А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Краткое содержание и анализ

«Энциклопедией русской жизни» назвал произведение Пушкина «Евгений Онегин» известный литературный критик XIX века Виссарион Белинский. Александр Сергеевич отмечал, что, несмотря на то, что «Евгений Онегин» — стихотворное произведение, в нём отражена «жизнь во всей её прозаической действительности». Пушкин назвал своё творение «романом в стихах».

О романе:
На чтение оригинала: 6 часов и 51 минуту (413 страниц).
На чтение обзора: 22 мин.
Название: Евгений Онегин
Автор:
Год написания: 1823-1830
Год издания:
Жанр: роман в стихах
Направление: реализм

Скачать обзор:
Произведение рекомендовано к изучению в курсе литературы и входит в обязательную программу 9-го класса.

Место и время действия

Время действия сопоставимо со временем написания романа, то есть первой половиной 1820-х гг. Это было переломное, непростое время в судьбе России — конец эпохи Александра I и начало царствования Николая. «Легкий флёр свободы», порожденный первыми годами царствования Александра I, сочетался с сохранением крепостнических порядков.

Александр I Павлович — российский император. Годы правления: 1801–1825. Ранний период правления отмечался курсом на реформирование общественного и политического строя, который, однако, не был осуществлен. Об этом времени Пушкин писал «Дней Александровых прекрасное начало».

После войны 1812 года политика Александра I отличалась консервативностью. Переход власти от Александра к его младшему брату Николаю был ознаменован восстанием декабристов, произошедшем на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 года.

Пушкин, как известно, симпатизировал декабристам, но участником движения не являлся.

Действие романа разворачиваются в трех локациях: «в деревне», где находятся поместья главных героев (Онегина, Ленского, семьи Лариных) и в двух главных российских городах — Санкт-Петербурге и Москве. Образы и атмосфера обеих столиц представлены в романе через призму авторских рассуждений. Эти города сыграли важную роль в жизни автора, и он выражает своё отношение и привязанность к ним.

Очень краткий пересказ

Молодой дворянин из Санкт-Петербурга, завсегдатай столичной светской жизни Евгений Онегин после кончины дяди переезжает в деревню, получив наследство. Здесь он знакомится с Владимиром Ленским, поэтом и романтиком.

Очень разные по характеру и взглядам на жизнь молодые люди сумели сдружиться. Ленский рассказывает Онегину о своей возлюбленной Ольге Лариной, младшей дочери соседей-помещиков. Онегин, заинтересовавшись предметом воздыхания друга, напрашивается в гости к Лариным, где знакомится с обеими дочерями.

Старшая дочь Лариных Татьяна  влюбляется в Евгения и пишет ему пылкое письмо-признание. Двадцатишестилетний Онегин, уставший от любовных приключений и не желающий себя связывать узами брака, даёт отповедь девушке.

Близится свадьба Ленского и Ольги, ей предшествует ещё одно торжество в доме Лариных — именины Татьяны. Семья приглашает Ленского и Онегина. Владимир передает приглашение другу и говорит, что отказ не принимается.

Татьяна, увидев появление любимого в доме, близка к обмороку. Евгений давно не мог терпеть «девичьих обмороков, слёз», он злится на приятеля, из-за которого оказался здесь. Раздосадованный герой «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить». С этой целью Онегин оказывает знаки внимания Ольге, приглашает её на танец. Ленский возмущён, уязвлён ревностью и вызывает друга на дуэль. Онегин принимает вызов.

Ревность Ленского остывает, друзья могли бы закончить дело миром, но сила обычая, порядки и желание пылкого поэта «усмирить» обольстителя оказываются сильнее. Они сходятся на дуэли. Евгений стреляет — и Ленский падает замертво.

Убив друга, Евгений покидает деревню. Ольга недолго горевала и вышла замуж. Татьяна продолжает думать об Евгении, посещает его опустевшего поместья. «Она должна в нём ненавидеть убийцу брата своего», но справиться со своими чувствами девушка не может, она отказывает всем женихам. В конце концов семья Лариных уезжает в Москву, на ярмарку невест.

Прошло больше двух лет. Онегин возвратился из путешествия, и «как Чацкий, с корабля на бал» попал на светский раут в столице. Здесь он в числе гостей видит генерала с супругой. В светской даме Евгений узнает ту самую Татьяну и понимает, что любит её. Теперь Онегин ищет встречи с женщиной, пишет ей письмо с признанием, но не получает ответа. Она холодна с ним.

В сердце Татьяны живы чувства к Евгению, но она отвергает Онегина, верность в браке для неё священна. Евгений понимает, что когда-то упустил своё счастье, но теперь ничего изменить нельзя.

Характеристика героев

На страницах романа «Евгений Онегин» Пушкин представил целую вереницу ярких, живых и многогранных образов. Герои «энциклопедии русской жизни» наряду с индивидуальными особенностями несут в себе типичные черты представителей и поместных дворян, и великосветского общества. Наиболее ярко реалии русской жизни первой половины 19 века отражены в судьбах главных героев романа — Татьяне и Онегине.

Евгений Онегин

Евгений Онегин

Евгений Онегин в начале романа — молодой повеса, баловень судьбы, так как был наследником всех своих родных. Образование он получил самое поверхностное, в традиции своего времени (француз-гувернер, некоторое знакомство с латынью, знания по истории на уровне анекдотов «от Ромула до наших дней»). Евгений  увлекался экономической теорией Адама Смита и мог судить, «чем государство богатеет».

Но с юных лет герой более всего преуспел в «науке страсти нежной». Юность Евгения — это череда романов, интриги, балы, театры и прочие развлечения. Он франт, «как денди лондонский, одет», «мод воспитанник примерный».  Жизнь его, внешне блестящая, внутренне пуста.

Онегин, тем не менее, — натура недюжинная. Автор отмечает «неподражательную странность и резкий охлажденный ум» героя, такой человек не мог не разочароваться в бессодержательности светской жизни. Беда Онегина в воспитании: он не знал обязанностей, ответственности, не приучен работать, и потому «труд упорный ему был тошен».

Героем овладевает хандра как расплата за годы, прожитые без настоящего дела, без глубокого чувства. Спасение от тоски Евгений надеется найти в деревне, где умирающий дядя оставляет ему очередное наследство.

И в сельской глуши хандра не оставляет его, но здесь через Ленского состоялось его знакомство с Лариными.

Полученное от Татьяны Лариной письмо затрагивает какие-то струны в его охлажденной душе, но Онегин недооценил глубокую натуру, ум этой девушки, ее огромный потенциал для развития. Любовь такой девушки могла быть благотворной для души Евгения, но он отверг ее чувство, мотивируя свой отказ нежеланием огранивать себя домашним кругом. Представления о банальном браке были для него непереносимы. По-своему герой был благороден в этой ситуации, не воспользовавшись доверчивостью Татьяны.

Безответственность героя приводит к трагедии, гибель юного Ленского лежит на его совести. Как старший, он мог предотвратить дуэль. Ведь Онегин сознаёт, что был неправ и не хочет поединка, но  подчиняется светской автоматике, становится «мячиком предрассуждений», принимает вызов — и переживает потрясение от смерти товарища. Что-то изменилось в нем под влиянием трагического события, годы скитаний, вероятно, тоже дали новую пищу уму и душе.

Новая встреча с Татьяной ошеломительна для Онегина. Он покорен «равнодушной княгиней».Евгений вдруг, «на повороте лет», оказывается способным к всепоглощающей любви, к юношескому безумству,  к любовным письмам. Этого язвительного скептика, холодного, разочарованного человека любовь уязвила до того, что он был близок к кончине. Получив, в свою очередь, отповедь Татьяны, Евгений остается без надежды на счастье.

Евгений Онегин — герой, оказавшийся «вне общества», разочарованный в жизни. В лице Онегина Пушкин представил образ «лишнего человека», популярный для того времени типаж, ставший «сквозным» в русской литературе XIX в.

Впрочем, можно предполагать, что перемены, произошедшие в Онегине под влиянием сильного и глубокого чувства к Татьяне, непременно скажутся на дальнейшей его судьбе.

Владимир Ленский

Владимир Ленский
Владимир Ленский — поместный дворянин 18-ти лет от роду, некоторое время жил в Германии, где получал образование в Геттингенском университете. Ленский — мечтательная, романтичная натура, хорош собой, пишет стихи.

«Красавец, в полном свете лет,

Поклонник Канта и поэт».

Душа Ленского ещё не успела увянуть «от хладного разврата света», поэтому он верит в высокие чувства, в родство душ, в друзей, которые готовы «за честь его принять оковы». «Безумная душа поэта» способна к любви возвышенной, всепоглощающей, пылкой. Он полюбил Ольгу ещё отроком, и «долгие лета разлуки», студенческое веселье, красоты чужой земли не повлияли на его чувство.

Татьяна Ларина

Татьяна Ларина
Татьяна Ларина  — старшая дочь в семье Лариных. Цельная и многогранная героиня, один из фундаментальных женских образов в отечественной литературе, «чисто русский» типаж, порожденный своим временем и оказавшийся универсальным в исторической перспективе.

В первой части романа Татьяна предстает перед читателем семнадцатилетней мечтательной барышней. Она задумчива, молчалива, созерцательна, любит природу. Героине чужды «привычные женские забавы» и светское общество. Часто проводит время в одиночестве: «целый день одна сидела молча у окна». Любимое время года героини — зима. Татьяна — «русская душою», пишет о ней Пушкин. Девушка чтит «преданья старины» и верит в предсказания, любит размеренную деревенскую жизнь.

«Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива»

В семье своей Татьяна кажется чужой. Формирование ее проходило под влиянием уездной помещичьей жизни с традиционным русским укладом и одновременно под сильнейшим влиянием французских романов, которыми она зачитывалась.

Встретив Онегина, она видит в нем романтического героя из любимых ее произведений. Душа ее давно ждала любви возвышенной, и наконец-то появился подходящий для нее объект. Она и поступила, как героиня все тех же романов, признаваясь в письме Онегину в любви. Что в обществе считалось неприличным, для нее — нормально.

Отповедь Онегина — удар для Татьяны, но она справляется со страданием. Переживает и отъезд Евгения после гибели Ленского. Посещая кабинет в его имении, она получает большее представление о личности Онегина. Татьяна рассматривает его книги с пометками на полях, читает их, ум героини получает мощный импульс к развитию.

Внутренний мир Онегина стал ей понятнее. Любовь Татьяны не пошла на убыль, она по-прежнему жива в ней. Здесь раскрывается цельность ее натуры.

Выданная замуж за человека нелюбимого, но очень достойного, Татьяна находит в себе силы жить по новым для нее правилам высшего света, занимает в нем прочное положение всеми уважаемой княгини. Между тем, она остается в душе все той же Таней, которой совсем не нужна великосветская пышность.

Любовь Онегина к ней — княгине — не радует Татьяну, она подозревает в нем тщеславное желание в погоне за «соблазнительной честью», и потому крещенским холодом веет от нее на Евгения.

Татьяна — из лучших представительниц русских женщин. Измена мужу, которого она уважает, для нее немыслима. По благородству своему она не будет строить свое счастье на несчастии другого. Знаменитые слова в финальной сцене объяснения с Онегиным:

 «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

А перед этим: «Я вас люблю. К чему лукавить?». В Татьяне нет никакого торжества отмщения, только искренность и горечь, чем и сражен Евгений.

Ольга Ларина

Ольга Ларина
Ольга Ларина — младшая сестра Татьяны, часто характеризуется как её полная противоположность,   типаж незамысловатой «уездной барышни». Она очень мила:
«Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге…»

Портрет, который очаровывает многих мужчин. Автор признаётся, что некогда и «сам его любил», пока этот тип девиц не надоел безмерно.

Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта, простодушна,
Как поцелуй любви, мила»

Искушённый Онегин сразу разглядел, что Ольга заурядна: «В чертах у Ольги жизни нет». Ленский по неопытности и пылкости воображал о ней то, чего и в помине нет. Женись он на Ольге, со временем  разочаровался бы и был бы несчастлив. Ольга поверхностна, а  потому не интересна, как «картинка». Онегин сравнивает её с «глупой луной на глупом небосклоне». Смерть Ленского не стала для неё трагедией, она поплакала и быстро утешилась замужеством с уланом.

Повествователь (автор)

Повествователь
Повествователь — поэт, от лица которого рассказывается история. В «Евгении Онегине» это не просто безликий рассказчик, а полноценное действующее лицо.

Образ автобиографичен, за ним во многом угадывается сам Александр Сергеевич.

Однако автор, как рассказчик истории об Онегине, и писатель всё-таки не тождественны. Автор сопровождает читателя на протяжении всего романа, часто повествование ведется от первого лица.

Из текста мы узнаем некоторые подробности о личности рассказчика. Автор представляется близким знакомым главного героя: «Онегин, добрый мой приятель». Он тридцати лет от роду, о чем прямо говорит т в тексте, по роду деятельности — литератор, учился в Лицее (что соответствует биографии А. С. Пушкина), любит Москву, упоминает в тексте о своей юношеской влюбленности.

Повествователь рассказывает, как сблизился он с Онегиным. Оба они ушли от суеты, оба отвергли условности света. Автору нравились в Онегине «мечтам невольная преданность, неподражательная странность». Он отмечает особенность его холодого ума, видит в Онегине человека, близкого по духу:

Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.

Автора смущает язвительность и желчь Онегина, однако он привыкает к его злому языку. И здесь обозначается отличие между ним и его героем. Далее, говоря о нелюбви Евгения к деревне, автор замечает: «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». Рассказчик с упоением вспоминает о полях, цветах, деревне, ему близка природа.

Автор как мыслитель дает оценку описываемым событиям, роман полон лирическими  и философскими отступлениями, размышлениями, бытописаниями и описаниями природы, которые играют в произведении важнейшую роль. А потому повествователь является одним из главных героев произведения.

Второстепенные персонажи

Pachette
Мать Татьяны и Ольги Лариных в тексте именуется Pachette, по-русски Пашенька, может быть уменьшительно-ласкательным обращением от имени Полина или Прасковья. Отчество не упоминается.

Вдова, хорошая хозяйка, гостеприимна. В юности была влюблена в сержанта гвардии, но родители выдали её замуж за Дмитрия Ларина. Благоразумный супруг увёз её в деревню, где Прасковья сначала рвалась, плакала и чуть не развелась с мужем, потом погрузилась в хозяйственные дела, прибрала к рукам всё имение вместе с супругом и стала помещицей-крепостницей. Муж её любил сердечно, она привыкла к своему положению и стала довольна.

Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.

Ларина печётся о своих детях, но ближе ей Ольга, Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой».

Филипьевна — нянька Татьяны, женщина преклонных лет, крепостная, добра и услужлива, любит свою барышню. Из биографии няни известно, что её сосватали в 13 лет и выдали замуж за мальчишку 12 лет. Такие браки были нередки в крестьянской среде: нужна была помощница в доме. А «в эти лета» про любовь девочка не слыхала и думать не смела, боясь свекрови. Так рассказывает Филипьевна Тане, когда та делится с ней любовными переживаниями.

Нянюшка — хранительница народных традиций, обычаев, в частности она помогает Татьяне в гаданиях. Литературоведы усматривают параллели между этой героиней и няней самого Пушкина — Ариной Родионовной.

Читайте также:  Иван Бунин «Тёмные аллеи». Обзор сборника рассказов

Няни в то время были в каждой дворянской семье, в этом смысле Филипьевна — обобщенный образ.

Зарецкий — секундант Ленского, его сосед, поместный дворянин. «Глава повес, трибун трактирных» — говорит о нём Пушкин. В молодости герой был заядлый картёжник, бретёр (завзятый дуэлянт). Человек неглупый, остроумный и рассудительный, при этом язвителен и зол на язык. Он ради развлечения мог организовать дуэль, расстроить её, чтобы позавтракать втроём. Онегин, «не уважая сердца в нём», был не прочь послушать суждения Зарецкого и «здравый толк о том о сём».

Пушкин с иронией описывает якобы остепенившегося Зарецкого:

Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!

«Отец семейства холостой» — обозначение владельца крепостного гарема. Зарецкий только носит маску мирного помещика. Он приложил руку к организации дуэли Ленского и Онегина, ему нужна была история, кровопролитие. Он легко мог отменить поединок из-за нарушения правил: Онегин опоздал на два часа, его секундант — слуга, вместо положенного дворянина. Но Зарецкий сделал всё для того, чтобы дуэль состоялась. Персонаж отвратительный, аморальный, воплощает черты отдельных представителей уездного дворянства.

Monsieur Guillot — слуга Онегина и его секундант на дуэли с Ленским. По словам главного героя, «честный малый».

Князь N — муж Татьяны Лариной, боевой генерал. С Евгением Онегиным состоит в родстве и приятельских отношениях (назван «родней и другом»). Он участник войны с Наполеоном, к моменту описываемых событий по-прежнему находится на военной службе. Точный возраст не указан, но поскольку он друг Онегина, то, вероятно, не намного его старше: лет 35. В войне с Наполеоном генералами становились совсем молодые офицеры.

Князь любит свою жену, которая поразила его с первого взгляда. Он явно гордится Татьяной и ценит её. Татьяна уважает мужа и привязана к нему.

Пересказ романа в стихах «Евгений Онегин» по главам с цитатами

Произведение предваряет посвящение, обращённое к Петру Александровичу Плетнёву, литератору, педагогу, ректору Петербургского университета и ближайшему приятелю Пушкина. Посвящение содержит характеристику жанровой природы «Евгения Онегина».

Но так и быть — рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

Пушкин подчеркнул противоречивость своего творения — «соединение в нём разнородных картин, взаимоисключающих интонаций («Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных…»), различных этапов творчества («Незрелых и увядших лет»)». — Ю. М. Лотман. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — Л.: Просвещение, 1983. — с. 117.

Посвящению предпослан эпиграф на французском языке с пометой «извлечено из частного письма». На самом деле автор текста эпиграфа Пушкин. В нём дана одна из возможных оценок героя как «проникнутого тщеславием», обладающего «особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого».

Роман «Евгений Онегин» состоит из 8 глав. Каждую глава снабжена эпиграфом. Главы подразделены на строфы, обозначенные латинскими цифрами.

Глава первая

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог…

Всем известны эти строки, открывающие роман в стихах, предваряющие знакомство с главным героем — Евгением Онегиным. Болезнь и кончина дяди ознаменовали поворот в судьбе героя: он приезжает из  столицы в деревню, в имение покойного.

Пушкин рисует портрет главного героя, рассказывает о его жизни в столице, распорядке дня и привычках. Онегин проводит время на балах, ложится спать под утро, а просыпается к полудню. Он принимаем и любим светским обществом, которое самому ему уже успело опостылеть.

Жизнь Евгения стала «однообразна и пестра»

Его жизнь «однообразна и пестра». Евгений производит впечатления на дам, заводит интрижки, но «рано чувства в нём остыли, ему наскучил света шум». Онегин замыкается в себе, обособляется от светского общества.

Герой пытается найти себя в жизни, чем-то увлечься, он погружается в чтение и сам пробует себя на писательском поприще, но книги быстро наскучили ему, а писательство — дело не простое. Упорный труд «был тошен» герою.

Онегин встречается с повествователем незадолго до того, как умирает его отец. Вместе друзья хотели ехать за границу, но горестное событие нарушило эти планы. Родитель оставил после себя большие долги и всё отцовское имущество ушло в счет их погашения. Заниматься судебными тяжбами Евгений не пожелал.

Онегину приходит известие: сильно болен его дядя и просит племянника приехать к нему в деревню. К тому моменту, когда он приехал, дядя был «уж на столе». Герой вступает в права наследства.

Глава вторая

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок.

Автор описывает местный уклад жизни, отличный от столичного, описывает поместье, доставшееся Евгению. Барский дом именуется «почтенным замком», построенным «в духе умной старины», уделяется внимание убранству. В доме всё обветшало, но Евгению до того дела не было. «Равно он зевал, средь модных и старинных зал».

Онегин решил учинить в имении новые порядки, вместо барщины ввел «легкий оброк», чем вызвал опасение и недоверие соседей: «все решили так, что он опаснейший чудак».

Нанося к нему визиты, окрестные помещики заметили, что он не похож на них, сочли «неучем», «сумасбродом» и не заводили дружбу.

Из  Германии в свои деревенские владения возвращается Владимир Ленский. Автор знакомит нас с тонкой душой этого героя. В здешних местах он стал считаться завидным женихом. «Все дочек прочили своих за полурусского соседа».

Ленский пожелал завести знакомство с новым соседом Онегиным.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой,
— описывает Пушкин зарождение дружбы между героями, подчеркивая разность их характеров.

Сначала взаимной разницей они друг другу были скучны, но, много времени проводя вместе, сблизились и стали «от делать нечего друзья». Ленский нашел в Евгении Онегине собеседника и слушателя, беседовал с ним на философские темы, читал романтические стихи, которые Онегин воспринимал с улыбкой.

Владимир рассказывает другу о своих чувствах, он влюблен в Ольгу Ларину.

Далее повествование переключается на описание семьи Лариных: матери и двух дочерей, старшей Татьяны и младшей Ольги, характеры девушек описываются как противоположные.

Отец семейства скончался. «Он был простой и добрый барин», «смиренный грешник Дмитрий Ларин».

Мать Татьяны и Ольги её родители выдавали замуж без любви, она свыклась с судьбой, занялась хозяйством и детьми, семья слыла счастливой и благополучной.

Глава третья

Ленский много времени проводит у Лариных. Это удивляет Онегина. Что находит его утонченный друг в общении с простой, погруженной в домашние заботы семьей? Наслушавшись рассказов друга о своей возлюбленной и о её семействе, Онегин заинтересовался Лариными, и когда Ленский в очередной раз поехал навестить соседей, Евгений напросился с ним.

Онегин является с визитом к Лариным

Ольга совсем не понравилась Евгению, ему даже показалось странным, что поэт и романтик остановил свой выбор на младшей из сестер, в чертах которой «жизни нет».

Неужто ты влюблен в меньшую?»
— А что? — «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.

В старшей, Татьяне, Онегин заметил нечто такое, что, по его мнению, более подходило поэтически одарённому Владимиру. Совместный визит двух молодых людей не остался незамеченным, по округе поползли слухи об отношениях между Онегиным и Татьяной, молва уже чуть ли не обручила их.

Татьяна с досадой слушала эти сплетни.

Но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том

В её сердце действительно поселилось чувство к Евгению — «пора пришла, она влюбилась».

Читая романтические книги, Татьяна видела в образах героев Евгения. Однажды вечером она беседует со своей няней, просит рассказать о молодости, но в жизни няни не случилось любовных переживаний из-за слишком раннего замужества и нелёгкой крестьянской доли.

Татьяна пишет письмо Евгению

Девушка решает признаться Онегину в чувствах, написав любовное письмо:

Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу ещё сказать,
Теперь, я знаю, в вашей воле меня призрением наказать.

Письмо Татьяны к Онегину выделено в тексте произведения особо.

Она пишет, о том, что не появись Евгений в деревне, её судьба сложилась бы иначе.

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья…

Но теперь девушка готова вручить свою жизнь любимому: «То воля неба: я твоя».
Письмо она передает через внука своей няни. Два дня от Онегина весточки нет. Татьяна «бледна как тень», ждет ответа. К Лариным приехал «Ольгин обожатель» — Ленский.

Скажите: где же ваш приятель? —
Ему вопрос хозяйки был: —
Он что-то нас совсем забыл.

Ленский сообщает, что Евгений обещал сегодня же заехать к ним. Татьяна ждет его с трепетом, нетерпением и опаской. Во время семейного чаепития выводит на стекле «заветный вензель О да Е».

Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е

Онегин выполняет обещание. Узнав о его приезде, Татьяна, испугавшись, прячется в саду. Придя в себя, девушка выходит на аллею  и встречает на ней «блистающего взором» Евгения.

Глава четвертая

Чем меньше женщину мы любим,
Тем меньше нравимся мы ей
И тем её скорее губим
Средь обольстительных сетей.

Татьяна не услышала ответного признания. Евгений тронут её письмом, но в прошлом любовные приключения оставили в его душе лишь разочарования, он не готов к браку, а потому не может принять чувства девушки.

Евгений и Татьяна встречаются в саду

Встретив Татьяну в саду он сам первым заговорил с ней, ответив на её признание «исповедью». :

«Не каждый Вас, как я поймет
К беде неопытность ведет»,

—  заканчивает Евгений свою речь, предостерегая девушку: в любви легко обмануться.

Онегин причинил Татьяне боль, но в то же время поступил благородно.

Татьяна грустит. Любовь так просто не проходит. Соседи судачат о том, что девушке пора замуж, а она страдает от безответных чувств. В то же время отношения Ольги и Ленского стремительно развиваются. Назначена дата свадьбы. Приехав к Онегину Ленский сообщает ему радостную новость. Друзья беседуют.

У Татьяны скоро именины, и Ленский говорит Евгению, что семья Лариных включила его в список приглашенных.

Велели звать, и нет причины
Тебе на зов не приезжать

У Ленского через две недели свадьба. Он счастлив и живет своими чувствами.

Глава пятая

Начинается глава с описания погодных условий и времени года. Наступившая календарная зима долго не могла вступить в свои права:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе

……

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь

Зима — любимое время года Татьяны. Героиня верит в приметы старины, гадает на святки. Перед сном девушка кладет под подушку зеркало, загадывает желание, засыпает и видит во сне любимого.

Сон Татьяны

«И снится чудный сон Татьяне», который в конце оборачивается кошмаром. Девушка оказывается на заснеженной поляне, переправляется через журчащую реку по ветхому «гибельному» мостику, убегает от медведя, попадает на странный пир, слышен «крик и звон стакана, как на больших похоронах».

Пируют чудовища, а хозяин застолья — её Евгений. Он ограждает девушку от тварей. Она остается наедине с любимым. Появляются Ленский и Ольга. Назревает конфликт. Вдруг Евгений берег нож и убивает Владимира.

Татьяна в ужасе просыпается и хватается за сонник, чтобы прочитать толкование увиденного.

Наступает день именин. В доме Лариных царит атмосфера веселья. Появляются Ленский и Онегин. Евгения за столом сажают против именинницы.

Татьяна смущена, почти плачет. Онегин чувствует это. Он серчает на Ленского, который «притащил» его сюда и уговорил принять приглашение на праздник.

Онегин на именинах

 

Евгений начинает демонстративно заигрывать с невестой друга и сестрой Татьяны — Ольгой. Неоднократно танцует с ней. Владимир пытается пригласить невесту, но та говорит ему, что обещала очередной танец Евгению. Ленский ревнует и в расстроенных чувствах покидает торжество.

Глава шестая

После его ухода Онегин перестает оказывать Ольге знаки внимания и возвращается домой. Наутро у него появляется Зарецкий с посланием от Ленского. Пылкий поэт, не стерпев поведения друга на празднике у Лариных, вызывает Онегина на дуэль, а Зарецкий назначен секундантом.

Евгений принимает вызов, однако осознает, что неправильно поступил, играя чувствами Ленского. Дуэль должна состояться до рассвета на речном берегу.

Ленский получает известие о согласии на дуэль. Он отправляется к Ольге и понимает, что её отношение к нему не изменилась, она ведет себя как прежде. Напрасно он заподозрил её в измене.

Вечером перед поединком Владимир пребывает в тяжелых думал. Он пишет прощальные стихи, адресованные невесте.

Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон.

Евгений проспал к назначенному времени и явился на дуэль с опозданием. Секундантом он назначил своего слугу, доброго малого monsieur Guillot.

Зарецкий, секундант Ленского, «отмерил тридцать два шага» и дал сигнал к началу поединка «Теперь сходитесь».

Дуэль

Первым пистолет поднимает Евгений. Целится.

Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть…

Онегин бросается к телу друга, зовёт его, надеется, что тот жив и придет в себя, но, увы, Ленский мертв.

Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!

Ленский мертв. Автор рассуждает о печальной судьбе поэта. Быть может, он «для света славы был рожден».

Владимира похоронили у реки, на могиле поставили скромный памятник.

Глава седьмая

К весне Ольга встретила улана, влюбилась, выскочила замуж и уехала с ним.

Татьяна в одиночестве тоскует и по сестре, и по Онегину. Чувства не остыли, девушка по-прежнему его любит.

Гуляя по окрестностям, она приходит в дом Евгения. В кабинете она находит книги с пометками на полях, оставленные Евгением. Татьяна читает его книги, пытаясь понять этого человека.

Татьяна в кабинете Евгения

Мать Татьяны считает, что ей пора выйти замуж. Девушка, оставаясь верна своей неразделенной любви, отказывает всем женихам. Ларина старшая решает увести дочь в Москву на ярмарку невест. Собрав вещи, Ларины покидают деревню и уезжают к своей родственнице тетке Алине, которая живет в Москве.

Читайте также:  "Гроза" - краткое содержание и анализ

Татьяну выводят в свет. Московские барышни не сразу принимают её, а потенциальные женихи относятся с подозрением, Татьяна остается «не замечена никем». Ей неуютно в этом обществе. Героиня вспоминает деревенскую жизнь. Вскоре на неё всё же обращает внимание один генерал.

Глава восьмая

Автор вспоминает о своей молодости, о годах учения, угадываются факты биографии самого Пушкина, упоминается царскосельский лицей:

«Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил», — поэт отдаёт дань одному из своих учителей

Державин, Гавриила Романович – российский поэт конца XVIII – начала XIX века, ставленник Екатерины Великой, одна из ключевых фигур в русской литературе «допушкинской эпохи». Уже в преклонных годах принимал экзамен у Пушкина в Царскосельском лицее.

Рассказ плавно переходит к судьбе Евгения Онегина. Примерно через два года после описываемых ранее событий автор встречает героя на одном из светских раутов. «Сбежав из деревни», невольно ставший убийцей Онегин много путешествовал, странствия ему наскучили, он вернулся на родину и сразу отправился в свет.

Он попал, как Чацкий, с корабля на бал.

Чацкий –  главный герой поэмы «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

На балу Онегин встречает светскую даму в сопровождении генерала, своего давнего знакомого, князя N.

В этой женщине он узнает Татьяну Ларину. Он интересуется у князя, кем она ему приходится и узнает, что это его супруга.

Евгений и Татьяна встретились вновь

Татьяна не выказывает какого-либо волнения при появлении Евгения, когда муж подводит его к ней. Онегин потрясен. Время и замужество сильно изменили безответно влюбленную в него девушку, и новая Татьяна пробуждает в нём чувства.

Князь N приглашает знакомого в гости, тот с радостью соглашается. Татьяна как будто не замечает его, держится холодно.

Ведомый вспыхнувшим  чувством, Онегин поступает так же, как когда-то сделала влюбленная в него Татьяна, — отправляет ей письмо:

Предвижу всё: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.

Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!.

Княгиня не отвечает на послание. Следующие письма также остаются без ответа. Онегин ищет встречи с Татьяной. Он приезжает к ней, застает героиню в слезах за чтением письма, объясняется в любви, падает у ног.

Признавая, что любит Онегина, Татьяна отвергает его, не желая предавать мужа, причинять ему горе.

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Евгений стоит, как громом пораженный. Появляется супруг Татьяны.

На этом автор предлагает читателю проститься с Онегиным.

И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда. За ним
Довольно мы путем одним
Бродили по свету.

Последние три строфы заключительной главы — прощание с читателем и героем.

Конец.

История создания

Написание романа заняло у Пушкина 8 лет, с 1923 по 1830 год. Автор начал работу над произведением во время Кишиневской ссылки и признавался, что работа далась ему нелегко. Дописана книга была в период «Болдинской осени» (31 августа — 5 декабря 1830 года) .

Болдинской осенью в творчестве Пушкина называют период его наиболее плодотворной деятельности, когда он оказался «затворником» в с. Болдино

Роман стал своего рода «книжным сериалом» той эпохи и выходил по главам. К моменту, когда Пушкин дописывал следующие главы, предыдущие уже были представлены на суд читателя.  Первая глава была впервые опубликована 18 февраля 1825 года, последняя — 20 января 1832. Первое полное издание датировано 1833 годом, а в 1837 полный текст романа был издан ещё раз.

По первоначальному замыслу  в романе должно было быть на одну главу больше. Заключительная глава писалась как 9-я, а предшествующая ей 8-я описывала путешествие Онегина по России, она была «выкинута» из текста и в финальную версию не вошла. Не вошедшие в роман фрагменты позже были изданы как «Отрывки из Путешествия Онегина» с комментариями автора.

Жанр и направление

В творческой биографии А. С. Пушкина время работы над «Евгением Онегиным» было ознаменовано переходом от романтизма к реализму, что отразилось на произведении. «Онегин» — роман о жизни русского общества, о дворянской среде — отражает реальную действительность, и потому, безусловно, относится к реализму.

Однако в первых главах прослеживается влияние романтической традиции. Работа над произведением началась ещё во время южной ссылки, когда в творчестве Пушкина преобладал романтизм. Поэт скоро отказался от романтического метода, который мешал выполнить задуманное.

«Евгений Онегин» — первый в русской литературе реалистический роман. Пушкин показал в нём тип современного ему молодого человека на фоне картин российской жизни первой четверти XIX века. В романе отражены социальные явления, истоки формирования характеров, причины скуки, апатии, поступков.

Изображение общества, бытовых картин даё основание называть «Онегина» социально бытовым романом. Раскрытие внутреннего мира героев, психологическое мастерство автора даёт «Онегину» статус психологического романа. Таким образом, «Евгений Онегин» —  социально-психологический роман реалистического направления.

«Онегин»» — это лиро-эпическое произведение. Пушки назвал его «романом в стихах». Роман — эпическое произведение, в котором автор отстраняется от описываемых событий, их оценка даётся в объективном ключе. Стихотворная форма утверждает лирическое начало, в котором проявляется личность автора.

В романе совмещены два художественных пласта: мир, в котором эпические герои (Онегин, Татьяна, Ленский и другие), и мир авторский в лирических отступлениях.

По объему, структуре и масштабу авторского замысла произведение, действительно, больше походит на роман, нежели на классическую поэму.

Характерной особенностью романа является наличие нескольких сюжетных линий, которые переплетаются друг с другом. В «Евгении Онегине» их как минимум три — взаимоотношения Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги и дружба Онегина с Ленским.

Структура и композиция

Структура романа такова, что каждая из глав освещает отдельный сюжетный фрагмент, структуру романа определяют как «разомкнутую».

Обозначенные римскими цифрами строфы внутри глав содержат по 14 строк. В литературоведении закрепилось определение «онегинская строфа» — принцип построения поэтического текста был уникален и оригинален для своего времени.

В текст романа интегрировано несколько вставных фрагментов, в письмах Татьяны и Онегина деление на строфы не соблюдается.

Композиция романа также интересна. В тексте можно выделить экспозицию (первая глава), завязку (приезд в деревню, знакомство Татьяны и Онегина), кульминацию (беседа в саду, именины и дуэль) и развязку (вторая встреча и отказ Татьяны). Такое построение соответствует принципам классической линейной композиции. Однако композицию романа чаще определяют как «зеркальную», что является более точным, исходя из авторского замысла.

Зеркальная композиция — это принцип построения сюжета, при котором один и тот же сюжетный ход повторяется в разных частях произведения, и при этом события «отражают» друг друга.   Действие, совершенное одним персонажем по отношению к другому, в следующей части романа «прилетает бумерангом», т.е. находит зеркальное отражение в судьбе героя.

Примером может стать сюжетная линия Онегина и Татьяны, оба героя пишут друг другу письма в разных обстоятельствах и в обоих случаях в момент признания один не может принять чувства другого. Именно этот приём является ключевым.

Тематика

В тексте романа Пушкин затрагивает ряд важных тем, как актуальных для своего времени, так и «вечных», универсальных. Можно выделить две основные тематические линии.

Русская жизнь — основная тема романа

В. Г. Белинский назвал «Онегина» энциклопедией русской жизни. Характеры героев, их поступки неразрывно связаны с жизнью российского общества. Роман описывает жизнь, интересы, нравы высшего света и провинциального дворянства, отношения помещиков и крепостных. Затронуты многие проблемы общества, в частности воспитание, образование. Противоречия в дворянской среде —  либеральные (западные) ценности и консервативные порядки — определяли реальность, в которой жили и формировались герои.

«Мы видим свое, слышим свои родные поговорки, смотрим на свои причуды», — писал о романе Пушкина Н. А. Полевой.

Показательно, что изменилась эпоха, политический строй, изменились реалии и мировоззрение людей, а вопросы, поднятые Пушкиным на страницах «Евгения Онегина» не утратили своей актуальности. Изображая героев своего времени, автор создал образы на все времена. Онегины и Татьяны встречаются и в наши дни.

Человеческие отношения

Основные сюжетные линии романа «Евгений Онегин» посвящены человеческим взаимоотношениям, конкретно таким их проявлениям, как дружба и любовь.

Тема любви способствует раскрытию образов персонажей, через чувства проявляется их внутренний мир. У всех героев своё понимание любви и отношение к ней.

Татьяна как натура цельная и глубокая любит «не шутя», один раз и на всю жизнь.

Евгений разменялся на успехи в «науке страсти нежной», интрижки юности не позволили ему пережить настоящее чувство, но пришло время, и он — натура богатая — смог полюбить Татьяну, безоглядно, насмерть, по-мужски тяжело.

Чувство Ленского к Ольге — это любовь поэта к музе, восхищение и упоение. Владимир верен и чист в любви.

У Пушкина в «Онегине» любовь звучит в последней главе счастьем. Но «вольность и покой» для него самого порой казались лучшей долей: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Всё в этом мире непрочно. Онегин утратил «вольность и покой», а Татьяна обрела: «Она / сидит покойна и вольна».

Тема дружбы отражена, прежде всего, в отношениях Онегина и Ленского. Судьба нередко сводит совсем разных людей, и их дружба может быть вполне искренней. Онегин и Ленский, различные более, чем «лед и пламень», сдружились от нечего делать, но эмоциональный порыв и «дворянский обычай» решать всё на дуэли определили трагичный конец этой дружбы.

Слово «друг» упоминается в романе часто и по отношению к другим героем. У Онегина как будто много «друзей», но при этом человек «один в мире», один против общества. Что такое дружба? И является ли другом истинным тот, кто «внешне» представляется таким? Над такими этическими вопросами невольно задумываешься, читая роман.

Проблематика

В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает философские, социальные и нравственные проблемы.

Проблема смысла жизни

Пушкин на примере центрального героя показывает губительность и бессмысленность для человека праздной жизни. Это касается всего светского общества. Онегин в этой среде человек мыслящий, но беспутная юность (результат воспитания), холодный разврат, пустое времяпрепровождение разрушительно действовали на личность. Евгений удаляется от света, пытается заняться то одним, то другим — нет привычки к систематическому, упорному труду. Отсюда хандра, нет радости творчества, созидания, простого сознания своей полезности кому-то.

Проблема «лишнего человека»

Образ Онегина — первый «лишний человек» в русской литературе. Проблема лишнего человека  тесно связана со смыслом жизни. Это герой, щедро наделённый от природы способностями, он выделяется среди посредственностей, его не понимают. Онегин не смог продолжать пустую жизнь, тогда как другим ежедневный праздник был по вкусу. Он чувствует себя лишним в светской суете.

Герой мог бы со своими данными послужить отечеству на каком-нибудь поприще, но он не хочет обременять себя  ежедневным трудом. Скучающий эгоист, Онегин не состоялся ни в чём. Из него не получился помещик, он не хотел себя обременять даже семьёй.

Такой тип порождён средой и воспитанием, но нельзя снимать ответственности за свою жизнь и с самого человека. Он паразитировал на крестьянах, на их тяжком труде. Единственное, что он для них сделал, — барщину заменил оброком.

«Прямым наследником» Евгения Онегина в литературе называют Григория Печорина — центральный образ романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Нравственная проблематика

Честь, благородство, верность, долг, взаимоуважение — важнейшие моральные качества, которыми Пушкин наделяет своих героев.

Пример верности, долга и чести показывает Татьяна. Героиня верна своей любви, она верна мужу, не потому, что следует устоям общества.

По христианскому милосердию своему она не может бросить мужа, нездорового, изувеченного в сраженьях, человека достойного во всех отношениях.

В этом состоит её нравственная высота, а не в том, что она испугалась общественного порицания. Не такова Татьяна, чтобы бояться мнения света. Она решительна: влюбилась — и написала письмо с признанием. Без оглядки на общественное мнение.

Социальная проблематика

Изображая российскую действительность, описывая характеры и чувства героев, Пушкин обращается к проблемам общества.

Воспевая «русскость» в её традиции и историчности поэт в то же время показывает закостенелость устоев, тем самым намекая на необходимость реформ.

Ни слова не говоря о политическом и социальном строе, писательский гений Пушкина остро ставит на страницах любовного, по сути, романа животрепещущие социальные проблемы.

Одна из проблем — образование. Онегин учился «понемногу чему-нибудь и как-нибудь», образование получил поверхностное. Татьяна в совершенстве знала французский язык, но «по-русски» плохо знала. Письмо Онегину написано по-французски.

«Еще предвижу затрудненья:
Родной земли спасая честь,
Я должен буду, без сомненья,
Письмо Татьяны перевесть»

Девушка — русская душою, но «выражалася с трудом / На языке своем родном». Пушкина волновало положение  родного языка в дворянской среде, система образования в России.

«Евгений Онегин» в искусстве

Гений Пушкина неоднократно вдохновлял творческих людей на создание новых произведений по мотивам его поэзии и прозы.

П.И. Чайковский в 1878 г. написал оперу «Евгений Онегин». Премьера состоялась в Малом театре г. Москвы в 1879 г.

Оперу много раз экранизировали не только отечественные кинематографисты, но и зарубежные деятели кино. Самая первая экранизация состоялась в СССР в 1959 г. За Татьяну, рроль которой играла актриса Ариадна Шенгелая, пела Галина Вишневская – всемирно известная оперная певица.

Экранизации оперы осуществлялись в Германии, Франции, США, Великобритании.

Музыку к «Евгению Онегину» писали также С. Прокофьев, Р. Щедрин.

Уже в XXI в., в 2015 году, в Санкт-Петербургском мюзик-холле поставлен мюзикл «Онегин» на музыку Антона Танонова и Глеба Матвейчука.

Художественные фильмы «Онегин» были созданы в США, Великобритании и Канаде.

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Ягодкин Анатолий

Автор материалов. Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector