А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Содержание и анализ

Александр Сергеевич Грибоедов был человеком разносторонним, состоял на дипломатической службе, проявил себя в разных сферах творческой деятельности как поэт, писатель, драматург и даже композитор. В историю русской литературы он вошел благодаря комедии «Горе от ума», увидевшей свет в первой четверти XIX столетия. К тому моменту в творческом багаже автора уже было несколько видных для того времени драматических и прозаических произведений, но именно «Горе от ума» станет самым известным и главным его творением. Пьеса по сей день не сходит со сцен отечественных театров.

Основная информация о комедии:
На чтение оригинала: 4 часа 41 минута (464 страниц).
На чтение обзора: 24 мин.
Название: Горе от ума
Автор:
Год написания: 1821-1825
Год издания:
Жанр: Комедия нравов
Направление: Классицизм, реализм
В школе: Изучается в 9-м классе
§ Другие произведения автора

Скачать обзор:

В каком классе изучается

Комедия Грибоедова незримо присутствует в нашей жизни. Она буквально расхватана на цитаты. Фразы, вышедшие из-под пера Александра Сергеевича почти три века тому назад, стали крылатыми и не теряют своей актуальности.

Российским школьникам знакомство с комедией «Горе от ума» предстоит в курсе литературы за 9 класс.

Место и время действия

Единствa место и действия — непреложные правила классической драмы, на которых основывались произведения русских драматургов эпохи классицизма — конца XVIII — первой половины XIX столетия. Действие пьесы должно разворачиваться в одном месте в течение одного дня. Так построена и комедия «Горе от ума» Грибоедова.

Все события комедии охватывают временной промежуток в 24 часа. Происходит действие в Москве, в доме дворянина Фамусова. Время действия относят к 1820-м годам, то есть к эпохе, соответствующей времени написания произведения.

Очень краткий пересказ

Молодой дворянин Александр Чацкий после трех лет странствий за границей возвращается в Москву и сразу едет в дом богатых дворян Фамусовых, где провел детство. Ещё с юных лет в его сердце зародилось чувство к Софье, дочери хозяина дома, с которой он вместе рос. Молодой человек спешит увидеть Софью, в путешествии чувства его не охладели.

Софья же влюблена в Молчалина, секретаря своего отца. Она встречается с ним втайне, так как Фамусов не одобрит её выбора: Молчалин беден и безроден, а для отца важны чины и положение, он прочит в женихи дочери полковника Скалозуба. Чацкому девушка рада, но чувств к нему не испытывает, встречает холодно.

Читайте также:  "Сказка о царе Салтане...." А. С. Пушкин. Содержание и анализ.

Молчалин не любит Софью, он лишь делает вид, что отвечает ей взаимностью, чтобы угодить дочери своего начальника. Гораздо больше ему нравится служанка Лиза, с которой он при случае заигрывает. Чацкий понимает, кем занято сердце Софьи и какова истинная сущность Молчалина. Он нелестно отзывается о московском обществе, об общих знакомых. Достается и возлюбленному Софьи, девушку задевают ее насмешки.

В разговорах с Фамусовым Чацкий открыто критикует порядки в российском обществе, чем выводит оппонента из себя.

В дом Фамусова знать съезжается на бал. Перед Чацким предстает целая галерея образов отсталого русского дворянства, он не стесняется высказывать свои взгляды, открыто обличает и критикует. Обиженная Софья распускает слух, что Чацкий сошел с ума, присутствующие его подхватывают, так как не приемлют и не понимают высказываний молодого человека.

Софья застает Молчалина, когда тот откровенно объясняется с Лизой, ей открывается истинное лицо возлюбленного, и девушка прогоняет его. Здесь же оказывается Чацкий. Появляется Фамусов, обнаруживает дочь среди ночи вместе с Чацким, думает, что они любовники, и переживает, что разрушены его планы удачно выдать Софью замуж. Он бранит дочь, грозится отправить её в ссылку, «в глушь, в Саратов».

Чацкий, разочаровавшись в Софье, желает покинуть дом Фамусовых и Москву навсегда. Он произносит финальную обличительную речь, требует подать карету и уезжает.

Действующие лица и их характеристики

В пьесе главные герои и второстепенные персонажи представляют типические характеры.

Главные герои

Центральные персонажи — обитатели дома Фамусовых и приехавший к ним Чацкий.

Чацкий Александр Андреевич

В роле Чадского В. И. Качалов. Начало 20-го века.

Молодой дворянин, выразитель передовых идей, сын богатого помещика, рано потерял отца, провел детство в семействе Фамусовых, три года прожил за границей, путешествовал.

Чацкий эрудирован, остроумен, высказывается резко, порой даже язвительно.

«Умен, остер, красноречив», — Софья о Чацком.

Чацкий вернулся в Россию с прогрессивными взглядами. В разговоре с Фамусовым молодой человек наталкивается на непонимание — настолько противоположны жизненные позиции героев. Чацкому глубоко противно жизненное кредо московской аристократии, состоящей на государственной службе: «и награжденья брать, и весело пожить». Александр Андреевич видит долг дворянина в служении отечеству: сделать Россию просвещенной, крестьян освободить от крепостной зависимости.

Чацкий говорит много, умно, метко, но для кого он расточает жар красноречия? Общество Фамусова — меркантильные обыватели, далекие от высоких помыслов героя, они не способны воспринимать его речи. А. С. Пушкин охарактеризовал Чацкого пылким и благородным малым, набравшимся идей и острот в общении с А. С. Грибоедовым. Умным, однако, Пушкин героя назвать не смог, так как человек умный понимает, кто перед ним и не мечет бисер перед свиньями.

Поведенье Чацкого порой не соответствует блестящим остротам и умным высказываниям. Приехав в Москву, он «чуть свет» является к Софье, а это в обществе — дурной тон. В заключительном монологе «Не образумлюсь… виноват…» герой обвиняет Софью: «Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, Что все прошедшее вы обратили в смех?!». Но Софья как раз и не подала никакой надежды, приняв его холодно и откровенно выказав свои симпатии к Молчалину.

Великолепный монолог с горьким и сильным чувством в устах симпатичного, но не всегда сообразительного героя.

Чацкий — типический герой, который «восстает против устоев», мешающих прогрессивному развитию отечества, и оказывается не понят окружающими. Это представитель молодых людей, усомнившихся в законах и ценностях старого мира. Мировоззрение Чацкого настолько сильно контрастирует с укоренившимися в среде московской знати представлениями о жизни и нравах, что его «прославили» безумным. Название комедии «Горе от ума» характеризует положение главного героя. В его уста Грибоедов вложил большую часть ёмких и остроумных выражений, ставших крылатыми фразами.

Фамусова Софья Павловна

Фамусова Софья
Девушка 17 лет, дочь богатого дворянина, управляющего в казенном месте, подруга детства Чацкого и предмет его любви. Росла без матери. Очень хороша собой. «Вы расцвели прелестно», — говорит о ней Чацкий. Ведет образ жизни, характерный для молодых дворянок того времени: имеет хорошее образование, увлечена чтением французских романов, играет на фортепиано, умна и сообразительна.

Она самостоятельна, желает сама определять свою судьбу и распоряжаться своими чувствами, а не идти на поводу у отца. В  то же время в своей пылкой влюбленности в Молчалина девушка безрассудна и наивна, она не видит негативных сторон в предмете своего обожания и оказывается неспособной оценить истинные, проверенные временем и разлукой чувства Чацкого.

Увлечение Софьи Молчалиным можно объяснить тем, что он наверняка был недурен собой, и барышня, начитавшись, вообразила его романическим героем. Девушке с сильным характером по душе пришелся с виду кроткий Молчалин. Она довольно смела — свидания с любимым в ночную пору угрожали ее репутации. К счастью, Молчалин не хотел или не посмел переступить черту в отношениях с дочерью своего благодетеля.

Узнав о лживости возлюбленного, Софья перенесла удар достойно. Она решительно потребовала от подлеца навсегда исчезнуть, угрожая в противном случае рассказать все отцу.

Фамусов Павел Афанасьевич

Фамусов Павел Афанасьевич
Отец Софьи, принадлежит к высшей московской знати, служит управляющим в «казенном месте». Вдовец, дочь воспитывал один, руководствуясь собственными представлениями.

«Свободен, вдов, себе я господин», — говорит герой сам о себе.

Мужчина в возрасте, для своих лет довольно энергичен, выглядит свежо. У него властный характер, по-своему он не глуп. Но Фамусов — представитель старого мира, он чужд прогрессивных идей, его не волнуют заботы о процветании отечества, все его ценности сводятся к большим чинам и хорошему доходу. В книгах он видит зло, источник вольнодумства, поэтому просвещения боится.

Павел Афанасьевич служебными делами почти не интересуется, свое отношение к служебным обязанностям выразил фразой: «Подписано, так с плеч долой». Фамусов лицемер. Он ханжески заявляет о себе: «монашеским известен поведеньем», а сам домогается служанки Лизы, того пуще — намерен «у вдовы, у докторши крестить», которая по его расчетам должна родить.

Фамусов дорожит мнением знатных особ, готов раболепствовать перед вышестоящими чинами, чтобы получить какую-то выгоду. Главное для Фамусова —  положение в обществе, а не внутреннее содержание человека, и не важно, как он достиг своего высокого статуса. Он «расшаркивается» перед нужными, полезными и статусными людьми и с явным высокомерием общается с теми, кто ниже его по статусу, Молчалину герой прямо указывает на то, что он «никто», и всем обязан ему, Фамусову.

Молчалин, Алексей Степанович

Молчалин, Алексей Степанович
Молодой человек мещанского происхождения, секретарь Фамусова, живет в его доме, возлюбленный Софьи. Служит при Фамусове три года, за это время начальник помог получить Молчалину чин коллежского асессора, чем обеспечил ему дворянство. При встече с ним Чацкий сразу понимает, что Молчалин ничтожный человек и пытается объяснить это Софье, но безуспешно.

Девушке безродный секретарь представляется тихим, застенчивым, и тем нравится. Однако фамилия Молчалин говорит о другом. Герой никогда не высказывает своего мнения из расчётливости и беспринципности. Его цель — всем угождать, чтобы пролезть наверх. Поэтому Молчалин старается предстать перед всеми в выгодном свете, в свиданиях с Софьей он страшится быть раскрытым, боится пересудов.

«Ах! злые языки страшнее пистолета», — произносит Молчалин фразу, ставшую крылатой.

Под личиной «тихони» оказался корыстный, недалекий, трусливый человек. Хоть Молчалин и относительно молод, он типичный представитель фамусовского общества: занял «теплое» местечко, угождает нужным людям. Софья ему не нравится, но отказать дочери своего благодетеля он не может и приворяется через силу, хотя и страшится Павла Афанасьевича, понимая, что жених он неподходящий. С Софьей Молчалину скучно, романы и музыка не по нему. Вот служанка Лизанька, веселая и живая, — по сердцу.

Лиза

Лиза

Служанка в доме Фамусовых, молоденькая, смешливая особа. Она услужлива и терпелива, Фамусов не прочь порезвиться с ней, но внимание барина Лизаньку не радует: «Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь». Молчалина девушка тоже не жалует, она влюблена в буфетчика Петрушу.

Лиза прислуживает Софье и является ее наперсницей: барышня доверяет своей служанке сердечные тайны. И той приходится покрывать роман юной хозяйки. Лиза не глупа, умеет чувствовать и понимать истинную сущность людей, из её уст часто звучат характеристики других героев, она понимает подлинную сущность Молчалина.

Героиня играет в комедии важную функциональную роль, поэтому её стоит рассматривать в ряду центральных героев «Горя от ума».

Второстепенные персонажи

К второстепенным и фоновым героям относятся гости дома Фамусовных.

Скалозуб, Сергей Сергеевич

Скалозуб Сергей Сергеевич
Военный, полковник, богатый холостяк, глупый, ограниченный. Точный возраст героя не указывается, известно, что он ещё относительно молод. На службе с 1809 года, быстро дослужился до высокого чина, скорее всего, это мужчина средних лет. Внешне отличается военной выправкой, статен, говорит глубоким грудным голосом, одевается модно, носит щегольский воротник, который Чацкий сравнивает с удавкой, а звучание голоса с фаготом.

«Хрипун, удавленник, фагот», – Чацкий о Скалозубе.

Друг Фамусова, пользуется его уважением. Павел Афанасьевич с ним учтив и обходителен. Скалозуб уже «метит в генералы», имеет награду за участие в войне с Наполеоном. Скалозуб не прочь жениться. Фамусов видит в нём удачную партию для своей дочери.  Софье он не мил, она говорит, что лучше утопиться, чем выйти за него замуж.

Таких, как Скалозуб, называют солдафонами, так как больше всего он ценит муштру и порядок, а всякой учености не терпит. Сергей Сергеевич — «кабинетный» военачальник, начинал свою службу как мушкетер, с недовольством вспоминает о времени, проведенном в полку. Как типичный представитель фамусовского общества, он нацелен на генеральский чин.

Другие персонажи

Репитилов
Репетилов — молодой дворянин, давний знакомый Чацкого, относится к одному с ним поколению, но представляется карикатурно-пародийным отображением дворянской молодежи. Репетилов недалек, и сам отдает себе отчет в собственной глупости, называя себя неучем, дураком и неудачником. Болтлив, но при этом говорит бессвязно и отрывисто. Самостоятельному построению карьеры он предпочел «более легкий» путь, породнившись с большим человеком. Не любит читать, пристрастен к азартным играм.
Загорецкий
Загорецкий — гость дома Фамусовых, молод, не чист на руку, заядлый картежник, человек небольшого ума, кутила и подхалим, охоч до светских приёмов, умеет произвести нужное впечатление.
Петрушка
Петрушка — слуга в доме Фамусовых, из крепостных, служит буфетчиком и попутно писарем, так как  владеет грамотой. Неопрятен, угловат. Парень нравится Лизе, тем самым оказывается втянут в «любовные интриги» дома Фамусовых.
Тугоуховские
Князья Тугоуховские, Петр Ильич и Мария Алексеевна — пожилая супружеская пара, приятели Фамусова, имеют шестерых дочерей. Их главная забота — найти для дочек подходящих женихов.

Мария Алексеевна «присмотрела» на эту роль Чацкого и повелела мужу завязать знакомство и пригласить молодого человека к ним в гости. Оба супруга глупы, княгиня не видит смысла в образовании. Типичные представители фамусовского круга, для которых важны чины и статус. Петр Ильич глуховат, плохо слышит, что отражено в «говорящей» фамилии князя.

Горич, Платон Михайлович
Горич, Платон Михайлович — бывший приятель Чацкого. Платон в прошлом военный, ушел в отставку, женился. Жизнь в браке изменила его не в лучшую сторону. Новое положение мужа не в радость Горичу: его тяготит постоянная опека жены. Платон с горечью говорит Чацкому, что он теперь не тот. Вздыхая, вспоминает Горич о времени в полку, а теперь он вынужден посещать с женой балы и терпеть назойливую заботу властной супруги.
Анфиса Хлестова
Анфиса Хлестова — дворянка 65 лет от роду, приходится Фамусову свояченицей, вредна, ворчлива, сердита и одинока. Неразлучна со своей собачкой и служанкой, помнит Чацкого ещё ребенком.
Графини Хрюмины
Графини Хрюмины — дворянки-аристократки, бабушка и внучка. Фоновые персонажи, гости на балу у Фамусова, младшая Хрюмина — девушка на выдание, бабка таскает её по балам, чтобы  найти подходящего жениха.
Господин N и Господин D
Господин N и Господин D — заядлые сплетники, распространяют слух о сумасшествии Чацкого.

Пересказ содержания комедии по действиям

Всего в комедии «Горе от ума» 4 действия. Пьеса написана в стихах.

Действие 1

Раннее утро. Гостиная дома Фамусовых.

Явление 1-2

Лиза просыпается в кресле. Ей пришлось ночевать в гостиной. Её хозяйка Софья ночью тайно встречалась с Молчалиным и приказала служанке караулить, чтобы их не обнаружил отец. Лиза стучится в комнату хозяйки, говорит, что пора прощаться с милым, пока не проснулся барин. Чтобы пара быстрее разошлась, Лиза решает перевести часы. Раздается бой.

«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»

За переводом часов Лизу застает Фамусов, он откровенно заигрывает со служанкой. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», — говорит Лиза фразу, ставшую в дальнейшем крылатым выражением. Из комнаты раздается голос Софьи, она кличет Лизу. Фамусов тихо удаляется на цыпочках.

Явление 3

В гостиную выходит Софья со свечкою. За ней появляется Молчалин. Лизанька указывает на то, что они слишком задержались, и следует быть осторожнее, дабы избежать слухов. «Счастливые часов не наблюдают», — отвечает Софья. Молодые люди прощаются. Собираясь уйти в сопровождении Лизы, Молчалин сталкивается в дверях с Фамусовым.

Явление 4

Отец Софьи интересуется, что Молчалин делает возле её комнаты в столь ранний час. Любовники скрывают факт свидания, заявляя, что Алексей только что пришел. Он проходил мимо, возвращаясь с прогулки. «Мой друг, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?» — указывает ему Фамусов. Он пристыдил дочь за неподобающее молодой девице поведение. Ему не по душе современные нравы.

Фамусов рассуждает о воспитании. Из его монолога читатель или зритель узнает, что мать Софьи рано умерла, отец нанимал гувернанток для ее воспитания. Однако воспитание на собственном примере он считает самым лучшим. «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца», — убежден герой. Фамусов бранит Молчалина, припоминая тому, что его «безродного» пригрел, взял на работу, дал чин асессора, поселил в доме. «И будь не я, коптел бы ты в Твери».

Софья обманывает отца, говорит, что Молчалин оказался у её комнаты  случайно: «Шел в комнату, попал в другую». Барышня, отвлекая отца от Молчалина, рассказывает ему якобы о своем сне, в котором она оказалась на лугу, где собирала травы, и ей встретился мужчина, умный, но робкий, потому что беден. «Кто беден, тот тебе не пара», — прерывает её Фамусов.

Продолжив рассказ, Софья описывает, как они оказались в темной комнате, где вдруг пол разверзся, и оттуда появился отец и потянул Софью за собой. А милого ей молодого человека утащили в другую сторону чудовища и стали мучить. «Да, дурен сон», — заключает Фамусов.

Своему секретарю Молчалину поручает заняться бумагами. Сам он не любит и не умеет с ними возиться.

«Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой».

Молчалин и Фамусов уходят.

Явление 5

Лиза и Софья, оставшись вдвоём, ведут беседу. Лиза считает, что отец ни за что не позволит Софье и Молчалину быть вместе, ведь секретарь — никто, а для Фамусова важны чины, материальное состояние и положение в обществе. Служанка припоминает полковника Скалозуба: «И золотой мешок и метит в генералы». Его Фамусов прочит в женихи дочери. Но Софьи о нем и слышать не хочет: «Мне всё равно, что за него, что в воду».

Лиза вспоминает о Чацком, друге детства Софьи, который был в неё влюблен, уезжая три года назад за границу. Но Софья забыла его. «Охота странствовать напала на него. Ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко», — говорит Софья. Теперь ей милее скромный Молчалин.

Явления 6-7

Появляется слуга и сообщает, что в дом Фамусовых прибыл Чацкий.

Входит Чацкий. Он говорит, что преодолел семьсот верст, чтобы увидеться с ней. Но девушка с ним холодна. Такой прием огорчает молодого человека. Софья отвечает, что рада встрече, но прежние их отношения она называет «ребячеством». Герой замечает, как она похорошела и расцвела, интересуется, не влюблена ли девушка в кого-то. От этого вопроса Софья смущается.

Чацкого в Москве мало что может заинтересовать, он не увидит здесь ничего нового. «Где ж лучше?», — спрашивает Софья, отвечая на «гонения» Чацкого на Москву. «Где нас нет», — отвечает молодой человек. Затем он вспоминает знакомых из московской знати, давая им сатирическую характеристику. И завершает монолог:

Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься домой
И дым отечества нам сладок и приятен!

Чацкий расспрашивает Софью об отце, о родственниках и общих знакомых, понимает, что жизнь семьи и российского общества течет по-прежнему, за время его отсутствия мало что изменилось. В ходе разговора герой нелестно отзывается о знакомых людях, иронично описывает порядки и обычаи  провинциального русского дворянства. «Господствует ещё смешение языков: французского с нижегородским?» — иронически спрашивает он.

Молчалина Чацкий называет «бессмысленным», чем обижает Софью, она спрашивает, может ли он хоть о ком-то говорить без желчи. Чацкий говорит ей о своей любви.

Явления 8-10

Появляется Фамусов. «Ах, батюшка, сон в руку», — замечает ему Софья и уходит.

Фамусов приветствует Чацкого, обнимает его и журит за то, что «три года не писал двух слов и грянул, как из облаков». Герой заводит с Фамусовым разговор о его дочери, отмечая как Софья Павловна похорошела. Фамусов просит его подробно рассказать о странствиях, где был, что видел. Чацкий отвечает, что не объехал и не увидел и сотой доли того, что собирался.

Фамусов в раздумьях, кому из двух молодых людей — Чацкому или Молчалину отдано сердце его дочери. Его не устраивает ни один из них. «Тот нищий, этот франт-приятель отъявлен мотом, сорванцом! Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» — восклицает он.

Действие 2

Явление 1-2

Фамусов диктует слуге Петрушке список дел, запланированных на неделю, во вторник обед, в четверг — похороны, в пятницу или в субботу — крещение ещё не родившегося ребенка.

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь:
Читай не так, как пономарь;
А с чувством, с толком, с расстановкой.

Появляется Чацкий. Разговор с Фамусовым опять заходит о Софьи. Чацкий беспокоится, здорова ли она. Фамусов интересуется, не думает ли он, часом, жениться на его дочери. Александр Андреевич в свою очередь спрашивает Фамусова, как бы он отнесся к его сватовству. «Поди-тка послужи» — говорит ему на это Фамусов. Чацкий отвечает:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Фамусов разразился монологом: «Вот то-то, все вы гордецы».

Он рассказывает историю своего покойного дяди Максима Петровича, который сделал карьеру при дворе, благодаря тому, что сумел удачно выслужиться. Однажды, на приёме у императрицы Екатерины он случайно споткнулся. Это вызвало у царицы улыбку, и тогда Максим Петрович падал специально ещё несколько раз, чтоб повеселить государыню.

Чацкий на это отвечает монологом о «веке нынешнем и веке минувшем», рассуждает о разнице поколений. Минувший век он именует «веком покорности и страха». Старших, к котором относится Фамусов, он упрекает в чинопочитании, в том, что в людях видят лишь их положение и достаток, а не самого человека. Призывает служить «делу, а не лицам».

Фамусова возмутили и разозлили вольнодумные речи Чацкого, он обрушивается на него с оскорблениями и обвинениями, называет «опасным человеком».

Явление 3-4

Появляется слуга и сообщает Фамусову о том, что к нему прибыл Скалозуб, но Фамусов продолжет распекать Чацкого. Говорит, что его «упекут под суд». Чацкий пытается прервать его: «К Вам человек с докладом». Но Фамусов не унимается. Тогда Чацкий ещё раз обращает внимание на прибывшего гостя.

Фамусов оборачивается. Слуга повторяет: «Полковник Скалозуб, прикажете принять».

Фамусов бранится, суетится, отправляется к гостю.

Оставшись один, Чацкий задается вопросами, почему ему не рады в этом доме, не обзавелась ли Софья женихом, и кто этот Скалозуб, которого отец так жалует.

Явление 5

Фамусов принимает Скалозуба, любезен с ним, спрашивает о родственниках. Сергей Сергеевич рассказывает о брате, который изменился к худшему, бросил службу и уехал в деревню книжки читать. Такие как Фамусов и Скалозуб могут только осуждать подобный жизненный выбор.

Служба — единственный интерес Скалозуба и единственная тема для разговора с ним. Фамусов восхищается Скалозубом и его успехами: за короткое время он стал полковником и мечтает о генеральском чине. Фамусов говорит Скалозубу, что неплохо бы ему жениться.

Павел Афанасьевич произносит монолог, который является одним из ключевых в характеристике его взглядов на жизнь. Он чтит традиции, в том числе в создании семьи: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых —тот и жених. «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством», «Едва другая сыщется столица как Москва» — фразы из монолога Фамусова.

В спор с Фамусовым вступает Чацкий. «Дома новы, да предрассудки стары». Фамусов обвиняет Чацкого в свободомыслии, тот служить не хочет и восстает против устоев и достоин осуждения общества.

«А судьи кто?» – ставит вопрос Чацкий и произносит свой знаменитый монолог, который в школьном курсе заучивают наизусть. Фамусовское общество, по мнению героя, устарело, умы преисполнены предрассудков. Отсутствие ума и нравственности прикрывается мундиром.

Он противопоставляет ретроградное общество с «прошедшего житья подлейшими чертами», новым преобразованиям:

«Теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется: враг исканий, не требуя ни мест, ни повышенья в чин, в науки вперит ум он, алчущий познаний; или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным, — они тотчас: разбой, пожар! И прослывет у них  мечтателем опасным».

Явления 6-8

Скалозуб услышал, что в своей речи Чацкий что-то говорил о военных, но каков был смысл его речи — этого ум Скалозуба не осилил.

Вбегают Софья с Лизой. Софья смотрит в окно, видит Молчалина, который упал с лошади, и, должно быть, сильно повредился. От испуга и переживаний за любимого она лишается чувств. «Жалкий ездок», — так отзывается о Молчалине Скалозуб.

Лиза пытается привести хозяйку в чувство. Чацкий видит в окно, что Молчалин на ногах, с ним всё в порядке. Софья очнулась. Её беспокоит только Молчалин. Чацкий отвечает, что тот цел. Он чувствует, что безразличен девушке и начинает подозревать, что её новым избранником является  безмолвный секретарь.

Явления 9-11

Появляется Молчалин в сопровождении Скалозуба.

«Воскрес и невредим, рука ушиблена слегка», — говорит полковник о состоянии Молчалина. Реакция Софьи на появление секретаря заставляет Чацкого утвердится в его догадках, и он уходит.

Скалозуб приглашает Софью на бал, она соглашается.

Софья интересуется здоровьем Молчалина. Молодой человек говорит ей, что она слишком неосторожна и открыто демонстрирует свои чувства к нему, в присутствии посторонних людей. Но Софью уже не волнует, что о них подумают. Предмет ее воздыханий, напротив, опасается пересудов.

Лиза дает Софье совет полюбезничать с Чацким, чтобы тем самым снять возникшие подозрения о её романе с Молчалиным.

Явления 12-13

Молчалин на самом деле влюблен в Лизу и признается ей в этом, когда они остаются наедине. С Софьей он амурничает «по должности».

Вбегает Софья, готовит что больна, не пойдет обедать, просит Лизу позвать к ней Молчалина и удаляется.

Оставшись одна, Лиза восклицает: «Ну люди в здешней стороне! Она к нему, а он ко мне!»

Действие 3

Явления 1-3

Чацкий ведет беседу с Софьей и пытается выяснить, «кто ей мил»? Молчалин? Скалозуб? По его мнению, ни один из них не подходит на роль жениха. Молчалин глуп, Скалозуб — недалекий солдафон. Софья описывает ему в разговоре все достоинства Молчалина, как она их понимает:  «Чудеснейшего свойства он: уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких. Чужих и вкривь, и вкось не рубит — вот я за что его люблю».  Чацкий не хочет поверить в то, что можно полюбить такого недалекого человека, как Молчалин. У него еще есть надежда, что Софья вспомнит о былых чувствах к нему.

Приходит служанка Лиза и уводит Софью к парикмахеру, ведь вечером  в доме намечается бал.

В комнату, где остался Чацкий, заходит Молчалин. Он интересуется у Чацкого, знаком ли тот с кем-либо из высшего московского общества. Упоминает знатную даму Татьяну Юрьевну, чиновника Фому Фомича. Чацкий помнит их всех по прежним временам и дает им всем нелестные характеристики. Спрашивает у Молчалина, зачем он с ними знается и получает ответ: «Ведь надобно ж зависеть от других… В чинах мы небольших.» Здесь же он произносит одну из фраз, ставших крылатыми выражениями: «В мои года не должно сметь свое суждение иметь».

Явления 4 – 8

Вечер. Слуги суетятся, готовятся к балу, расставляют столы для карт.

Входит слуга, говорит, что приехала Наталья Дмитриевна, знатная молодая дама.  Все расходятся, в помещении остается один Чацкий.

Наталья Дмитриевна знакома с Чацким. Завязывается беседа.  Она спрашивает, давно ли Чацкий приехал в Москву. Тот делает ей комплимент: «Моложе вы, свежее стали. Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах», и получает: «Я замужем». Входит муж Платон Михайлович, старинный приятель Чацкого, бывший военный. Они вспоминают с ним прежние годы, и Чацкий говорит бывшему приятелю: «Стал не тот в короткое ты время».

Появляются другие гости — князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми. Они спрашивают у Натальи Дмитриевны, что за человек с ней беседовал. Она им рассказывает, что Чацкий путешествовал по Европе, недавно воротился в Москву, не женат. Князь надумал было познакомить его с дочерьми, но узнав, что он не богат, передумал. Входит еще гостья — графиня Хрюмина, и тоже интересуется, женат ли Чацкий. Чацкий отвечает, что не на ком ему жениться.

Явления 9 -13

В зале много гостей. Выходит Софья. Антон Антонович Загорецкий предлагает ей билет на завтрашний спектакль. Платон Михайлович, беседуя с Чацким, дает Загорецкому такую характеристику: «отъявленный мошенник, плут».

Приходит еще одна гостья —  старуха Хлестова (свояченица Фамусова) с маленькой собачкой, которую ей подарил Загорецкий. Она тоже говорит о нем: «Лгунишка он, картежник, вор». Интересуется, что за новый человек в доме, кто такой Чацкий. Он не вписывается в окружающую обстановку, в разговорах выступает с едкой критикой всему происходящему.

Приходят Фамусов со Скалозубом, подходят к Хлестовой. Фамусов знакомит с ней Скалозуба. Уходят играть в вист. Молчалин заискивает перед старухой Хлестовой, расхваливая ее собачку. Все расходятся. В зале остаются Чацкий и Софья. Чацкий дает характеристику Молчалину:  «Кто другой так мирно все уладит, Там моську вовремя погладит, там в пору карточку вотрет, в нем Загорецкий не умрет!»

Явления 14-21

Софья одна. Она расстроена критикой Чацкого: «Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол».

Приходят безымянные гости Г. Н.  и Г. Д., спрашивают о Чацком. Софья в сердцах говорит: «Он не в своем уме». Слух подхватывают все присутствующие: сначала Загорецкий, потом графини бабушка и внучка, Хлестова. Между гостями даже возникает спор, кто первый обнаружил безумство Чацкого. Фамусов говорит: « Я первый, я открыл. Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет! Попробуй о властях, и ни весть что наскажет!»

Явление 22

Все гости в сборе, к ним выходит Чацкий и говорит Софии, что он недоволен Москвой, устал от пустых разговоров, которые ведутся в доме Фамусова. Далее следует монолог Чацкого,  в котором он криткитует российское высшее общество, его поклонение Западу, противопоставляет исконную простоту русского народа высокопарности дворянской верхушки общества:

«Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев».

Действие 4

Явление 1 – 9

Закончен бал. Ночь. Гости разъезжаются. Сначала уезжает графиня со словами «Ну Фамусов! Умел гостей назвать! И не с кем говорить, и не с кем танцевать». Потом подают карету Наталье Дмитриевне с мужем.

Чацкий тоже собрался уехать, он раздосадован и разочарован в Софье: «Чего я ждал, что думал здесь найти? Где прелесть эта встреч? Участье в ком живое?» Вбегает на крыльцо Репетилов, приятель Чацкого. Он опоздал на бал, так как был в клубе на заседании тайного общества, о чем поведал Чацкому. Он приглашает друга посетить одно из таких собраний. Но Чацкий понимает, что это пустые разговоры. Он произносит: «Шумите вы — и только», уходит от Репетилова, укрывается в комнате для швейцара.

К крыльцу спускается Скалозуб, потом Загорецкий. Репетилов рассказывает Скалозубу, что неудачно женился: «Барон фон Клоц в министры метил, а я к нему в зятья. Женился наконец на дочери его. Приданого взял — шиш. По службе — ничего».

Загорецкий интересуется у Репетилова, как ему показалось, Чацкий — безумный или нет? Все гости, которые к этому времени подошли к выходу, утверждают, что Чацкий сошел с ума.

Явление 10-13

Чацкий выходит из своего укрытия. Он слышал все небылицы, что говорили о нем.  Больше всего его волнует, дошли ли эти слухи до Софьи. Тут появляется Софья. Выясняется, что она ищет Молчалина. Чацкий поспешно прячется за колонну. Выходит служанка Лиза. Она ищет Молчалина, чтобы устроить Софье встречу с ним.

Но Молчалин  и не думает о женитьбе на этой на барышне, он предпочитает Лизу, о чем и говорит ей. Софья, приоткрыв дверь комнаты, становится свидетелем объяснения своего милого с Лизой. Пораженная, она прогоняет Молчалина: «Я с этих пор вас будто не знавала. Упреков,  жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их. Чтоб никогда об вас я больше не слыхала».

Молчалин скрывается у себя в комнате.

Явление 13-15

Чацкий глубоко разочарован и подавлен тем, что Софья переживают настоящую драму от разрыва с Молчалиным. Он до последней минуты не верил, что Софья способна полюбить этого ничтожного человека.

Появляется Фамусов с толпой слуг. Он застает Софью в компании Чацкого — с мужчиной в неподобающее для девицы время. Фамусов видит в ситуации амуры и обрушивается на Софью: «Дочь Софья Павловна! страмница! Бесстыдница! где! с кем!…». Затем достается слугам за недосмотр, а Лизу за сводничество барин отправляет ходить за птицами. Дочери объявляется о предстоящей ссылке  «в деревню, к тетке, в глушь, в  Саратов». После этого Фамусов переходит к Чацкому — отказывает ему от дома.

Чацкий, после некоторого молчания, произносит потрясающий, страстный монолог, полный благородного негодования и горечи: «Не образумлюсь… виноват…».

С жаром говорит он, как обманулся в своих надеждах: «Спешил!..летел!.. дрожал! вот счастье, думал, близко…». В обвинениях героя Софьи, не совсем справедливых, вскрывается вся сила его любви, которую «ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест». Когда-нибудь повзрослевшая Софья обязательно пожалеет, что не оценила в свои семнадцать лет верность и пылкость благородного Чацкого.

Оскорбленный тем, что Софья предпочла ему низкого Молчалина, Александр Андреевич в своей насмешливой манере советует ей помириться с отставным возлюбленным, который вполне может соответствовать высокому идеалу московских всех мужей: муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей.

Фамусову Чацкий не без язвительности желает «дремать в неведеньи счастливом» и объявляет: «Я сватаньем моим не угрожаю вам». Досталось всем: дочери, отцу, любовнику-глупцу и московскому дворянству, в котором процветают лицемерие, расчет, косность, невежество. Чацкий бежит из этой удушающей среды: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок, бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. Карету мне! Карету!»

На авансцену выходит Фамусов, удивляется поступку Чацкого, Последняя фраза, которой заканчивается пьеса, слова Фамусова: «Что станет говорить Мария Алексеевна!»

История создания

Грибоедов, будучи дипломатом, часто бывал за границей и на личном опыте мог почувствовать контрастность русской и европейской жизни, тягу нашего человека ко всему импортному он оценивал резко негативно. Считается, что замысел комедии «Горе от ума» сформировался в результате личных впечатлений. По одной из версий, в основу идеи могла быть положена реальная история, свидетелем которой автор стал в 1816 году.

Только вернувшись из-за границы, Александр Сергеевич получил приглашение на аристократический приём. В числе гостей оказался иностранец, к которому все проявляли неподдельный интерес, обхаживали его, но когда тот произнес пылкую речь, присутствующие стали шептаться о том, что он ненормальный. Грибоедов «зацепился» за этот эпизод, развернув его в сюжет своей комедии. Также пишут, что источником вдохновения послужили рассказы его близкой знакомой Евгении Греховой.

«Горе от ума» создавалось в Тифлисе, с 1821 по 1824 год. Впервые он прочитал свою пьесу узкому кругу слушателей в гостях у драматурга Хмельницкого.

В 1825 году с текстом «Горе от ума» ознакомился известный тезка автора Александр Сергеевич Пушкин. Он тогда находился в Михайловском, текст пьесы ему передал Иван Пущин.

Изначально Пушкин критично отнесся к произведению, отметив, что в ней «нет ни плана, ни мысли главной, ни истины». Чацкого он счел совсем не умным персонажем, единственный умный человек, по его заключению – это сам Грибоедов. Позже Пушкин несколько смягчит свою оценку.

О комедии «Горе от ума» Пушкин скажет: «Половина стихов должна войти в пословицу» и окажется прав.

Публикация произведения сопровождалась трудностями, обусловленным цензурой. В 1825 году читателю были представлены лишь отрывки, опубликованные на страницах альманаха «Русская Талия».

Полный текст пьесы сохранился благодаря журналисту и издателю Фаддею Булгарину. Ему автор вручил своё творение, отправившись на службу на Кавказ, а затем в Персию, из этой поездки Грибоедов уже не вернется.

Жизнь Александра Сергеевича Грибоедова оборвалась трагически в 1929 году, в возрасте 34 лет. Он погиб в результате «русской резни» в посольстве в Тегеране.

Полное издание, по оставшемуся у Булгарина варианту с цензурными правками, будет издано уже после смерти автора в 1833 году, Оригинальный авторский текст опубликуют ещё позже – только в 1875.

Пьеса — произведение, предназначенное для театра. И на сцене комедия Грибоедова была воплощена раньше, чем издан текст. Поставить «Горе от ума» собирались ещё в 1825 году, когда пьеса была только написана. Учащиеся Петербургского театрального училища готовили спектакль при участии самого автора, однако постановка не состоялась, её запретил генерал-губернатор Петербурга Милорадович. Впервые «Горе от ума» было поставлено на сцене двумя годами позже в 1827 году.

Жанр

«Горе от ума» — драматическое произведение, относится к жанру комедии. Через образы героев высмеиваются дурные черты людей и пороки общества. Пьесу Грибоедова определяют как «комедию нравов».

Комедия нравов (характеров) — это комедия, в которой объектом смешного является внутренняя суть характеров, их нелепая однобокость, порок, приведенный автором к чрезмерности. Часто комедия нравов — сатирическая комедия, высмеивающая отрицательные человеческие качества.

Автор прибегает к характерным для комедии сатирическим приёмам:

  • Ирония — скрытая, насмешка, подмена истинного смысла на противоположный. (Например «Про ум Молчалина, про душу Скалозуба»). Иронично в комедии высказывается не только Чацкий, но и другие персонажи.
  • Сарказм — злая, ехидная, язвительная насмешка. Данный приём вполне соответствует характеру главного героя, его монолог «А судьи кто», преисполнен сарказмом: «А где скажите нам отцы, которых мы должны принять за образцы», «Вот уважать кого должны мы на безлюдии, вот наши строгие ценители и судьи».

«Горе от ума» комедия с элементами драмы. Ситуация, в которой оказывается герой, в своей основе не комична, но она оформляется комическими приёмами, в произведении есть и философская, и трагическая нотка.

Некоторые литературоведы отмечают, что это не столько комедия, сколько «реалистические зарисовки» для постановки на сцене.

Литературное направление

В пьесе Грибоедова присутствуют элементы и характерные признаки сразу нескольких литературных направлений — классицизма, реализма и романтизма.

Грибоедов следует некоторыми канонам классицизма, но обращается с ними весьма вольно.

Классицистические драматические произведения построены на принципе «трех единств» — места, времени и действия.

Грибоедов в точности соблюдает единство времени и места — события происходят в одной декорации на протяжении одних суток. И то и другое сюжетно оправдано, а вот единство действия соблюдено лишь отчасти. По канонам, в произведении должен быть один конфликт, одна ситуация, вокруг которой строится действия.

С одной стороны, в «Горе от ума» сюжет простроен вокруг фигуры Чацкого. Его появление в доме Фамусова — событие, на котором строится коллизия, но, с другой стороны, в сюжете два основных конфликта и два пласта повествования: поверхностный (внешний), завязанный на любовной линии и интригах, и внутренний (общественный), вскрывающий мировоззренческие и социальные противоречия.

С романтизмом произведение роднит образ главного героя Чацкого и его взаимоотношения с миром и с обществом. Он часть дворянской среды, но в то же время он вне общества. Чацкий — герой-одиночка, которым движут высшие устремления, мечты, он способен на искреннюю, глубокую любовь. Во многом это романтический герой.

Реализм, по мнению большинства критиков и литературоведов, — основное направление, определяющее особенности и специфику этого произведения. «Горе от ума» — это картина русской жизни, изображение неприкрытой реальности. Автор обращается к социальным вопросам, критикуя некоторые устои общества.

Таким образом, «Горе от ума» — реалистическая комедия нравов с элементами романтизма и классицизма.

Тема

В «Горе от ума» можно выделить не одну тему и не одну злободневную проблему, но в произведении есть центральная тема.

Главная тема комедии — укоренившиеся в обществе пороки: лицемерие, бюрократизм, равнодушие к проблемам отечества, чинопочитание и любовь ко всему иностранному.

Пороки в обществе московского дворянства

В фамусовском обществе «мундир важнее личности». Не важно, какими личными качествами обладает человек – добр ли он или зол, умен или глуп. Важно, какой пост, должность он занимает, каково его финансовое состояние. И не имеет особого значения, каким образом и какими средствами человек добился своего положения. Все средства хороши, подхалимство и умение выслужиться поднимут наверх даже черствого, глупого, гнилого изнутри человека.

В обществе также процветает кумовство, особенно это явление вредит служебным делам. Люди стремятся обзавестись богатыми родственниками: удачно женить сына или выдать замуж дочь, чтобы по родству можно было получить хорошее место. Так без должных способностей и ума занимали высокие посты. В обществе Фамусова принято заботиться только о том, как «награжденья брать и весело пожить», а отношение к служебным обязанностям было формальным, об отечестве не радели.

Любовь к иностранщине в дворянской среде привела к отчуждению от народа, плохому знанию родного языка, русскую речь офранцузили. «Господствует еще смешенье языков французского с нижегородским?» — высмеивает Чацкий преклонение соотечественников перед иностранным.

Пороки, отмеченные Грибоедовым, не изжиты в человеческом обществе. Разве сегодня мало людей, которые ради карьеры идут по головам, расшаркиваются перед начальством, или, пользуясь связями и влиянием, стремятся пристроить родственника на сытное место?

Тема любви

Вокруг любовного чувства строится внешняя сторона сюжета. Грибоедов показывает многогранность и опасность этого чувства, которое может «затмить глаза и отключить разум», как это случается с Софьей, и стать средством для достижения целей и устремлений, так чувства Софьи использует Молчалин.

В те времена брак по расчёту считался обычным явлением, в женихи и невесты выбирали тех, кто выгоден, а не к кому лежит сердце, и решение часто принимали родители. В этой ситуации искреннее чувство могло стать «разменной монетой» или причиной глубоких душевных страданий и несчастий. Истинную, настоящую любовь испытывает Чацкий к Софье, но для такой любви в «фамусовском мире» места нет, и для героя визит в дом, где он провел своё детство и где живет его возлюбленная, оборачивается разочарованием.

Проблематика

Главная проблема — столкновение старого мира с новым, косного общества, которое представляет Фамусов, с прогрессивными взглядами — Чацким.

Эту проблему называют также конфликтом поколений, но Молчалин — ровесник Чацкого, Скалозуб тоже относительно молод, и эти двое отлично себя чувствуют в обществе старого уклада. Грибоедов изобразил противоречие более глубокого порядка: между довольным пребыванием в пороке и стремлением к нравственной жизни; между заглохшей совестью и живой.

Проблема крепостного права

Устами Чацкого Грибоедов выступает против крепостничества, герой обличает бесправие крестьян, жестокость и самодурство их владельцев. Крепостные служат мерилом богатства и статуса, о чем мы слышим от Фамусова, они бесправны. Чацкий, выразитель взглядов автора, называет русских крестьян, находящихся на положении рабов, «умный, бодрый наш народ». Он видит в них людей, личностей, имеющих законное право на свободную жизнь.

Идея

Идея комедии просматривается в её названии «Горе от ума»:

Горе умному и просвещенному человеку, желающему изменить жизнь в стране к лучшему, среди самодовольных невежд и глупцов, занятых собственным благополучием.

Человек передовых идей, стремящийся к обновлению жизни, освобождению народа, неизбежно кажется странным в среде консервативных обывателей, не желающих никаких перемен. Для фамусовых, скалозубов, молчалиных Чацкий непонятен и кажется опасным, и они распускают слух о его безумстве. Это гораздо легче, чем задуматься о своей жизни, о государстве и попытаться что-то изменить. А Чацкий оказывается в одиночестве, отвергнутым и непонятым.

Композиция

Четыре действия пьесы вместо трёх или пяти, положенных в классицизме, стали новаторским композиционным решением:

  • экспозиция (до приезда Чацкого, действие I, явление 1-6);
  • завязка (приезд Чацкого, действие I, явление 7);
  • развитие действия (конец I действия, явления 8-10, II и III действия);
  • кульминация и развязка (IV действие).

Особенности композиции вызвали поначалу недружелюбные отзывы критики, позднее новшество было признано проявлением большого драматургического таланта автора.

Современники не увидели в пьесе плана, стройности композиции, недоумевали, почему нет пятого действия. Но общий план комедии как раз классически строен. В основу композиции Грибоедов поставил соотношение, переплетение любовной и общественной линий сюжета с их ритмичным чередованием. Общий композиционный принцип «Горя от ума» можно определить как зеркальный. В таком построении произведения пятый акт нарушил бы гармонию в единстве двух сюжетных линий.

«Горе от ума» в культуре

Сюжет и образы одного из самых цитируемых классических произведений русской литературы неоднократно воплощались в разных сферах культуры. Уже в середине XIX столетия литераторы создавали произведения, отсылающие к комедии, её адаптации, интерпретации, пародии, использовали её мотивы. В 1830-м году Н.Н. Сандунов написал пьесу «Горе от безумия», в творческом наследии М. Е. Салтыкова-Щедрина есть произведение «Братья Молчалины», создававшееся в 1875-1878 годах, в 1850-е годы поэтесса графиня Евгения Ростопчина напишет продолжение «Возвращение Чацкого в Москву»

И в советский период, и в наши дни «Горе от ума» входит в репертуар ведущих театров России. В постановках задействованы видные деятели актерского цеха. Например, в спектакле театра «Современник» режиссера Ремиса Тумониса роль Фамусова сыграл Народный артист России Сергей Гармаш.

В кинематографе «Горе от ума» было воплощено дважды: в формате фильма-спектакля в 1952 и 1977 году. На рубеже веков, в 2000 выпустили видеоверсию театральной постановки антрепризного объединения «Товарищество 814», 1998 года. Режиссер – народный артист России Олег Меньшиков.

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Ягодкин Анатолий

Автор материалов. Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик.

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.