А. С. Пушкин. «Дубровский»: краткое содержание и анализ

Дубровский

Роман "Дубровский" — одно из самых значительных произведений А. С. Пушкина, в котором отражены многие явления русской жизни. Краткое содержание и анализ романа "Дубровский" поможет школьникам в подготовке к уроку литературы и написанию сочинения.

Подробная информация о романе
На чтение оригинала: 2 часа 30 минут (80 страниц).
На чтение обзора: 20 мин.
Название: "Дубровский"
Автор:
Год написания: 1833
Год издания:
Жанр: Роман
Направление: Реализм
В школе: Изучается в 6 классе
§ Другие произведения автора

«Дубровский» — одно из самых любимых в народе произведений А. С. Пушкина, главный герой которого — благородный разбойник из дворян. Роковые обстоятельства и жажда мести заставили его встать на преступный путь. Роман считается незаконченным в связи с сохранившимися в черновиках Пушкина планами, тем не менее «верность красок и художественная отделка» позволяют его считать «одним из величайших созданий гения Пушкина».Белинский

Время и место событий

О времени событий в произведении сказано: «несколько лет тому назад». Так как время написания «Дубровского» 1833 год, действие могло происходить в конце 1820-х или в 1830 году.

Место событий: российская губерния, село Покровское — имение Троекурова, деревня Кистенёвка — имение Дубровского, окрестности.

О чем произведение? Очень кратко

Старые товарищи по военной службе Троекуров и Дубровский, живущие по соседству, однажды поссорились. Троекуров — богатый барин, Дубровский — бедный дворянин. Используя свое влияние, Троекуров по суду отбирает у бывшего друга единственное его имение — деревню Кистенёвку.  Дубровский от потрясения тяжело заболел и умер.

Читайте также:  "Гроза" - краткое содержание и анализ

Тем временем приехал сын несчастного — Владимир Дубровский. За неправедный суд, смерть отца и разорение он решает отомстить Троекурову: сжигает Кистеневку и вместе с крестьянами уходит в разбойники. Владимир проник в дом Троекурова под видом француза-гувернера. Однако скоро он влюбляется в дочь врага Машу, и жажда мести оставляет его.

К Маше посватался богатый пятидесятилетний князь Верейский, в котором Троекуров видел выгодного жениха. Дубровский старался как мог воспрепятствовать этому браку. Однако обстоятельства сложились не в его пользу. Князь Верейский и Марья Кириловна обвенчались. Венчание для героини было чертой, за которую преступить нельзя, и она отказалась бежать с Дубровским. Владимир распустил свою шайку и покинул Россию.

Короткое содержание по главам

Том 1

Глава 1

Повествование начинается с описания личности помещика Кирилы Петровича Троекурова. Богатый, знатный барин, он имел большой вес в губернии, соседи относились к нему с подобострастием. Нрав, однако, Троекуров имел вздорный, при этом ум его был ограничен и не обременен образованием. Никто из соседей не смел перечить Троекурову, только Андрей Гаврилович Дубровский не боялся властного соседа.

Когда-то оба они были товарищами по военной службе, Троекуров знал решительность и прямоту Андрея Гавриловича и относился к нему с уважением. Дружеские отношения надменного Троекурова и бедного Дуровского были на диво всем соседям. У Андрея Гавриловича был сын Владимир, который служил в Петербурге корнетом , у Кирилы Петровича — дочь Маша. Троекуров даже не раз говаривал, что отдал бы свою дочь за Владимира.

Согласие между старыми товарищами внезапно рухнуло из-за ссоры. Андрей Гаврилович при осмотре псарни Троекурова заметил, что  людям барина живется хуже, чем его собакам. В ответ один из слуг Троекурова дерзнул сказать, что иной дворянин не прочь сменять свою усадьбу на здешнюю конуру. Гордый и независимый Дубровский был оскорблен.

Читайте также:  Пьеса "Вишневый сад" - краткое содержание и анализ
На псарне.
«Что же ты хмуришься, брат, — спросил его Кирила Петрович,— или псарня моя тебе не нравится?»

Позже он написал Троекурову, что не появится в Покровском, пока тот не пришлет к нему дерзкого слугу с повинною, которого он, Дубровский, сам накажет или помилует. Троекуров рассердился, началась вражда. Троекуровские крепостные стали воровать лес в Кистеневке. Дубровский приказал выпороть мужиков и отобрать у них лошадь. Кирила Петрович решил наказать гордеца — лишить его имения. Дубровский получил вызов в суд.

Глава 2

В суде Дубровский не может подтвердить свои права владельца Кистенёвки: документы давно сгорели. Антон Спицын, подкупленный лжесвидетель, дает показания в суде о незаконном владении Дубровского Кистенёвкой. По суду имение Дубровского переходит Троекурову. Дубровскому становится плохо: с ним случился приступ сумасшествия. Несчастного отправили домой.

Сцена в суде.
«Как! не почитать церковь божию! прочь, хамово племя!» Потом, обратясь к Кирилу Петровичу: «Слыхано дело, ваше превосходительство, — продолжал он, — псари вводят собак в божию церковь! собаки бегают по церкви. Я вас ужо проучу…» Сторожа сбежались на шум и насилу им овладели. Его вывели и усадили в сани.

Глава 3

Владимир Дубровский получает письмо, из которого узнает о состоянии отца и печальных событиях. Корнет едет к отцу. Кучер Антон встречает его и убеждает молодого барина в преданности крестьян господам Дубровским и нежелании переходить во владение Троекурова.

Покровское
«Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома…»

Глава 4

Старик Дубровский уже не смог объяснить сыну внятно, что произошло. Срок подачи апелляции, установленный судом, миновал, имение официально уже не принадлежало Дубровским. Троекурова беспокоили угрызения совести, победа над Андреем Гавриловичем его не радовала. И Кирила Петрович приехал к Дубровскому с намерением примириться и вернуть старому другу имение.

Увидев Троекурова, виновника своих бед, Андрей Гаврилович испытал приступ такой ненависти, что его разбил паралич. Владимир в гневе прогнал Троекурова со двора, послал за лекарем, но его отец тем временем скончался.

Смерть Дубровского-старшего.
«Люди бросились в комнату старого барина. Он лежал в креслах, на которые его перенес Владимир; правая рука его висела до полу, голова опущена была на грудь, не было уже и признака жизни в сем теле…»

Глава 5

Сразу после похорон старого Дубровского в Кистеневку пожаловали судебные приставы во главе с Шабашкиным. Они известили, что будут готовить для Троекурова бумаги на владение имением. Крестьяне заволновались, недовольство чуть не переросло в бунт. Владимир удержал людей от расправы с приставами, уговорил их разойтись. Судейские остались ночевать в доме, уже не принадлежавшем Дубровскому.

Владимир Дубровский разбирает бумаги в кабинете отца.
«Владимир зачитался и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастия, и не заметил, как прошло время…»

Глава 6

Среди ночи кузнец Архип, замышляя недоброе, с топором пробрался в господский дом, но Владимир вновь не допустил убийства. Он готовился покинуть поместье, а дом решил сжечь, чтобы дорогие для него вещи не достались на поругание ненавистного врага. Дубровский предусмотрительно позаботился, чтобы никто из его людей не остался в доме.

Дубровский с няней у горящего дома.
«Итак, всё кончено,— сказал он сам себе;— еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец…»

Кузнец Архип выполнил все распоряжения молодого барина, одно только он сделал по-своему: дверь в переднюю запер, и судейские чиновники сгорели заживо. Владимир исчез, и его считали виновным в смерти приставов.

Глава 7

Началось расследование, в котором Кирила Петрович принял активное участие. В ходе следствия выяснилось, что дом был подожжен местным кузнецом. Подозревали Владимира Дубровского, но бездоказательно. В губернии появилась разбойничья шайка. По слухам, на большую дорогу вышли сбежавшие из имения Дубровского крестьяне, а руководил ими их молодой барин. Грабили разбойники богатых помещиков, одного Троекурова они не трогали.

Глава 8

В этой главе появляется дочь Кирилы Петровича Троекурова — семнадцатилетняя Маша. Она рано осталась без матери, и детство ее было одиноким. Отец, хотя и любил дочь до безумия, отпугивал ее своенравным и жестоким нравом — у Маши не было с ним доверительных отношений. Чтение романов и мечты скрашивали жизнь юной барышни.

У Троекурова, кроме дочери, был еще сын Саша — последствие его отношений с гувернанткой Мими. Кирила Петрович любил Мими более прочих, поэтому сына признал и взял на воспитание. Девятилетнему шалуну он выписал гувернера Дефоржа. Красота Марьи Кириловны глубоко впечатлила молодого француза, но барышня, воспитанная в аристократических предрассудках, не обращает внимания на учителя, который был для нее не мужчиной, а кем-то вроде слуги.

Дефорж и Мария Кирилловна.
«Правда, он мало занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу повесничать и не строго взыскивал за уроки, задаваемые только для формы — зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно».

Любимой забавой Троекурова было устраивать новому гостю встречу с голодным медведем в запертой комнате. Такой «проверке» на стойкость самодурствующий барин подверг и Дефоржа. Когда гувернера втолкнули в комнату к медведю и тот пошел на молодого человека, француз не смутился, не побежал в безопасный угол, а спокойно выстрелил зверю в ухо.

Дефорж убивает медведя.
«Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приближился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился.»

Когда Троекуров спросил учителя, зачем у него в кармане заряженный пистолет, тот с достоинством ответил, что всегда носит оружие, так как не намерен терпеть обиды, за которые не может требовать удовлетворения по своему низкому званию. Маша Троекурова взглянула на учителя по-новому: оказывается, храбрость и гордость свойственны не только ее сословию. Молодые люди подружились, и Маша скоро влюбилась в Дефоржа, хотя и не признавалась себе в этом.

Том 2

Глава 9

В доме Троекурова собралось много гостей. Разговор среди них зашел о разбойниках. Одни гости отмечают, что Дубровский в грабежах избирателен, нападает не на всех, другие возмущаются и хотят, чтобы его поймали. Исправник уверяет, что преступник обязательно будет пойман, его приметы известны. Троекуров, читая о приметах, не видит в них ничего особенного, подойдут каждому второму. Затем хозяин рассказывает гостям о храбрости Дефоржа и называет его защитником, с которым не страшны разбойники.

Гости в имении Троекурова.
«Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей. От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».

Глава 10

Среди гостей находился помещик Антон Пафнутьич Спицын, который за обедом вспоминал, что лжесвидетельствовал на суде против Андрея Гавриловича Дубровского. В общем веселье Спицын не участвовал, его не оставляла боязнь за изрядную сумму денег, которую он держал при себе.

На ночлег помещик Спицын попросился к мсье Дефоржу, имевшему репутацию храбреца. Посреди ночи Антон Пафнутьич проснулся от того, что кто-то пытался отстегнуть у него «заветную суму» с деньгами. Над ним стоял Дефорж с пистолетом. Француз неожиданно на чистом русском приказал Спицыну молчать и назвался Дубровским.

Дефорж представляется Дубровским
Ночуя в одной комнате с человеком, коего мог он почесть личным своим врагом и одним из главных виновников его бедствия, Дубровский не мог удержаться от искушения.

Глава 11

В главе повествуется о событии, предшествующем появлению «француза» в доме Троекурова, то есть о превращении Дубровского в Дефоржа. Владимир повстречал француза на станции, который держал путь к г-ну Троекурову и томился в ожидании лошадей. Дубровский сделал ему выгодное предложение — крупную сумму за все его документы. Француз согласился сразу. Так Дубровский стал Дефоржем и оказался в доме Троекурова, где его все полюбили.

Утром Спицын вышел в ужасном состоянии, на нем не было лица. Антон Пафнутьич спешно уехал, никому не сказав ни слова.

Глава 12

Для Владимира пришло время исчезнуть. Он просит Машу о свидании, при котором открывает ей правду о себе, признается в любви, которая стала причиной его отказа от мщения. Дубровский сообщает, что должен бежать сию минуту. Перед тем как исчезнуть, он взял с Маши обещание, что в случае несчастья она обратится к нему.

Дубровский признаётся в любви Маше Троекуровой.
«Я расстаюсь с вами сегодня… сей же час… Но прежде я должен был вам открыться, чтоб вы не проклинали меня, не презирали. Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить…»

Тем временем в имение Троекурова прибыл исправник с требованием выдать ему учителя: у него есть сведения, что Дефорж — это Дубровский.

Глава 13

Из-за границы приехал немолодой князь Верейский, имение которого расположено было по соседству с Покровским. Уединение было для князя несносным, и он завел дружбу с Троекуровым. Красота Маши не осталась незамеченной старым волокитой, он оживился и стал умело развлекать барышню светской беседой.

В гостях у князя Верейского.
«Они поехали по озеру, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью, возбуждавшей в Марье Кирилловне девическое любопытство…»

Глава 14

Через несколько недель Верейский пришел к Троекурову просить руки его дочери. Кирила Петрович согласен, богатого князя он считает подходящим женихом для своей дочери. Троекуров зовет Машу, сообщает ей о сватовстве князя и приказывает готовиться к свадьбе. Девушка в отчаянии, но тут она вспомнила о письме, протянутом кем-то ей в окно перед самым разговором с отцом. Письмо было от Дубровского, он хотел встретиться.

Глава 15

Маша пришла в назначенный час в условленное место. Она поведала Дубровскому о своем горе, но тот уже все знал. Владимир предложил Маше помощь, она же решила подождать, надеясь уговорить отца не выдавать ее за старика. Тогда Дубровский дал ей кольцо, которое она в бедственном положении должна положить в дупло дуба.

Глава 16

Маша написала Верейскому письмо с просьбой отказаться от нее, но князь показал это письмо Троекурову, и тот решил поторопиться со свадьбой, а Машу посадить под замок.

Троекуров приказывает дочери готовиться к свадьбе.
«Папенька, — закричала она жалобным голосом, — папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою…»

Глава 17

Девушка решается на помощь Дубровского. Она поручила брату Саше положить кольцо в дупло, которое должно было попасть к Дубровскому как знак. Брат выполнил поручение, но когда он увидел рыжего мальчишку, взявшего кольцо, то начал с ним драться, посчитав его вором. Поднялся шум, началось разбирательство, Саша все рассказал. Из-за недоразумения с кольцом, Дубровский не получил вовремя условного знака и не появился ни в имении Троекурова, ни в церкви.

Глава 18

Машу почти без чувств отвезли в церковь, там она ничего не видела и не слышала, ожидая Дубровского, были произнесены священником «невозвратимые слова», венчание совершилось.

На карету с новобрачными по дороге из церкви напали вооруженные люди во главе с Дубровским. Верейский выстрелил в него и ранил в плечо. Люди Дубровского бросились на князя, но Владимир запретил его трогать. Он объявил Машу свободной, однако молодая княгиня с твердостью ответила о запоздалом появлении Дубровского: она уже обвенчана, она дала клятву. И добавила, что ждала своего избавителя до последней минуты.

Нападенье на свадебный поезд.
«…человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал ей: «Вы свободны, выходите»…»

Дубровский от пережитого волнения и раны лишился сил, его увезли.

Глава 19

Солдаты осадили разбойничью крепость, состоялся бой, в котором разбойники победили.

Солдаты осаждают крепость разбойников.

Правительство отправило роту солдат, чтобы схватить Дубровского, но его уже не было среди разбойников, и шайку он распустил. Дороги стали свободны, грабежи прекратились, Дубровского больше никто не видел. Ходили слухи, что он скрылся за границей.

История создания

Друг Пушкина.
Поэт Павел Нащокин.

К написанию романа «Дубровский» Пушкина побудила реальная история. Приятель Александра Сергеевича поэт Павел Нащокин рассказал ему о трагической судьбе одного небогатого белорусского помещика, и Пушкин задумал сделать ее основой романа.

Нащокин встретил в остроге молодого дворянина Островского, который стал жертвой неправедного суда. Долго он судился с богатым соседом-помещиком из-за земли, но судья был подкуплен, и дело закончилось тем, что Островский оказался полностью разорен: его собственное имение было отнято, и он остался без гроша.

В ответ на судебный произвол отчаявшийся дворянин собрал шайку разбойников и стал грабить на больших дорогах.

Работу над новым романом Пушкин начал осенью 1832 года. Он задумал три части, первые две написал довольно быстро, закончил их в январе 1833-го. От третьего тома его отвлекала «История Пугачева», а затем «Капитанская дочка». Напечатали «Дубровского только в 1941 году спустя четыре после гибели Александра Сергеевича на дуэли.

Роман остался незавершенным, но о развитии событий в ненаписанной третьей части можно догадаться по планам, сохранившимся в черновиках Пушкина. Марья Кириловна остается вдовой после смерти князя Верейского. Дубровский возвращается из-за границы в Россию как англичанин, и они соединяют свои судьбы.

Герои произведения и их краткая характеристика

Основные герои: Троекуров Кирила Петрович, Дубровский Андрей Гаврилович, Владимир Дубровский, Маша Троекурова.

Главные герои

Андрей Гаврилович Дубровский

Андрей Гаврилович Дубровский
Кирилл Лавров в роли Дубровского-отца. Дубровский 1988 г.

Андрей Гаврилович бедный поместный дворянин, поручик в отставке. Он благороден, честен, с чувством собственного достоинства, которое не позволяет ему быть подобострастным по отношению к высоким чинам и богатству. Крестьяне любят своего барина Дубровского за справедливость.

С Троекуровым героя сближали не только годы службы в молодости, но и принадлежность к одному сословию, одно воспитание, схожесть судеб: оба женились по любви, рано овдовели, у того и другого остался ребенок. Оба любили охоту. Дубровский был тонким знатоком охотничьих премудростей, за что Троекуров его особенно ценил.

Автор отмечает сходство героев в характерах и наклонностях. Дубровский суров, вспыльчив, в нем есть сословная гордость потомственного дворянина, который взбешен насмешкой холопа богатого барина и требует того к себе для расправы.

Владимир Дубровский

Дубровский
Михаил Ефремов в роли Дубровского-сына. Дубровский 1988 г.

Владимир — единственный сын старика Дубровского, корнет, служащий в Петербурге. Молодой Дубровский благороден, смел, образован, приятной наружности. Однако двадцатилетний Владимир до роковых событий в его судьбе жил беспечно. Отец не жалел ничего для приличного содержания сына, и тот получал из дому сверх того, на что мог рассчитывать. Молодой человек позволял себе расточительность, играл в карты, делал долги. Молодой честолюбец не заботился о будущем, связывая его в мечтах с богатой невестой.

Он почти не знал отца, оставив родное гнездо на восьмом году жизни, тем не менее «романически был к нему привязан». Дурная весть из дома о болезни отца поразила Владимира, и он осыпал себя упреками. Горе изменило молодого человека, беспечность осталась в прошлом, он возмужал.

Отчаянное положение вынуждает его стать во главе разбойников — бывших своих крепостных, преданных ему. Владимир — благородный разбойник, он грабит только богатых помещиков. Дубровский горит жаждой мести за отца и свое разорение, но внезапная любовь к дочери обидчика остужает мстительное чувство.

Герой добр, он гуманно относится к крепостным крестьянам. Перед поджогом господского дома Дубровский заботится, чтобы никто из них не остался внутри. Владимир считает себя ответственным и за нравственное состояние своих людей. Так, распуская шайку, он уговаривает ребят начать новую, честную жизнь в дальних губерниях, ведь атаман побеспокоился о богатстве и виде на жительство для каждого из них.

Кирила Петрович Троекуров

Кирила Петрович Троекуров
Владимир Самойлов в роли Троекурова. Дубровский 1988 г.

Генерал-аншеф в отставке, богатый, знатный и влиятельный помещик Троекуров был соседом Дубровского и старым товарищем по службе. Кирила Петрович — человек тяжелого нрава, привык к подобострастию и угодничеству окружающих. Он гостеприимен, хлебосолен, гости нужны ему для праздного препровождения времени, буйных увеселений. Никто не смел отказаться от приглашения Кирилы Петровича.

Избалованный, ни в чем не знающий отказа, Троекуров «давал полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Бывший генерал-аншеф был человеком грубым. К просвещению он не стремился, не читал в жизни ничего, кроме «Совершенной поварихи» , хотя в доме была богатейшая библиотека, не знал и французского.

В быту Троекуров проявлял все пороки необразованного человека. Кирила Петрович обладал необыкновенными физическими способностями, но дважды в неделю «страдал от обжорства». Навеселе он бывал каждый вечер. Он содержал гарем из крепостных горничных, и множество дворовых ребятишек, похожих на Кирила Петровича, как две капли воды, бегали под его окнами. Жизнь Троекурова протекала в пирах и проказах.

Развращенный образом жизни и вседозволенностью, герой все же способен был чувствовать угрызения совести. В ссоре с Дубровским он, зайдя слишком далеко, переживал из-за болезни старого друга, случившейся по его вине, раскаивался, хотел примириться и вернуть имение Андрею Гавриловичу. Но добрый порыв его не был понят и принят. Дубровский умер. Троекуров ожесточается, остается самодуром и тираном. Любимую дочь он насильно отдает за старого князя.

Марья Кириловна

Мария Троекурова
Марина Зудина в роли Маши. Дубровский 1988 г.

Дочери Кирилы Петровича Троекурова Маше семнадцать лет, она в полном расцвете своей красоты. Между тем юная красавица ведет уединенную жизнь. Она росла без матери, у нее не было подруг — дамы и барышни редко посещали пиры Троекурова. Тяжелый нрав отца вынуждал ее скрывать от него свои мысли и чувства. Чтение французских романов писателей XVIII века стало ее главным развлечением, определило ее воспитание, давало пищу ее мечтам и фантазиям.

По мнению В. Г. Белинского, уединение и французские романы развили в ней прежде всего фантазию, а не чувства и страсти, то есть она воображала себя героинею, готовой на все жертвы ради любимого. Пока Маша играла в роман, она допускала безумства, а как «дошло до дела — и она принялась за мораль и добродетель». Критик считает, ей казалось очень «романическим» быть похищенной любовником-разбойником у алтаря, куда ее силой привели для венчания с богатым стариком. «Но Дубровский опоздал, — и она втайне этому обрадовалась и разыграла роль верной жены, следовательно, опять героини…».

Но почему бы не допустить, что юная барышня действительно полюбила Дубровского, отважного, благородного, внешне привлекательного, со всей силой первой любви? Она ждала Дубровского до последнего, надежда ни на минуту не оставляла ее. Отказ героини бежать с любимым после венчания — это показательное отношение Пушкина к освященному браку. Белинский, материалист и атеист, не мог встать на позицию автора.

Пушкин не случайно пишет о «невозвратимых словах», произнесенных священником во время венчания. После этого Маша Троекурова осталась в прошлом, и автор называет ее уже только княгиней. Он не пишет о внутреннем переломе героини, можно только догадываться о ее душевном состоянии, когда она не понимала слов своего мужа, обращенных к ней. Но эта девочка ведет себя уже как взрослая женщина с сильным характером. Она приняла то, что совершилось по высшей воле, и с твердостью отказалась бежать с запоздавшим возлюбленным.

Второстепенные персонажи

Князь Верейский

Князь Веренский
Анатолий Ромашин в роли князя Веренского. Дубровский 1988 г.

Ключевой второстепенный образ романа — князь Верейский, аристократ, богатый помещик, сосед Троекурова. В свою деревню он приехал из чужих краев, где провел большую часть жизни. Князю около 50 лет, но на вид гораздо больше. Привычка к излишествам сказалась на его здоровье. При этом наружность его была довольно приятной. Верейский всегда вел жизнь светскую, рассеянную и потому не выносил уединения.

Свою деревню князь увидел впервые, все русское ему не нравится, английский стиль русскому аристократу больше по душе. По мнению В. О. Ключевского, «князь Верейский — достойный зять Троекурова». Русское высшее общество с конца царствования Екатерины переполнилось подобными людьми. «За границей они растрачивали богатый дедовский и отцовский запас нервов и звонкой наличности и возвращались в Россию лечиться и платить долги».

Пораженный красотой юной Маши Троекуровой, этот «старый волокита», страдающий подагрой, ничтоже сумняшеся решил жениться, оживить свои угасающие силы. Надо отдать должное этому персонажу, он не только владел искусством светской беседы, но и прекрасно разбирался в живописи. Его рассказы о картинах Марья Кириловна слушала с удовольствием. Верейский был очень неглуп. После венчания, наедине с молодой женой в карете, князь не докучал ей «приторными объяснениями», он видел ее холодность. «Слова его были просты и не требовали ответа».

Но Верейский эгоист, он привык получать желаемое. Письмо Маши, в котором она умоляла князя отказаться от нее, не удержало его от желания вступить в этот неравный брак. Более того, он показал письмо Троекурову, что было низостью.

Дефорж

Владимир Дубровский
Михаил Ефремов в роли Дефоржа. Дубровский 1988 г.

Молодой француз Дефорж — гувернер, выписанный для Саши Троекурова, место которого займет Владимир Дубровский. Дефорж никакого отношения к просвещению не имел, он получил приглашение на должность учителя только потому, что был французом. Так многие помещики следовали моде приглашать иностранцев для обучения своих детей, не заботясь серьезно о качестве их образования.

Шабашкин

Шабашкин
Владимир Конкин в роли Шабашкина. Дубровский 1988 г.

Заседатель, помощник судьи Шабашкин — типичный образ судейского чиновника, которого легко подкупить на неправый суд. Шабашкин угодничает, пресмыкается и лебезит перед сильным мира сего Троекровым, а с разоренным Владимиром Дубровским он говорит дерзко и нагло, чувствуя свою безнаказанность. Когда Владимир спас судейских от расправы мужиков, тот же Шабашкин униженно ему кланялся.

Данный персонаж — воплощение подлости, беспринципности и продажности.

Архип, кузнец

Архип
Павел Волков в роли Архипа. Дубровский 1936 г.

Крепостной Дубровских, кузнец Архип — один из самых живых образов романа. Возмущенный до глубины души несправедливым приговором суда, он хватается за топор, готов к мятежу. Архип своеволен, он запирает приказных на ключ вопреки воле барина, и те сгорают. Так он, по своему убеждению, вершит справедливость, уговоры Егоровны выпустить окаянных, на него не действуют.

Но Архип не жестокий человек. Здесь же, на пожаре, Пушкин показывает человечность и душевную чуткость русского крестьянина. Рискуя жизнью, он спасает кошку, оказавшуюся на пылающей крыше:

«Чему смеетесь, бесенята, — сказал им (мальчишкам) сердито кузнец, — Бога вы не боитесь: божья тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», — и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою».

Антон Пафнутьевич Спицын

Спицын
Виктор Павлов в роли Спицына. Дубровский 1988 г.

Пожилой мелкопоместный помещик Антон Пафнутьич Спицын — один из постоянных гостей Троекурова. Он труслив, подл и жаден до денег, легко соглашается на лжесвидетельство, выступает на стороне Троекурова в деле о Кистеневке. Общество Троекурова составляли в основном такие люди, способные угодничать, боящиеся прогневить богатого барина и готовые на подкуп.

Жанр и литературное направление

Произведение А. С. Пушкина «Дубровский» отражает многие явления русской жизни, волновавшие автора и его современников: помещичье своеволие; бесправие крепостных крестьян; судебный произвол; разбойничество как стихийный протест людей, оказавшихся в крайних обстоятельствах; драматизм любви героев на фоне социальных противоречий.

Насыщенная проблематика произведения позволяет определить его жанр как роман.

В «Дубровском» Пушкин внешне продолжает традиции «разбойничьего» романа эпохи романтизма: главный герой — молодой дворянин, который порвал со своим классом и стал атаманом разбойничьей шайки, чтобы отомстить за свою обиду. В произведении также имеет место излюбленная у романтиков ситуация: разбойник в доме врага. Характерный мотив для романтического «разбойничьего» романа — любовь молодого разбойника к дочери его обидчика.

Однако эту традицию Пушкин продолжил на новой почве — русской действительности. Он положил в основу произведения реальное происшествие, мастерски изобразил жизнь в русских поместьях. И роман из-под его пера вышел реалистический.

Литературное направление, в котором написан «Дубровский» — реализм.

Тема

Название романа — «Дубровский». Название, как обычно, содержит в себе его главную тему произведения. Дубровский — молодой дворянин, ставший разбойником.

Тема разбойничества не была новой в западноевропейской и русской литературе. Но Пушкина эта тема заинтересовала не только литературными традициями. Веками в России разбой на больших дорогах был обычным явлением. В леса бежали разоренные люди, беглые солдаты и крестьяне. Они нападали на обозы с товарами, грабили богатые усадьбы. Но народ винил не разбойников, а тех, кто довел их до такой жизни.

Главный герой романа, ступивший на этот преступный путь в отчаянном положении, проявлял великодушие и благородство: не трогал людей небогатых, да и у богатых не все отбирал, никого не убивал.

Тема романа «Дубровский» — благородное разбойничество в России.

Идея

Идея произведения довольно прозрачна:

нередко путь благородного человека в разбойничество вызван несправедливостью суда и продажностью судейских чиновников.

Проблематика

В романе подняты общественные и нравственные проблемы русской действительности конца 20-х – начала 30-х годов XIX века. Но некоторые из них не теряют актуальности и в наши дни.

Проблема продажности судейских чиновников

Суд в идеале должен быть неподкупным и справедливым, но судьи всего лишь люди с человеческими слабостями и пороками. Не всякий судейский чиновник может противоречить человеку очень богатому и влиятельному. Образ Шабашкина карикатурен. Он с подобострастием готов сподличать по первому требованию могущественного Троекурова. Шабашкин и прочие приказные жалки, зависимы, беспринципны, они не соответствуют назначению судебных чиновников — быть честными, беспристрастными и неподкупными.

И в современной действительности бывают случаи, когда судья поставлен в зависимое положение от сильного мира сего. В человеческом обществе мало что меняется.

Проблема самодурства богатых помещиков

Пушкин правдиво изобразил «старинного русского барина» Кирилу Петровича Троекурова — типичного крепостника, порочного и невежественного. Крепостное право, всеобщее угождение окружающих развращали господ, подобных Троекурову.

Кирила Петрович неплохой от природы человек: он ценит добрые товарищеские отношения с бедным дворянином Дубровским; его мучают угрызения совести после того как он отобрал имение у товарища; любит дочь Машу. Однако безграничная власть над людьми, принадлежащими ему, превращает его в деспота и самодура.

Все добрые человеческие качества Троекурова принимают формы уродливые. Он погубил Дубровского, потому что тот посмел ему перечить. Он отдает любимую дочь по своей прихоти за пожилого князя Верейского.

Крепостные девушки в полной зависимости от капризов своего развратного господина. Он содержит гарем и не стыдится дочери. Двор наполнен его внебрачными детьми от крепостных.

Проблема крепостной зависимости крестьян

Крепостной быт развращал и крестьян, привыкших к рабскому положению. Дворовые люди Троекурова «тщеславились богатством и славою своего господина». По отношению к соседям они позволяли себе дерзкие выходки, надеясь на покровительство барина. При этом наглость в них сочеталась с отсутствием человеческого достоинства.

Однако в крепостных людях Дубровского, барина более человечного и великодушного, больше независимости и чувства собственного достоинства (няня Егоровна, кузнец Архип).

Композиция

Композиция романа линейная, события развиваются в хронологической последовательности.

Экспозиция — знакомство читателя с двумя главными героями — помещиками Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским — и обстановкой, в которой развивается действие.

Завязка — ссора между старыми товарищами Дубровским и Троекуровым, переросшая во вражду.

Развитие действия: Троекуров подкупает судейских чиновников и имение Дубровского переходит к Троекурову; Дубровский не перенес разорения, пережил приступ сумасшествия и уже не мог оправиться от потрясения; приезд сына Дубровского — Владимира; смерть Андрея Гавриловича; Владимир сжигает господский дом, становится  атаманом разбойничьей шайки, проникает в дом Троекурова в образе француза-гувернера, влюбляется в Машу Троекурову; Дубровский вынужден бежать, а Машу Кирила Петрович выдает за пожилого князя Верейского.

Кульминация — запоздавший в силу обстоятельств Дубровский нападает на карету, в которой едет Марья Кириловна после венчания с Верейским, и объявляет ее свободной, но молодая княгиня отказывается от свободы, довод несокрушимый — обвенчана, поздно. Владимир сражен ответом.

Развязка — Дубровский распускает шайку и исчезает.

Отзывы критиков

В русской критике роман А. С. Пушкина «Дубровский» получил высокое признание.

В. Г. Белинский был убежден, что по художественным достоинствам это произведение не уступает «Капитанской дочке», а «богатством содержания, разнообразием и быстротою действия далеко превосходит ее». Описание Пушкиным быта и нравов крепостнической эпохи великий критик ценил особенно:

«Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающею верностью. Подьячие и судопроизводство того времени тоже принадлежат к блестящим сторонам повести. Превосходно очерчены также холопы».

И. С. Тургенев в письме к П. В. Анненкову заметил:

«Пушкин одним созданием лица Троекурова в «Дубровском» — показал, какие в нем были эпические силы».

А. М. Горький относил «Дубровского» к тем произведениям Пушкина, которые «положили основание новой русской прозе, смело ввели в литературу новизну тем и, освободив русский язык от влияний французского, немецкого, освободили и литературу от слащавого сентиментализма, которым болели предшественники Пушкина».

А. А. Ахматова считала, что «Дубровский» уступает другим произведениям Пушкина, так как видела в нем соответствие бульварному чтиву того времени:

«Вообще считается, что у Пушкина нет неудач. И всё-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать…».

Экранизация

Роман «Дубровский» экранизировался несколько раз у нас и за рубежом. В странах Европы и Америки в общей сложности вышло шесть фильмов по роману.

Отечественный кинематограф 1930-х был отмечен замечательной на то время картиной «Дубровский» (1935–1936) режиссера А. В. Ивановского, заслуженного деятеля искусств. Долгое время эта экранизация считалась лучшей, но спустя годы она уже не могла удовлетворить зрителя.

Стихийный протест крестьян Дубровского принимает в фильме размах, близкий к революционному народному движению. Много неоправданных отступлений от текста романа.

В 1988 году вышел фильм Вячеслава Никифорова «Благородный разбойник Владимир Дубровский» и 4-серийная телеверсия этого фильма «Дубровский». В главной роли Михаил Ефремов. Эта экранизация остается самой популярной.

Картина режиссера Александра Вартанова «Дубровский» (2014) и его 5-серийная телеверсия — о Владимире Дубровском в современной России. В главной роли Данила Козловский.

Используемые материалы:
Иллюстрации В. Ермолова, Д. Шмаринова.
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Лариса Федосеева

Редактор, автор статей. Филолог (русский язык и литература).

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.