А. П. Чехов. «О любви»: краткое содержание и анализ

«О любви» — последний рассказ в цикле «Маленькие трилогии», в котором автор знакомит читателя с третьим вариантом «футлярной жизни». Краткое содержание и анализ рассказа помогут в подготовке к уроку литературы ученикам 10 класса.

Основная информация о произведении:
На чтение оригинала: 20 минут
На чтение обзора: 8 мин.
Название: "О любви"
Автор:
Год написания: 1898
Год издания:
Жанр: Рассказ
Направление: Реализм
В школе: Изучается в 10 классе
§ Другие произведения автора

Скачать обзор:

Время и место событий

Время событий рассказа — конец XIX века. Место действия — имение Софьино и ближний к нему губернский город центральной России.

О чем произведение? Очень кратко

Помещика Алехина, погруженного в хозяйственные дела имения, выбирают в мировые судьи, и ему приходится выезжать в город. Здесь он завел знакомство с Лугановичем, который ввел его в свой дом. Алехин становится другом семьи. Он и жена Лугановича чувствуют друг к другу нечто большее, чем дружеское расположение. Несколько лет оба томятся любовью, не решаясь ни на что. Только в конце повествования, перед отъездом Лугановичей, герои бурно объясняются и расстаются навсегда.

Краткое содержание

Старые знакомые помещика Алехина Буркин и Иван Иваныч завтракали у него в гостях и вели беседу. Разговор зашел о красавице Пелагее, горничной в доме Алехина, которая, оказывается, питала сердечную приязнь к повару Никанору. Этот повар был неприглядной наружности, вдобавок пил и дрался. Дурной нрав и вредная привычка удерживали Пелагею от желания выйти за него замуж, а тот был набожным, жить без брака с ней не хотел и под пьяную руку поколачивал красавицу.

В размышлениях о происхождении любви Павел Константинович Алехин пришел к выводу, выраженному библейскими словами, — «тайна сия велика есть». Он также говорит об особенностях русских порядочных людей, попавших в любовный водоворот, задаваться «роковыми вопросами»:

Честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведёт эта любовь.

От общих рассуждений Алехин перешел к своей истории.

Читайте также:  Олеся - краткое содержание и анализ

По окончании университета он прибыл в родовое имение Софьино, на котором был значительный долг, оставленный отцом. Молодой хозяин решил во что бы то ни стало выплатить долг, и стал работать наравне с крестьянами.

Алехина как человека с университетским образованием выбрали в почетные мировые судьи. Поездки в город и присутствие на заседаниях суда были для него развлечением, отдыхом от тяжкого труда. На одном заседании герой завязал знакомство с судейским чиновником Дмитрием Лугановичем, приятным человеком, «милейшей личностью».

Тот пригласил Павла Константиновича к себе домой отобедать, познакомил с женой Анной Алексеевной, совсем молодой — двадцатидвухлетней, матерью полугодовалого ребенка. Алехин был впечатлен женой Лугановича не только как молодой и прекрасной женщиной: он почувствовал в ней своего человека, как будто они давно знали друг друга.

Прошло лето в хозяйственных заботах, в конце осени Павел Константинович вновь встретился с Лугановичами и стал частенько навещать их. Хозяева ему радовались. Алехин при встрече Анной Алексеевной каждый раз переживал «впечатление чего-то нового, необыкновенного» в его жизни. Герои проводили время в беседах, порой молчали, он слушал ее игру на рояле.

При долгом отсутствии Павла Константиновича супруги Лугановичи начинали беспокоиться. Они сочувствовали его положению: образованный человек, владеющий языками, занят лишь хозяйством, крестьянской работой, вместо научного или литературного труда. Состоятельные Лугановичи делали Алехину подарки, предлагали ему денег в случае притеснения каким-нибудь заимодавцем, но он никогда не поддавался на эти уговоры.

Алехин силился понять, почему молодая и прекрасная во всех отношениях женщина вышла за такого скучного человека, который намного старше ее, родила от него детей. Приходя в дом Лугановичей, герой понимал, что любимая ждала его. Вдвоем они посещали театр, сидели рядом, прикасаясь друг к другу плечами. Павел Константинович чувствовал, что им невозможно быть порознь, но, выходя из театра, они прощались словно чужие.

Алёхин и Анна Алексеевна

В городе о них говорили уже невесть что, и ни слова из того не было правдой. Чувства героев крепли, но так и оставались невысказанными. Анна Алексеевна, наверное, боялась причинить боль мужу, детям, своей матери, любившей зятя, как сына. Алехин тоже совестился разрушить покой и счастье дома, где ему доверяли. И что он мог предложить любимой? Какую интересную жизнь?

Так прошло несколько лет. Анна Алексеевна стала часто обращаться к докторам с нервным расстройством. Испортился ее нрав: появилось недовольство жизнью, странно раздражал ее Алехин. Конец этой затянувшейся истории положило то обстоятельство, что Луганович получил назначение в одну из западных губерний.

Анну Алексеевну доктора отправляли в Крым поправить здоровье, после чего она должна была присоединиться к семье. Алехин провожал ее в числе многих. Перед самым отправлением поезда он вбежал в купе. Состоялось бурное объяснение со слезами и поцелуями.

Я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить.

Они простились навсегда. Состав уже тронулся, и Алехин в соседнем пустом купе ехал до первой станции и плакал.

Буркин и Ивани Иваныч сожалели о нем: добрый и умный человек, не посвятил себя науке или чему-то иному, а крутится в своем хозяйстве. Еще они представляли сцену прощания и горестное лицо молодой женщины.

История создания

Чехов задумал рассказ «О любви» в 1895 году, на что указывают записные книжки. В 1898 году он был написан. Писатель в это время готовил к публикации «Крыжовник». В августовском номере журнала «Русская мысль» должны были выйти два рассказа. Как предполагала писательница Л. А. Авилова, «О любви» — это повествование об ее отношениях с Чеховым. Далеко не все критики считают воспоминания Авиловой объективными.

Герои произведения и их краткая характеристика

Главные действующие лица образуют классический любовный треугольник, они фигурируют в рассказе Алехина. Второстепенные персонажи остаются за рамками этого рассказа.

Главные герои

Алёхин

Алехин Павел Константинович — бедный поместный дворянин, окончил университет. По склонностям и воспитанию — «кабинетный человек», но, чтобы погасить отцовский долг на имении, взялся за тяжелый крестьянский труд. Хотя герой и назвал себя белоручкой, но проявил себя трудолюбивым и ответственным человеком. Тяжелая работа вынудила его изменить свой быт и позабыть привычки порядочного человека.

С такой жизнью он поневоле опростился, однако, выбранный мировым судьей, он мог время от времени общаться с людьми своего круга. Это обстоятельство, однако, привело к тому, что герой увлекся женой приятеля и долгое время питал к ней нежные чувства.

Алехин не ветреник, он человек постоянный, но или инертный, не или ведал, что творил. Ему хотелось видеть женщину, и он продолжал посещать дом Лугановичей. Дети радовались Алехину, все в доме почитали его за благородного человека. А благородный человек, изображая радость, терзался сам и терзал женщину, которая до встречи с ним жила спокойно и вполне счастливо.

Дмитрий Луганович не сомневался, что Алехин его искренний друг, он беспокоился о нем и безгранично доверял ему, когда тот сопровождал его супругу в театр. «Искренний друг» тем временем мучился любовью к его жене и знал, что та питает к нему ответные чувства. Искренним другом был Луганович. И как тут не вспомнить заповедь: «не пожелай жены искряннего твоего»?

Так называемый порядочный человек под личиной друга не уважал Лугановича и не прекратил визитов в его дом. С точки зрения юридической Алехин не разрушил брака, но, по сути, он сделал Анну Алексеевну несчастной. Измученная, издерганная, доведенная до нервного расстройства, она страдала сама, и с ней вместе — вся семья, поскольку семья — единый организм. Покой и гармония в отношениях супругов исчезли, когда в них вторгся Павел Константинович со своей нежной и глубокой любовью.

Признание героев во время расставания только дополнило их мучения. Алехин в минуты прощания жалеет, что бездействовал, ничего не предпринимал. К нему пришло «прозрение»:

Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

Таким образом, Алехин, исходя «от высшего», перешагнул бы через несчастье мужа и детей своей возлюбленной. Но что можно построить на таких руинах?

В целом Павел Константинович хороший, умный и ответственный человек, он не перешагнул последнюю черту в отношениях, поскольку чувство долга боролось в нем со страстью. В итоге Алехин пожалел о своей нерешительности, но пойди он до конца, что мучения героев стали бы только сильнее.

Дмитрий Луганович

Дмитрий Луганович — товарищ председателя окружного суда, состоятельный человек, хороший семьянин и верный друг Алехина. Восприятие Алехиным Лугановича в начале знакомства — «милейшая личность». По мере того как любовь к жене приятеля захватывала все больше, отзывы становились иными: от снисходительных «добряк», «простодушный» до пренебрежительных «неинтересный», «простяк», «ненужный».

В натуре Дмитрия Лугановича была доброта, искренность и доверчивость. Даже мать жены любила его, как сына. Такое случается крайне редко, и это показатель человеческих качеств мужа Анны Алексеевны.

Анна Алексеевна

Анна Алексеевна — супруга Дмитрия Лугановича. При знакомстве с Алехиным ей чуть больше двадцати, она много моложе своего мужа. Героя восхитили красота юной женщины, ее благородное изящество, ум. С первой встречи ей понравился Павел Константинович. Симпатия к нему скоро переросла нечто более сильное.

Анна не избегает встреч с человеком, который завладел ее сердцем. Скорей всего, она не видела ничего предосудительного в общении с предметом любви, поскольку физически она мужу не изменяла. На самом деле она, как и Алехин, инертно идет на поводу своих чувств, и в мыслях и в сердце своем предает мужа. Сама того не сознавая, героиня разрушает себя: пошатнулось здоровье, испортился характер.

Второстепенные персонажи

Иван Иванович и Буркин — давние приятели Алехина, которые всегда навещают его в Софьино, возвращаясь с охоты. Хорошие собеседники и слушатели, им Алехин поведал историю своей любви.

Пелагея — горничная Алехина, очень красивая молодая женщина, любит неподходящего ей человека — повара Никанора, «мурло» и пьяницу.

Жанр и литературное направление

Произведение Чехова «О любви» по жанру — рассказ, так как невелико по объему, в повествовании только одна сюжетная линия — развитие отношений в любовном треугольнике.

Литературное направление — реализм, то есть правдивое изображение действительности.

Тема

Тему писатель всегда задает в названии произведения. Название «О любви» настраивает читателя на что-то возвышенное, далекое от обыденной жизни, но получает он историю тягостных отношений мужчины и женщины — неутоленной любви. Или страсти? Люди часто не отличают одно от другого. Герои измучились, радости не было, но в обиходе это зовется любовью.

Сам Чехов не мог определить для себя, что есть любовь, она оставалась для него загадкой. Из записной книжки известно предположение писателя: это чувство — остаток чего-то огромного, исчезающего из нынешней жизни, или частица того, что со временем вырастет в нечто великое. Современная любовь, по мнению Чехова, ожиданий не оправдывала. Остаток великого не выдерживал столкновения с обыденностью.

Однажды писатель задумал роман с тем же названием — «О любви». Он месяцами мучился над черновиками с вымарыванием и вычеркиванием. Труды привели к тому, что в итоге сохранилось только одно предложение: «Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы…».

Тема рассказа: Таинственность любви и обыденность в человеческой жизни.

Идея

Основную мысль (идею) высказал рассказчик и главный герой Алехин: Не стоит приносить любовь в жертву налаженной жизни, долгу и всему прочему.

Можно ли считать это позицией автора? Произведение представляет собой «рассказ в рассказе», то есть основная часть повествования ведется от лица героя. Это позволяет автору занимать отстраненное положение к персонажам и к заключительному суждению Алехина. Писатель таким образом оставляет для читателя возможность сделать свой вывод.

Сам Антон Павлович говорил так:

Счастье и радость жизни не в деньгах и не в любви, а в правде. Если захочешь животного счастья, то жизнь все равно не даст тебе опьянеть и быть счастливым, а то и дело будет огорошивать тебя ударами.

Проблематика

«О любви», как и другие рассказы «Маленькой трилогии, содержит проблему «футлярной жизни». Писатель изображает ее третий вариант: инертность героев, которые изнывают от своей любви, но плывут по течению, ничего не предпринимая. Они страшатся сломать налаженную жизнь и не желают перестать видеться. Иными словами, оба не способны ни на порыв — довести грехопадение до конца, ни на достойное разрешение ситуации — прекратить встречи, подобно любимой героине Пушкина — Татьяне Лариной.

Композиция

Прием «рассказ в рассказе» определяет композицию произведения. При таком построении легко перейти от обсуждения какой-то ситуации к главному повествованию. В данном рассказе от обсуждения отношений красивой Пелагеи и повара Никанора Алехин перешел к отвлеченному рассуждению о любви, от него — к своей любовной истории.

Композиция в рассказе Алехина:

  • завязка — приглашение на обед в дом Лугановича и знакомство с Анной Алексеевной;
  • развитие действия — работа Алехина в имении с мыслями об Анне, новые визиты к Лугановичам, дружба с ними;
  • кульминация — признание героями безнадежности их положения;
  • развязка — расставание героев навсегда.

Отзывы критиков

Рассказ «О любви», как и другие рассказы «Маленькой трилогии», современные Чехову критики оценили высоко.Они были единодушны в трактовке главного героя — его безволии и бесцельности существования, ругали Алехина за упущенное счастье.

А. Измайлов отмечал, что в рассказы «О любви», «Крыжовник», как все почти рассказы Чехова, написанные за последние годы, драматичны, порой возвышаются до трагизма. Он указывает на перелом в душе Чехова, через который прошли Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой:

Художественные задачи отходят на задний план, и ум устремляется к решению вопросов этики и религии. Объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, но философия факта.

Экранизация

В 1981 году режиссер Артур Войтецкий снял телефильм «История одной любви» с использованием сюжета рассказа А. П. Чехова «О любви». В главных ролях: Лариса Кадочникова (Анна Алексеевна), Леонид Бакштаев (Алехин), Вячеслав Езепов (Луганович).

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Лариса Федосеева

Редактор, автор статей. Филолог (русский язык и литература).

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.