В произведении Н. С. Лескова "Левша" (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) говорится о талантливости простого русского человека, его беззаветной преданности отечеству, несмотря на трудные условия жизни и пренебрежительное отношение чиновничества к человеку из низов.
"Левша" Н. С. Лескова изучается в 6 классе. Предложенный материал поможет школьникам лучше осмыслить произведение и подготовиться к уроку.
Название: | "Левша" |
Автор: | Н. С. Лесков 1831–1895 гг. |
Год написания: | 1881 |
Год издания: | 1881 |
Жанр: | Сказ |
Направление: | Реализм |
В школе: | Изучается в 6 классе |
Николай Семёнович Лесков (1831— 1895) — классик русской литературы, драматург, журналист. Наиболее известные произведения писателя: «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Соборяне», «На ножах».
Год написания «Левши» — 1881.
Жанр произведения — повесть, стилизованная писателем под сказ. «Левшу» нельзя считать настоящим сказом, так как не в народе он зародился. Данная повесть представляет собой талантливую имитацию автора под сказ. Нередко жанр «Левши» определяют как рассказ, но по объёму и структуре произведение гораздо ближе к повести.
Сказ в фольклоре — жанр несказочной прозы, устный народный рассказ, повествующий о прошлом или о современности.
Сказ в литературе — жанр, в основе которого лежат легенды и народные предания, а герои повествования — реальные люди, которые были в действительности. Стиль такого произведения приближен к фольклорному. Рассказчик отличается от автора стилистикой речи, далекой от современной литературной нормы.
Повесть посвящена необычайно талантливому тульскому оружейнику, который в своем деле оказался сильнее английских мастеров. Однако гениальности левши на родине не придавали большого значения, обращение с ним было самое небрежное. Умер он в «простонародной» больнице, имя левши навсегда было утрачено для потомков.
Место и время действия
Действие происходит в Петербурге, Туле, Англии, на корабле, который плывет из Англии в Россию. Время событий: после Отечественной войны 1812 года, в царствование Александра I и Николая I (с 1825 года).
Краткое содержание по главам
Глава 1
Александр Павлович, император России, по окончании войны 1812 года поехал по Европе. Везде его чем-нибудь удивляли, а сопровождавший его донской казак Платов считал, что дивиться особо нечему, поскольку дома у них не хуже есть.
В заключение путешествия государь посетил Англию. Здесь царя хотели поразить оружейной кунсткамерой.
Глава 2
Александр пришел в восторг от технических достижений англичан и вполне уверился, что иностранные мастера превзошли русских. Платов не мог с этим согласиться и доказал, что русские мастера обошли всех европейских умельцев. Когда царю предъявили изумительную «пистолю» неизвестного мастера, он наглядеться не мог на неё. Александр печалился, что русским не по плечу такая чудная работа. Тут Платов отверткой раскрутил замок, и обнаружилась русская надпись мастера: «Иван Москвин во граде Туле».
Англичане смутились и решили подстроить императору Александру «новое удивление».
Глава 3
Утром следующего дня государь с Платовым осмотрели сахарный завод. После им показали последнюю кунсткамеру, где можно было подивиться на минеральные камни, собранные со всего света, и «нимфозории». Самой большой диковинкой для царя Александра стала стальная блоха — изделие английских мастеров. Она была создана в натуральную величину, с механическим устройством, которое заводилось ключиком, видимым лишь под «мелкоскопом» (микроскопом). Заведенная блоха могла прыгать и кадриль танцевать.
Император так восхитился этой искусной работой, что отпустил англичанам миллион серебром, а те преподнесли ему в дар сию блоху. Оплатил Александр еще пять тысяч за футляр, сделанный из бриллиантового ореха, и уложил его в свою золотую табакерку. Платов, недовольный столь большими расходами, прихватил «мелкоскоп», о чем государь не знал. И уехали они в Россию.
Глава 4
Блоха так и пребывала в табакерке до самой кончины царя Александра Павловича. По смерти его принесли это чудесное изделие царице Елизавете Алексеевне. Вдова, посмотрев на танцующую блоху, не обольстилась забавой, велела передать её новому императору — Николаю Павловичу.
Николай Первый удивился «пустяковине», и задумался, зачем такая безделица у брата хранилась. Никто не мог ничего объяснить, пока не появился во дворце старый донской казак Платов. Он принес с собой «мелкоскоп», и, глядя в него, царь увидел прыжки и «верояции» стальной блохи.
Николай Павлович, однако, иностранным мастерством не восхитился, как брат его Александр. Он велел Платову найти русских мастеров, чтоб сделали они что-то лучше английской блохи.
Глава 5
И Платов отправился в Тулу, к знаменитым оружейникам. Для тульских мастеров слово царское — закон, надо его выполнить. Только попросили они у донского казака Платова блоху на время, пока тот на Дон ездит. Платову не очень это понравилось, он допытывался у оружейников, для чего им блоха, но они так и не сказали. С тем старый казак и поехал на Дон.
Глава 6
После отъезда Платова три лучших мастера взялись за исполнение царской воли. Был среди них «косой левша», приметный родимым пятном на щеке и выдранными при ученьи волосами на висках. Три искусника оружейного дела направили свои стопы из Тулы, чем очень озадачили людей. Предполагали, что мастера не смогли ничего придумать лучше англичан. Потому они и решили дать тягу, чтобы скрыться от высочайшего гнева, и царскую табакерку захватили с собой.
Глава 7
На самом деле оружейники пошли в город Мценск, где была древняя икона святителя Николая. Как люди благочестивые, они перед начинаемым делом отслужили молебен у иконы, потом вернулись в Тулу. В домике левши мастера наглухо закрылись от всех и в обстановке строгой секретности приступили к работе. Как ни пытались соседи выведать, чем заняты оружейники, ничего у них не получилось. Мастера никому ни слова не говорили, работали денно и нощно.
Глава 8
Платов спешит в Тулу. Приехав, сам он остается в коляске, а к оружейникам, у которых осталась блоха в царской табакерке, посылает «свистового» (вествого). Далее пришлось слать еще множество «свистовых», но толку не было.
Глава 9
Мастера тем временем завершали работу и ни одному вестовому дверь не открыли. Пришлось тем крышу с дома снимать, а как сняли, так повалились от спертого воздуха в избе, где оружейники работали без отдушины. На тот момент они последний гвоздик заколачивали, после чего вышли из домика и сообщили, что работа готова, можно идти к Платову.
Глава 10
Когда тульские мастера подали Платову табакерку с блохой, он не понял, в чем их работа, и стал бранить оружейников за то, что они ничего не сделали. Обиженные мастера заявили Платову, что не скажут теперь ему свой секрет, пусть везет их к государю, ему они всё покажут.
Разгневался донской казак, схватил косого левшу за шиворот и бросил в свою повозку, чтобы везти оружейника в Петербург. Товарищи обеспокоились: как же везти левшу без «тугамента» (документа), ведь обратно ему дороги не будет? Но Платов им только кулак показал.
В Петербурге Платов пошел к императору Николаю Павловичу, а левшу оставил под караулом вестовых казаков.
Глава 11
Платов повел разговор с Николаем Павловичем о казаках, пытаясь отвлечь государя от воспоминания о стальной английской блохе. Однако царь не забыл о своем поручении тульским мастерам и велел принести их работу. Платову пришлось рассказать, что у туляков ничего не получилось. Государь никак не мог в это поверить. Когда выяснилось, что оружейники просили Платова показать блоху царю, Николай Павлович понял, что мастера его не подвели.
Глава 12
Государю предъявили блоху. Когда удалось завести её ключиком, обнаружилось, что «нимфозория» только усиками шевелит, а прыгать и танцевать перестала. Платов позеленел от злости. Он посчитал, что туляки испортили механизм стальной блохи. Бросился казак к подъезду, где левша оставался, и давай его бить, за волосы трепать. Платов обвинял левшу в обмане, но тот уверял, что выполнена работа, разглядеть которую можно в самый сильный «мелкоскоп».
Глава 13
Попытки царя увидеть работу оружейников в «мелкоскоп» ни к чему не привели. Тогда привели Левшу, и разъяснил он, что смотреть надо только ножки: на них набиты подковки. Государь как увидел, так и просиял. Обнял он неумытого, пыльного левшу и поцеловал. Так был рад, что русские мастера обошли английских.
Глава 14
Еще поразительнее было то, что на подковках мастера оставили свои имена. Только имени левши не было, потому как он гвоздики для подковок изготавливал. Николай Павлович поинтересовался, где у них «мелкоскоп», по которому они производили такое «удивление». Оказывается, по бедности своей мастера «мелкоскопа» не имели, у них просто глаз «пристрелян».
Царь отправляет левшу в Англию с тем, чтобы тот удивил иностранных мастеров тонкостью своей работы. Тульского оружейника отмыли, подстригли, приодели и приставили к нему особого курьера, которому поручили везти английскую блоху. Так левша выехал в Лондон.
Глава 15
По прибытии в Лондон курьер оставил левшу в гостиничном номере, сам пошел к английским мастерам показать блоху. Те, узнав, кто умелец, пришли к левше в гостиницу. Мастера три дня его угощали, а потом стали спрашивать, где он учился и насколько знаком с арифметикой. Выяснилось, что источником знаний для русского мастера были Псалтирь и Полусонник, арифметике же он совсем не научен.
Тогда англичане стали уговаривать левшу остаться в Лондоне, здесь ему дадут образование, и он станет удивительным мастером. Тульский оружейник очень скучал по России и на уговоры остаться в Англии никак не поддавался. Главным аргументом у него была русская вера, самая правильная.
Глава 16
Стал Левша по заводам ходить, смотреть английское производство. Но больше его интересовали не новые ружья, а состояние старых. Тульский оружейник зачем-то засовывал палец в дула, водил по стенкам, а потом со вздохом признавал, что эти ружья много лучше наших. Попутно левша выяснил у англичан, что русские генералы эти ружья не осматривали должным образом — в перчатках были.
После этого туляк вдруг затосковал и запросился домой. Его накормили, дали денег, тепло одели, подарили золотые часы и посадили на корабль. На судне левша познакомился с «полшкипером» (подшкипером), который понимал русский язык. Тот на пари предложил соревноваться, кто кого перепьет.
Глава 17
Приятели до конца плавания пили. Никто пари не выиграл, но оба заболели.
Глава 18
Когда корабль прибыл в Россию, подшкипера доставили в английское посольство, возле него хлопотали лекарь и аптекарь. Благодаря их заботам подшкипер на другой день встал. А левшу свалили в квартале на пол. Был он так слаб, что говорить не мог. Левшу обыскали, забрали деньги, часы, сняли хорошее платье, после чего пристав велел отвезти его в больницу.
До утра бедного левшу возили по всем больницам, везде был отказ принять, так как у пациента не было «тугамента». За время поездок он весь избился, так как обращение с оружейником было весьма небрежное. В конце концов, отвезли его в простонародную больницу, где людей неизвестного сословия умирать принимают.
Тем временем английский подшкипер пришел в себя, хватился, где его русский камрад, и побежал искать левшу.
Глава 19
Каким-то чудом подшкиперу довольно быстро удалось найти Левшу. Тот в больничном коридоре на полу лежал и беспокоился, что ему надо государю два слова сказать. Подшкипер, заботясь о своем друге, с большими хлопотами добился, чтобы к левше прислали доктора. Тульский оружейник уже кончался, он просил доктора Мартын-Сокольского передать царю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят».
Мартын-Сокольский обратился к графу Чернышеву с просьбой левши, но тот слушать не захотел, оборвал доктора: «Знай свое рвотное да слабительное, не в свое дело не мешайся». Так государю никто не передал слова тульского оружейника. И продолжали в армии чистить оружие кирпичом до самой Крымской компании.
Глава 20
В последней главе автор говорит о талантах таких мастеров, как левша. Они остались в прошлом, поскольку появились машины, сравнявшие неравенство талантов и дарований. Работники лишь вспоминают с гордостью о старине, об артистической удали старых мастеров.
Примечание
По краткому пересказу повести «Левша» невозможно получить представление о ярком художественном таланте Лескова. Только при чтении полной версии произведения можно пережить сильное впечатление.
Тема
Ведущая тема повести — национально-патриотическая. Лесков изобразил простого русского человека, мастерового, бедного, но преданного отечеству и государю, необразованного, но удивительно талантливого.
Герой повести не соблазнился обеспеченной жизнью в Англии, душа его рвалась в Россию. Умирая, левша беспокоится, чтобы царю передали его слова: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».
Главная мысль (идея)
Беззаветная любовь к Родине, желание принести ей славу дают человеку силы создавать невозможное.
Лесков использует в повести гротескное изображение, которое помогает отчетливее выразить идею
Гротеск (с фр. «причудливый», «комичный») — изображение героев и явлений в комическом или фантастическом виде. Основа гротескного изображения — резкий контраст и преувеличение.
Проблематика
1. Роль отдельного человека в государственных делах
Лесков показывает неравнодушие простого человека к своей стране, желание быть ей полезным. И этот простой русский человек может положительно влиять на дела государства, но высокие чиновники (например, граф Чернышев) с невниманием и раздражением относятся к попыткам мастерового решить важную для армии проблему.
Автор призывает осознать важность отдельного человека для дел государственного масштаба.
2. Условия жизни русского народа
Писатель на контрастном сопоставлении с жизнью английских рабочих показывает неблагоприятные для развития талантов условия жизни русского народа. Необразованность, бедность, скудная пища, плохое лечение людей низшего сословия — всё это не способствовало умственному и творческому развитию в народной среде. Вопреки условиям жизни раскрывались таланты, смекалка и мудрость человека из народа.
3. Проблема пьянства
От порока пьянства не свободны самые талантливые и умные люди. Левша, гениальный русский мастер, умирает из-за глупого пари с английским подшкипером. Неумеренность возлияний привела к трагическому финалу.
Характеристика героев
Левша — тульский оружейник, сумевший подковать механическую английскую блоху.
Талантливый мастер внешне невзрачен: один глаз косит, волосы по вискам выдраны за время обученья, на щеке родимое пятно. Но левша прекрасен душой: ни за какие блага не хочет он оставить отечество. Не может он изменить и православной вере. Этот малограмотный человек едва ли что смыслит в богословии, но сердцем понимает истинность православия.
Герою не хватает образования, он совсем не сведущ в арифметике, но его выручает природная смекалка. Работа над подковкой блохи требовала не столько искусности, сколько необычайного вдохновения артиста. Именно с такой артистической дерзостью смог левша изготовить гвоздики для невидимых глазом подковок.
Образ левши — это настоящий русский человек, в котором духовное сильнее материального. Он верен Богу, родной земле, семье. Левша бескорыстен, не помнит зла, умирает как праведник, думая об Отчизне в последние свои минуты.
Александр Павлович — российский император Александр I.
В повести император Александр показан как человек любознательный, интересующийся техническими достижениями европейцев. Он недооценивает русский народ: считает, что русским мастерам далеко до английских, изделия которых приводят царя в восторг. Александр добр и деликатен, он переживает, когда Платов ставит англичан в неловкое положение. Император щедр и доверчив, он не замечает явного мошенничества англичан с футляром для блохи.
Николай Павлович — российский император Николай I, брат Александра I.
Лесков изобразил императора Николая человеком умным, здравомыслящим, с сильным характером. Он рассудителен, ничего не делает поспешно. Николай Павлович, в отличие от своего брата, не восхищается западными достижениями, он уверен, что русский народ способен на большее. Чтобы доказать это, царь велит тульским мастерам превзойти английскую блоху. Когда левша оправдал надежды государя, он был так рад, что обнял и поцеловал оружейника.
Платов — донской казак, сопровождавший Александра Павловича в поездке по Европе после венского конгресса.
Платов старый казак, храбрый воин, патриот. Николай Павлович называет его «мужественный старик». К европейским диковинкам Платов относится с пренебрежением, считает, что «наши» могут сделать лучше. Он всё время старается охладить пыл Александра в восхищении заграничными чудесами.
Казак Платов — сын своего времени. Он справедлив, но грубоват, может раздавать зуботычины простонародью. Левшу, не разобравшись, побил. По его вине оружейник остался без документа, и потом его не принимала ни одна больница.
Общее впечатление о произведении
Повесть необычна по стилистике. Так как произведение является имитацией сказа, написано оно на языке простонародном, что нередко создает комические эффекты в повествовании. Вместе с тем много грустного. Возмущает бездушное отношение к простому человеку в разных инстанциях.
Несмотря на гротескное изображение, главный герой видится прекрасным человеком, и очень жаль его. Гениальный мастер погиб в цвете лет, имя его забыто, а мог бы еще вырасти в мастерстве и создать много замечательного во славу своей страны.
Скачать обзор: