Н. В. Гоголь. Ночь перед рождеством. Содержание и анализ

Классик русской литературы Н.В. Гоголь оставил многогранное литературное наследие. Он и сатирик, и реалист, и романтик, и мистик. Разные грани писательского таланта он показал в раннем цикле своих произведений, известных под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Уроженец украинских земель обращается к образам своей малой родины. Каждая повесть — самостоятельное произведение, объединенное общими мотивами и мистическими элементами в сюжетах. Одна из самых известных повестей цикла — «Ночь перед Рождеством» — входит в школьную программу 5-6 класса.

Информация о повести:
На чтение оригинала: 2 часа
На чтение обзора: 20 мин.
Название: Ночь перед рождеством
Автор:
Год написания: 1831
Год издания:
Жанр: Повесть
Направление: Романтизм
В школе: Изучается в 5 и 6 классе
§ Другие произведения автора

Скачать обзор:

Повесть «Ночь перед Рождеством» открывает вторую часть цикла «Вечера на хуторе близь Диканьки». Это произведение — удивительный сплав любовной истории, сказочных и мистических мотивов и украинского колорита.

Место и время действия

На основное место действия указывает название цикла, в который входит повесть – «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Диканька

Диканька — реальный населенный пункт. Сегодня входит в состав Полтавской области Украины, имеет статус поселка городского типа. Во времена Гоголя Полтавская область именовалась Полтавской губернией, территория современной Украины — Малороссией.

Местом действия одного из эпизодов повести является столица Российской империи, город Санкт-Петербург, куда главный герой приезжает на встречу с императрицей Екатериной. События происходят в период её правления, конкретно в 1775 году, на что указывает упоминание о запорожцах, прибывших на приём к царице. К этому году относится депутация, связанная с работой комиссии по упразднению Запорожской Сечи.

Легко установить не только год, но и конкретный день описанных событий. Сюжет разворачивается в рождественскую ночь, то есть с 24 на 25 декабря 1775 года.

А вы это знали?

В Российской империи жили по юлианскому календарю. Рождество отмечалось до Нового года, в те же даты, в которые его сейчас празднуют в большинстве христианских стран — 24-25 декабря.

После революции, в 1918 году, произошел переход с юлианского календаря на григорианский. Но Русская Православная Церковь — не поддержала переход на григорианский переход.

Читайте также:  Краткое содержание и анализ рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»

Таким образом, светский календарь «разошелся» с церковным, и празднование Рождества сдвинулось на 6-7 января

О чем произведение? Очень кратко

В центре повествования — история отношений кузнеца Вакулы и его возлюбленной Оксаны, их родителей — отца девушки, богатого казака Корния Чуба, и матери кузнеца, ведьмы Солохи.

Оксана просит кузнеца достать для неё черевички самой императрицы и за это обещает выйти за него замуж. Парню удается одурачить черта, с его помощью добраться до столицы и заполучить черевички.

Черевички — старорусское слово, обозначающее женскую кожаную остроносую обувь, проще говоря — разновидность башмачков.

Параллельно описываются ночные похождения Чуба, который вместе со своим кумом отправляется на попойку к дьяку.

Солоха принимает у себя многочисленных ухажёров. Она имеет виды на Чуба, хочет выйти за него замуж, чтобы прибрать к рукам имущество, пытается всячески рассорить Чуба с сыном, чтоб помешать его свадьбе с Оксаной. Чуб также против отношений дочери с кузнецом, считая его слишком бедным.

Вакула возвращается с черевичками. Пока он отсутствовал, Оксана переживала, она поняла, что любит Вакулу. Кузнец мирится с её отцом. Влюбленные женятся.

Подробный пересказ

Повествование начинается с описания зимней ночи накануне Рождества. Время колядовать. Над деревней ярко светит месяц. Из трубы вылетает ведьма. Автор рассуждает о том, что если бы мимо проезжал заседатель, то он обязательно бы её заметил, но заседателя в этот момент в деревне не было. Ведьма взмывает высоко в небо и начинает срывать звёзды.

Заседателем называли выбранного из народа представителя, который принимал участие в работе государственных органов.

С другой стороны появляется пятнышко, оно постепенно растягивается. Оказывается, что это самый настоящий черт. Для него эта ночь – последняя, когда он мог шататься по свету и выучивать добрых людей грехам. И он не упускает возможность напакостить людям, особенно — отомстить кузнецу Вакуле, который, будучи изрядным живописцем, в церкви изобразил черта в уничижительном виде.

А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе.
Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.

Черт подкрадывается к месяцу, похищает его и кладет в карман. Зачем черт украл месяц? Это был хитрый стратегический ход. Он знал, что старый казак Корней Чуб приглашен сегодня в гости к дьяку на попойку. Путь предстоял неблизкий через всё село, мимо мельниц и кладбища. Черт рассудил, что по темноте кум откажется идти и останется дома.

Вакула безоглядно влюблен в дочь Чуба — Оксану, первую красавицу Диканьки. Кузнец обязательно воспользуется отсутствием отца, чтобы наведаться к возлюбленной, а если Чуб никуда не пойдет, то Вакула не сможет этого сделать. Таким образом, похитив месяц, черт хотел расстроить встречу Вакулы и Оксаны. Однако его план провалился.

... Взглянув вверх, остановился...
— Что за дьявол! Смотри! смотри, Панас!..
— Что? — произнес кум и поднял свою голову также вверх.
— Как что? месяца нет!
— Что за пропасть! В самом деле нет месяца.
— То-то что нет, — выговорил Чуб с некоторою досадою на неизменное равнодушие кума. — Тебе небось и нужды нет.
— Так, пожалуй, останемся дома, — произнес кум, ухватясь за ручку двери.
Если бы кум не сказал этого, то Чуб, верно бы, решился остаться, но теперь его как будто что-то дергало идти наперекор.

Чуб сначала сомневался, стоит ли ему идти по темноте, но, посоветовавшись с кумом, всё же решился отправиться в гости. Желание отведать варенухи оказалось сильнее опасения идти по темноте.

Варенуха — вид алкогольного напитка

Оксана, оставшись в одиночестве, красуется перед зеркалом: «Что людям вздумалось расславлять, что я хороша, совсем я не хороша», — сомневается девушка. Отодвинув зеркало чуть поодаль, убеждает себя в обратном и начинает расхваливать свою внешность:

«Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя! Он зацелует меня насмерть!»

Оксана красуется перед зеркалом

Тем временем в избу заходит Вакула. Оксана отвергла многих ухажеров. Кузнец был настойчивей других. Девушка холодна с ним. Ведет себя надменно, пытаясь показать свое превосходство. Спрашивает, зачем он к ней пожаловал и готов ли сундук, который Вакула обещал ей сделать.

— Будет готов, после праздника будет готов, — отвечает кузнец.

Вакула просит девушку не серчать на него. Кузнецу за счастье просто глядеть на красавицу, да говорить с ней.

— Кто ж тебе запрещает, говори да гляди, — ответила девушка, присев на лавку. Вакула просит разрешение сесть рядом с ней. Оксана не противится. Тогда парубок идет дальше, он хочет поцеловать Оксану, но тут девушка его осекла.

«Не любит она меня», — сокрушается Вакула

Оксана спрашивает кузнеца, правда ли, что его мать ведьма.

— А что мне до матери, — отвечает Вакула, — ты у меня и мать и отец и всё, что есть дорогого на свете.

Говорит кузнец Оксане слова любви:

Если б меня призвал царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами». — «Не хочу, — сказал бы я царю, — ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!»

Мать кузнеца Солоха — та самая ведьма, что вылетела из трубы в начале повествования. Замерзнув, она решила вернуться в дом через трубу. В небе она встретила черта, и тот увязался с нею. Ведьма влезла в дом через печь, отряхнулась.

Солоха пользовалась успехом у мужчин и умела их очаровывать. Не только вдовый Чуб оказывал ей расположение, но и женатый дьяк Осип Никифорович, и казак Касьян Свербогуз, и даже степенный голова. Чуб был ей милее остальных, она была с ним приветлива, хотела выйти замуж. В любви своего сына к Оксане видела преграду и стремилась всячески ухудшить отношения между Чубом и Вакулой.

Солоха хозяйничает по дому, убирается, раскладывает вещи по местам. Стоявшие у печи мешки она оставила нетронутыми — эти мешки принес Вакула из кузнецы, пусть сам и убирает.

Черт, залезая в трубу хаты Солохи, заметил, что Чуб всё-таки ушел из дома. И дабы вынудить его вернуться, решает напустить сильную метель — он перебежал им дорогу и начал раскидывать кучи снега пока небо не стало белым. Чёрт снова улетел в трубу, в твёрдой уверенности, что Чуб с кумом вернутся домой.

В метели Чуб и кум заблудились, стали искать обратный путь. Чуб добирается до своей хаты, но, услышав голос Вакулы, думает, что, заплутав, пришел в чужой дом. Он решает направиться к Солохе. По его разумению женщина должна быть дома одна.

Черт, влетая в трубу, обронил месяц и тот вернулся на небо. «Всё осветилось, метели как не бывало». Согласно традиции, жители вышли колядовать.

Колядовальники

Толпа девушек и парубков явилась в дом к Оксане.

Парубок (укр.) — парень, юноша.

Оксана их ждала, чтобы пойти колядовать. Черевички, что были на ногах у одной из девиц, ей приглянулись. Вакула пообещал Оксане, что раздобудет ей такие же. Девушка заявила, что хочет черевички самой императрицы и, если кузнец их достанет, она будет его женой.

«Да, будьте все вы свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которая носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж»

Черт гостит у Солохи. Вдруг раздается голос деревенского головы. Солоха отправилась к двери впустить гостя, черт юркнул в один из мешков, стоящих у печи.

Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло.
Солоха была не так жестока, притом же черт, как известно, действовал с нею заодно. ... Черт только что представил свое требование, как вдруг послышался голос дюжего головы. Солоха побежала отворить дверь, а проворный черт влез в лежавший мешок.

Не успел голова и слова молвить, как заявился дьяк. Голова не хотел, чтоб его застали у Солохи, просит ведьму спрятать его, та помещает голову в мешок.

Тут он подошел к ней ближе, кашлянул, усмехнулся, дотронулся своими длинными пальцами ее обнаженной полной руки и произнес с таким видом, в котором выказывалось и лукавство, и самодовольствие. — А это что у вас, дражайшая Солоха?
— Будто не видите, Осип Никифорович! — отвечала Солоха. — Шея, а на шее монисто.

Дьяк только начинает ухаживать за Солохой, как к ней в дом вновь стучаться. Это пришел Чуб. Дьяк, не желая быть застуканным, оказывается в третьем мешке.

Домой возвращается Вакула, с которым Чубу совсем не хотелось встречаться. Солоха прячет его в тот мешок, где уже сидит дьяк.

Солоха, испугавшись сама, металась как угорелая и, позабывшись, дала знак Чубу лезть в тот самый мешок, в котором сидел уже дьяк. Бедный дьяк не смел даже изъявить кашлем и кряхтением боли, когда сел ему почти на голову тяжелый мужик и поместил свои намерзнувшие на морозе сапоги по обеим сторонам его висков.
— Отвори! — раздался на улице голос, сопровождаемый толчком в дверь.
— Это кузнец! — произнес, схватясь за капелюхи, Чуб. — Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня; я ни за что на свете не захочу показаться этому выродку проклятому, чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною!

Заметив мешки, кузнец решает, их убрать: «Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузницу!»

Вакула с мешками выходит на улицу

Все три мешка он взвалил на плечи. Они оказались тяжеленные. На улице встречает Вакула толпу колядующих, в их числе — Оксана. Она насмешливо повторяет условие, при выполнении которого готова стать женой кузнеца. Вакула бросил мешки, оставив за плечами тот, что поменьше, и пошел за толпой колядующих. Девушка продолжала прилюдно насмехаться над его чувствами. В расстроенных чувствах он подумал о том, чтобы свети счеты с жизнью. Попрощавшись с гуляющей толпой, он удалился.

Остановившись перевести дух, кузнец принял решение обратиться за помощью к пузатому Пацюку, запорожцу, который «всех чертей знает». Вакула спрашивает Пацюка, как найти дорогу до черта, чтобы попросить его о помощи, а Пацюк отвечает: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами».

Козак Пацюк

Всё это время черт сидел в мешке, который Вакула нес за плечами. Пацюка кузнец застал за трапезой, он обратил внимание на то, как странно и смачно хозяин ест вареники, они как будто сами идут ему в рот. По религиозным канонам есть в эту ночь возбранялось, дабы не набраться греха, кузнец выбегает их хаты Пацюка.

Тем временем черт выбрался из мешка, сел Вакуле на загривок и шепчет: «Это я — твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам, сколько хочешь… Оксана будет сегодня же наша». Вакула ответил согласием. Понимая, что черт хитрит, он сам решил провести нечистую силу. Пока радостный черт галопировал у него на шее, кузнец схватил его за хвост, пригрозил черту крестом да сам оседал его. Черт просил его отпустить, в ответ Вакула повелел везти его в Петербург, к Екатерине.

Вакула отправляется к царице в столицу за черевичками.
Девчата не смогли поднять мешки и побежали за санями.
Кум Панас и ткач Шоповаленко также находят мешки. Они берут один, в котором находятся дьяк и козак Чуб, и тянут его домой к куму.

В деревне тем временем толпа колядующих девушек наткнулась на брошенную Вакулой ношу. Колядовали обычно с мешками, и девчата решили, что это кузнец столько наколядовал. Решили отнести их в дом Оксане, посмотреть добычу, но поднять их не смогли, отправившись за санями. В это время мешки нашли мужики, сначала кум, потом ткач Шаповаленко. Они потащили находку к дому кума, надеясь, что не столкнутся там с его сварливой супругой.

Жена, как назло, была дома, заметила мешки. Завязалась потасовка. Сидящие в мешке выползли оттуда. «Ай да Солоха! посадить в мешок… То-то, я гляжу, у нее полная хата мешков… Теперь я все знаю: у нее в каждом мешке сидело по два человека… Вот тебе и Солоха!» — говорит Чуб.

Девчата везут мешок к ОксанеВернувшиеся с санями девушки нашли лишь один оставшийся мешок. Они не знали, что внутри сидит голова и повезли его к Оксане. Домой как раз вернулся Чуб. Голова был освобожден из мешка, что вызвало недоумение Чуба: «И голова туда же», — подумал он.

Вакула прибывает в Петербург

Вакула тем временем подлетал к столице верхом на черте. Сразу идти к царице кузнец постеснялся и отправился к знакомым запорожцам, что как-то осенью проезжали через его родное село. Запорожцы эти как раз намеревались идти на приём к императрице, Вакула уговорил их взять его с собой.

Вакулу поразило великолепие дворца, убранство лестницы, что жаль было даже ногами топтать. Кузнец робел, любуясь роскошью. На встречу казаков в сопровождении свиты вышел Потемкин, появились придворные дамы, а следом за ними и сама царица.

Когда беседа царицы с запорожцами уже походила к концу, государыня сама заботливо спросила Вакулу, зачем он пришел. Кузнец припал к ногам царицы, нахваливая черевички и прося такие же для своей возлюбленной. «Боже ты мой, что, если бы моя жинка надела такие черевички!»

Екатерина и все присутствующие засмеялись. Царица выполнила его просьбу.

Отойдя, Вакула тихо обратился к черту: «Увези меня отсюда». И тут же оказался за шлагбаумом.

В Диканьке исчезновение Вакулы породило слухи о том, что парень, не выдержав несчастной любви, покончил собой. Оксану это смутило и испугало, девушка не могла поверить, что кузнец мог на такое решиться. Она тревожилась за него, не спала всю ночь. У девушки проснулись чувства к кузнецу. Чуба же судьба парня совсем не волновала.

На утро все собрались у церкви на праздничную службу. Оксана была сама не своя, думала о Вакуле, да и все вокруг ощущали, что праздник какой-то не такой, кого-то недоставало.

Вакула возвращается домой

Вакула спозаранку прибыл в родную деревню, возле своей хаты он оказался «с петухами». Кузнец прогнал черта, отвесив ему три удара. Вместо того, чтобы дурачить других, черт сам оказался одураченным в эту ночь.

До обеда кузнец отсыпался. Проснувшись, он приоделся и отправился в хату к Чубу, взяв с собой черевички для дочери и шапку и пояс для отца. Он упал ему в ноги: «Помилуй, батько! не гневись! вот тебе и нагайка: бей, сколько душа пожелает, отдаюсь сам…».  Просил руки и сердца Оксаны.

вакула просит руки и сердца Оксаны

Увидев Вакулу, девушка смутилась, покраснела, замахала руками. Она согласна была выйти за него замуж и без черевичек.

Вакула и Оксана поженились

Молодые люди поженились. Проезжавший спустя время через Диканьку архиерей видел, что живут Оксана с Вакулой в размалеванной хате, а в церкви Вакула нарисовал черта в аду, такой гадкий он вышел, что все плевались, проходя мимо.

Характеристика героев

Главные герои сказочной повести — Вакула и Оксана, важную роль в произведении играет черт, также значительное внимание уделяется родителям молодых людей.

Вакула

Вакула. Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961)
Молодой парубок, сельский кузнец, сильный, мужественный. И не только хороший кузнец, но еще «изрядный живописец». Вакула любит первую на селе красавицу Оксану, которая только куражится над ним. В любви он тонкий и ранимый, что свойственно натурам художественным. Героя задевает насмешливое, надменное отношение Оксаны, он «сам не свой» после разговора с ней.

Кузнец, в отличие от своей матери, благочестив, расписывает церковь, но перед Рождеством впадает в уныние: не любит его Оксана, только смеется. Случилось так, что за  плечами у Вакулы был мешок с чертом, что и повлияло на ход его мыслей: вздумал было расстаться с жизнью от несчастной любви. Перед этим он решил посоветоваться с Пацюком, известным на селе тем, что знался с нечистью. Кузнец уже приготовился погубить свою душу. Только вареник, прилетевший ему в рот, в хате Пацюка, образумил героя — день-то постный, сочельник. Отвратился набожный Вакула, соблюдавший всегда постные дни, от скверного своего замысла.

В конце концов,  герой связался с чертом, чтобы раздобыть царицыны черевички. Только лукавый не получил души Вакулы. Кузнец заставил его служить себе, а после всыпал ему хворостиной и прогнал из Диканьки навсегда. Так Гоголь создает положительного главного героя, характерного для фольклорных сюжетов. Вакула обладает важными мужскими качествами — трудолюбием, храбростью, настойчивостью и смекалкой. Хотя он впал в искушение, но сумел выйти из трудного положения, и достичь своей цели. А за связь с чертом герой выдержал церковное покаяние и бесплатно покрасил «левый крылос».

Оксана

Оксана. Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961)
Возлюбленная Вакулы, дочь зажитого казака Чуба, семнадцати лет от роду. Она очень красива — «лучшей девки и не было еще и не будет никогда на селе». В тексте отмечены ее черные глаза, длинные черные волосы, заплетенные в косы, вздернутый нос.  У дивчины множество поклонников. «Парубки гонялись за ней толпами».

Героине, дочери богатого отца, свойственны избалованность, праздность. Оксана упивается своей красотой, ее любимое занятие — крутиться перед зеркалом. Как многие красавицы, она капризна, горда, кузнеца считает не парой себе. Вакулу она не отвергает, но и близко не подпускает.

В ходе повествования Оксана меняется, и не толко в её отношении к кузнецу. Слух о смерти Вакулы заставил девушку загоревать, а появление возлюбленного так обрадовало Оксану, что она и на царские черевички не взглянула. Дивчина научилась ценить искреннюю любовь и преданность.

С изгнанием черта из Диканьки душа Оксаны словно освободилась от влияния злого духа. Заносчивость и высокомерие красавицы сменились нежностью и кротостью. Преображение души отразилось и в лице. Девушка стала «чудно хороша».

Образ Оксаны в повести проходит эволюцию — от несовершенства к гармонии. Внутреннее содержание красавицы приходит в соответствие с ее внешностью. Автор приводит героиню к своему идеалу.

Солоха

Солоха. Кадр из фильма (1961)
Мать Вакулы, ведьма сорока лет. Внешне «ни хороша, ни дурна собою», имела много ухажеров, «умела причаровывать» самых степенных казаков, с самим чертом водила шашни. Причем каждый воздыхатель Солохи уверен в своей исключительности и не подозревает, что он в ряду многих одураченных. Героиня между тем имеет виды на хозяйство зажиточного казака Чуба и опасается, что сын Вакула женится на дочери Чуба, тогда все богатство достанется ему.

Материнских чувств Солоха к Вакуле не проявляет, она пытается препятствовать его счастью ради собственной выгоды: старается ссорить Чуба с сыном.  Отношения матери и сына глубоко не раскрыты, но их отчужденность заметна. В разговоре с Оксаной Вакула обмолвился, что она для него важнее матери.

Ведьма обольстительна, хитра, расчетлива, ловка, ей удалось в один вечер спрятать в мешках троих посетителей и черта. Соблазнительность, блудливость, хитрость, жадность — свойственные ведьмам качества, поскольку сознательная связь с лукавым влечет человека к самым разным порокам.

Корний Чуб

Корний Чуб. Кадр из фильма (1961)
Отец Оксаны — вдовец, самый богатый казак в Диканьке, за что уважаем односельчанами. Чуб степенен, немного ленив, как и полагается ему по статусу. Он не желает, чтобы Вакула был его зятем, из неприязненного к нему отношения. Неприязнь эту умело подогревает Солоха — большая слабость Чуба. Как всякий добрый казак, герой любит веселые застолья, из-за чего попадает в передрягу. Проказы Солохи, ставшие явными, не возмущают Чуба, ее ловкость даже восхищает его.

Черт

Чёрт. Кадр из фильма (1961)
Мистический персонаж, нечистая сила, представитель тьмы. Герой летает по небу, как и положено бесу. Спереди он — «совершенно немец», мордочка с поросячьим пятачком, тонконогий, а сзади — будто губернский стряпчий в мундире. Обязательные внешние атрибуты — хвост и рожки.

Последнюю ночь перед светлым христианским праздником Рождеством ему осталось «шататься» по свету, он проказничает и пакостит людям.

Хитрость, изворотливость, вредность, мстительность персонажа —  по его духу. Он вызывает вьюгу. крадет месяц с неба, старается навредить Вакуле, помня, как некрасиво тот изобразил его в церкви.

Черт в «Ночи перед Рождеством» у Гоголя выглядит забавным проказником. Изображение нечисти в этой рождественской сказке не отталкивает и не отвращает, как в других произведениях автора.

Второстепенные персонажи

Дьяк Осип Никифорович — служитель церкви, которого одолевают мирские искушения. Внешность: худенький, с динными пальцами. Он велеречив: в обыденном разговоре у него много церковно-славянских слов.

Дьяк не откажется от застолья и выпивки в теплой компании. Он не может устоять перед чарами Солохи и посещает ее, хотя очень боится своей жены, которая настолько сварлива, что коса дьяка, некогда толстая, заметно отощала. В любой ситуации Осип Никифорович не теряет своей велеречивости, старается выглядеть чинно, даже выйдя из мешка.

Персонаж комичен, так как в его образе нет соответствия образу настоящего церковнослужителя.

Слово «дьяк» ( греч.diakonos — служитель) имеет два значения:

  1. начальник приказа (органа управления) или младший чин в боярской думе (Русское царство XVI – нач. XVIII вв.);
  2. церковнослужитель православной церкви (диакон), который не имеет степени священства.
Пацюк — запорожец, в Диканьке прослыл знахарем, в прошлом казак. Местным о нём известно мало, никто не знает, откуда он взялся в деревне. Считается, что он знается с нечистой силой. Ленив и обжорлив, для большей выразительности автор добавляет ему прозвище «пузатый».

Персонаж действительно неимоверно толст, он с трудом протискивается в двери, поэтому почти не выходит из дому. Изобразив Пацюка за поеданием галушек и вареников, Гоголь подчеркнул непреодолимую тягу его к чревоугодию под влиянием злого духа.

В переводе с украинского Пацюк означает Крыса.

Голова — эпизодический персонаж, обозначен «дюжим мужиком», родственником дьяка, ухаживает за Солохой, был посажен ею в мешок. Подробно образ не раскрывается.

Сельский голова (сiльский голова) — главное должностное лицо на селе Украины. Русское соответствие — «глава».

Екатерина — царица, образ отсылает к реальной исторической личности.

Екатерина II Великая. Урожденная София Августа Ульрика Ангальт-Цербстсткая, по происхождению — немка. Императрица Российской империи в 1762–1796 годах. Считается одним из выдающихся монархов России и самой успешной из женщин, стоявших во главе нашего государства.  В период её правления велись победные войны, Российская империя приросла новыми землями, были проведены реформы, касающиеся административно-территориального деления, например упразднение Запорожской сечи и её присоединение к Новороссийской губернии. Эти события использовал Гоголь, чтобы привязать фантастический сюжет к историческому контексту.

Екатерина у Гоголя — литературный персонаж, представлена как внимательная, добрая, милосердная монархиня, ценит прямоту и простоту Вакулы и выполняет его просьбу.

Запорожцы — делегация казаков, прибывших в Петербург на приём к Екатерине.  Коллективное действующее лицо, имеющее функциональное значение в сюжете. Вместе с ними Вакула попадает во дворец и встречается с императрицей.
Панас — кум Корния Чуба, вместе с ним отправляется в гости к дьяку. Автор описывает его как высокого, сухощавого мужика с бородой. Характеризуется как равнодушный ко всему персонаж, временами может блеснуть остроумием.

Кум и кума — крестные родители одного ребенка (крестника) по отношению друг к другу и к родителям крестника.

История создания

Цикл «Вечера на хуторе близь Диканьки» считается первым серьёзным произведением молодого писателя Николая Гоголя.

Повести, пропитанные духом родной для писателя Украины, вышли из-под его пера в Санкт-Петербурге. Время создания цикла охватывает 1829–1931 гг., но это не значит, что Гоголь непрерывно работал над произведениями на протяжении трех лет. Напротив, повести писались быстро и непринужденно, в общей сложности за несколько месяцев.

Точное время написания отдельных повестей не установлено. Опубликована «Ночь перед Рождеством» впервые в 1832 г. в издании «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка».

Жанровые и стилистические особенности

Жанр произведения «Ночь перед Рождеством» определяют как повесть.

Оно невелико по объему. Есть несколько центральных персонажей, одна сюжетная линия — отношения Вакулы и Оксаны, и побочные события, так или иначе связанные с основным сюжетом. Они дополняют пространство произведения, создают его атмосферу. «Ночь перед Рождеством» имеет черты, присущие волшебной сказке.

Некоторые персонажи наделены сверхъестественными способностями — черт и ведьма. Солоха предстает перед соседями и гостями в образе обычной деревенской женщины, но при этом способна летать на метле, попадает в дом через дымоход. События, когда герой отправляется на добычу ценной вещи ради свой возлюбленной, часто описываются в сказочных произведениях.

Обращается Гоголь и к народным традициям, в частности важное место в произведении занимает описание колядования.

Колорит малоросского села звучит в языке произведения, невероятно ярком, образном. Текст изобилует просторечными выражениям, украинизмами. Например, вместо слова «парень» используется парубок.

В повести «Ночь перед рождеством», как и вообще в «Вечерах на хуторе», Гоголь искрится веселым юмором (горькая, едкая сатира присуща более поздним его произведениям). Некоторые образы и ситуации нарочито комичны. Юмористическая составляющая органично дополняет пестрое полотно самобытной повести, явившей читателю неповторимый «гоголевский стиль».

Направление

Ранние произведения Гоголя соотносятся с романтической традицией.

Для литературного романтизма характерно внимание к фольклору, мифологии, сказочным образам и сюжетам, использование элементов фантастики. Таким образом, «Ночь перед Рождеством» относится к литературному направлению романтизм.

Реалистическое и мистическое

Николай Васильевич Гоголь — признанный мастер переплетения реальности с мистическими и фантастическими мотивами.

В повести «Ночь перед Рождеством» яркие образы сельских жителей и картину малоросской глубинки Гоголь дополняет мистическими и фольклорно-мифологическими элементами (черт и ведьма) — приспешниками тьмы. Но главная мистическая составляющая — светоносный христианский праздник Рождества. Создавая рождественскую сказку, Гоголь не мог обойтись без противостояния добра и зла, по своему религиозному мироощущению.

Вместе с тем в повести присутствует реалистическая составляющая. Гоголь вписывает сказочный по своей сути сюжет в исторический контекст эпохи. В произведении конкретизировано место и время событий, поданных так, будто они происходили на самом деле. Таким образом, на страницах повести «встречаются» два мира — реальный и сказочно-мистический.

Композиция

Композиция повести «Ночь перед Рождеством» традиционная, линейная:

Экспозиция — описание ночи в Диканьке, полет ведьмы и проказы черта, сборы Чуба в гости к дьяку.

Завязка — разговор Вакулы и Оксаны, ее условие.

Развитие событий:

  • приём «гостей» Солохой;
  • приход Вакулы домой, его мысли о самоубийстве, затем намерение прибегнуть к помощи лукавого;
  • встреча Вакулы с чертом, укрощение нечистого крестным знамением и использование в своих целях;
  • полет Вакулы в Петербург, встреча с царицей, получение в дар черевичек;
  • слухи о гибели Вакулы в Диканьке;
  • кручина Оксаны;
  • возвращение Вакулы, изгнание им черта из Диканьки.

Кульминация — приход Вакулы в дом Чуба с просьбой отдать за него Оксану.

Развязка —  примирение с Чубом, его согласие на брак, радость Оксаны при встрече с Вакулой.

Концовка: прошло некоторое время, Оксана с Вакулой и ребенком живут счастливо, их ярко размалеванная хата обращает на себя внимание проезжающих, а Вакула, как и намеревался» прошел церковное покаяние, за что его похвалил преосвященный.

Тема

Главная тема повести:

Добро (Свет) и зло (тьма), их влияние на жизнь людей, в том числе и на любовь.

Жизнь людей, отношения между ними всегда зависят от выбора (часто неосознанного) добра или зла.

Оксана бездумно была занята только собой, красовалась перед зеркалом, не ценила преданной любви Вакулы и часто ранила его словом. Тщеславие и самовлюбленность девушки вызваны отнюдь не влиянием ангела-хранителя, такие чувства от лукавого. Она была несчастлива, пока не полюбила, а только гордилась да завидовала, если у подружки черевички лучше, чем у нее.

Благочестивый Вакула смог удержаться на краю погибели, не ступил на путь зла. Это помогло ему добиться желанной цели.

Солоха и Пацюк сознательно выбрали сторону тьмы, при этом они погрязли в пороках, а сверхъестественные способности счастья им нн приносят.

Идея

Главная мысль произведения:

Добро сильнее коварного и хитрого зла, как и любовь сильнее обиды, неприязни, она все преодолевает и прощает.

Намерения черта не осуществились, он получил по заслугам и бежал из Диканьки.

Счастливая встреча Вакулы и Оксаны, разрешение ее отца на брак происходят в Рождество Христово — праздник, когда возможны чудеса. Отступило в торжественный день зло, христианская любовь коснулась многих сердец — преобразилась Оксана, смягчился Чуб.

Проблематика

Любовь, доводящая до крайности

Главная тема добра и зла переплетается с любовной. Герой ради любви к девушке, готов был на все, как и полагается в чувстве сильном, настоящем. Только, какой бы ни была раскрасавицей дивчина, топиться и давиться из-за ее насмешек не стоит. Потому что нет возврата оттуда, куда заманивает персонаж с хвостом и рогами. Прибегать к его помощи тоже крайне рискованно. Вакула в повести-сказке сумел заполучить слугу сатаны себе на службу, но за это потом целый год по пятьдесят поклонов в день бил.

Любовь — чувство таинственное, мощное, вдохновляющее, но, когда появляется отчаянное желание прыгнуть в омут или заключить сделку с рогатым, — дело здесь нечисто.

Свобода и творчество

Вакула — не просто кузнец, он «важный живописец» на селе. Конечно, герой не имеет отношения к большому искусству, он самоучка, расписывает все: от мисок односельчан до церковных стен. И в первую очередь, он кузнец, ремесленник, который малюет в свободное время. Тем не менее, он человек творческий, чувствительный к красоте, чем выделяется среди жителей Диканьки с их обычными житейскими потребностями. Такой герой соответствует традициям романтизма в литературе и духу эпохи, он наделен внутренней свободой и творческой энергией.

Слабости жителей Диканьки

Гоголь в контексте мистического сюжета затронул нравственные проблемы. Правда, он с юмором, с улыбкой описывал несовершенства обитателей села Диканьки — любовь к питию, к соблазнительным женщинам, желание посплетничать. Все эти недостатки распространены среди людей. В описании забавных сцен читатель со смехом узнает своих знакомых, а то и себя. Комичность персонажей — дьяка, его жены, ткачихи и прочих — не вызывает желания быть на них похожими, а потому служит нравственному совершенствованию.

Родина и традиции

Произведение пропитано национальным колоритом, в его стилистике, описаниях и образах чувствуется искренняя любовь и привязанность автора к малой родине, неравнодушие к её судьбе, традициям. Автор обращается к фольклору как к внутренней глубинной сущности народа, определяющей его своеобразие. Национальное переплетается с православными и общеславянскими мотивами, читатель чувствует дух народной традиции.

Автор романтизирует и поэтизирует жизнь простого украинского села, люди в нем живут свободные, веселые, в достатке. В повести звучит мечта Гоголя о такой жизни в родной Малороссии.

В культуре

Мотивы и сюжеты «Вечеров на хуторе близь Диканьки», в частности «Ночь перед Рождеством», нашли отражения в  музыке, литературе, живописи, кино.

Российскими классическими композиторами было написано две оперы на этот сюжет: «Кузнец Вакула», или «Черевички», П. И. Чайковского в редакциях 1874 и 1887 гг. и «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова, представленная публике в 1895 году.

Первый немой фильм по мотивам повести Гоголя снят ещё в 1913 году. В кинематографе советской  эпохи известно несколько экранизаций.

Фильм-опера «Черевички» на основе музыкального произведения Чайковского вышел в 1945 году. Классической считается экранизация режиссера Александра Роу «Вечера на хуторе близь Диканьки» 1961 года.

Студией «Союзмультфильм» выпущены мультипикационные фильмы «Ночь перед Рождеством» (1951 г.) и «Приключения Кузнеца Вакулы» (1977 г.) В 1997 году вышел мультфильм «Ночь перед Рождеством» режиссера Екатерины Михайловой.

Некоторые мотивы цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» использованы в картине «Гоголь.Начало», в первой части трилогии, в которой факты биографии писателя переплетены с сюжетами его произведений. Режиссер киносериала Егор Баранов. Первый фильм вышел в 2017 г. Роль Николая Васильевича Гоголя исполнил популярный актер Александр Петров.

Используемые материалы

В статье использовались иллюстрации Ольга Ионайтис.

Скачать обзор:

В статье использовались иллюстрации Ольга Ионайтис.

Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Ягодкин Анатолий

Автор материалов. Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик.

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.

  1. Фото аватара
    Лариса

    Очень уж подробно в статье пересказывается «Ночь перед Рождеством», отобьёт у школьников всё желание прочесть первоисточник. А прочесть нужно, ведь неповторимые «гоголевские описания» так замечательны, будто сам живёшь на этом маленьком хуторе и участвуешь в его жизни. Очень люблю фильм Роу, каждый год на Рождество смотрю. Кстати, роль кузнеца Вакулы была для актёра Юрия Таврова звёздной и единственной, после неё он стал никому не интересен и ушёл из кинематографа.

    Ответить