А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Краткое содержание и анализ

Барышня-крестьянка

«Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина — заключительная повесть в сборнике «Повести Белкина». Произведение изучается в 6 классе средней школы. Краткое содержание и анализ повести помогут школьникам в подготовке к уроку литературы.

Основная информация о повести:
На чтение оригинала: 35 минут (15 страниц).
На чтение обзора: 8 мин.
Название: «Барышня-крестьянка»
Автор:
Год написания: 1830
Год издания:
Жанр: Повесть
Направление: Реализм
В школе: Изучается в 6 классе
§ Другие произведения автора

Скачать обзор:

Время и место

Время происходящих в повести событий — первая половина XIX века, место действия — российская провинция, два помещичьих имения.

О чем произведение? Очень кратко

Неприязненные отношения двух помещиков стали препятствием в общении их детей. Дочь одного из них — Лиза Муромская — придумала переодеться крестьянкой и в таком обличье, под чужим именем познакомилась с сыном врага своего отца — Алексеем Берестовым. Молодые люди влюбляются друг в друга.

Краткое содержание

Произведение  не делится на главы, но условно его можно поделить на несколько частей.

Враждебные отношения двух помещиков

Иван Петрович Берестов, отставной гвардеец, вдовец, жил в своем поместье, в далекой провинции. Он много лет уже вдовствовал, все силы положил на ведение хозяйства и был в этом успешен. Хозяйственные достижения дали ему повод возомнить себя самым умным человеком в здешних местах. Соседи не возражали. Только Григорий Иванович Муромский, ближайший сосед, был к нему не расположен. Отношения между Муромским и Берестовым не сложились.

Муромский «был настоящий русский барин», он промотал большую часть имения в Москве, и, овдовев, приехал в свою последнюю деревню. Здесь он продолжил свои проказы на новый лад: стал жить и хозяйствовать по-английски, но прибыли это не приносило.

Берестов не выносил всяческие нововведения, и не мог оставаться равнодушным к англомании Муромского. При случае он не упускал возможности сказать какую-нибудь колкость в адрес соседа. Григорию Ивановичу, как правило, передавали высказывания Берестова, утяжеляя их дополнениями. Муромского критика Ивана Петровича уязвляла, он ярился и ответно называл Берестова медведем и провинциалом.

Алексей Берестов и местные барышни

К Ивану Петровичу приехал сын Алексей. Он окончил университет, но статская служба мало привлекала его. Молодой Берестов подумывал о военной карьере, чего не одобрял его отец. Родитель считал, что нынешние молодые люди на военной службе ведут разгульный образ жизни. И пока что Алексей жил в  отцовском имении барином.

Молодой Берестов хорош собой, местные барышни заволновались. Он к вниманию прекрасного пола оставался равнодушен. Алексей перед девицами напустил на себя мрачный вид, предстал разочарованным денди, на пальце его красовалось черное кольцо с изображением черепа. А впечатлительные провинциальные барышни, начитанные куда более столичных, изощрялись в воображении относительно Алексея Ивановича.

Более всех интересовалась Алексеем Берестовым дочь англомана Григория Ивановича — Лиза Муромская. Как-то раз ее горничная Настя собралась в гости к слугам Берестовых, и Лиза попросила ее узнать все о молодом барине.

Переодевание в крестьянку

Вернувшаяся из гостей Настя рассказала, что молодой барин собой прекрасен. Оказалось, что мрачный с барышнями Берестов весел с дворовыми девушками: с удовольствием играл с ними в горелки, да еще перецеловал всех. Лиза загорелась желанием увидеть Алексея. Но вражда их отцов была препятствием. Барышня придумала нарядиться в крестьянское платье. В таком виде она сможет пойти в рощу враждебного соседа.

Купила нужной ткани, раскроила, девушки пошили ей сарафан и рубашку. Пастух сплел ей лапти по ноге, так как босиком ходить барышня не привыкла. На утренней зорьке Лиза в новом наряде, который был ей к лицу, вышла из дому. Дорога пролегла через поле к роще, граничащей с отцовским поместьем.

В роще Лиза шла по дороге среди высоких деревьев, и  вдруг на нее залаяла легавая собака. Следом за ней появился молодой охотник. Они разговорились. Лиза выдала себя за Акулину, дочь кузнеца. Охотник назвался камердинером молодого барина Берестова, но девушка смекнула, что он и есть сам барин, о чем ему прямо и сказала.

Барышня переодевается в крестьянку

Герои влюбляются друг в друга

Миловидная и сообразительная Акулина очень понравилась Алексею, он хочет вновь ее увидеть. Берестов говорит, что наведается к ее отцу-кузнецу за какой-нибудь надобностью. Лиза испугалась разоблачения и предложила барину завтра свидеться здесь же.

Они стали встречаться к взаимному удовольствию, с каждой встречей все больше привязываясь друг к другу. Так продолжалось два месяца. Алексей уже был не на шутку влюблен, Акулина отвечала взаимностью. Их идиллические отношения оказались под угрозой из-за одного происшествия.

Примирение врагов

Иван Петрович Берестов выехал на утреннюю прогулку. На всякий случай его сопровождали борзые, стремянной и мальчишки с трещотками. И Григорий Иванович Муромский решил проехаться верхом, так как погода благоприятствовала. Соседи неожиданно встретились и натянуто поприветствовали друг друга. Тут Берестов со свитой с криками поскакали за выскочившим из лесу зайцем.

Лошадь Муромского с испугу понесла, у обрыва бросилась в сторону, седок не удержался и вылетел из седла. Муромский тяжело упал на мерзлую землю. Берестов обеспокоился состоянием соседа и пригласил пострадавшего к себе. Так Муромский был гостеприимно принят в доме своего недруга. Уже бывшие враги дружелюбно расстались. Муромский ответно пригласил Берестова вместе с сыном в свой дом.

Читайте также:  Пьеса "Вишневый сад" - краткое содержание и анализ

Это известие встревожило Лизу. Чтобы Алексей не узнал ее, она набелила свое смуглое личико, насурьмила брови, черные волосы скрыла под париком со светлыми локонами. Вдобавок барышня жеманилась так во время визита Берестовых, что Акулину в ней узнать было невозможно.

Разоблачение

На следующий день Алексей Берестов сказал Акулине в ответ на ее вопрос о впечатлении от барышни, что Лиза Муромская в сравнении с ней, Акулиной, «урод уродом». Затем он начал учить крестьянку грамоте и поражался, как она понятлива. Теперь они могли переписываться.

А их отцы между тем сдружились и вздумали породниться — поженить детей. Алексей решению отца воспротивился. Не помогли угрозы проклятием и лишением наследства. Молодой человек готов был вопреки всем условностям жениться на Акулине и жить своими трудами. Это намерение все больше увлекало его. Он написал Акулине письмо, в котором поведал о своих обстоятельствах и предложил ей руку.

На следующий день, утром, Алексей поехал к Муромским для откровенного объяснения. Григория Ивановича он не застал, но Лизавета Григорьевна оказалась дома, и Берестов решительно пошел в гостиную объясниться с ней. В гостиной он увидел Лизу, читающую его письмо, и узнал в ней свою Акулину. Барышня была в крайнем смущении, пыталась убежать, счастливый Алексей удерживал ее, повторяя «Акулина! Друг мой, Акулина!».

В эту минуту вошел Муромский и с удовольствием заметил, что «дело совсем уже слажено…».

История создания

«Барышня-крестьянка» в числе прочих «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» была написана в Болдино, где Пушкин провел все три месяца осени 1830 года. На такой срок он вынужден был задержаться из-за эпидемии холеры. Болдинский период стал чрезвычайно плодотворным для Александра Сергеевича. Он создает ряд блестящих поэтических, прозаических и драматических произведений.

Повесть «Барышня-крестьянка», написанная в сентябре 1830 года, была опубликована в сборнике «повести Белкина» в 1831 году.

Герои произведения и их краткая характеристика

Главные герои повести — враждующие помещики и их дети. Сюжет «Барышни-крестьянки» вызывает ассоциации с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта», но повествование Пушкина отличается веселостью, ситуация, в которой оказались герои, анекдотическая, и все разрешается счастливо.

Главные герои

Иван Петрович Берестов

Иван Петрович Берестов. Кадр из фильма "Барышня-крестьянка" 1995 г.

Богатый помещик, вдовец, отец Алексея. Рано овдовев, он утешился ведением хозяйства. Дом Берестов построил по собственному плану, обзавелся суконной фабрикой, сам подсчитывал расходы, и доходы его возросли троекратно. Считает себя умнейшим человеком в округе. Соседи его любят, но считают гордым. Иван Петрович ничего не читает, консервативен, не любит новшеств. Убыточные преобразования Муромского в английском стиле презирает.

Берестов строгий родитель: противится поступлению сына на военную службу из-за дурных нравов среди военной молодежи; считает, что сын должен жениться по отцовской воле.

Григорий Иванович Муромский

Григорий Иванович Муромский. Кадр из фильма "Барышня-крестьянка" 1995 г.

Ближайший сосед Берестова, отец Лизы, которую называет Бетси, на английский манер. В молодости жил широко, почти все имение растранжирил. После смерти жены приехал из Москвы в последнюю деревню и взялся за хозяйство, преобразовав его на английский манер. Нововведения доходов не приносили, Муромский влезал в новые долги. Окружающие, однако, считали его неглупым человеком, так как Григорий Иванович первым сообразил заложить имение в Опекунский совет.

Муромский нестрогий отец, дочь балует.

Алексей Берестов

Алексей Берестов. Кадр из фильма "Барышня-крестьянка" 1995 г.

Сын Ивана Петровича, приехавший в деревню после окончания университетского курса. Статному, стройному молодцу больше подходит военный мундир, чем сюртук чиновника. Не определившись с будущим, Алексей пока живет по-барски в имении. Молодой человек жизнелюбив, весел, горяч. Он, в сущности, добрый малый, однако перед сельскими барышнями он встает в позу разочарованного, искушенного Онегина. В 1830 году «онегинство» уже выходило из моды, но для этой отдаленной губернии оно было внове.

Алексей привлекателен искренностью и честностью натуры. Дав слово Акулине не допускать вольностей, он сдержал его. Он полюбил крестьянку и готов был, презрев условности, жениться на ней, не устрашился отцовского проклятия и лишения наследства.

Лиза Муромская

Лиза Муромская. Кадр из фильма "Барышня-крестьянка" 1995 г.

17-летняя барышня, дочь Григория Ивановича, «балованное дитё», красивая черноглазая смуглянка. Несмотря на английское воспитание, Лиза проказница. Она романтична, начитана. Сельская жизнь  сближает ее с природой, и она, подобно Татьяне Лариной, с упоением наблюдает пробуждение нового дня.

Лиза деятельна, в ней нет пассивности. Она хочет познакомиться с молодым Берестовым и берет ситуацию в свои руки. В то же время ее беспокоит факт обмана, на который она пошла. Застигнутая Алексеем в своем настоящем обличии, она пытается убежать со стыда.

Второстепенные герои

Настя

Настя. Кадр из фильма "Барышня-крестьянка" 1995 г.

Горничная Лизы, ее наперсница. Она постарше своей барышни, но по характеру схожа с дочерью барина — веселая, смешливая. Настя принимает активное участие в авантюрах Лизы, и не без удовольствия.

Мисс Жаксон

Мисс Жаксон. Кадр из фильма "Барышня-крестьянка" 1995 г.

Мадам англичанка, гувернантка Лизы, выписанная из Англии Григорием Ивановичем.  Сорокалетняя мисс Жаксон пользовалась белилами, сурьмила брови, что забавляло Лизу и горничную Настю. Шалости воспитанницы доводили гувернантку до состояния, близкого к обмороку. В России ей грустно, окружающая дикость ее удручала.

Читайте также:  Краткое содержание и анализ рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»

Все герои в «Барышне-крестьянке» по-своему самобытны. Автор нескольким штрихами создает неповторимый образ.

Жанр и литературное направление

Объем произведения — средний, число действующих лиц невелико, сюжетная линия — одна, поэтому жанр «Барышни-крестьянки» определяется как повесть.

Герои «Повестей Белкина» правдоподобны, представляют собой характеры типические. Указание в предисловии на необразованность рассказчика Белкина и его непричастность к литературному труду подсказывает читателю, что события, им описанные, вполне достоверны.

«Барышня-крестьянка» стоит особняком среди других повестей. В ней больше веселого, комического, ироничного. Герои оказались в необычной, но вполне возможной ситуации, отражающей реалии жизни. Пушкин в любовной истории отказывается от романтического шаблона и трагической развязки. Нет в повести излишней чувствительности сентиментализма с его назидательностью, позаимствованной у просветителей. «Барышня-крестьянка», безусловно, реалистическое произведение.

Тема

Основная тема повести — любовь.

Название «Барышня-крестьянка» конкретизирует тему. Любовь связана с маскарадом: барышня выдает себя за крестьянку.

Идея

Эпиграф, предпосланный повести «Барышня-крестьянка», — «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша» (Богданович). В нем содержится основная мысль произведения.

Молодой дворянин полюбил крестьянку Акулину, не зная, что она Лиза Муромская, дочь помещика. Он полюбил ее в сарафане и лаптях, без английских манер, с ее милой русской речью. Девушка была ему по душе. Увидев Лизу в обычной ее одежде, влюбленный Алексей, продолжал с восторгом повторять имя Акулины.

Идея повести:

настоящая любовь вне сословий, она не считается с условностями.

Проблематика

В связи с главной темой проявляются социально-нравственные проблемы.

Заимствование чужой культуры

За водевильным сюжетом повести скрыто нечто большее. В главных героях раскрываются простые русские характеры. Лиза оказалась в крестьянском наряде гораздо милее, чем в обычном виде барышни. Она с легкостью усваивает местный говор, повадки крестьянской девушки. В роли крестьянки в ней открывается вся ее русская сущность, скрытая до того английскими манерами и модными туалетами.

Алексей был покорен именно ее русской душой, народной грацией, потому что его натуре это было созвучно. В общении с Акулиной он забыл представлять разочарованного Онегина с масонским кольцом. Маски обоих героев были сброшены, открылись простодушные русские люди. В этом состоянии они чувствовали себя гораздо естественнее и комфортнее.

Автор смеется над русскими помещиками, гоняющимися за чужой культурой — английской, французской, немецкой. Англоман Муромский, который, по сути, «настоящий русский барин», чудит с ведением хозяйства по-английски и остается в убытке. Пушкин, как никто, понимал богатство русского языка, мощный потенциал русской культуры. Тот факт, что дворяне иностранные языки знают лучше русского, глубоко возмущал его.

Сословные предрассудки

Главный герой Алексей Берестов, полюбив, как он думал, крестьянскую девушку, принял отчаянное решение жениться на ней. Он даже не рискнул сказать отцу о своей избраннице, лишь воспротивился воле отца, пожелавшего женить его на Лизе Муромской. Консервативный Берестов-старший и слушать бы не стал о какой-то крепостной крестьянке.

В действительности это было бы непреодолимым препятствием к браку, будь Лиза на самом деле низкого сословия. Случаи женитьбы на крепостных были редкими и сопровождались разрывом с родными, на что Алексей и был готов. Для многих родителей знатность, богатство, связи, репутация всегда были и остаются в силе и перевешивают любовь на чаше весов.

Композиция

Композиция повести линейная, то есть действие развивается в хронологической последовательности.

  • Экспозиция — знакомство читателя с обстоятельствами вражды помещиков Берестова и Муромского.
  • Завязка — приезд Алексея Берестова в отцовское поместье, интерес Лизы Муромской к молодому человеку.
  • Развитие действия: переодевание Лизы в крестьянку; встреча Лизы с молодым Берестовым в роще; их общение, влюбленность, переписка; примирение отцов; визит Берестовых к Муромским и новая роль Лизы; намерение отцов поженить детей; ссора Алексея со старшим Берестовым.
  • Кульминация — неожиданный для Лизы приезд Алексея к Муромским. Он застает Лизавету Григорьевну за чтением его письма к Акулине и понимает, что любимая девушка вовсе не крестьянка.

Развязка как таковая отсутствует, финал остается открытым. Но автор написал о любви, которая не знает преград, и герой наверняка простит девушке его заблуждение.

Экранизации

Первая экранизация повести «Барышня-крестьянка» состоялась в 1912 году. Одноименный немой фильм был создан на кинофабрике А. А. Ханжонкова, пионера русского кинематографа, под руководством П. И. Чардынина. Еще один немой фильм «Барышня-крестьянка» был создан в 1916 году режиссером Ольгой Преображенской, но лента не сохранилась.

В 1970-м вышел телефильм Дины Луковой «Барышня-крестьянка». Фильм режиссера Алексея Сахарова «Барышня-крестьянка» вышел на экраны в 1995 году. Картина создана по мотивам повести «Барышня-крестьянка» и неоконченному «Роману в письмах» Пушкина. В главных ролях Елена Корикова, Дмитрий Щербина, Леонид Куравлёв и Василий Лановой.

За рубежом в 1990-м вышел мультфильм «Барышня-крестьянка» (Young lady-peasant) американского режиссера Брэда Бёрда.

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Avatar photo
Лариса Федосеева

Редактор, автор статей. Филолог (русский язык и литература).

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4.75 из 5 )
 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.

Adblock
detector