А. С. Пушкин. «Пиковая дама»: краткое содержание и анализ повести

В «Пиковой даме» А. С. Пушкин изобразил обыкновенного человека, в котором живет наполеоновское начало, но автор лишил своего героя романтического ореола. Это увлекательное произведение с элементами мистики наполнено глубоким философским содержанием.

Основная информация о произведении:
На чтение оригинала: 50 минут (24 страниц).
На чтение обзора: 12 мин.
Название: «Пиковая дама»
Автор:
Год написания: 1833
Год издания:
Жанр: Повесть
Направление: Реализм
В школе: Изучается в 8, 9 и 10 классе
§ Другие произведения автора

Скачать обзор:

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» предложена к ознакомлению и изучению в 8/9 и 10 классах. Краткое содержание и анализ повести помогут школьникам в подготовке к уроку литературы.

Время и место событий

События повести разворачиваются в конце XVIII столетия в столице Российской империи — Санкт-Петербурге.

Очень краткий пересказ

Военный инженер Германн с увлечением следит за карточной игрой, но сам не берет карты в руки, не желая проиграть то необходимое для жизни, что у него есть. Он живет своим трудом, без излишеств, но страстно мечтает о большом состоянии. От приятеля Томского он узнает, что существует тайна трех карт, дающих три безошибочных выигрыша. Тайна эта известна графине Анне Федотовне, бабушке Томского.

Желание узнать тайну завладело Германном. Он готов был сделаться любовником престарелой 87-летней графини, но судьба распорядилась иначе. Герой решил действовать через воспитанницу графини Лизавету Ивановну. Он привлек к себе внимание барышни, вступил с ней в переписку и под предлогом свидания пробрался в дом.

Германн с пистолетом притаился в кабинете старой графини и попытался выведать у нее секрет, но та не пережила волнения и скончалась. Через три дня, ночью, к нему явился призрак умершей графини. Покойница открыла ему счастливые карты — тройка, семерка, туз — и условия благополучного выигрыша. Свою смерть она простила Германну, с тем чтобы он женился на ее воспитаннице. Волю покойной герой не выполнил.

Два дня Германну в игре сопутствовал успех, он выиграл большую сумму. На третий день он почему-то ошибся, вместо туза поставил на даму — и все проиграл. Мечты Германна рухнули, и он сошел с ума.

Краткое содержание по главам

Глава 1

Однажды за ужином, после игры в карты у конногвардейца Нарумова, игроки с удивлением заговорили о присутствующем здесь молодом инженере Германне, который внимательно следил за игрой, но сам никогда не играл. Тот пояснил, что игра захватывает его, но он не может себе позволить проиграть то малое, что у него есть.

Пиковая дама. Иллюстратор Jan (Jassen) Ghiuselev

Томский, один из гостей, отметил немецкое происхождение Германна, объясняющее расчетливость, и ничего необычного в случае с инженером он не видел. Удивляла Томского его бабушка графиня Анна Федотовна тем, что не играла. Ему возразили: нет ничего странного в том, что восьмидесятилетняя старуха не понтирует.

Томский поведал историю, произошедшую с Анной Федотовной около шестидесяти лет тому назад. Графиня ездила в Париж, и там ей случилось проиграть большую сумму денег герцогу Орлеанскому. Анна Федотовна потребовала от мужа, чтобы он заплатил ее долг. Супруг, хотя и боялся жены, как огня, узнав об ужасном проигрыше, отказал ей и остался непреклонен.

Пиковая дама. Иллюстратор Jan (Jassen) Ghiuselev

Выручил ее граф Сен-Жермен, старый чудак с репутацией шарлатана, о котором рассказывали чудесные истории. Он открыл молодой графине тайну трех карт. В тот же вечер она стала понтировать, поставила одну за другой три выбранные карты и сполна отыгралась. Бабушка Томского хранила свой секрет. Ни сыновьям, ни внукам она не открыла его. Только однажды сжалилась над неким Чаплицким и помогла ему отыграться.

Глава 2

Старая графиня Анна Федотовна уже не притязала на былую красоту, однако сохраняла привычки молодости: румянилась и тщательно одевалась. Графиня была незлой, но своенравной, и эгоистичной. Больше всего от ее капризов терпела бедная воспитанница Лизавета Ивановна, юная барышня.

Пиковая дама. Иллюстратор Jan (Jassen) Ghiuselev

Девушка стала домашней мученицей: ей доставалось от благодетельницы за все, что вызывало у той недовольство. Лизанька всюду сопровождала графиню. Роль бедной воспитанницы в свете была ничтожной. На балах кавалеры не обращали на нее внимания, хотя была она милее многих. Корыстные молодые люди увивались за холодными и надменными девицами с хорошим приданым.

Лизавета Ивановна, между тем, была самолюбива, ее угнетало жалкое положение. Девушка мечтала об избавителе.

Через два дня после ужина у Нарумова подле дома графини появился молодой инженер. Лизавета Ивановна, сидя у окна за пяльцами, бросила взгляд на улицу и увидела молодого офицера, устремившего взор к ее окну. Он стал появляться каждый день на том же месте в один и тот же час. Так прошла неделя, и впервые барышня улыбнулась ему.

Пиковая дама. Иллюстратор Jan (Jassen) Ghiuselev

Офицером, настойчиво являвшимся под окно бедной воспитанницы, был Германн. Ему не давал покоя рассказ Томского о выигрышных картах, и он решил во что бы то ни стало выведать тайну старой графини. В раздумьях, как это сделать, он допустил мысль стать любовником престарелой женщины. Однако рассуждение, что она может умереть в любой момент, отрезвило его. Германн решил, как и прежде, делать ставку только на свои верные три карты, которые могут преумножить его капитал, — расчет, умеренность и трудолюбие.

Пиковая дама. Иллюстратор Jan (Jassen) Ghiuselev

В таких думах он ходил по улицам Петербурга и случайно оказался возле дома графини. Анекдот, рассказанный Томским, вновь завладел его воображением. В ту же ночь он увидел сон, в котором «он ставил карту за картой, гнул углы решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман».

Наутро неведомая сила привела Германна к дому графини. Он стал смотреть в окна и увидел в одном склоненную над книгой или работой черноволосую головку молоденькой барышни. Это обстоятельство стало судьбоносным.

Глава 3

Герман нашел удобный случай для передачи письма Лизавете Ивановне, в котором почтительно признавался ей в любви. Послание было позаимствовано из немецкого романа. Взволнованная барышня написала ответ с возвращением Германну его признания в любви. Молодой инженер этого ожидал и не остановился. Письма поступали к Лизавете Ивановне каждый день. Германн настаивал на свидании.

Пиковая дама. Иллюстратор Jan (Jassen) Ghiuselev

Девушка уступила просьбам молодого человека. В записке, брошенной в окно, она подробно изложила, как пройти в ее комнату ночью, пока они с графиней будут на балу. Германн пробрался в дом, но в комнату Лизаветы Ивановны он не пошел, а притаился в кабинете, из которого можно было войти в спальню графини.

Герой дождался, когда горничные оставили графиню одну, и явился перед ней. Неподвижное, почти мертвое доселе лицо старухи приобрело выражение изумления. Германн попытался ее успокоить и стал умолять открыть ей тайну трех карт. Графиня ответствовала, что это была шутка. Германн усилил мольбы. Наконец, он прибегнул к крайнему средству — достал пистолет. Это сильно взволновало старуху, и она умерла.

Пиковая дама. Иллюстратор Jan (Jassen) Ghiuselev

Глава 4

Тем временем Лизавета Ивановна сидела в своей комнате и ждала Германна. На память ей пришли слова Томского о предмете, пленившем ее воображение:

«…лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля.  <…> на его совести по крайней мере три злодейства».

Наконец, появился Германн. Он сообщил, что был у графини, она умерла, и по его вине. Затем он рассказал ей всё. Лизавета Ивановна была в ужасе: страстные письма не были продиктованы любовью. Душа Германна жаждала только денег, а ее он избрал орудием, чтобы приблизиться к своей цели. Инженер терзался только невозвратной потерей тайны. Наступило утро, Германн покинул дом.

Читайте также:  Ревизор - краткое содержание и анализ

Пиковая дама. Иллюстратор Jan (Jassen) Ghiuselev

Глава 5

На третий день после смерти графини Германн, внимая голосу совести, пришел на ее отпевание. Не имея настоящей веры, он был подвержен предрассудкам и полагал, что графиня может неблагоприятно повлиять на его жизнь. Чтобы этого избежать, он собирался испросить у нее прощения. Сделав земной поклон, герой приблизился ко гробу, посмотрел в лицо покойнице — ему почудился насмешливый взгляд мертвой. Германн попятился, оступился и упал навзничь.

Пиковая дама. Иллюстратор Jan (Jassen) Ghiuselev

Глубокой ночью он проснулся, похороны старой графини не выходили из ума. С улицы кто-то заглянул в окно и тут же отошел. Затем Германн услышал, что отпирают дверь в передней. Он подумал, что это его денщик, вечно пьяный. Однако появилась женщина в белом платье. Молодой человек принял было ее за свою кормилицу, недоумевая, что привело ее в такое время. Женщина в белом скользнула к нему — это была графиня!

Пиковая дама. Иллюстратор Jan (Jassen) Ghiuselev

Она заговорила, голос ее был тверд. Графиня пришла к Германну против своей воли, ей приказали выполнить его просьбу. Покойница назвала карты, которые выиграют ему сряду: тройка, семерка, туз. Однако он не должен ставить в сутки больше одной карты, а после выигрыша ему нельзя играть всю жизнь. Графиня добавила, что прощает ему свою смерть, но с условием — он должен жениться на ее воспитаннице.

Она повернулась, последовала к дверям и скрылась. В это время Германн заметил, что кто-то опять заглянул к нему в окно.

Глава 6

Три карты стали навязчивой идеей Германна. Тройка, семерка и туз мерещились ему повсюду, он видел их в человеческих фигурах. Герой искал случая применить свою тайну. Случай представился. В Петербурге объявился богатый игрок Чекалинский, всю жизнь проведший за картами. Нарумов представил ему Германна.

Инженер решился сыграть с Чекалинским, и на тройку поставил весь свой капитал — 47 тысяч. После выигрыша он быстро уехал домой. На другой день Германн поставил на семерку все свои деньги, выиграл 94 тысячи и незамедлительно удалился. Игроки были поражены. Чекалинский смутился.

Пиковая дама. Иллюстратор Jan (Jassen) Ghiuselev

На третий день Германн поставил карту, бледный Чекалинский стал метать трясущимися руками, направо — дама, налево — туз. Герман торжествующе объявил о выигрыше туза и открыл карту, но вместо туза у него стояла пиковая дама. Герой не понимал, как случилось, что он обдернулся. Тут же ему померещились в лице дамы пик те же прищур и усмешка, что у мертвой графини в гробу. С ужасом Германн вскрикнул: «Старуха!». Чекалинский забрал себе весь проигрыш.

Заключение

Германн не пережил разорения и повредился рассудком. Он сидел в Обуховской больнице и непрерывно повторял: «Тройка, семерка, туз!».

Лизавета Ивановна вступила в брак с любезным молодым человеком — сыном бывшего управляющего графини. Он служил и располагал порядочным состоянием.

История создания

Сюжет повести Пушкин взял из жизни. От князя Голицына он узнал, как тот проигрался и стал просить денег у своей бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег он от нее не получил, но она поделилась с ним секретом трех безошибочных для выигрыша карт. Секрет она когда-то узнала от Сен-Жермена. Голицын поставил на карты, подсказанные бабкой, и отыгрался.

Пушкин писал повесть осенью 1833 года. Публикация состоялась в 1834-м («Библиотека для чтения», № 2). В дневнике он отмечал, что в обществе его «Пиковая дама» пользуется необычайным успехом, игроки попали под влияние повести и понтируют на заветные карты.

Герои произведения и их краткая характеристика

Каждый герой соотносится с какой-то темой: Германн — недовольство, гордость; Лизавета Ивановна — смирение; Анна Федотовна — судьба, Томский — счастье незаслуженное.

Главные герои

Германн

Герман. Кадр из фильма Пиковая дама 1982 г.

Молодой офицер, военный инженер, происхождение — из обрусевших немцев. У него есть небольшой капитал, от которого он не берет даже процентов, экономит, живет на жалование. Натуре героя свойственны воля и расчетливость. Вместе с тем Германна захватывает ход игры, он жаждет богатства. Его привлекает игра с судьбой, которую символизирует карточная игра.

Рациональность и предусмотрительность, обусловленные немецким происхождением героя и профессией инженера, борются со страстностью и пламенным воображением. Воля Германна, которая до некоторого времени обуздывала его страсти, в итоге оказалась поверженной. Он подчиняется обстоятельствам, становится игрушкой тайных сил, не понятых им.

Характеристику Германну автор дает в словах Томского, сказанных мимоходом в качестве светской болтовни. Но у Пушкина все имеет значение. Томский шутя говорит о своем приятеле с профилем Наполеона и душой Мефистофеля и о трех злодействах на его совести.

Герой действительно амбициозен, это гордец, не удовлетворенный скромным положением (Наполеон). Он готов вступить на путь зла (Мефистофель). Так, двигаясь к желанной цели, он не разбирает средства: готов к аморальности и цинизму — вступить в связь со старухой, обмануть девушку. Три злодейства он тоже совершил: предал любовь, которая вполне могла состояться, стал виновником смерти графини, разрушил свою личность.

Анна Федотовна

Анна Федотовна. Кадр из фильма Пиковая дама 1982 г.

Графиня, престарелая женщина 87 лет. В молодости была записной красавицей с уймой поклонников, вела бурную светскую жизнь, проигрывала огромные суммы за картами. Обладала сильным характером, судя по тому, что муж ее боялся. Капризность и своенравие в ее натуре — обычные черты женщины, избалованной светом. Сформировавшиеся в молодости, они сохранялись до глубокой старости.

На склоне лет она погрузилась в холодный эгоизм, как многие старики, живущие прошлым и далекие от настоящего. Как в молодости, она тщательно наряжалась и продолжала посещать балы, на которых сидела в углу уродливым украшением. Графиня принимала в своем доме весь свет, строго соблюдая этикет и никого не узнавая в лицо. Анна Федотовна скрупулезно соблюдала законы светского общества, возможно потому, что видела в них опору существования аристократии, или потому, что она просто подчинялась светской автоматике.

Соприкосновение с инфернальным миром не прошло для нее бесследно. Автор намекает на это в сцене, когда графиня качалась в кресле направо и налево:

«…можно было подумать, что качание страшной старухи происходило не от ее воли, но по действию скрытого гальванизма».

Зная три верные карты, она держала их в секрете от сыновей и внуков не из вредности, как полагал Томский, а оберегая их от зла — связи с темными силами. Похоже, она чувствовала их власть. Кроме того, однажды она пожалела Чаплицкого, поделилась с ним секретом, но тот в итоге плохо кончил.

Лизавета Ивановна

Лизавета Ивановна. Кадр из фильма Пиковая дама 1982 г.

Молодая барышня, бедная сирота, воспитанница графини. Зависимое положение вынуждает ее терпеть капризы и перемены настроения старухи. Автор называет свою героиню «пренесчастным созданием», «домашней мученицей», которой вечно не доплачивали жалования. В свете ей отведена роль самая жалкая: ее приглашали танцевать, если не было пары; дамы обращались к ней, если надо было что-то поправить в туалете.

Лизавета Ивановна тяготилась своим униженным положением. Миловидная, добрая, неглупая, в юных еще летах, она заслуживала счастья и мечтала о замужестве. Однако для нее, в отличие от Германна, любовь — главное условие изменения ее социального положения. Горькое разочарование в Германне привело Лизу к смирению, которое оградило ее от влияния демонической силы.

Она раскаивается в своем ложном увлечении Германном, винит себя за невольную причастность к смерти своей благодетельницы — и у нее все складывается благополучно. Правда, Пушкин не без иронии отмечает, что Лизавета Ивановна взяла на воспитание бедную родственницу, то есть намекает на повторение судьбы графини.

Читайте также:  Песнь о вещем Олеге

Второстепенные персонажи

Томский

Дмитрий Юсупов в партии Томского. Большой театр

Внук графини Анны Федотовны. В сюжете он играет роль незначительную, но этот персонаж несет существенную смысловую нагрузку. Томский — светский человек без глубокого содержания, пустой, ничего собой не представляет как личность, однако фортуна на его стороне, хотя он ничем не заслужил ее.

Он удачлив так же, как его бабка графиня Анна Федотовна и все в ее роду. В заключении повествования сказано, что герой готовится к свадьбе с княжной Полиной и произведен в ротмистры. В случае с Томским и всей его фамилией действует социальный автоматизм, когда внешне случайная удача — это тайная закономерность, которая независима от достоинств личности.

Нарумов

Приятель Томского и Германна. О Нарумове сказано, что он конногвардеец, то есть богатый аристократ, который может давать богатые ужины с шампанским. Он ввел Германна в дом Чекалинского.

Чекалинский

Чекалинский. Кадр из фильма Пиковая дама 1982 г.

Человек лет шестидесяти, посвятивший всю жизнь азартной игре, на которой наживал миллионы. Огромный картежный опыт, богатый и открытый дом, веселый нрав и хороший повар вызывали уважение в обществе. Когда он приехал в Петербург, молодежь хлынула к нему, позабыв о балах, что говорит о власти денег над людьми.

Чекалинский особенно зависим выигрышей, потому что он живет только картами, больше у него нет никаких занятий. Он с трудом держит лицо, когда Германн обыгрывает его. В третий приход инженера на игру Чекалинский бледен, у него трясутся руки.

Жанр и литературное направление

Общепринятая точка зрения на жанр «Пиковой дамы» — повесть. Белинский и еще ряд литературных критиков считали произведение рассказом, так как сюжетная линия одна, количество героев ограничено, и повествование в целом компактно. Последний аргумент не убеждает, так для Пушкина краткость была вторым главным достоинством прозы после точности.

Литературное направление «Пиковой дамы» строго не определено. В произведении совмещены черты романтизма и реализма. Германн является романтическим героем в пародийном ключе. Его имя перекликается Германией — родиной романтизма. Однако жизненная установка героя — расчет, умеренность, трудолюбие. Причем «расчет» — на первом месте, он закономерно перерождается в жажду наживы.

Любовь для «романтического» героя не имеет значения, он только притворялся в письмах. Столкновение с потусторонним миром он использует в меркантильных целях. Таким образом, писатель создавал произведение по принципам романтизма, но быт и нравы светского общества, мотивы поступков героев выдержаны в реалистическом направлении.

Тема

Главная тема повести «Пиковая дама»:

«маленький наполеон» в обыкновенном человеке.

Пушкин рассмотрел типический характер нового времени — заурядный человек с наполеоновскими амбициями, но с мелкими страстями.

Идея

Хотя страсти измельчали, они не стали менее опасными для человечества. Люди с наполеоновским началом всегда готовы преступить черту, впустить в себя зло. Последствия этого предугадать сложно, они могут вырасти до социального катаклизма.

Идея повести:

«маленький наполеон» несет большое зло.

Проблематика

В повести отражены проблемы общественные и личностные.

Проблема поражения «маленького наполеона», которое наносит ему жизнь

Приняв помощь темных сил на пути к богатству, Германн становится жертвой. За ним следили: дважды кто-то заглянул в его окно, когда посещел его призрак графини.

Он постепенно сходит с ума. У него возникали «неподвижные идеи», то есть идеи-фикс. А две неподвижные идеи, как отмечает автор, не могут существовать одновременно, поэтому они захватывали ум героя поочередно. Сосредоточившись на одной, он упускал из вида другую. Тут-то демонические силы и сыграли с ним злую шутку — Германн обдернулся в картах, не заметил, как вместо туза поставил даму.

Так же он «обдернулся», выпустив из виду условие, при котором графиня прощала ему свою смерть, — женитьбу на Лизавете Ивановне. Внимание его было поглощено тремя картами, и он уже просто не мог запомнить другое.

Итог — безумие, разрушение личности, положение изгоя.

Проблема нравственного состояния светского общества

Страсть Германна к богатству возникла не на пустом месте. Нравы общества стали благодатной почвой для амбициозной цели героя. Молодых людей на балах интересовали только девицы с хорошим приданым. Бедную девушку, которая по внешности и по внутреннему содержанию была лучше надменных и холодных невест, просто не замечали.

Праздностью, желанием легких денег, пустотой наполнена жизнь представителей высшего общества.

Композиция

Повесть состоит из шести глав и короткого эпилога. К каждой главе предпослан эпиграф,  Для Пушкина эпиграф был средством выражения своей точки зрения, скорее — намека на нее.

  • Экспозиция — диалог Томского и Нарумова (1-я глава).
  • Завязка — рассказ Томского о бабушке Анне Федотовне, знающей тайну трех карт (1-я глава).
  • Развитие действия: Германн размышляет, как выведать у графини тайну, замечает в окне воспитанницу (2-я глава); он регулярно появляется под окном воспитанницы; пишет страстные письма Лизавете Ивановне; добивается ее согласия на свидание в доме, Лиза рассказывает ему о расположении комнат; Германн проникает в кабинет графини; он обращается к ней с мольбами, переходит к угрозам (3-я глава).
  • Кульминация — смерть графини (3-я глава).
  • Поворот сюжета — призрак покойной графини посещает Германна и открывает ему тайну трех карт (5 глава).
  • Развязка — проигрыш Германна (6 глава).
  • Эпилог — крушение Германна, счастье Лизаветы Ивановны, благополучие Томского.

Отзывы критиков

Критика, современная Пушкину, считала, что «Пиковая дама» написана под влиянием Т. А. Гофмана. Пушкин и в самом деле был увлечен этим немецким романтиком. В. Г. Белинский отметил «верх мастерства» в «Пиковой даме».

Владислав Ходасевич, писатель и критик первой половины XX века, сопоставлял «Пиковую даму» с другими произведениями Пушкина, в которых была тема влияния темных сил на человеческую личность. В первую очередь — с «Медным всадником».

Литературовед первой половины XX века Д. Мирский оценивал «Пиковую даму» как лучшее прозаическое произведение Пушкина. Силу воображения в повести он считал превосходящей все сочинения Пушкина в прозе, напряженность повествования сравнивал со сжатой пружиной, а романтизм «Пиковой дамы» называл неистовым.

Экранизация

Первая экранизация повести «Пиковая дама» (режиссер Петр Чардынин) состоялась в 1910 году, в эпоху немого кино.

Следующий немой фильм «Пиковая дама» (режиссер Яков Протозанов) вышел в 1916 году.

В 1960 году в СССР был снят полнометражный фильм-опера «Пиковая дама» (режиссер Роман Тихомиров), по опере П. И. Чайковского, а в 1982 году вышел фильм «Пиковая дама» по повести Пушкина режиссера Игоря Масленникова. Эта экранизация остается наиболее популярной, в ней задействованы такие звезды, как Алла Демидова, Иннокентий Смоктуновский, Виталий Соломин, Елена Гоголева, Виктор Проскурин и другие.

Фильм-спектакль «Пиковая дама» Петра Фоменко вышел на экраны в 1987 году.

Фильм Александра Орлова «Эти три верные карты…» был снят в 1988 году на Литовской киностудии при участии Веры Глаголевой и Александра Феклистова. Для усиления эффекта мистицизма в фильме преобладают темные тона.

В 2016 году вышел в прокат музыкальный фильм Павла Лунгина «Дама Пик», снятый по мотивам повести Пушкина и оперы Чайковского. Действие фильма развивается в современной России.

Повесть Пушкина «Пиковая дама» довольно популярна за рубежом. В XX веке в странах Европы состоялось 12 экранизаций, в США снято 2 фильма.

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Avatar photo
Лариса Федосеева

Редактор, автор статей. Филолог (русский язык и литература).

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.

Adblock
detector