соловьев, 1972 г.)

К вопросу о нетрадиционной трактовке по вести А. С. Пушкина

Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Лариса Федосеева

Редактор, автор статей. Филолог (русский язык и литература).

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.