А. С. Пушкин. «Борис Годунов». Краткое содержание и анализ

Борис Годунов

С трагедией А. С. Пушкина «Борис Годунов» школьники впервые знакомятся в 7 классе. К более глубокому изучению этого сложного произведения учащиеся средней школы приходят в 10 классе. Предлагаем краткое содержание и анализ трагедии, что поможет в подготовке к уроку литературы и осмыслении произведения.

О произведении:
На чтение оригинала: 1 час 30 минут (67 страниц).
На чтение обзора: 15 мин.
Название: «Борис Годунов»
Автор:
Год написания: 1825
Год издания:
Жанр: Трагедия
Направление: Реализм
В школе: Изучается в 7 и 10 классе
§ Другие произведения автора

Скачать обзор:

Драматическое произведение Пушкина «Борис Годунов» посвящено событиям русской истории конца XVI – начала XVII вв. — царствованию Бориса Годунова и походу на Москву Лжедмитрия I.

Время и место событий

Действие «Бориса Годунова» вмещает период семь с лишним лет — 1598–1605 гг. События происходят в разных местах: в Москве (царских палатах, площади, келье Чудова монастыря), корчме на границе с Литвой, Польше.

О чем произведение? Очень кратко

После смерти царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, страной стал править Борис Годунов. Восшествие Бориса на трон связано с загадочной смертью царевича Димитрия — младшего сына Ивана Грозного. В этих обстоятельствах появляется самозванец, выдающий себя за живого царевича, — Лжедмитрий. Цель самозванца — захватить трон обманом.

Читайте также:  Тест по произведению Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"

Краткое содержание

Трагедия разбита автором на 23 сцены.

Сцена 1. Кремлевские палаты

20 февраля 1598 года. Князья Шуйский и Воротынский обсуждают положение безвластия, сложившееся после кончины Федора Иоанновича. Борис Годунов со своей сестрой Ириной, царственной вдовой, уже месяц находится в монастыре. Он не желает принять московский престол, потому что якобы отошел от всего мирского.

Годунов

Отказ Бориса от престола народ истолковывает так, как нужно Годунову: «Его страшит сияние престола». Хитрый и проницательный Василий Шуйский отлично понимает ход Бориса и предвидит, как будут развиваться события:

Народ ещё повоет да поплачет,
Борис ещё поморщится немного,
Что пьяница пред чаркою вина,
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится…

Отказаться от власти Годунов не может, по мнению Шуйского, ведь тогда кровь царевича-младенца была бы пролита напрасно. Именно Бориса князь Шуйский считает виновным в смерти царевича Димитрия.

Сцена 2. Красная площадь

Народ, собравшийся на площади, обеспокоен упорством Бориса: «О боже мой, кто будет нами править? О горе нам!».

Думный дьяк Щелкалов объявил, что заутра патриарх отслужит молебен. Затем он «воздвижется» с хоругвями и иконами, за ним бояре, дворяне, выборные люди и весь народ московский в последний раз отправится в Новодевичий монастырь, чтобы сообща молить вдовствующую царицу, чтобы благословила Бориса на царство.

Сцена 3. Девичье поле. Новодевичий монастырь

Народ с воем и плачем умоляет Годунова стать царем. Борис, как и предвидел Шуйский, согласился. Народ ликует.

Сцена 4. Кремлевские палаты

Борис в обществе патриарха и бояр произносит тронную речь. Говорит, что принимает «власть великую со страхом и смиреньем». Бояре присягают Годунову. Воротынский напоминает Шуйскому о его предвидении в развитии событий, но «лукавый царедворец» уже ничего не помнит, советует забыть и Воротынскому.

Сцена 5. Ночь. Келья в Чудовом монастыре

1603 год. Монах Пимен приближается к завершению летописи. В келье Пимена молодой инок Григорий. Он пробуждается ото сна. На воспоминания старого монаха о бурной молодости Григорий сокрушается о своей жизни, в которой он ничего не видел, кроме монастырей.

Как весело провел свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Пимен возражает юноше:  «Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привел». Вдобавок он упоминает царей Иоанна и Феодора, стремившихся обустроить свою жизнь по-монашески. Григорий завел разговор о смерти царевича Димитрия, зная, что отец Пимен был в Угличе, когда совершилось злодейство.

Старец знал о причастности Бориса Годунова к убийству младенца и считал избрание его царем трагедией.

О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.

Григорий поинтересовался, каких лет был убиенный царевич. Пимен обмолвился, что он был бы сейчас одних лет с Григорием. Прошло 12 лет, с тех пор как погиб семилетний Димитрий.

Сцена 6. Палаты Патриарха

Игумен Чудова монастыря докладывает патриарху, что инок Григорий Отрепьев сбежал. Он одержим идеей стать «царем на Москве». Патриарх распорядился поймать беглеца и сослать в Соловецкий монастырь на вечное покаяние.

Сцена 7. Царские палаты

Борис Годунов с предсказателем.

Царь заперся в опочивальне для очередной беседы с каким-то колдуном. Гадатели, кудесники ему постоянно требуются. Царь выходит мрачным. Он достиг высшей власти, но это не сделало его счастливым. Борис много сделал для народа, стараясь снискать его любовь. Тщетно. «Живая власть для черни ненавистна…», — рассуждает Борис.

Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!

Народ обвиняет Бориса во всем, и царю не в радость власть и жизнь. Не только нелюбовь народа делает Годунова несчастным, причина глубже: на совести царя лежит преступление, которое лишает его душевного спокойствия.

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»
«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»

Сцена 8. Корчма на литовской границе

Переодетый мирянином, Григорий Отрепьев вместе с Мисаилом и Варламом, бродягами-чернецами, зашел в корчму. От хозяйки он узнает, как добраться до Литвы, минуя заставы. Появляются приставы, которые разыскивают Отрепьева, у них царский указ с приметами беглеца. Григорий как знающий грамоту зачитывает указ, но свои приметы утаивает, описывая внешность пятидесятилетнего Мисаила. Обман незамедлительно раскрывается, Отрепьев бросается в окно и исчезает.

Григорий Отрепьев

Сцена 9. Москва. Дом Шуйского

В доме Василия Шуйского гости. Среди них Афанасий Пушкин Он остается, когда гости расходятся, и сообщает хозяину важную новость, полученную из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина. Оказывается, сын Грозного Димитрий жив, он появился при дворе польского короля Сигизмунда. Юноша всем по нраву умом, приветливостью и ловкостью, сам король приблизил его к себе и обещал помощь.

Шуйский не сомневается, что это самозванец, но видит в нем опасность. Если эта весть дойдет до народа, «быть грозе великой», такой, «что вряд царю Борису сдержать венец на умной голове».

Сцена 10. Царские палаты

Шуйский сообщает Борису о самозванце в Кракове, выдающего себя за царевича Димитрия, которого поддерживает король Сигизмунд и паны. Борис взволнован, он требует от Шуйского честного ответа о деле тринадцатилетней давности в Угличе, куда тот был послан на следствие. Был ли действительно мертв Димитрий?

Шуйский утверждает, что видел труп царевича в течение трех дней в соборе, при этом говорит о нетленности тела Димитрия:

Но детский лик царевича был ясен,
И свеж, и тих, как будто усыпленный.

Сцена 11. Краков. В доме Вишневецкого

Самозванец (Григорий Отрепьев) объявляет своим сторонникам, что завтра они выступают из Кракова. На три дня он намерен остановиться в Самборе у воеводы Мнишека. Он обещает всем то, что от него ожидают: иезуиту Черниковскому — подчинение Руси власти Папы Римского; польскому поэту — положение при дворе; сыну опального Курбского — свою милость; беглым казакам — «верный вольный Дон».

Сцена 12. Замок воеводы Мнишка в Самборе

В гостях у Мнишека Смозванец очарован его дочерью Мариной, которая расставила свои сети для московского царевича. Ее отец уверен, что она будет царицей. Самозванец занят только Мариной, поход откладывается.

Сцена 13. Ночь. Сад. Фонтан

Ночью в саду у фонтана встречаются Самозванец и Марина. Лжедмитрий опьянен любовью, он охладел к своей мечте о московском престоле, ему нужна только любовь Марины. Но панна Мнишек тщеславна, ее холодный, надменный ум занят честолюбивыми планами. Любовные излияния «царевича» ей не нужны, она требует действия. Марина согласна только на роль влиятельной супруги, помощницы московского царя.

В любовном дурмане герой признается красавице в самозванстве, так как он уязвлен ее любовью к нему за «царское рожденье». Марина оскорблена, ей не нужен беглый чернец с его любовью, цель Мнишек — московский трон. Панна отдает должное дерзости самозванца, но, испытывая, унижает его до тех пор, пока он не оскорбился, не почувствовал вновь себя Димитрием и не заговорил с ней гордо:

Царевич я. Довольно, стыдно мне
Пред гордою полячкой унижаться. —
Прощай навек…

Сцена 14. Граница литовская

Самозванец ведет полки. 16 октября 1604 года он приблизился к литовской границе. Ему не дает покоя тяжкая дума:

…я Литву
Позвал на Русь, я в красную Москву
Кажу врагам заветную дорогу!…

Всякому греху требуется оправдание, и Самозванец находит его:

Но пусть мой грех падет не на меня
— А на тебя, Борис-цареубийца!

Полки переходят границу.

Сцена 15. Царская дума

Царь  поражен, что какой-то беглый инок стал для него настоящей угрозой. Дружины Самозванца осадили Чернигов. Борис отдает приказ разослать воеводам указы, чтобы те высылали людей на службу. Более всего опасны слухи о живом царевиче Димитрии, которые Самозванец распространил и вызвал брожение умов в народе.

Патриарх предлагает святые мощи царевича перенести в Кремль, чтобы народ увидел обман злодея. Шуйский полагает, что не надо святыню делать орудием в делах мирских и вызывается лично взяться за успокоение народа и раскрыть обман Самозванца.

Сцена 16. Равнина близ Новгорода-Северского

21 декабря 1604 года под Новгород-Северским идет битва Самозванца с русским войском, союзники называют «царевича» отчаянным головорезом. Русские бегут.

Сцена 17. Площадь перед собором в Москве

В соборе отслужили обедню, Григория Отрепьева предали анафеме, а царевичу Димитрию поют «вечную память». На площади перед собором столпился народ. Появляется юродивый Николка в железном колпаке и веригах, его окружили мальчишки, дразнят и отбирают копейку. Из собора вышел царь, Николка жалуется ему на мальчишек и говорит: «Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». Царь просит юродивого молиться за него, но тот вослед ему произносит: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит».

Юродивый николка и Борис Годунов

Сцена 18. Севск

Самозванец допрашивает пленного. От него он узнает о том, что происходит в Москве и войске Годунова. На завтра назначается бой.

Сцена 19. Лес

У Севска Самозванец потерпел полное поражение, но он не впадает в уныние. Беспечность Лжедимитрия удивляет Гаврилу Пушкина. «Хранит его, конечно, провиденье», — находит Пушкин объяснение бодрости духа Самозванца.

Сцена 20. Москва. Царские палаты

Борис не радуется победе, он оказалась тщетной. Лжедмитрий снова собрал войско и угрожает царю со стен Путивля. Бояре вызвали недовольство царя, он возлагает надежды на Басманова, не отличающегося родовитостью, но умного: «Не род, а ум поставлю в воеводы».

Однако вскоре после беседы с Басмановым с царем случилось несчастье:

На троне он сидел и вдруг упал —
Кровь хлынула из уст и из ушей

Борис умирает. Он просит о разговоре с царевичем наедине. Благословляя любимого сына на царство, Годунов надеется один ответить за содеянное перед Богом, ведь сын его непорочен, и царствовать будет по праву. На прощание он дает царевичу напутствие, как править страной.

Борису становится хуже. К нему приходят патриарх, бояре, царица и царевна. Умирающий царь требует крестную клятву с бояр и Басманова верно служить Феодору. Они клянутся. Бориса начинают постригать в схиму.

Сцена 21. Ставка

Басманов возведен Феодором на высокий пост — «начальствует над войском». К нему послан Пушкин от имени Димитрия. Самозванец предлагает Басманову дружбу и «первый сан по нем в Московском царстве», взамен от Басманова требуется подать «пример благоразумный, Димитрия царем провозгласить».

Басманова страшит возможная измена присяге, предательство «младого венценосца», «бесчестье в род и род». но Пушкин приводит веский довод силы Лжедмитрия:

Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением; да! мнением народным.

Басманов колеблется.

Сцена 22. Лобное место

Боярин Пушкин с амвона кланяется народу от имени царевича Димитрия, «царя законного», «внука Мономаха». Он убеждает «московских граждан», что Россия уже покорилась Димитрию, и сообщает, что «Басманов сам с раскаяньем усердным / Свои полки привел ему к присяге».

Боярин Пушкин на лобном месте

Пушкин призывает людей целовать крест законному владыке. Народ подхватывает: «Да здравствует Димитрий, наш отец!». Мужик, поднявшийся на амвон, зовет толпу идти в царские палаты и «вязать Борисова щенка». Толпа с готовностью несется, крича:

Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!
Да гибнет род Бориса Годунова!

Сцена 23. Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца

Семья Бориса Годунова взята под стражу. Сын Феодор и дочь Ксения у окна. В толпе раздаются противоречивые возгласы. Кто-то жалеет детей: «…бедные дети, что пташки в клетке», другие не знают сочувствия: « Есть о ком жалеть! Проклятое племя!».

В дом вошли бояре Голицын, Мосальский, Молчанов, Шерефединов и трое стрельцов. Послышался шум в доме, крик, женский визг. На крыльцо вышел Мосальский и объявил народу, что Мария Годунова и ее сын Феодор отравились ядом, они мертвы. Народ охвачен ужасом и молчит.

Мосальский:

Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Народ отвечает безмолвием.

История создания

Замысел драмы на тему царствования Бориса Годунова возник у Пушкина, когда он читал «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина (IX и XI тома).

В рукописном варианте трагедия первоначально называлась «Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве». Название исторической драмы перекликалось с жанром народной комедии. За историческую основу Пушкин взял факты в «Истории…» Карамзина. Вместе с тем в трагедии имеет место художественный вымысел. Нет подтверждения в исторических источниках описания смерти царя Федора, истории об исцелении слепца. Карамзин также не упоминал о таких фигурах, как Афанасий Пушкин и сын князя Андрея Курбского.

Пушкин отказался от прямого намека на современную историю, но усматривал скрытую связь между узурпаторством Бориса Годунова, Смутой и ситуацией с восшествием на престол Александра I после убийства Павла I. Автор также соотносил недовольство самодержавием представителей древних родов Московского царства, утративших влияние, с аристократической оппозицией своего времени, предвидя дворянский мятеж против монарха.

Трагедия стала показателем полного разрыва Пушкина с романтизмом и решительного перехода к реализму в подаче образов персонажей. Называя свое произведение «романтической трагедией», поэт ниспровергал каноны классической драматургии, выбирая свободу в творчестве.

Публикация пьесы с цензурными сокращениями состоялась в конце 1830 года, датой издания считается 1831 год. На сцене трагедия появилась лишь в 1866-м году, до этого действовал запрет на театральную постановку пьесы.

Герои произведения и их краткая характеристика

Вопреки классическому правилу, допускающему не более 10 действующих лиц, Пушкин задействовал около 60 персонажей всех слоев общества: от монарха до «мужика на амвоне».

Главные герои

Выделение главных героев можно назвать условным. В трагедии Пушкин противоречит всем традициям, и главный герой отсутствует. Так, Годунов фигурирует только в шести сценах из 23-х, а после его смерти действие продолжается.

Долгое время считали, что Пушкин роль главного героя и творческой силы истории отдал народу. Такой трактовки придерживался литературовед С. М. Бонди. Сам Пушкин, однако, раздумывая над общей, соединяющей народ и отдельного человека, судьбой, ввел в трагедию невидимого героя, направляющего действие.

Этот герой — Провидение, высшая справедливая Сила, которая определяет ход истории.

Борис Годунов

Борис Годунов

Борис получил престол после смерти царя Федора Иоанновича. Брат его царственной супруги Ирины, он не имел прямого права на престолонаследие. Прямым наследником, был малолетний царевич Димитрий, сын Ивана Грозного. Борис устранил это препятствие и получил вожделенную власть, обставив дело так, что его всем миром долго умоляли взять престол.

Годунов в трагедии не похож на классического злодея. Этот узурпатор, пришедший к  власти через невинную кровь ребенка, оказывается талантливым правителем, пекущимся о благе своих подданных, любящим отцом и несчастным человеком, которого мучает совесть. Его не радует власть, любви народа он не добился, несмотря на свои благодеяния.

Пушкин вместе с Карамзиным был уверен в виновности Бориса. Среди современных историков есть сомнения в причастности Годунова к гибели царевича Димирия.

Григорий Отрепьев (самозванец, Лжедмитрий)

Григорий Отрепьев (он же Лжедмитрий)

Григорий происходил из «роду Отрепьевых, галицких боярских детей». С юности где-то постригся в иноки и «шатался по разным обителям». В Чудовом монастыре Григорий был отдан под начало старцу Пимену. Молодому иноку всего 19 лет, он хорошо знает грамоту. По натуре Григорий авантюрист, ему тягостна тихая и однообразная иноческая жизнь. Он завидует Пимену, чья молодость прошла в сражениях.

Одержимый беспокойным духом, Григорий решается принять на себя образ царевича Димитрия, своего ровесника, якобы спасшегося. Эту затею он оправдывает для себя намерением призвать царя Бориса к ответу за злодеяние, но на самом деле им руководит мечта о необыкновенной жизни. Между тем, страшный конец свой он, как предупреждение, трижды видит во сне:

Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось —
И, падая стремглав, я пробуждался…

Став самозванцем, Григорий проявил сметливость, привлек на свою сторону заинтересованных людей. «Умен, приветлив, ловок», Лжедмитрий обворожил всех. Пушкин не ограничивается в изображении характера Отрепьева одной доминирующей страстью. Григорий честолюбив, но вместе с тем пылок, способен на искреннее чувство, отважен.

Отрепьев погряз во лжи, но совесть еще не смолкла в нем, она терзает самозванца угрызениями, когда он ведет врагов на русскую землю. Лжедмитрий, однако, перекладывает ответственность за свой поступок на Годунова. Ступив на ложный путь, Григорий неизбежно попирал все нравственные законы.

Народ

Пушкин изображает народ в трагедии вовсе не «гласом Божиим». Народ по наущению бояр умоляет Бориса стать царем, и в молитве «за царя Ирода» народный грех. Не только Борис, но и народ повинен в нашествии поляков и наступлении Смуты. Разум народа помрачен грехом, есть что-то стихийное и слепое в действиях народной массы.

В начале трагедии слышится людское ликование: «Борис наш царь!». В финале народ кричит: «Да гибнет род Бориса Годунова!». Одни готовы «вязать Борисова щенка», но другие все же жалеют невинных детей Годунова. Когда сторонники самозванца убивают юного царя Феодора и его мать, на призыв одного из убийц кричать «да здравствует царь Дмитрий Иванович!», народ отвечает безмолвием. В этом есть надежда на пробуждение народной совести.

«Гласом Божиим» в трагедии можно назвать старца Пимена и юродивого Николку. Эти чистые души слышат высший голос правды, это в них народная совесть прорастает в свету.

Второстепенные герои

Пимен

Пимен

Этот монах в преклонных летах благочестив, занят трудом летописца. Пимен спокоен, в душе его мир — этот человек посвятил жизнь Богу и пишет для потомков правду об исторических событиях, которым он был свидетель. В молодости он участвовал в военных походах, был в Угличе, когда там случилось «злое дело», видел зарезанного царевича. Венчание Бориса на царство он воспринимает как народный грех перед Богом и страшное горе: «Владыкою себе цареубийцу / Мы нарекли».

Марина Мнишек

Марина Мнишек

Дочь польского воеводы необычайно честолюбива, она мечтает о короне московской царицы. Лжедимитрий попал в её сети, ловко расставленные. Марина красива, но кавалеры называют её «мраморной нимфой»: «Глаза, уста без жизни, без улыбки…». У панны очень сильный характер, более сильный, чем у Отрепьева. Она превосходит самозванца и по целеустремленности. По словам Пушкина, влюбленность самозванца в Мнишек нужна ему, чтобы «лучше оттенить её необычный характер».

Князья Шуйский и Воратынский

Князья Шуйский и Воратынский

Это представители древних родов, в отличие от худородного Годунова. Князья считают, что у них больше прав на царский престол, чем у Бориса.

Шуйский — тайный враг Годунова, он притворяется преданным царю человеком, но ни один заговор не обходится без него. Шуйский лукавый царедворец, он изворотлив, хитер, может легко предать.

Басманов

Басманов

Отмеченный Борисом за ум, худородный Басманов возвышается при дворе, особенно при молодом царе Феодоре, доверявшем этому человеку по наставлению своего отца, Годунова. Когда мнение народное стало склоняться в пользу Самозванца, Басманов, немного поколебавшись, предает своего царя, которому клялся на кресте. Расчетливый, неверный, властолюбивый Басманов — типичный царедворец, поднявшийся из низов.

Жанр и литературное направление

Пьесу «Борис Годунов» называют исторической драмой. Драма в данном случае — обобщенное название произведений, предназначенных для театральной постановки.

Жанр этого драматического произведения — трагедия, так как пьеса основана на непримиримом жизненном конфликте общечеловеческого значения. Центральный герой глубоко страдает, он пытается бороться с судьбой, но всё заканчивается катастрофически для него самого и его семьи.

Литературное направление трагедии «Борис Годунов» — реализм, так как писатель изображает в пьесе конкретный исторический период с действительными событиями, названиями реальных мест и известными в русской истории личностями. Характерам всех героев трагедии свойствен глубокий историзм, которого автор достиг изучением исторических документов и летописей.

Тема

Размышляя над целью исторической драмы «Борис Годунов», Пушкин спрашивал: « Что развивается в трагедии? Какова цель ее?». И находил ответ: «Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная».

Тема произведения — общая судьба человека и народа.

Идея

Что определяет судьбы людей и всего народа, в чем состоит закон человеческих судеб? Действие трагедии развивается порой непредсказуемо через неосознанные действия и поступки людей. Все сцены, несмотря на их внешнюю пестроту, объединены общим динамичным движением к парадоксальному концу. Все герои, участвующие в этом движении, не достигают своих целей: умирает Борис, побежденный «тенью» Димитрия; Самозванец вот-вот будет разоблачен; народ опять введен в заблуждение.

К печальному итогу героев приводит не слепой рок, а действие некой высшей справедливости. Гибнет от рук убийц юный сын Бориса Годунова, виновного в смерти маленького царевича. Обречен и Самозванец, приведший врагов на родную землю. Народ, лицемерно избравший на царство Годунова, тоже виновен и терпит бедствия.

Идея произведения — судьба отдельного человека и всего народа зависит от высшей Силы, то есть Божественной воли, которая всем воздает по вере и делам.

Реализм Пушкина в трагедии обретает трезвую религиозную основу, которая отразится со временем в творчестве Толстого и Достоевского. Этот реализм не совпадал с западноевропейским реализмом, в котором человек, находящийся в плену земных страстей, самодостаточен и свободен.

Проблематика

Пушкин поднимает проблемы нравственного, философского  и общественного значения.

Власть и человек

Искушение властью в трагедии переживают Борис Годунов, Григорий Отрепьев, князь Василий Шуйский, Петр Басманов, Марина Мнишек.

Государственная власть — не только огромная ответственность, но и тяжкое бремя, которое не всем по плечу. Когда человек получает власть законным путем,  он получает поддержку свыше. Приход к власти, на которую нет законных прав, ценой обмана, предательства, кровопролития чаще всего приводит личность к печальному итогу: политическому краху, личной трагедии или нравственному разложению.

Ответственность народа перед историей

В начале произведения народ под давлением бояр бездумно молит Бориса стать царем. Одни лицемерно выжимают слезы, другие и не знают, о чем там плачут, — «то ведают бояре, не нам чета». Народ не чувствует ответственности за выбор на царство узурпатора. Бедствиями и смутными временами пришлось расплачиваться за безответственность.

Помраченный народ готов уже Лжедмитрия возводить на трон. Но фактически на его глазах происходит убийство безвинного царя Феодора и его матери, вдовствующей царицы. Народ в ужасе. На приказ кричать «да здравствует царь Димитрий Иванович!» отвечает молчанием. «Народ безмолвствует» — это, может быть, еще неосознанное желание разорвать порочный круг.

В народном молчании содержится не только отказ признать царем другого убийцу, но и зерно покаяния: «Прогневали мы Бога, согрешили…». Эта финальная сцена обнадеживает: русский народ в процессе развития, а не деградации.

Композиция

В построении исторической драмы Пушкин полностью отказывается от принятого в драматургии классицизма правила трех единств: действия, места и времени. Основные персонажи Борис и Самозванец не участвуют в начале и конце пьесы, как положено героям. Пушкин тем самым отводит главенствующую роль в развитии событий скрытой силе Провидения.

Любовная интрига — страстное увлечение Самозванца Мариной — впервые в русской драматургии занимает служебное положение. В композицию трагедии вплетены лирические мотивы, звучащие в монологах Бориса и Самозванца. Тема Бориса — растревоженная совесть, монологи Лжедмитрия наполнены патетикой, обусловленной его невероятным возвышением.

События трагедии происходят в хронологической последовательности, с 1589-го по 1605 год.

  • Экспозиция — диалог князей Шуйского и Воротынского, враждебных Борису и упоминающих о причастности его к смерти царевича.
  • Завязка — решение Григория Отрепьева выдать себя за спасшегося царевича Димитрия.
  • Развитие действия — противостояние Бориса и Самозванца с вмешательством народа.
  • Кульминация — сцена на соборной площади, когда юродивый Николка называет Бориса царем Иродом, то есть убийцей младенца.
  • Развязка — смерть Бориса, гибель его семьи и отказ народа поддержать воцарение Самозванца.

Композиция трагедии — кольцевая, то есть основанная на принципе зеркального отражения. В экспозиции Шуйский и Воротынский обсуждают убийство ребенка, царевича, Борисом. В финале пьесы убивают юного царя Феодора, сына Бориса. Грех Годунова отзывается карой, равной содеянному злу.

Такая композиция служит идее произведения.

Отзывы критики

В 1825 году были опубликованы отрывки из «Бориса Годунова», вызвавшие, по словам В. Г. Белинского, «величайшее волнение в нашем литературном мире. Отзывы современников были противоречивы. Ф. В. Булгарин назвал сцену на литовской границе «совершенством по слогу, по состоянию и по чувству». Н. И. Надеждин советовал автору сжечь «Годунова» и завершить «Онегина».

В 1831 году трагедия «Борис Годунов» вышла отдельным изданием, публика раскупила 400 экземпляров, но была разочарована. Критики почти единодушно объявили историческую драму Пушкина неудачей.

Н. А. Полевой возмутился, что Пушкин, как и Карамзин, обвинял Годунова в цареубийстве, что критик считал антиисторичным. Полевой также считал, что в трагедии нет цельности, она отрывочна. Причину неудачи трагедии он видел в бедности идеи и в неверном понятии об исторической драме.

В хоре негативных отзывов прозвучал голос молодого критика Ивана Киреевского. Он был сдержан, но проявил большее понимание пьесы: «… это не трагедия действия или страсти, а трагедия мысли…».

Белинский, порицая Пушкина за трактовку образа Бориса вслед за Карамзиным, за слабость центральной идеи и недостаток общего плана, признавал совершенство языковой формы трагедии. Каждую сцену произведения он считал самостоятельным великим художественным произведением. Отрывочность трагедии, то есть слабую связь между сценами, великий критик объяснил влиянием Шекспира, создавшего образец драматической хроники.

Согласившись со всеми упреками критиков 1830-х, Белинский пришел к парадоксальному выводу:

«Словно гигант между пигмеями, до сих пор высится между множеством quasi-русских трагедий пушкинский «Борис Годунов», в гордом и суровом уединении, в недоступном величии строгого художественного стиля, благородной классической простоты…».

Экранизация

Наиболее популярная экранизация трагедии А. С. Пушкина — советско-чехословацко-польско-западногерманский фильм Сергея Бондарчука «Борис Годунов»(1986). Это последняя режиссерская работа Бондарчука. В ролях такие известные актеры, как Анатолий Ромашин, Евгений Самойлов, Георгий Бурков, Ирина Скобцева, Федор Бондарчук. Бориса Годунова сыграл сам Сергей Бондарчук.

В 2011 году вышел фильм режиссера Владимира Мирзоева по одноименной исторической драме Пушкина «Борис Годунов». Действие пьесы режиссер перенес в современную действительность. Отзывы критики на экранизацию благожелательны.

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Лариса Федосеева

Редактор, автор статей. Филолог (русский язык и литература).

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.