Андрей Платонов. «Юшка». Содержание и анализ

Андрей Платонович Климентов, писавший и публиковавший свои произведения как Андрей Платонов, — видный литератор первой половины XX столетия, автор произведений больших и малых форм, журналист, драматург и сценарист. В своём писательском творчестве он проявился как глубокий философ. Очень лаконичным по форме, но насыщенным глубоким смыслом стал его рассказ «Юшка», включенный в школьную программу.

О рассказе:
На чтение оригинала: 49 минут (50 страниц).
На чтение обзора: 11 мин.
Название: Юшка
Автор:
Год написания: 1935
Год издания:
Жанр: Рассказ
Направление: Реализм

Скачать обзор:

Юшка — произведение сюжетно простое, но очень яркое и поучительное, заставляющее задуматься о вечных вопросах, прививающее жизненные ценности человеколюбия и взаимопонимания.

Рекомендовано к изучению в 6 классе средней школы.

О чем рассказ?

Произведение рассказывает о скромной и непростой жизни помощника кузнеца, по прозвищу Юшка. Слабый и больной человек скудно питался, носил одну и ту же одежду, был не похож на окружающих, горожане издевались над ним, а он безропотно терпел все нападки.  Летом он на месяц покидал город, уходя в неизвестном направлении. Однажды после очередного рабочего дня на улице состоялась стычка с одним из местных жителей, Юшка получает сильный удар и умирает.

После его гибели в город приезжает девушка-сирота, которую Юшка всю жизнь опекал, ради неё экономил на себе и к ней ездил каждое лето. Она выучилась на врача, узнав о смерти своего опекуна, решила остаться в городе устроилась работать в больницу, местные принимали её за «дочь доброго Юшки».

Место и время действия

Где и когда именно происходят события рассказа, в тексте не обозначено. Некоторые источники отмечают, что описанная ситуация и контекст указывают на начало XX столетия. Текст начинается с фразы «давно в старинное время», что позволяет предположить, что время действия отделено существенным временным промежутком от времени изложения событий. Рассказ написан в 1935 году. Возможно, под «старинным временем» понимается дореволюционная эпоха.

Сам сюжет охватывает достаточно обширный временной промежуток. В последних строках рассказа автор упоминает, что воспитанница главного героя, которую он опекал с детства, «сама уже постарела» — это говорит о том, что со времени описываемых событий прошло много лет.

Эскиз к "Юшке" А. П. Платонова. Художник Елена Королёва

Основное место действия — некий город, название которого в тексте не фигурирует. В рассказе упоминается Москва, где живет подопечная Юшки и куда он отправляется пешком во время отпуска. Можно предположить, что город, где происходит большая часть событий, расположен недалеко от Златоглавой.

Характеристика героев

Юшка

Ефим Дмитриевич (Юшка)
Помощник кузнеца, 40 лет от роду, страдает чахоткой и из-за болезни выглядит существенно старше своих лет. В начале рассказа именуется «стариком», конкретный возраст героя указывается уже по ходу повествования. Физически слаб, имеет невзрачную внешность. «Невысокого роста, худой, с белыми, как будто подслеповатыми глазами, на его лице растут редкие седые волосы».

Полное имя героя  — Ефим Дмитриевич.

Юшка — одна из уменьшительных форм имени Ефим (от древнегреческого «еуфемос: благочестивый, блаженный, священный»). В просторечии слово «юшка» — имя нарицательное. Может использоваться в нескольких значениях: для обозначения жидкой похлебки, считающейся едой бедняков, бульона или навара, а также как синоним слова кровь (пустить юшку — избить до крови).

В городе Юшка является изгоем, объектом издевательств и насмешек, окружающие не принимают и не понимают его: он скрытен, его внутренний мир, чаяния и стремления остаются неведомыми другим людям в городе. Его считают глупцом, хотя на самом деле герой очень мудр.

Он беззлобен, кроток и молчалив, не отвечает на обиды, стоически терпит нападки и видит счастье в самом факте жизни на земле, считает всех людей равными и добрыми. Даже в обидах он видит проявление любви. Одна из ключевых характеристик героя — милосердие и сострадание, способность понять, помочь другому человеку, жертвуя собственным благополучием.

Образ жизни Юшки тезисно:

  • работал с утра до вечера;
  • чаю не пил;
  • сахару не ел;
  • ходил в одной и той же одежде много лет;
  • заработанные деньги откладывал;

«Приёмная дочь» Юшки

Сиротка. Приемная дочь Юшки
Сирота, которую опекает главный герой, помогает ей деньгами и навещает. Она уважает, искренне любит и боготворит своего благодетеля, но не успевает отблагодарить его. Эта героиня становится воплощением тех идеалов, которыми жил Юшка, добродетельная и благодарная женщина посвящает себя служению людям, выбрав благородную профессию врача.

Она не держит зла на жителей города, которые глумились над её благодетелем, оскорбляли его, бескорыстно спасает жизни и помогает нуждающимся чем может, как это когда-то делал Юшка. Все в городе считают девушку его дочерью.

Второстепенные персонажи

Фоновые персонажи — горожане, озлобленная масса равнодушного люда, привыкшего мерить всех по себе и отторгать тех, кто им не понятен и не вписывается в их представления о жизни.

Среди горожан выделены несколько персонажей, образы которых подробно не раскрываются.

Кузнец
Кузнец — хозяин кузницы, в которой работает Юшка, спокойный и добрый. Возраст не уточняется. Упоминается, что Юшка познакомился с ним 25 лет назад. «Вместе состарились», — говорит кузнец. Возможно, они ровесники. Проявляет некоторую заботу о Юшке и выполняет обязательства хозяина по отношению к работнику — предоставляет герою кров и скудную еду, дает отпуск, организует похороны.
Даша, дочь кузнеца
Даша — дочь кузнеца, как и другие, не понимает Юшку, однако она единственная, кто оказывает герою хоть какую-то помощь.  Девушка задается вопросом, зачем Юшка вообще живет на земле, по контексту рассказа можно предположить, что в её случае неприятие граничит с жалостью.
Дети и взрослые — коллективное действующее лицо, в котором воплощена непреднамеренная жестокость. Детвора смеется над Юшкой, воспринимает его как «живую игрушку». Ввиду своего возраста и мировоззрения дети вряд ли желают герою зла, для них он просто странный человек, не такой, как все, на котором можно выместить свою энергию. Также и во взрослой жизни, ненароком, не умышленно, не со зла, люди зачастую делают другому больно, даже не осознавая этого.
Прохожий — веселый, самолюбивый, эгоистичный человек, унизивший Юшку при встрече и ударивший его, после чего герой скончался.
Столяр — работник мебельной мастерской, находит тело Юшки.

Краткое содержание рассказа

Ефим, по прозвищу Юшка, физически слабый, невзрачный мужчина, на вид, кажущийся стариком, работает в кузнице в качестве подмастерья. Он выполняет подсобную работу: подносит кузнецу воду и песок, разжигает горн.

Ефим Дмитриевич работал на подхвате у кузнеца

Живет в хозяйском доме, ему выделили место на кухне. Питается Юшка скромно, щами и кашей, пьет только воду, в чае и сахаре себе отказывает. Жалование получает маленькое, семь рублей шестьдесят копеек в месяц, на одежду почти не тратится, полученные деньги откладывает.

Жилище Юшки

Работает Юшка с утра для вечера. Для местных жителей он стал «индикатором рабочего времени». Когда он отправляется на работу — значит, и другим пора вставать и приниматься за труд, а коль Юшка домой возвращается — пришло время отхода ко сну.

Юшка трудится допоздна

Среди горожан он прослыл странным, ненужным человеком. Люди потешались, насмехались над ним, унижали и били. Дети, видя идущего по улице Юшку, дразнили его, бросилась разными предметами, землей в глаза. Но он не серчал на них.

Читайте также:  Краткое содержание и анализ рассказа Ивана Бунина Антоновские Яблоки

Дети всячески пытаются обидеть Юшку

Юшка радовался и думал, что дети так проявляют свою любовь. Когда ему делали совсем больно, говорил ребятне:

«Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?»

Но дети его не понимали, такое безропотное поведение ещё больше их раззадоривало.

Взрослые, встречая Юшку на улице, могли обидеть его за то, что он не такой как все. В ответ Юшка молчал, и его часто били.

Часто Юшке доставалось и от взрослых.

Помогала Юшке только дочь кузница Даша, но и она не особо жаловала работника. Однажды в разговоре девушка сказала ему, что лучше бы он помер, чем так жить. На что герой ей ответил, что мать и отец родили его на свет, чтобы жить, на то была их воля и не к чему ему умирать, к тому же он помогает её отцу. Он сказал девушке, что народ его любит, на что та рассмеялась, ведь Юшку били, у него была кровь на щеке, на прошлой неделе ему разорвали ухо.

«Он меня без понятия любит, — говорил Юшка. — Сердце в людях бывает слепое»

В разговоре Юшка признается девушке, что ещё не стар, а выглядит так плохо из-за болезни. У него чахотка.

Каждое лето на месяц Юшка покидал своего хозяина. Надевал котомку на плечи и уходил из города. Местные думали, что он направлялся в глухую дальнюю деревню, где у него живет то ли дочь, то ли племянница, то ли какие-то другие родственники. Где именно и с кем проводил Юшка свой отпуск, положенный ему по состоянию здоровья, доподлинно никто не знал.

В пути герой наслаждался природой, благоуханием трав, склонялся над цветами, гладил кору деревьев — и его болезнь отступала.

На природе болезнь Юшки отступала.

По возвращении его в город всё шло своим чередом. Юшка всё время работал, горожане задирали его, упрекали в глупости. Год от года он всё более слабел. Однажды летом, когда подошел срок очередного отпуска, Юшка не покинул город. Он, как обычно, шел с работы и встретил веселого прохожего, который стал его оскорблять, мол, зачем он эту землю топчет. Впервые в жизни Юшка решился ответить:

«А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…»

Прохожему не понравилось, что городской изгой в ответ осмелился «умничать», да ещё и ровняет его с собой с «юродом негодным». «По надобности мы все равны», — заявляет Юшка.

Прохожий сильно пнул Юшку

Этот человек  ударил Юшку, тот упал навзничь. Прохожий, как ни в чем не бывало, удалился к себе домой. Проходивший мимо столяр из мебельной мастерской обнаружил лежащего без чувств Юшку, его глаза были неподвижны. Столяр понял, что помощник кузнеца мертв.

Кузнец подготовил похороны своего работника, Даша омыла тепло. Проститься с покойным пришли все, кто при жизни издевался и насмехался над ним. Похоронили Юшку и быстро забыли о нём, однако горожанам его не хватало, не на ком стало вымещать злобу, и теперь они срывались друг на друга.

Осенью к кузнецу пришла девушка.

Осенью в кузницу пожаловала молодая девушка и стала спрашивать Ефима Дмитриевича. Хозяин кузницы не сразу смекнул, кто именно ей нужен. «У нас такого сроду не было», — отвечал он, и лишь потом вспомнил, что покойный Юшка по паспорту был Дмитричем, его и спрашивала девушка.

Оказалось, что она сирота, а Юшка взял её под свою опеку, пристроил в семью в Москве, помогал деньгами. Средства, полученные за работу, которые он не тратил, предназначались ей. «Сам не ел сахара, чтобы она его ела». К ней-то он и оправлялся каждое лето, а в этом году не явился и девушка приехала сама.  Она уже окончила университет, стала врачом и хотела отблагодарить своего благодетеля, вылечить его заболевание.

Кузнец отвел её на могилу Юшки. Девушка припала к земле, где лежал человек, кормивший её с детства.

Девушка осталась в этом городе, устроилась в больницу, лечила больных чахоткой, прожила здесь до своей старости, не утомляясь утолять страдание и отгонять смерть от ослабевших. В городе её хорошо знали, и считали «дочерью доброго Юшки», позабыв давно и самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.

История создания

Обстоятельства написания рассказа остаются недостаточно исследованными литературоведами. Известно, что между воплощением авторского замысла на бумаге и публикацией произведения прошло больше 30 лет.

Произведение было написано Андреем Платоновичем в 1935 году, писателю было 36 лет, он уже был состоявшимся литератором, однако не печатался и не издавался, в период правления Сталина оказался не угодным режиму и фактически находился под запретом.

Сталин, Иосиф Виссарионович (наст. фамилия Джугашвили) — советский партийный и политический деятель грузинского происхождения, генеральный секретарь ЦК ВКП(б), позже КПСС, руководитель советского государства в 1928 – 1953 гг. При его власти ускоренные темпы экономического развития страны сочетались с репрессиями и усилением идеологического давления, многие деятели культуры подвергались гонениям, оказались в опале или были расстреляны. Вторую половину 30-х годов в историографии называют «периодом великих репрессий».

Исторический фон отразился на судьбе и душевном состоянии писателя. Пишут, что в 30-е годы он был в угнетенном состоянии: из его окружения многие были репрессированы. Семья писателя также была в опасности. Через некоторое время после написания «Юшки» был арестован и отправлен в лагеря сын Андрея Платонова.

В такой непростой обстановке автор сохранял философское отношение к жизни и писал произведение, поднимающее нравственные проблемы. Конечно, рассказ «Юшка» не мог появиться в печати в сталинское время. Он будет опубликован лишь в 1966 году, уже после смерти писателя

Андрей Платонович Платонов скончался 5 января 1951 года на 52-м году жизни в результате болезни.

Структура и композиция

Сюжет рассказа прост. Значительная часть текста имеет описательный характер: представлены образ Юшки, обстоятельства его жизни, типичные ситуации из его повседневности, повторяющиеся изо дня в день, из года в года. События излагаются последовательно, рассказ условно делится на пять частей, которые можно сопоставить с элементами традиционной композиционной структуры:

  • Экспозиция: знакомство с Юшкой, описание героя.
  • Завязка и развитие событий: разговор с Дашей, глубже раскрывающий характер героя; летние «отлучки» Юшки.
  • Кульминация: гибель Юшки.
  • Развязка: неожиданный поворот сюжета — приезд подопечной главного героя, выясняются его истинные намерения и мотивы.

Жанр и направления

Произведение относится к жанру рассказа, так как имеет его характерные признаки:

  • Небольшой объем — произведение занимает всего несколько страниц
  • Одна сюжетная линия — рассказана история одного героя.
  • Мало персонажей — внимание автора сконцентрировано на судьбе и образе Юшки. Вторым значимым героем является девушка, которую он опекал. Остальные персонажи создают фон или имеют функциональное значение для развития сюжета.

Исследователи усматривают в содержании и стилистических особенностях произведения черты притчи, так как рассказ имеет дидактическую составляющую (поучение).

Читайте также:  Гранатовый браслет - повесть о большой любви

Произведение раскрывает реальную действительность, описывает жизненную историю, поднимает проблемы человека и общества, поэтому относится к литературному направлению «реализм».

Тема

В центре внимания автора нравственное состояние людей.

Главная тема рассказа — доброта, противостоящая жестокости.

Рассказ построен на противопоставлении доброты, безответности на злобу с одной стороны, и жестокости — с другой. Олицетворением добра в произведении является главный герой Юшка. По своим нравственным качествам он мог бы стать примером для других, однако именно на Ефима Дмитриевича  направлена человеческая злоба, хотя он не сделал людям ничего плохого. Наоборот, он считал, что окружающие его любят.

Его внешне бесцветная жизнь внутренне была богатой — наполненной любовью и жертвенностью. Жизненный путь героя заканчивается трагично. Все горожане, смутно чувствуя вину, пришли на похороны, но быстро забыли Юшку, не поняв ценности его существования.

Идея

Главная мысль рассказа: добро и любовь переходят от человека к человеку, не исчезают со смертью.

В жизни добро не всегда побеждает, но оно не уходит из этого мира, даже если излучающий добро человек умирает. Много лет прошло после смерти Юшки, в городе о нем забыли, но сирота, которую он вырастил и выучил на свои скудные средства, стала доктором, бескорыстно помогающим людям. И все называли ее дочерью доброго Юшки.

Проблематика

Ёмкий рассказ поднимает вечные проблемы: нравы людей и взаимоотношения человека и общества.

Жестокость людей к человеку, непохожему на них

Жители города считают Юшку изгоем и презирают его, потому что он не такой, как они. Он не отвечает злом на зло, и это им непонятно. Душевная тупость и умственная неразвитость не оставляют места сомнениям — они уверены в своем превосходстве. А потому оставляют за собой право вымещать на таком ничтожестве свою злобу. Им и невдомек, что презираемый Юшка по состоянию своей души стоит неизмеримо выше их.

Через свой рассказ автор призывает быть добрее и внимательнее к окружающим, проявлять сочувствие, поддержку, как это делал Юшка, которого отторгало общество. Не стоит «вешать ярлыки» на людей, отвергать и высмеивать непохожих на себя.

Несправедливость

Главная линия рассказа тесно переплетается с темой несправедливости этого мира. Жизнь устроена так, что зачастую за бортом оказываются хорошие люди, что автор показывает на примере Юшки. Он довольствовался своей незавидной долей, не озлобился на мир, а, напротив, явил собой пример любви, сострадания и милосердия. Но никто, кроме одного единственного человека, этого не заметил и не оценил. Общество оказалось несправедливым по отношению к нему.

Но и воспитанница Юшки несправедлива к жителям города, обижавшим ее благодетеля. Она не воздает злом за зло, как было бы справедливо. Девушка поступает по законам христианским милосердия — остается в этом городе лечить больных.

Этот мир несправедлив к праведным людям, но несправедлив и к дурным, которым этой несправедливостью дается шанс на раскаяние и прощение.

Маленький человек или непонятый человек

Проблема «маленького человека» — одна из ключевых в русской литературе XIX столетия, так называемого «золотого века». Её поднимали на страницах своих произведений А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Платонов, писатель более позднего периода, также обращается к этой вечной проблеме, развивая ее. В ряду образов «маленьких людей», наряду с пушкинским Самсоном Выриным и гоголевским Акакием Акакиевичем, называют и платоновского Юшку.

У этих героев, действительно, есть что-то общее: маленькие люди ведут скромное, незаметное существование, довольствуются малым, претерпевают пренебрежительное и высокомерное отношение к себе. Другие люди не считают их равными себе по статусу.

Все эти характеристики подходят к образу Юшки, вот только у классического «маленького человека» и цели и устремления в жизни маленькие, повседневные, прозаичные, чего не скажешь о Юшке — его жизнь стала благородным служением.

Его цели отнюдь не были приземленными, потому что жил он не для себя. Скромность, безропотность, скрытность, следование только ему понятным и известным идеалам были не приняты обществом, он стал «отщепенцем», мальчиком для битья. Для этого героя больше подойдет определение «непонятый человек».

Смысл жизни

Вопрос «зачем ты живешь?» по отношению к Юшке звучит на страницах произведения несколько раз. Подлинный ответ читатель получает лишь в самом конце. Невзрачное и, как внешне казалось, ненужное, жалкое существование оказалось вовсе не бесцельным, а было преисполнено глубоким содержанием. Сам герой отвечал, что он живет, потому что родители явили его на этот свет, это была их воля.

В последних своих словах он добавил: «…я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…». По закону — значит, в законном, венчаном браке, по Божьей воле. Юшка понимал, что всякое дыхание — травка, цветы, жучки — нужны в этой жизни, и он, человек, тоже для чего-то родился. И жил для того, чтобы привнести в этот мир добро.

Отношение к жизни

Через образ и поведение главного героя Юшки автор раскрывает одну из важных сторон проблемы человеческого существования, а именно — отношение человека к собственной жизни. Есть немало людей, которые склонны во всем видеть негатив, и даже малейшая жизненная неурядица становится для них катастрофой. Иными словами, для таких людей «все не те, и всё не так». Как правило, именно в этих людях накапливается «злоба на весь мир».

Юшка являет собой обратный пример, это человек, чья жизнь скудна, в ней нет даже самых простых житейских радостей. Он болен и неказист, но он умел довольствоваться малым и видеть счастье в самых простых вещах — в красоте природы, травках и насекомых, даже нападки в свой адрес воспринимал как проявление любви, неосознанной, слепой, «без понятия».

Христианские мотивы

В простой, житейской истории, наполненной автором глубоким содержанием, просматривается христианский подтекст, недаром рассказа сопоставляют с притчей. Главный герой — воплощение юродивого. Понятие «юродивый» в обыденной речи часто имеет негативный оттенок: «юрод несчастный». В христианской православной Руси юродивые были почитаемы в народе, так как с ними было связано понятие святости.

Юродивыми в православном христианстве называли проповедников и подвижников, отвергающих мирские ценности ради веры и служения. В обществе юродивых воспринимали как людей не от мира сего, считали сумасшедшими.
Василий Блаженный

В образе Юшки воплощены христианские идеалы, он считает всех людей добрыми, говорит о равенстве людей. Ясно, что он говорит о равенстве перед Богом, хотя и не произносит имени Божьего. Некоторые исследователи усматривают в этом герое параллели с Иисусом Христом.

Экранизации

Рассказ Андрея Платонова стал основной для нескольких несколько короткометражных лент.  В 2012 году появился 20-минутный фильм российско-украинского производства режиссера Дианы Рудиченко.

Две короткометражки относятся к 2018 году: одноименный рассказу фильм «Юшка» Лолиты Нестеревич и «Прости нас, Юшка», снятый режиссером Юлией Горбачевской по её же сценарию.

Аудиокнига

Используемые материалы
Иллюстрации Елены Королёвой
Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Ягодкин Анатолий

Автор материалов. Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик.

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4.75 из 5 )
 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.

Adblock
detector