Краткое содержание и анализ рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»

Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» входит в «Маленькую трилогию» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). В произведении речь идет о человеке, целью жизни которого стало приобретение усадьбы с кустами крыжовника. Смысл жизни, счастье, эгоизм — такие вопросы поднимает Чехов в «Крыжовнике». В «Крыжовнике» Чехов продолжает и развивает тему ограниченной, «футлярной» жизни, начатой в рассказе «Человек в футляре».

Основная информация о произведении:
На чтение оригинала: 20 минут (12 страниц).
На чтение обзора: 11 мин.
Название: "Крыжовник"
Автор:
Год написания: 1898
Год издания:
Жанр: Рассказ
Направление: Реализм
В школе: Изучается в 8, 9 и 10 классе
§ Другие произведения автора

Скачать обзор:

Краткое содержание и анализ рассказа помогут учащимся 8, 9 или 10-го класса при подготовке к уроку литературы.

Время и место

Время событий рассказа — конец XIX века, место — Российская империя, имение Софьино в средней полосе России.

Конец XIX столетия в России отличает активность общественно-политической мысли и самых разных политических течений. А. П. Чехов не политик, но его волнует и положение народа, и моральное состояние общества, поэтому в рассказе затронуты философские и нравственные проблемы человеческой жизни.

О чем произведение? Очень кратко

Мелкий чиновник Николай Иваныч одержим мечтой прикупить усадебку и насадить в ней крыжовник. Чтобы прийти к заветной цели, ему приходится в течение долгого времени откладывать деньги, отказывая себе во всем. Так продолжалось до той поры, пока он не встретил старую вдову, у которой были деньги.

Николай женился, забрал средства супруги и положил на свой счет. Жену он держал впроголодь, и на третий год она умерла. Овдовев, Николай осуществил мечту — купил имение, насадил крыжовник и зажил помещиком. Он растолстел, заважничал, стал называть себя дворянином, изрекал истины тоном министра, был совершенно счастлив и не мог нарадоваться на урожай крыжовника.

А между тем жизнь он прожил никчемную, посвятил ее ничтожной, эгоистической цели, никому не сделал добра. Достигнув своего идеала жизни — усадьбы и варенья из крыжовника, Николай стал самодовольным, у него появилось самомнение — свидетельство деградации личности.

Краткое содержание

По полю шли ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин, долгий путь утомил их. Виды вокруг были, однако, так хороши, что путники любовались родной природой. Буркин напомнил Ивану Ивановичу о его обещании рассказать одну назидательную историю. Но тут принялся лить сильный дождь, и приятели поспешили в Софьино, имение помещика Алёхина, расположенное поблизости.

Читайте также:  А. П. Чехов. «Ионыч»: краткое содержание и анализ

Мокрые, пробираясь по грязи, они нашли Алёхина на мельнице, на пороге одного из амбаров, где шумела веялка. Полный высокий помещик лет сорока, с длинными волосами был похож на профессора или художника. Он обрадовался приходу своих знакомых, проводил их в дом, где гостей встретила молодая горничная Пелагея, такая красивая, что мужчины невольно загляделись на нее.

Алёхин, погруженный в хозяйственные заботы, был немыт и небрит, облачен в давно нестиранную рубаху с веревочным пояском, вместо брюк на нем были кальсоны. Когда он с гостями мылся в купальне, вода возле него стал сначала коричневой, потом чернильного цвета.

После купальни все вернулись в дом. На втором этаже в гостиной Пелагея подавала чай с вареньем, а Иван Иваныч поведал историю о своем брате.

Их отец Чимша-Гималайский был из кантонистов, то есть сыном простого солдата, но дослужился до офицерского чина и оставил сыновьям потомственное дворянство вкупе с маленьким имением, которое вскоре ушло за долги. Иван Иваныч пошел учиться на ветеринара, а Николай стал мелким чиновником в казенной палате.

В канцелярии брат тосковал по деревенской жизни, вспоминал детство, проведенное на природе с крестьянскими ребятами. Николаю страстно хотелось обзавестись своей усадьбой, есть вкусные щи на зеленой травке, спать на солнышке и сидеть на лавочке за воротами, созерцая лес и поле.

Иван Иваныч не сочувствовал желанию брата оградиться от всего мира собственной усадьбой. По его мнению, распространенное выражение о том, что человеку нужны только три аршина земли, по сути своей ошибочно: «ведь три аршина нужны трупу, а не человеку». Стремление современной интеллигенции к жизни в усадьбах Иван Иваныч порицал. В такой усадебной жизни он видел те же три аршина земли, в которых эгоистично прячутся от шума и борьбы.

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Все интересы Николая сосредоточились на усадьбе, он читал книжки по сельскому хозяйству, откладывал деньги из своего скудного жалования на мечту — усадьбу, при которой должен быть барский дом, сад, пруд и непременный атрибут — кусты крыжовника.

Долгое время брат Ивана Иваныча недоедал, экономил каждую копейку. Когда его перевели в другую губернию, он встретил немолодую и некрасивую вдову, на которой женился из-за денег, прибрал к рукам все ее средства. Супругу свою он держал в черном теле, она голодала и от такой жизни умерла на третий год брака. Николай Иваныч даже не задумался, что виноват в смерти этой женщины.

Наконец, герой вплотную приблизился к своей цели. Он долго присматривал себе имение, но выбор остановил совсем не на том, о чем грезил. В усадьбе не было сада, пруда и крыжовника. Протекала лишь речка, грязная от стоков с кирпичного и костопального заводов. Николай не переживал, выписал двадцать кустов крыжовника, насадил и зажил барином.

Не так давно Иван Иваныч навестил брата в имении, которое тот назвал Гималайским. Везде были канавы, заборы — не подъехать. Первое, что он увидел, — толстая собака, похожая на свинью, затем появилась кухарка, тоже напоминающая свинью, и, наконец, — располневший и обрюзгший брат, который «того и гляди хрюкнет».

Николай Иваныч гордо демонстрировал приехавшему брату свое имение, а Иван Иваныч с грустью отметил, что некогда добрый и кроткий брат его, бедный чиновник  превратился в настоящего помещика, барина. Он много ел, полнел, судился с обществом и с заводами, от мужиков требовал, чтобы его называли «ваше высокоблагородие».

Николай с важностью делал добрые дела, а именно: лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой, после благодарственного молебна на свои именины ставил крестьянам полведра водки, полагая это правильным. Когда-то в казенной палате он боялся иметь собственное мнение, теперь же изрекал истины тоном непререкаемого авторитета.

Николай Иваныч утверждал, что знает народ и понимает, что ему полезно, а что вредно. По двадцать раз на дню он говорил о своем дворянстве, позабыв, что дед его был мужиком, а отец солдатом.

«Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое».

Когда вечером кухарка принесла к столу тарелку крыжовника — пробу с первого урожая, Николай с жадностью ел эти кислые, жесткие ягоды, повторяя, как это вкусно. Иван Иваныч смотрел на этого совершенно счастливого, достигшего заветной цели человека, с тяжелым чувством, близким к безысходности. И среди ночи он слышал, как Николай не спал, вставал, подходил к тарелке и ел крыжовник по ягодке.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский

Иван Иваныч думал, как много таких довольных и счастливых людей, тогда как в жизни много страшного: наглость сильных, невежество слабых, невозможная бедность, голод, вырождение, теснота, пьянство, ложь. Обо всех ужасах свидетельствует только молчаливая статистика. Он размышлял о том, что такой порядок, очевидно, имеет смысл: счастливые пребывают в довольстве, потому что несчастные молчат о своих страданиях, а без этого молчания чувствовать себя счастливым невозможно.

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Иван Иваныч вдруг осознал, что и он был самодовольным и счастливым, поучал, как надо управлять народом, как веровать. Он признавал необходимость образования и свободы для народа, но говорил, что надо подождать. А теперь он спрашивал: «Во имя чего ждать?». Теперь он уверен, что не стоит ждать, когда страдают люди.

С тех пор как Иван Иваныч уехал от брата, он возненавидел мещанское счастье. Его угнетала тишина и спокойствие улиц в городе, а самое  тягостное зрелище для него — счастливое семейство, собравшееся за столом. Герой скорбит, что он уже стар для борьбы, ночами его одолевают мысли, и он не может спать.

Закончив рассказ, Иван Иваныч в волнении прошелся по гостиной со словами: «Если б я был молод!». Затем он умоляющим голосом обратился к Алёхину не успокаиваться, не уставать делать добро:

«Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!».

Рассказ Ивана Иваныча не заинтересовал слушателей. Им хотелось в этой красивой гостиной слушать про изящных женщин, а не про бедного чиновника с мечтой о крыжовнике. Алёхину, вставшему по хозяйственным делам в третьем часу утра, очень хотелось спать. И все, наконец, разошлись, пожелав друг другу спокойной ночи.

История создания

Рассказ был написан Чеховым в имении Мелихово в июле 1898 года, в августе он был напечатан в журнале «Русская мысль».

Замыслу рассказа могла послужить история, рассказанная юристом А. Кони Л. Н. Толстому, о петербургском чиновнике, который, мечтая о парадном мундире, откладывал на него сбережения. Когда мундир был сшит, как нарочно, в это время не случилось ни бала, ни приема. Обнову пришлось убрать, а когда наряд извлекли осенью, оказалось, что золотая вышивка потускнела от нафталина. Прошло полгода, и чиновник преставился. Мундир надели на покойника.

У Чехова герой рассказа вместо мундира мечтает об усадьбе с крыжовником.

Герои произведения и их краткая характеристика

В «Крыжовнике» читатель встречается с теми же персонажами, что и в рассказе «Человек в футляре».

Главные герои

Иван Иваныч Чимша-Гималайский — рассказчик, он повествует о жизни брата Николая, выражает мысли автора.

Герой, в отличие от брата, «пошел по ученой части», выучился на ветеринарного врача. У Ивана Иваныча чуткая совесть, его беспокоят серьезные вопросы: смысл жизни, предназначение человека, есть ли у него право на счастье. Уход от проблем мира в усадьбы или иные «футляры» он называет своего рода монашеством, только без подвига, а в сущности — эгоизмом и ленью.

Иван Иваныч тяжело переживает о жизни брата, цель которой была ничтожной, о его превращении в самодовольного барина. Герой убежден, что человек не имеет права быть довольным и счастливым, когда много несчастных. Однажды счастливца обязательно настигнет беда, и никто не поможет ему, потому что его не тревожило чужое горе.

Ивана Иваныча тяготит вид счастливых семей, собравшихся за чаем, потому что он помнит о тихих людских страданиях. Он умоляет своего приятеля нести в этот мир добро, пока у того есть молодость и силы. Счастья как такового нет, считает герой, и не в нем смысл жизни. Есть что-то более великое, для чего живет человек.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский — младший брат Ивана Иваныча. С юности служил в казенной палате. У него узкий кругозор, одержим мещанской мечтой об усадьбе с деревенскими радостями, для которой копил деньги и жил очень скудно. По своей природе Николай был кротким и добрым, но в стремлении к приобретению усадьбы, человек менялся. Так, он женился по расчету, использовал женщину в своих целях и походя погубил ее.

Когда мечта бедного чиновника сбылась, жизнь его стала совсем иной — сытой. От сытости и довольства этот недалекий человек возомнил о себе много. Он пускался в рассуждения на общие темы, чувствовал себя властителем над мужиками, забыл о своем происхождении и все время подчеркивал сословную принадлежность к дворянству.

В сущности, этот человек глубоко несчастен, хотя и не понимает этого. В погоне за «крыжовником» он остался без семьи, у него нет детей, друзей, ни с кем у него нет теплых, душевных отношений. Николай достиг своей цели, но он никого не любит, очерствел душой, не способен думать о ближнем, настоящая жизнь проходит мимо него.

Образ Николая Иваныча — еще один тип «футлярной» жизни, то есть замкнутости в своем ограниченном мирке и эгоистическом самодовольстве.

Второстепенные герои

Буркин — учитель гимназии, приятель Ивана Ивановича. Рассказ о мелком чиновнике, задавшемся целью приобрести усадьбу, не впечатлил его. В обстановке гостиной с портретами в золотых рамах и коврами Буркин не был расположен к восприятию идей Ивана Иваныча, не мог разделить его переживания по поводу эгоистичных счастливцев, не замечающих чужих бед.

Алёхин Павел Константинович — помещик 40 лет. Он поднимает хозяйство своего имения и работает вровень с крестьянами. Алехин гостеприимен, но, вставший до зари и  уставший от хозяйственных забот, он не имеет сил и желания вникать, справедливо ли, умно ли то, что говорит Иван Иваныч.

Буркин и Алёхин — хорошие люди, но у каждого из них свой «футляр».

Пелагея — горничная в доме Алёхина, молодая женщина с броской красотой. Пелагея умело поддерживает чистоту и порядок, делает все быстро, тихо. Автор отмечает ее деликатность.

Жанр и литературное направление

«Крыжовник» — рассказ, поскольку представляет собой малую эпическую форму с малым числом персонажей. В рассказе обычно одна сюжетная линия, но в «Крыжовнике», как и в других рассказах, составляющих «Маленькую трилогию», использован прием «рассказ в рассказе», поэтому имеют место две сюжетных линии — внешнего рассказа и внутреннего повествования.

Литературное направление рассказа «Крыжовник» — реализм. События произведения происходят в конкретный исторический период, даны типические характеры героев, в рассказе звучат философские и социальные вопросы. Маленькая история «Крыжовника» содержит глубокие истины. Такова особенность рассказов Чехова — вмещать большой смысл в ограниченный объем.

Тема

Тема, как правило, звучит в названии произведения. «Крыжовник» — название, включающее иронию, оно говорит об ограниченности героя, для которого символом счастья и целью жизни стало имение с кустами крыжовника. Ничто в жизни его больше не интересовало, ко всем он был равнодушен. Достигнутая цель сделала его по-своему счастливым, и жизнь за пределами усадьбы его не касалась.

Тема рассказа:

довольство личным благополучием и равнодушие к чужим несчастьям.

Идея

Главная мысль рассказа заключена в словах Ивана Иваныча о «человеке с молоточком», который стучал бы каждый раз в дверь, напоминая, что есть несчастные, когда в своем  благополучии мы забываем о них.

Идея произведения:

жизнь человека имеет смысл, когда он совершает добрые поступки и заботится о ближних.

Проблематика

Проблемы в рассказе «Крыжовник» актуальны на все времена.

Есть ли счастье? Имеет ли человек право на него?

«Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом», — так говорил Иван Иваныч, а через него и сам Чехов.

Автор подразумевал невозможность полного счастья в этом несовершенном мире. Все говорят о счастье, жаждут его, но оно хрупко в нашей жизни, посещает на какие-то мгновения, как привет из лучшего мира. Наши представления о личном счастье ущербны с точки зрения того мира, поэтому смысл жизни не в нашем счастье, утверждает герой, «а в чем-то более разумном и великом», к которому человек должен стремится. И путь этот — через сострадание и любовь к ближнему.

Недостойная цель и деградации личности

Герой, в юности отличавшийся добротой и кротостью, в погоне за своей обывательской мечтой деградировал. Он загордился, погряз в самодовольстве, оставаясь недалеким и глупым человеком, утратил доброту, стал черствым.  Будь у Николая цель возвышенная, личность его стала бы более совершенной.

Средства достижения цели

Оправдывает ли цель средства? Этим вопросом люди задаются, когда жизнь ставит их перед трудным выбором. В душе каждый понимает, что даже самая прекрасная и благородная цель не оправдывает недостойных путей ее достижения. Усовестился ли Николай Иваныч хоть на минуту, когда забрал у жены все деньги, а потом загнал ее в гроб? И все это ради милой мечты — усадьбы, вкусных щей на зеленой травке, пруда с рыбками и т. д.

Безнравственный поступок в достижении цели только усугубляет распад личности, а достигнутая цель оказывается не такой, какой была в мечтах. Вместо привлекательной усадьбы с садом и прудом, Иван Иваныч увидел канавы, заборы, грязную от промышленных стоков речку, но брат его, как под гипнозом, был доволен.

Композиция

Особенность композиции «Крыжовника» — «рассказ в рассказе».

Композиция произведения в целом

  • Экспозиция — описание пути двух приятелей, Буркина и Ивана Иваныча.
  • Завязка — напоминание Буркина Ивану Иванычу о том, что тот хотел рассказать какую-то поучительную историю.
  • Развитие действия: ненастье, захватившее путников; прием гостей в доме Алёхина; посещение купальни; вечер в уютной гостиной.
  • Кульминация — рассказ Ивана Иваныча о своем брате и его философские размышления.
  • Развязка — реакция слушателей на рассказ и размышления Ивана Иваныча.

Композиция рассказа Ивана Иваныча Чимши-Гималайского

  • Экспозиция — рассказ об отце братьев, их детстве, жизни Николая до покупки имения.
  • Завязка — поездка Ивана Иваныча к брату.
  • Развитие действия — тягостные впечатления  героя от самой усадьбы, от вида растолстевшего брата, его поведения и жизненной позиции.
  • Кульминация — принесенная кухаркой во время вечернего чая тарелка собственного, впервые собранного крыжовника, что вызвало слезы и крайнее волнение Николая Иваныча.

Формальной развязки здесь нет, что характерно для поздних рассказов Чехова. Будущее Николая Иваныча Чимши-Гималайского нетрудно угадать: он будет дальше «наслаждаться» жизнью в своем поместье.

Отзывы критиков

Большинство критиков и писателей высоко оценили рассказ «Крыжовник».

Театральный критик В. И. Немирович-Данченко хвалил колорит, общий тон, фон, язык рассказа и особенно — хорошие мысли.

Крупный литературовед Б. М. Эйхенбаум писал, что в «Крыжовнике» Чехов перешел от диагноза к вопросам лечения: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». По словам Б. Эйхенбаума,

«Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком».

Советский и российский литературовед Г. П. Бердников назвал простейшую и, вроде бы, невинную историю в «Крыжовнике» драмой: чиновник с большим трудом накопил деньги, купил имение, вырастил крыжовник, но у Чехова страстная мечта чиновника так овладевает им, что в итоге лишает человеческого облика.

Экранизация

В 1967 году режиссеры Леонид Пчёлкин, Всеволод Платов и Лидия Ишимбаева сняли по рассказу «Крыжовник» одноименный фильм.

В течение первых восьми минут зритель наблюдает черно-белый фото-ряд, сопровождаемый неторопливым голосом рассказчика. Само действие начинается на 9-й минуте.

Роли исполняли Александр Борисов, Николай Гриценко, Юрий Яковлев и Всеволод Платов.

В 2007 году к рассказу Чехова «Крыжовник» обратился американский режиссер Кристофер Комптон и создал одноименный фильм.

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Лариса Федосеева

Редактор, автор статей. Филолог (русский язык и литература).

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.