Тарас Бульба — краткое содержание и анализ

В творчестве и судьбе писателя Николая Гоголя особую роль сыграли два географических региона — имперская столица, город Санкт-Петербург, и Украина, в те годы именовавшаяся Малороссией. Николай Васильевич — уроженец украинских земель, а конкретнее — Миргородского уезда.

О повести:
На чтение оригинала: 6 часов 54 минуты (416 страниц).
На чтение обзора: 13 мин.
Название: Тарас Бульба
Автор:
Год написания: 1835 г.
Год издания:
Жанр: Историко-приключенческая повесть
Направление: Романтизм

Скачать обзор:

Теме родного края посвящен цикл произведений писателя, который так и именуется «Миргород», в него входит повесть «Тарас Бульба». В небольшом по объему литературном произведении автор развернул эпическое полотно: история одной семьи на фоне судьбы и трагедии целого народа — запорожского казачества.

Очень краткий пересказ сюжета повести

В центре повествования — запорожская семья Бульба. Отец Тарас, полковник, и двое его сыновей — Остап и Андрий. Отучившись в Киеве, дети возвращаются домой, и Тарас берет их с собой в военный поход на Польшу. Запорожское войско осаждает город Дубно.

Андрей был влюблен в польскую красавицу, встреченную им ещё в годы учебы. Встав перед выбором между любовью и родиной, он выбирает любовь и становится предателем. Андрей воюет на польской стороне и принимает смерть от рук своего отца.

На Сечь нападают татары. Казаки решают разделиться, часть воинов продолжают поход, другие отправляются оборонять родину. Войско Тараса Бульбы отступает в борьбе с поляками. Остап оказывается в плену. Враги подвергли его казни. Тарас тайком пробирается на площадь и становится свидетелем гибели сына.

Во время ответной компании старшего Бульбу хватают и казнят, сжигая на костре. Тарас храбро принимает смерть, до последней минуты не поступается своими принципами и чувством долга.

Время и место действия

Действие повести «Тарас Бульба» разворачивается в реалиях украинской истории, ориентировочно в XVI – первой половине XVII вв. Исторический период в тексте не конкретизируется, используется лишь общий контекст эпохи. Это было время, когда землями на территории Украины владели шляхтичи, то есть знатные поляки.

В Приднепровье жили вольные украинские люди — казаки, в разные годы здесь существовали военно-административные образования, известные под общим названием Запорожская Сечь. Некоторые исследователи считают, что основой и источником вдохновения для автора могли послужить события 1637–1638 гг.

В тексте указывается время рождения главного  героя — XV в. Этот факт вступает в противоречие с некоторыми другими деталями, что говорит об условности времени действия и нецелесообразности привязки «Тараса Бульбы» к определенной эпохе. Произведение не позиционируется как историческое.

Упоминания конкретных географических названий указывают на место действия.

Хортица — это остров в водах Днепра, ныне входящий в состав города Запорожье, исторически — один из центров Запорожской сечи, острог здесь был основан ещё в 1555 году.

Дубно — украинский город, ныне относящийся к Ровенской области, в XVII столетии контролировался поляками.

Часть событий происходит в столице польского государства, Варшаве, в тексте также фигурирует город Краков.

Персонажи повести Тарас Бульба и их краткая характеристика

Главные герои

Кадр из фильма Тарас Бульба, 2009 г. режиссер Владимир Бортко
Тарас Бульба
Тарас Бульба – запорожский казак, отец семейства, атаман, бывалый вояка и настоящий патриот. Национальное сознание украинского казачества, приверженность православию, независимость, свобода родных земель и своего народа — таковы его основные ценности.

Ему присущи ответственность и чувство долга. Он суров, местами даже жесток, но справедлив. Тарас силен телом и духом, могуч и умен. Родина и честное имя для него важнее родственных уз. Желает видеть своих детей настоящими бравыми казаками, такими же как он сам.

Кадр из фильма Тарас Бульба, 2009 г. режиссер Владимир Бортко
Остап — старший сын
Остап — старший из сыновей Тараса, рос непослушным и свободолюбивым. Военный поход закалил его, юноша возмужал, в чем-то стал похож на своего отца.
Это храбрый казак с внутренним стержнем, надежный друг и боевой товарищ. Он легко завоевал доверие и авторитет среди казаков, продемонстрировал свои лидерские качества, не боялся брать на себя ответственность.
Ему присуща невероятная сила духа, с достоинством и чувством внутренней гордости он переносит выпавшие на его долю испытания, даже перед лицом смерти казак не сдается, стойко принимая свою участь.
Кадр из фильма Тарас Бульба, 2009 г. режиссер Владимир Бортко
Андрий — младший сын Тараса.
Андрий — младший сын Тараса Бульбы, романтик с пылкою и нежною душою, авантюрный и эмоциональный. Свой пыл он демонстрирует в полях сражений, выглядит настоящим героем. Но война для него не долг, а приключение. Она полна ярких красок и насыщенных картин, свист пуль он воспринимает как музыку. Герой следует зову сердца, им движут чувства, способные затмить разум. Ради любви Андрий готов пожертвовать всем, включая собственную жизнь.

Другие персонажи

Панночка - кадр из фильма Тарас Бульба, 2009 г. режиссер Владимир Бортко
Панночка — дочь польского воеводы, редкая красавица, которой Андрий был очарован ещё в годы учёбы. Избалованная отцом девушка жила в роскоши, все знатные женихи Польши искали её руки. Ни к кому из них не склонилось сердце панночки. Пылкий красавец-казак, спасший от голодной смерти её семью, покорил прекрасную полячку. Она понимала «к великому горю своему», что долг казака — оставаться с запорожцами: «…тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы — враги тебе». Но Андрий сделал свой выбор: «Отчизна моя — ты!».
Жена Тараса - кадр из фильма Тарас Бульба, 2009 г. режиссер Владимир Бортко
Жена Тараса Бульбы — собирательный образ казачки того времени, «матери семейства», в котором главным делом для мужчин стала война. Её красота рано увяла, мужа видела два-три дня в год. И в эти дни он не был с женой добр, а потом исчезал на несколько лет. Вся любовь женщины вылилась на сыновей. После долгой разлуки с ними Тарас не дал ей даже полюбоваться на них вдоволь. Прекословить мужу женщина не смела. Душа матери болит за детей, грусть разлуки и страх потерять их — постоянные спутники её жизни. Тяжкую долю свою жена Бульбы переносит с глубочайшим смирением.
Татарочка - кадр из фильма Тарас Бульба, 2009 г. режиссер Владимир Бортко
Татарка —  служанка польской панночки. В этом положении женщина оказалась, некогда попав в плен. Образ прислуги в повести типичен: услужливая, покорная, исполнительная и верная спутница госпожи.
Янкель - Кадр из фильма Тарас Бульба, 2009 г. режиссер Владимир Бортко
Янкель — меркантильный жид, как в повести называют представителей еврейской национальности. Все действия этого героя направлены на получение материальной выгоды, он много помогает Тарасу, но такой товарищ будет рядом, пока это выгодно его кошельку.
Кошевой Кирдяга - кадр из фильма Тарас Бульба, 2009 г. режиссер Владимир Бортко
Кирдяга — кошевой атаман. У сечевых казаков это выборная руководящая военная должность. Пожилой, многое повидавший опытный воин, старинный друг Тараса Бульбы. Рассудительный командир, в тексте характеризуется как «хитрый казак», «престарелый, но умный».
Товкач - кадр из фильма Тарас Бульба, 2009 г. режиссер Владимир Бортко
Казак Товкач — друг и однополчанин Тараса Бульбы, этот персонаж иллюстрирует принципы воинского братства и товарищества. Таков настоящий боевой друг, который никогда не бросит в беде, не оставит раннего на поле боя. Именно он не позволил Тарасу сгинуть в тот момент, когда казаки потерпели поражение, переправил его домой и выходил. В этом герое преданность сочетается с доблестью и бесстрашием.
Шило - кадр из фильма Тарас Бульба, 2009 г. режиссер Владимир Бортко
Мосий Шило — характерный колоритный казацкий образ. Добрый, ответственный и храбрый боец, у которого есть изъян: он пьяница.

Содержание повести подробно по главам

Глава первая

Остап и Андрей возвращаются домой из Киева, закончив учебу в бурсе. Отец и мать встречают их. Тарас по-доброму подтрунивает над сыновьями. Учеба — это хорошо, но чтобы возмужать и не стать неженками, его хлопцы должны испытать себя в бою. Тарас решает отправить сынов в предстоящий поход на Польшу. Сослуживцы одобряют эту идею. Вдохновленный Тарас отправляется вместе с детьми.

Андрий и Остап вернулись из семинарии.

Жена Тараса грустит, пытается его отговорить, она соскучилась по детям и не желает снова их отпускать. Женщина привыкла к своей роли атаманской супруги. Постоянное ожидание мужа – её судьба, а теперь ещё и сыновья идут по его стопам. Она надеется, что Тарас передумает и отложит поход, но муж стоит на своём. По утру жена и мать провожает родных со слезами, бросившись на последок обнимать их с не свойственной её годам прытью.

Глава вторая

Герои отправляются в Запорожскую Сечь. Едут молча. Каждый погружен в думы. Тарас вспоминает о военных победах прошлых лет, о боевых товарищах, о тех, кого уже нет в живых и о тех, кто встретит его с сыновьями по прибытию. Думал, как он представит им своих молодцов, как будет хвастаться и гордиться ими.

Сыновья думали о другом: вспоминали годы, проведенные в Киеве. На учебу они прибыли, будучи двенадцати лет от роду.  Остапу обучение не давалось, да и не охоч он был до наук. Он предпринял несколько попыток побега из учебного заведения. Отцу пришлось пригрозить сыну тем, что отправит его в монастырь.

Андрий в учении был способнее, в проделках проявлял изобретательность. С восемнадцати лет сердце его жаждало любви, он втайне мечтал о женщинах. Однажды увидел красавицу панночку, и был сражён её прелестью. Смелый парень однажды пробрался к ней в покои. Девушка испугалась, но, заметив остолбенелость бурсака, бояться перестала и посмеялась на ним. Полячке прислуживала татарка, которая помогла Андрию покинуть дом после дерзкого проникновения. Он видел её ещё раз в костёле и раз — вскользь. Направляясь в Сечь, Андрий вспоминал о красавице.

Читайте также:  «Судьба человека» - краткое содержание и анализ

Наконец добрались до места. Остров Хортица — конечная точка пути. Здесь было шумно. Народ веселился, звучала музыка. Тарас встречает старого приятеля, беседует с ним.

Глава третья

Сечь изображается как «беспрерывное пиршество». Описывается здешний разношерстный контингент. Среди казаков и былые вояки, и неучи, и те, кто получил образование. Общими чертами столь разных людей были лишь патриотизм и православная вера.

Остап и Андрий вливаются в общество, где царит праздник. Тарас не доволен, ведь он желал испытать ребят в бою, а не в пьянке. Нужно срочно организовать поход на турков. Кошевой отказывается развязывать войну, потому что с султаном заключён мир. Происходит ссора. Тарас страшно упрям, не привык, чтоб ему перечили и желает, чтобы всё случилось именно так, как он задумал. В результате действующий кошевой оказывается свергнутым. На эту должность избирают нового человека — старого приятеля Бульбы по имени Кирдяга.

Глава четвертая

Утро. Тарас и кошевой обсуждают планируемый поход. Между государствами заключен мир, для начала военных действий нужен повод. Желая снять с себя ответственность за нарушение мирного соглашения, Кирдяга заявляет, что казаки должны отправиться в поход по доброй воле. Заставлять их браться за оружие он не будет.

В это время обнаруживается повод для войны. Прибывшие на пароме на остров люди сообщают о бесчинствах, что учиняют поляки-католики над православными христианами. А жиды арендуют церкви, и если им вперёд не уплатишь, нельзя «обедню править».

Народ возмущен. Звучат призывы к возмездию. Казаки готовы подняться на бунт. Поляков и иноверцев, живущих в Сечи, отлавливают. В числе схваченных оказывается еврей по имени Янкель. Это знакомый брата Траса Бульбы, спасший его из плена. В благодарность за спасение родственника Тарас оставляет Янкеля в живых, и он присоединяется к отряду.

Глава пятая

Казаки идут с боем по польской земле, занимают часть территории, их воинская слава распространяется по округе. Остап и Андрий крепнут в боях, набираются мужества. Тарас Бульба гордится сыновьями. Они уже не похожи на вчерашних бурсаков. В Остапе он видит будущего полковника. Сын демонстрирует черты хладнокровного, смекалистого и смелого вояки. Андрий же сражается совсем иначе,  он действует под влиянием эмоций и порой решается на то, на что не пошел бы самый смелый воин.

На пути богатый город Дубно. Запорожское войско начинает осаду, но взять город быстро не удается, тогда казаки решают устроить блокаду. Сыновья Тараса Бульбы скоро заскучали, они не в восторге от происходящего. Отец подбадривает их, говоря легендарную фразу «Терпи казак, атаманом будешь».Козаки идут по Польским землям.

Ночью все отдыхают, лишь Андрия сон не берет. Он гуляет, любуется природой, а когда задремал, увидел склонившуюся над ним женщину. Это татарка, служанка его незабвенной красавицы. Она рассказывает казаку о бедственном положении девушки, которая вынуждена голодать и отправила её на поиски Андрия, чтобы попросить немного еды. Не сомневаясь ни секунды, юноша решает помочь любимой, вытащив из-под спящего брата мешок с припасами. Проснувшийся отец предостерегает его, говоря, что женщины до добра не доведут. Андрий не слушает его и следует за татаркой через подземный ход.

Глава шестая

Андрий оказывается в городе. Он очарован красотой католического собора. Дубно вымирает. На улицах казак встречает голодающих людей. Всё, что можно было употребить в пищу, уже съедено. Воевода велел крепиться и ждать подкрепления. Вот-вот должны прибыть два польских войска.

Андрий и панночка встречаются и не могут налюбоваться друг на друга, оказавшись во власти чувств. С момента их последней встречи панночка изменилась, похорошела. Даже голод и бледность «не помрачили её красоту». Когда девушка принялась за хлеб, Андрей просит её быть осторожной, иначе, после долгого голодания можно умереть. Словами не описать чувств и эмоций, которые испытывала эта влюбленная пара. Полячка сетует на то, что судьба свела её с любимым на пороге смерти. Андрий готов на всё ради красавицы, он не думает ни о родине, ни об отце и брате. Ради любви он отрекается от них.

В город входят польские войска.

Глава седьмая

С вечера казаки пьянствуют и хмельные ложатся спать, став легкой добычей для врагов. Поляки перебили и пленили многих из них. Наутро кошевой собирает войска, отчитывает их за беспечное веселье. Решено совершить нападение на Дубно и отомстить за плененных товарищей.

Янкель сообщает Тарасу об Андрии. Он видел сына Бульбы в городе в польском одеянии. Отец поражён вестью. Ещё больше он потрясён новостью, что Андрий собирается жениться на дочери пана. Свадьба состоится после того, как предавший своих земляков жених поможет полякам выгнать их из города. Тарас зол. Он не верит жиду.

Начинается битва под Дубно, в ней погибает один из атаманов. Остап мстит за смерть сослуживца. Он избран новым атаманом.

После битвы казаки хоронят павших товарищей, а тела поляков привязывают к лошадям. Тарас размышляет о предательстве младшего сына и желает отомстить панночке, из-за которой Андрий стал перебежчиком.

Глава восьмая

Бой казаков с татарами

Из Сечи приходит недобрая весть о нападении татар, которые разграбили Хортицу и угнали многих в плен. Казаки собирают Раду, решая, что же делать. Необходимо возвращаться и спасти товарищей. В спор вступает Тарас. Дело с Дубно не окончено. Здесь тоже остались пленные. Речь Бульбы была услышана. Приняли решение разделиться. Кошевой с частью войска отправляется оборонять родину, а другая часть, во главе с Тарасом Бульбой, остается здесь.

Тарас угощает своих бойцов вином и взывает к борьбе за веру и свободу товарищей-земляков.

Глава девятая

Тарас Бульба убивает младшего сына Андрия.

Припасы провизии в Дубно на исходе. Польскому воеводе сообщают, что казаков осталось вдвое меньше. Готовиться битва. Тарас вновь взывает к национальному чувству, ободряя своих бойцов. Начинается лихая схватка. В стане врагов Тарас Бульба замечает Андрия. Не задумываясь, его сын несет смерть вчерашним товарищем. При виде родителя боевой пыл Андрия угасает. Тарас в бешенстве. Он не в силах простить измену родине. Со словами «Я тебя породил, я тебя и убью» Тарас стреляет в младшего сына. Свидетелем убийства становится Остап, но разобраться в произошедшем и горевать по брату он не успевает: поляки берут его в плен.

Казаки понесли большие потери в бою и принимают поражение. Израненный Тарас падает без памяти.

Глава десятая

Старый Бульба жив. Его привезли в Запорожскую Сечь, где казак приходит в себя. Полтора месяца  он оправляется от ран. В Сечи всё изменилось, стало другим и незнакомым. Тарас Бульба кручинится. Он просит Янкеля отвести его в Варшаву. Это очень рискованно, за голову полковника назначена большая награда. Спрятанный еврейским товарищем под грудой кирпичей, казак всё же отправляется в Польшу.

Глава одиннадцатая

Прибыв в Варшаву, Бульба узнает, что вызволить сына из плена не получится. Остап приговорен к казни, которая состоится завтра. Тарас пытается встретиться с сыном. Организовать свидание никак не удается. Переодетый в польские одежды Бульба, просит отвести его к месту казни.

Тарас затерялся в толпе на площади. Среди собравшихся автор выхватывает образ девушки, очень похожей на возлюбленную Андрия.

Остап подымается на эшафот.

К месту экзекуции казаки шли «не боязливо, но с тихой горделивостью». Остап был первым в их рядах. Героя подвергли страшным пыткам, которые он выдержал «как исполин». Видя муки сына, Тарас приговаривает «Добре сынку, добре». В последних смертных муках Остап взывает к отцу «Где ты сейчас, слышишь ли ты меня?». «Слышу», — отвечает Тарас, чем обращает на себя внимание толпы, но успевает скрыться.

Глава двенадцатая

120-тысячное украинское войско поднимается на войну с поляками, казаки доходят до Кракова, неся смерть и сжигая деревни и города на своём пути. Тарас ожесточен и озлоблен, ведом жаждой мести. Четыре дня длилась кровопролитная битва. Казаки были близки к победе, но полякам удается пленить Тараса Бульбу. Старый казак уронил трубку и, пока искал её в траве, был схвачен.

Страшная казнь ждала атамана — сожжение на костре. Уже привязанный к столбу, с прибитыми гвоздями руками, герой думал не об огне, смотрел он с высоты на ту сторону, где отстреливались казаки, и со всей силой голоса стал кричать им, как спастись от врагов. Языки пламени уже обжигали тело, а Тарас, прощаясь с товарищами, говорил им, что не найдутся на свете огни, муки и такая сила, которая пересилит русскую силу.

«Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!» — говорит Бульба перед смертью.

Читайте также:  А. С. Пушкин. "Евгений Онегин". Краткое содержание и анализ

Анализ повести Тарас Бульба

Тема

Главная тема повести: запорожское казачество в борьбе за независимость родной земли.

Польское влияние и притеснение православной веры распространилось на Украине, где шяхтичи стали крупными землевладельцами. Паны насаждали свои законы и католицизм, тогда как население в большинстве своём было православным и не желало чужой веры.

Литературный герой Тарас Бульба и его товарищи по оружию ведут борьбу против посягательства на православную веру и обычаи своего народа.

Идея

Основная мысль произведения: успех освободительного движения казачества обусловлен любовью к Родине, верностью православной вере и долгу.

Украина, Запорожская Сечь — основополагающая ценность для главного героя повести. Родина — это не просто земля, территория, свободу и независимость которой следует отстаивать в боях, это определенный набор ценностей и идеалов. Именно за них сражаются герои, за ответ на вопрос «кто мы есть». На страницах книги поднимаются проблемы национальной и религиозной идентичности. Родина представляется как идея, а вера православная — одна из духовных основ народа: защищая веру, казаки защищают свою сущность.

Проблематика

  • Проблема чувства долга как нравственной категории. Чувство долга, по Гоголю, представляется чертой, присущей достойному человеку. Это одно из важных качеств личности. И речь идет не только  о долге перед родиной, но и перед семьей, перед товарищами и перед самим собой. Для Тараса и Остапа долг превыше всего, для них не существует соображений, по которым можно поступиться долгом.
  • Проблема нравственного выбора ставится в повести через образ и судьбу Андрия. Автор подводит героя к сложному выбору: на одной чаше весов — родина, семья и долг, на другой — любовь. Этот выбор нравственный, и в жизни он далеко не всегда однозначен. Андрий выбирает плотскую любовь к женщине, её называет своей отчизной, а любовь к родной земле для него понятие отвлечённое.
  • Проблема любви как многогранного чувства: к родине, к семье, к женщине. Любовь Андрия к панночке Гоголь изображает всепоглощающей, губительной для героя. Андрею можно сочувствовать, ведь им руководила любовь к женщине, а не корыстные соображения. Но получается, что родина для него ничего не значит. В чём истоки предательства Андрея? Любовь к родине — чувство духовное, оно от Бога. Не зря считается, что хороший христианин — хороший гражданин. Если Тарас и Остап люди духа, то Андрий человек душевный, им руководят порыв, мечтательность, чувственность. Глубинной основы в нём нет.
  • Проблема семейных отношений показана через взаимоотношения Тараса с сыновьями и женой. Для Тараса Бульбы Родина важнее семьи, он без раздумий покидает родной дом и уводит с собой детей, не считаясь с чувствами и чаяниями супруги. В то же время семья – это составляющая отчизны, одна из ценностей, которую следует защищать. Для главных героев повести семья и родина сливаются воедино. Тарас-воин и Тарас-отец дополняют друг друга и раскрываются друг через друга. С одной стороны, Тарас Бульба хочет, чтобы дети пошли по его стопам и непреклонен в этом решении, один сын воплощает надежды отца, второй разочаровывает. Решать судьбу своих детей, нарисовать себе определенный образ идеального сына и пытаться воплотить его в реальность — характерная черта многих родителей, и очень часто в своём желании они не считаются с желаниями детей. Этот мотив явно представлен и в повести Гоголя. С другой стороны, Тарас показан как трепетный и любящий отец, готовый на всё, чтобы быть со своим сыном до последних минут.
  • Проблема жестокости. Несмотря на позиционирование себя христианами, казаки, в том числе и Бульба, невероятно, по-язычески, жестоки с иноверцами и врагами. То же можно сказать и о поляках-католиках. Объяснить это можно общей свирепостью того времени, а также эпическим характером повести. По законам героического эпоса, одной стороне приписываются сверхчеловеческие достоинства, другой — полное ничтожество, поэтому эпическое начало исключает этическое.

Патриотический пафос

Гоголь создал произведение, преисполненное патриотического пафоса. Он поднимает на щит героев прошлого, обращаясь к той эпохе, когда дух и исторический след запорожского казачества проявились особенно ярко. В повести запорожские казаки не отделяют себя от Руси. В последней речи главного героя звучат патетические слова о Русской земле, православной русской вере и неодолимой русской силе.

Героям повести присущ ярый, местами даже умышленно гипертрофированный патриотизм.

Гоголь описывает запорожское казачество на фоне народов, исповедующих другую веру – поляков и евреев. Созданный им образ противоречив, казаки не идеальны. В повести показаны жестокость, суровость нравов казацкого общества, но вместе с тем любовь к своей земле. Показанный в произведении патриотизм не имеет национальности, чувство любви и преданности родине свойственно любому народу.

Композиционное построение

Для повести характерна традиционная композиционная структура. В повествовании можно выделить три части: завязку – встреча сыновей и подготовка к походу, кульминацию — противостояния казаков и поляков и развязку – финальный военный поход и смерть Тараса Бульбы.

Основная, кульминационная часть, неоднородна и включает в себя несколько фрагментов, переломные точки повествования – гибель двух сыновей Бульбы — Андрия и Остапа.

Характерная особенность произведения в том, что здесь присутствует два плана повествования – общий и частный. Исторические мотивы и судьба казачества — не просто фон для обрамления истории главного героя, это «внешняя сторона сюжета».

Литературные приёмы

Произведения Николая Васильевича Гоголя отличается выразительностью, яркостью, образностью речи. Во всей полноте мастерство художественного слова автора раскрывается в повести «Тарас Бульба». Текст колоритен: в нем присутствуют характерные для эпохи и местного наречия слова и выражения, такие как: честь лыцарская, ясновельможный пан, мазунчик.  Патетика повести не исключает непревзойдённого гоголевского юмора, например: «шаровары шириною в Чёрное море».

Язык Гоголя часто поэтичен. В данном случае он сочетает приёмы, характерные как для прозы, так и для эпической поэзии. Тексту присуща некоторая былинность, фольклорность. Авторское изложение погружает читателя в эпоху, о которой рассказывается в книге, и создается ощущение, что написано произведение именно в те времена.

Кратко об истории создания «Тараса Бульбы»

Появлению произведения предшествовал долгий подготовительный период. Замысел создать историческую сагу появился у Гоголя в 1830-м году. Прежде чем сесть за перо, он изучал исторические источники и даже давал объявление с просьбой предоставить ему данные о событиях, происходящих на Украине в XVII в.

Тарас Бульба рассматривается как собирательный образ Запорожского казака, а сюжет повести – авторский вымысел. Однако, есть мнение, что у героев повести могли быть исторические прототипы — куренной атаман Охрим Макуха и его сыновья. Вероятно, Гоголь вдохновился историей реальных людей, и даже использовал её элементы в сюжете. Известно, например, что один из сыновей Макухи, так же, как и Андрий Бульба, перешел на сторону врага из-за возлюбленной.

Писателю работалось трудно, ему постоянно не нравилось то, что выходило у него из-под пера. Несколько раз он переписывал текст. Повесть вышла в двух редакциях.

Написанная после пятилетней работы авторская версия появилась в составе «Миргорода» в 1835-м году, но Гоголя она не устроила, он продолжил работу над произведением, и в 1842 году опубликовал расширенный вариант. Позднейшая редакция считается классической, рекомендованной для изучения и анализа.

Экранизации

Фильм 1909. Российская Империя

В фильмах мотивы повести Н. В. Гоголя воплощали кинематографисты разных стран во все периоды истории кино, начиная с первых лет его существования и заканчивая XXI веком. Первый немой фильм был выпущен в Российской империи в 1909 году.

Тарас Бульба. Фильм Дж. Ли Томсона

Позже, в первой половине прошлого века, фильмы сняли в Германии, Франции, Великобритании. Голливудская киноиндустрия прикоснулась к сюжету Гоголя в 1962 году. Снял картину американский режиссер Дж. Ли Томсон, образ Тараса Бульбы воплотил Юл Бриннер.

Тарас Бульба. Украинский фильм

В 2008 короткометражный фильм по мотивам Тараса Бульбы выпустили на родине писателя — в Украине.

Наиболее популярным стал современный российский фильм Юрия Бортко 2009 года выпуска. Этот режиссер прославился несколькими удачными экранизациями произведений русских классиков. На главную роль был приглашен выдающийся украинский актер Богдан Ступка. Остапа сыграл Владимир Вдовиченко, Андрия – Андрей Петренко. Имена этих артистов хорошо известны российскому зрителю.

Аудиокнига

☑ Тест по повести «Тарас Бульба»

Вы хорошо усвоили материал? Для проверки собственных знаний и закрепления полученной информации, мы предлагаем вам пройти тест по произведению.
Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Ягодкин Анатолий

Автор материалов. Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик.

Оцените автора
( 10 оценок, среднее 4.9 из 5 )
 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Вадим
    Хоть Гоголь и представил произведение, как историческое, но, углубляясь в него, заметна некая универсальность времен и обобщение каких-то конкретных фактов, из чего делаем простой вывод — автор писал не об эпохе, а о человеке…
    Ответить
  2. Александр
    Статья и повесть Тарас Бульба Николая Гоголя всегда очень мне нравится. В ней рассказывается об жизни и борьбе казаков с поляками. Очень интересно и познавательно ее читать.
    Ответить
Adblock
detector