Отцы и дети: краткое содержание и анализ романа

Середина XIX века — начало больших перемен в истории Российской империи. От старинного патриархального уклада страна стремительно неслась к развитию промышленности, торговли, разлитию науки и техники. Промышленная революция не могла не отразиться на социальных отношениях — старое поколение, привычное к традиционному образу жизни, столкнулось с новым.

Этот конфликт и описал И. Тургенев в своем произведении «Отцы и дети», краткое содержание и идеи романа будут описаны в данной статье.

О романе:
На чтение оригинала: 4 часа 29 минут (270 страниц).
На чтение обзора: 16 мин.
Название: Отцы и дети
Автор:
Год написания: 1860—1861 г.г.
Год издания:
Жанр: Роман
Направление: Реализм

Скачать обзор:

Очень короткий пересказ романа

После учебы в университете Аркадий приезжает в отчий дом, привозя своего друга Евгения Базарова, человека другого поколения с новыми взглядами на жизнь. Нигилист Базаров не принимает взгляды и философию старшего поколения Кирсановых и часто спорит с ними на различные жизненные темы. Каждая из сторон чувствует себя правой.

Базаров расходится с Аркадием, которому мировоззрение приятеля стало чуждым. Базаров как всякая недюжинная натура остался в трагическом одиночестве. Он умирает от случайного пореза пальца.

 

Время и место сюжета

События романа происходят летом. На дворе — 1859 год. Место развития сюжета — российская провинция. Сначала события разворачиваются на постоялом дворе, где Николай Петрович Кирсанов ожидает возвращения сына, потом действие происходит в семейном поместье.

Автор поместил главных героев в атмосферу российской глубинки не случайно. Именно там противоречия между старым и новым жизненным укладом видны особенно ясно. Примечательно, что практически все главные герои проживали в столице, поэтому достаточно ясно представляют себе перемены в стране, но не принимают их, предпочитая жить так, как жили поколения их предков.

Герои романа «Отцы и дети» и их краткая характеристика

Главные герои романа представлены уже в первых главах произведения. Постараемся представить краткую характеристику каждого из действующих лиц.

Базаров, Евгений Васильевич
Базаров Евгений Васильевич. Герою около 30 лет. Это взрослый человек, принявший нигилистические идеи и сформировавший собственный взгляд на жизнь. В согласии с нигилистическим мировоззрением, он отрицает Бога, любовь, поэзию, искусство. Он скептик и эмпирик (признаёт только опыт), занимается естественными науками и отрицает отвлечённые. Природа для нигилиста «не храм, а мастерская», и «человек в ней — работник».

Базаров сын полкового лекаря,  он подчёркивает своё плебейское происхождение, хотя мать его — столбовая дворянка. Евгений небрежен в одежде, не блещет манерами (эти пустяки не для него), он внешне холоден, не любит излияний чувств. Вместе с тем в Базарове много симпатичного: его лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», он труженик, сам зарабатывает себе на жизнь, учится на медицинском факультете, его думы заняты просвещением невежественного народа и будущим России. Трудовая жизнь закалила его, он суров. Базаров отрицает романтику, не признаёт стихов, но в груди его «страстное бунтующее сердце».

Герой не представляет, как строить будущее, считает, что задача нигилистов — сломать, разрушить устои, этим он и ограничивается. Жизнь показывает Базарову несостоятельность его теории отрицания нематериальных ценностей, когда он оказывается во власти любви. В конце романа Евгений скептически относится к мужикам, к будущему России, умирает от трупного заражения, порезав палец на вскрытии. Его последние слова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен».

Кирсанов, Аркадий Николаевич.
Кирсанов Аркадий Николаевич. Молодой человек дворянских кровей, окончивший столичный университет со званием кандидата. Аркадий романтичный, немного наивный, мягкий, легко поддается влиянию. В начале романа предстаёт перед читателем как друг Базарова, которому силится пдражать. С развитием действия романа в душе Аркадия происходит отторжение чуждых ему нигилистических идей.

Он не выдающийся мыслитель или учёный-естествоиспытатель, молодой человек желает обычного семейного счастья, к чему Базаров относится с презрением. Но ничего недостойного в желании Аркадия нет. Он полюбил девушку, женился, стал рьяным хозяином в имении.Таким образом, Аркадий, примкнувший было к нигилистам — новым людям, остался в лагере отцов — дворян-либералов.

Кирсанов, Николай Петрович
Кирсанов Николай Петрович — помещик  44-х лет, отец Аркадия. Это светлый, романтичный человек, который любит музыку, поэзию. Он  добрый, уравновешенный, но неважный хозяин. Десять лет назад потерял любимую жену, сразу состарился, один воспитывал сына, в котором души не чаял. От крестьянки Фенечки у него родился сын Митя, впоследствии он на ней женился.
Кирсанов, Павел Петрович.
Кирсанов Павел Петрович — сорокапятилетний помещик, бывший офицер и светский лев. Павел Петрович — главный оппонент Базарова. Это принципиальный аристократ, гордый, самолюбивый, приверженец всего английского, с безукоризненными манерами и изяществом в костюме. Он скептик, равнодушен к искусству: плохо в нём разбирается. Любит потолковать об аристократии, доказывать необходимость принсипов. Рассуждает о русском народе, но сам далёк от него.

Человек с сильным характером, способный на сильное чувство. В молодости он пережил любовную драму, из-за которой отказался от блестящей карьеры. Так и не оправившись от несчастной любви, он стал вести уединённую жизнь в деревне у брата. Базаров относительно Павла Петровича высказал мнение, что мужчина, поставивший свою жизнь на карту женской любви, — не мужчина.

Герой так и не сумел найти смысл жизни. Он уехал за границу, считался там славянофилом, но ничего русского не читал. Вся его приверженность к народу сводилась к пепельнице в виде серебряного мужицкого лаптя.

 Второстепенные герои

Второстепенные герои служат обрамлением основных действующих лиц, дополняют и раскрывают характеры главных персонажей романа.

Василий Иванович Базаров.
Василий Иванович Базаров — отец главного героя, бывший полковой лекарь, из низов. Он продолжает лечебную практику — безвозмездно лечит крестьян. Живет как бедный помещик и уездный лекарь, любит читать, рассуждать, делать выводы. Старик боготворит сына, уверен в его значимости для России.
Базарова, Арина Власьевна.
Базарова Арина Власьевна — мать Евгения, простая, хозяйственная, набожная. Родом из дворян, до замужества немного говорила по-французски, играла на клавикордах, но в браке, в хозяйственных хлопотах всё забыла. Несказанно любит сына, добрая, по-своему неглупая. Знает, что есть господа, которые приказывают, и простой народ, который должен служить. Сообразно с этим и жила, но своих подчинённых никогда не обижала.
Одинцова, Анна Сергеевна.
Одинцова Анна Сергеевна —  богатая вдова 28 лет, красивая, умная, получившая блестящее воспитание. По материнской линии — из княжеского рода. В двадцать лет после смерти отца она осталась вдвоём с двенадцатилетней сестрой без средств. Не потеряв голову, она выписала родную тётку (по матери) к себе, потом вышла замуж по расчету за богатого 46-летнего помещика Одинцова, влюбившегося в неё.

Анна Сергеевна не обращает внимания на кривотолки, которые ходят вокруг её имени. У неё независимый сильный характер. Больше всего в жизни она ценит стабильность и комфорт. Бывать в свете Одинцова не любит, предпочитает уединённый образ жизни. Ум её любознательный и одновременно равнодушный, душа жаждет чего-то, но при малейшей угрозе её спокойствию все порывы глохнут.

С главным героем она схожа независимостью суждений, отсутствием сентиментальности и романтичности. В ней зарождалось чувство к Базарову, но она побоялась себе в этом признаться и отвергла его. Однако проявляет великодушие при известии о скорой кончине Евгения Васильевича.

В дальнейшем она вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за умного человека со многими достоинствами, будущего русского деятеля.

Катерина
Катерина — младшая сестра Анны Сергеевны, воспитанная ей в строгости и подчинении. Ей девятнадцать лет, она любит природу, успешно занимается музыкой. Девушка держится скромно, легко краснеет, замкнута, часто уходит в себя, при этом у неё сильный характер, и  мягкий, ведомый Аркадий подчинился ей. У них получился гармоничный брак.
Кукшина Авдотья
Кукшина Авдотья — помещица 44 лет, слепая последовательница новых веяний, считающая развязность нормой нового поведения, курит папиросы и пьет шампанское, всячески подчёркивает свои прогрессивные устремления. Образ явно сатирический. Приятельница Аркадия и Евгения. По мнению многих критиков, образ Кукшиной автор ввел в сюжет, как противоположность классическому представлению о женщине, предлагая читателю выбрать, что именно ему важнее — простые и понятные семейные ценности, или же пародия на эмансипацию.
Ситников Виктор
Ситников Виктор — молодой человек из купеческой семьи, стыдящихся своей родословной. Старается подражать всему новому и прогрессивному, но из-за недалекого ума у него это получается плохо. Поклонник Базарова, на словах разделяет его идеи, хотя и не понимает их. Боязлив и внушаем. После женитьбы становится полностью зависим от жены. Стоит в одном ряду с Кукшиной — объект сатиры.
Фенечка
Фенечка — простая крестьянская девушка, ставшая любовницей, а впоследствии и женой Николая Кирсанова. Держится скромно, стыдливо, понимает своё положение. Добрая, любящая, мать Мити.
Пётр — слуга и камердинер Павла Кирсанова, туповатый и самовлюбленный. Умеет читать, поэтому считает себя умным и грамотным. Немного карикатурный образ.
Дуняша — горничная, а иногда и подруга Фенечки. Затейница, рукодельница, имеет веселый нрав, знает свое место, поведение скромное.
Нелли (Княгиня Р) — загадочная и эксцентричная дама, несчастная любовь Павла Петровича, роковым образом изменившая его жизнь.

Краткое содержание романа «Отцы и дети» по главам

Рассмотрим более подробно содержание романа и раскроем краткое содержание каждой его главы.

Глава 1

Весна 1859 года. Помещик Николай Кирсанов лет сорока с небольшим, владеющий хорошим имением в двести душ, ждет возвращения своего сына из университета. Автор кратко описывает жизнь Николая и его семьи, его прошлое. Николай из-за травмы ноги стал негоден к военной службе, окончил университет, женился по любви, но через десять лет счастливой семейной жизни овдовел.

С десятилетнего возраста Николай воспитывает сына один. Когда Аркадий поступил в университет, Николай жил с ним три года в стоице, но в последнюю зиму выехать не смог. И теперь поджидает сына, ставшего кандидатом, уже совсем седой, пухленький и немного сгорбленный. Взволнованный отец увидел, как показался тарантас, различил дорогое лицо сына и поспешил навстречу.

Глава 2

Николай и Аркадий Кирсановы

Встреча отца и сына состоялась. Аркадий приехал не один, а со своим хорошим приятелем Евгением Базаровым. Николай горячо любит своего сына, и готов оказать его университетскому другу теплый прием. Он крепко пожал руку Базарова, которую тот не сразу подал.

Аркадий рекомендует отцу Евгения, как человека простого, которого можно не стесняться. Базаров решает ехать отдельно от Кирсановых и усаживается в тарантас. Николай и Аркадий Кирсановы уезжают в коляске с постоялого двора в Марьино.

Глава 3

Во время поездки домой отец старается рассказать сыну о делах, происходящих в имении, заинтересовать текущими хлопотами. Он очень соскучился по Аркадию, старается вовлечь его в разговор, обнять. Младший Кирсанов стесняется проявляться свои чувства, ведет себя развязно, игнорирует чувства отца.

В этой главе мы впервые узнаем о Фенечке — возлюбленной Николая Кирсанова. Отец говорит, что если сыну неприятно ее присутствие, то Фенечка может уехать. Сын отвечает, что отсылать её необязательно, и оба меняют тему разговора.

Читайте также:  А. С. Пушкин. "Евгений Онегин". Краткое содержание и анализ

Подъезжая к имению, Аркадий видит следы запустения — все требует преобразований и хозяйских рук. Но как изменить жизнь в поместье к лучшему, младший Кирсанов не знает.

Восторгаясь красотами природы, Николай Кирсанов пытается продекламировать пушкинское стихотворение. Базаров, беспардонно прерывая Николая, просит Аркадия закурить. Отец умолкает и больше за всю дорогу не произносит ни слова.

Глава 4

Встречать путешественников вышел только старый слуга и двенадцатилетняя девочка, показавшаяся на миг. Николай Кирсанов ведет гостей в дом и наказывает подать обед. Здесь читателям предстоит знакомство с еще одним героем романа — Павлом Петровичем Кирсановым. С ним гости сталкиваются в дверях.

Дядя Аркадия — статный, ухоженный и очень привлекательный мужчина. Его выправка и безупречный вид сильно выделяются на фоне небрежно одетого и развязного Базарова. Знакомство состоялось, и гости пошли привести себя в порядок перед обедом. Старшие Кирсановы обменивается впечатлениями о новом госте. Павлу Петровичу Базаров не понравился.

Павлел Петрович Кирсанов.

Во время обеда напряжение в романе возрастает. Все попытки поддержать разговор потерпели провал. После еды все расходятся по комнатам, и Евгений делится своими впечатлениями о братьях Кирсановых: Павел Петрович смешон в деревне со своими розовыми ногтями и воротничками, точно каменными, а Николай Петрович — славный малый, только стихи зря читает и в хозяйстве не смыслит.  Павел и Николай не спали. Отец думал о сыне, а Павел Петрович глядел в огонь. В соседних покоях Фенечка смотрела на Митеньку — незаконнорожденного маленького сына Николая Петровича.

Глава 5

Евгений Базаров встал рано и вышел на прогулку. Он оценил вид имения и вступил в разговор с мальчишками, которые за ним увязались. После этого все вместе они отправились на болото ловить лягушек.

Кирсановы собираются на веранде пить чай. Аркадий навещает Фенечку и узнает о существовании своего маленького брата. Он радуется и попрекает отца в том, что тот раньше не сказал ему о Фенечке. Николай растроган и теряется с ответом.

Братья Кирсановы интересуются Базаровым и причиной его отсутствия. Аркадий представляет своего друга как нигилиста — человека, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением этот принцип не пользовался. Тем временем возвратился Базаров с мешком лягушек. На язвительный вопрос Павла Кирсанова «едите или разводите?» он равнодушно ответил: «Для опытов».

 

Глава 6

В этой главе разворачивается первый нешуточный спор между Базаровым и Павлом Петровичем. Оба настаивают на своей точке зрения и уже не пытаются скрыть неприязнь друг к другу. Николай Кирсанов старается увести разговор в другую сторону и просит Базарова помочь с выбором удобрений. Они уходят.

Аркадий не хочет, чтобы его новый друг стал причиной раздора в семье. Для этого он просит Евгения понять Павла Петровича и рассказывает Базарову историю жизни своего дяди.

Глава 7

Павлу Петровичу прочили блестящую карьеру военного. Он пользовался успехом у женщин, мужчины завидовали ему, он был смел, ловок, блистал на всех на светских приемах. В 28 лет его карьера достигла своего рассвета. Но тут Павел Кирсанов влюбился. Его избранницей стала княгиня Р., которая изредка появлялась в свете. Муж княгини был глуповат, детей не было, она вела странную жизнь: то внезано уезжала за границу, то возвращалась в Россию, ночи проводила в слезах и молитвах, днями становилась светской дамой и не упускала развлечений.

Самым привлекательным в её лице был загадочный взгляд. Павел Петрович протацевал с княгиней Р. одну мазурку и потерял голову. Лёгкая победа, обычная для светского льва, не охладила, а, напротив, ещё крепче привязала его к этой женщине. Их отношения стали для него мучительной чередой её любви и охлаждения. Герой не мог прожить и дня, не увидев предмет своей страсти, поэтому бросил службу и следовал за княгиней по всем европейским столицам. Наконец, она оставила его совсем. Павел Кирсанов вернулся в Россию, где никак не мог войти в прежнюю колею.

Глава 8

Павел Петрович не принимает участия в жизни поместья и не знает, чем себя занять. Он присутствует при разговоре брата с управляющим, но не пытается вникнуть в проблемы хозяйства. После этого Павел Кирсанов заходит к Фенечке, чтобы проведать Митю.

В этой главе автор раскрывает читателю историю знакомства Николая Кирсанова и крестьянской девушки Фенечки. Когда-то мать привела Фенечку к барину, чтобы он помог девочке, и обработал ей глазки, в которые попала зола. Лицо девочки очень понравилось Николаю, и он часто наблюдал за ней. После смерти матери Николай Кирсанов поселил девушку в собственном доме. Он смог разжечь в Фенечке ответное чувство; в результате их любви на свет появился Митя.

Глава 9

Базаров видит хорошенькую Фенечку с ребёнком в беседке и решает познакомиться с ней. Аркадий предварительно рассказал Евгению историю появления на свет Мити, Базаров одобряет поведение Николая Кирсанова. Базаров возится с ребёнком, в разговоре соообщает, что доктор, и предлагает обращаться к нему, если что случится. По пути к дому Евгений рассказал Аркадию, почему ему не нравится поместье, и что в нем нужно исправить. Напоследок Евгений высмеял игру Николая на виолончели, но Аркадия его слова уже не рассмешили.

Глава 10

Базаров уже освоился в Марьино. Он пользуется любовью простых людей. Аркадий Евгению поклоняется, отец относится к гостю с опаской. Павел Петрович испытывает к нему ненависть. Накануне Николай пожаловался брату, что в невольно подслушанном им разговоре Базаров назвал его отставным человеком. Николай Петрович обеспокоен влиянием Базарова на Аркадия, которое может привести к отчуждению сына. Павел Кирсанов решил дать отпор нигилисту.

За вечерним чаем состоялся неприятный разговор. Базаров назвал одного из соседей «дрянь аристократишка», чем возмутил Павла Петровича. Зашёл спор, кто полезнее обществу: аристократ, руководствующийся в жизни принципами, или нигилист, всё отрицающий и готовый разрушить? Евгений обвинил старшего Кирсанова в бессмысленной, как у других аристократов, жизни. Павел Петрович на это ответил, что нигилисты в своём отрицании только ухудшают ситуацию в России.

Спор в итоге Базаров назвал бессмысленным и ушёл вместе с Аркадием. Николай Павлович вспоминает, как сам когда-то в молодости поссорился с матерью, так как она его не понимала. Теперь это непонимание повторяется между ним и сыном.

Глава 11

Вечером все остывают от спора, и каждый занят своими мыслями. Николай вспоминает свою жизнь, Павел же грустит о несбывшемся. Друзья решают съездить в город, чтобы развеяться.

Глава 12

В городе Базаров встречает своего знакомого Ситникова. Неумный и вздорный Ситников поклоняется Базарову и всему, что считается «современным». Новый знакомый приглашает друзей съездить в гости к Авдотье Кукшиной, принимая ее за умную и образованную современницу.

Глава 13

Встреча с Кукшиной. Друзья знакомятся со вздорной, пустой, неухоженной женщиной, склонной к выпивке. Здесь они встречаются с другими нигилистами. Вести беседу хозяйка не умеет, постоянно перебивает собеседника, рассуждения ее нелепы и поверхностны. Кукшина перебирает своих знакомых и вспоминает об Анне Одинцовой, с которой обещает познакомить своих новых приятелей.

Глава 14

На балу друзья знакомятся с Анной Одинцовой — богатой вдовой 28 лет. Она сражает их своей холодностью и великолепием. Аркадий увлекся вдовой. Друзья получают приглашение погостить в поместье Одинцовой.

Базаров не верит в то, что женщина может быть умна и цинично отзывается об Анне, утверждая, что, по мнению окружающих, у нее двусмысленная репутация.

Глава 15

Друзья направляются в номер, который занимает Анна Сергеевна. Здесь они выслушивают краткую историю ее жизни. В беседе они затронули тему естественных наук, Анна показала себя понимающим и чутким собеседником. Одинцова производит впечатление на Базарова. Позднее он признается Аркадию, что Анна ему понравилась.

Глава 16

Приняв приглашение Одинцовой, друзья отправляются в ее имение. Анна окружила себя роскошью. В беседе она показала себя спокойной и холодной, хотя и отзывалась о себе, как о неутомимой спорщице. В этой главе появляется Катерина — сестра Анны. Аркадию она показалась милой, но он увлечён Одинцовой. Анна Сергеевна просит Аркадия пройти вместе с сестрой за рояль, а сама остается с Базаровым.

Позднее друзья обменялись впечатлениями — оба хвалили хозяйку. Аркадий отмечал, насколько она хороша, а Евгений восхищался ее мозгами. Базарову понравилась Катя, и он отметил ее неопытность и невинность.

Глава 17

Две недели друзья живут в поместье у Одинцовой. В доме все подчинено строгому порядку, которому должны следовать и новые знакомые хозяйки. Базарову это не нравится, но он вынужден подчиниться. Аркадий больше времени проводит с Катей, Анна Сергеевна же уделяет внимание Базарову.

Базаров, Кирсанов и сестры Одинцовы

Аркадий отмечает, что его друг меняется, не догадываясь о том, что тот захвачен любовью. В поместье появляется слуга Базаровых с просьбой к Евгению навестить родных. Базаров в разговоре с Одинцовой сообщает, что скоро уедет к отцу. Это известие отозвалось бледностью в её лице и уколом в сердце.

Глава 18

Базаров признаётся Анне Сергеевне, что любит её «глупо, безумно». Весь вид его изобличал сильную и тяжёлую страсть, которая страшила женщину и одновременно вызывала сострадание. С невольной нежностью она проговорила его имя, и он привлёк её к себе. Анна не сразу освободилась от его объятий, но Евгений услышал испуганный шёпот: «Вы меня не поняли». Пребывая некоторое время в смятении, Одинцова утверждается в том, что «спокойствие лучше всего на свете».

Глава 19

Друзья прощаются с Анной Одинцовой и отправляются к Базаровым. Хозяйка испытывает неловкость при расставании с гостями — Евгений по-прежнему пугает ее. В доме внезапно появляется Ситников. Он собирается отправиться с молодыми людьми в поместье Базаровых, но друзья оставляют его на постоялом дворе.

Глава 20

Друзей встречают родители Евгения. Отец — простой уездный лекарь, а мать — уютная пухленькая пожилая дама, двряночка старого покроя. Евгением они гордятся, но и побаиваются его. Отец прочит молодому нигилисту великое будущее. Василий Иванович смущается своей бедности. Он устраивает Аркадия в недавно отстроенном флигеле.

Читайте также:  Краткое содержание и анализ поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Глава 21

Отец Базарова старается сблизиться с Евгением — консультируется у него и восхищается его знаниями. Между тем друзья снова поспорили: Евгений с неприкрытой грубостью и презрением говорит о Павле Петровиче. Аркадий вступается за дядю. Друзья чуть было не подрались, и лишь появление Василия Базарова не дает разгореться конфликту.

Дома Базарову скучно, и молодые люди решают вернуться в Марьино.

Глава 22

По дороге домой друзья решают снова заехать к Одинцовой, но Анна Сергеевна встречает их холодно. Они возвращаются в Марьино. Николай Кирсанов занят имением и хозяйскими делами, Павел Петрович его поддерживает. Базаров снова препарирует лягушек. Аркадий находит письма матери Анны к его матери. Воспользовавшись письмами как поводом Аркадий отправляется навестить Одинцову.

Глава 23

Базаров понимает, что причиной отъезда Аркадия стали его чувства к Анне. Он полностью погружается в свои изыскания, не тратя время на споры с братьями Кирсановыми. Ко всем, кроме Фенечки, он относится скверно.

Фенечка доверяет Базарову и часто советуется с ним по поводу сына Митеньки. Но Базаров, пользуясь двусмысленным положением молодой матери в доме, начинает за ней ухаживать и целует ее в губы. Это увидел Павел Петрович.

Глава 24

Павел Кирсанов возмущен поведением Евгения и вызывает его на дуэль. Признаваться домочадцам в истинных причинах ссоры они не хотят, ссылаются на политические разногласия. Базаров ранил Павла в ногу. пребывание в доме Кирсановых становится невозможным. Базаров, простившись с обоими братьями, отправился в отчий дом, но по пути свернул в Никольское к Одинцовой.

Глава 25

Аркадий в это время все чаще думает о Кате. Девушка убеждает его, что без Евгения Аркадий стал добрым и милым. Их сближают общие интересы, они любят одно и то же. Аркадий пытается объясниться в любви, но, словно испугавшись, убегает к себе в комнату. Здесь он видит Базарова. Тот рассказывает ему о происшествии в Марьино. Евгений встречается с Анной и признается ей в своих ошибках, они договариваются остаться приятелями.

Глава 26

Аркадий делает Кате предложение. Он говорит о своих чувствах настолько искренне, что девушка отвечает согласием. Анна советуется с Евгением насчет сватовства Аркадия. Базаров рекомендует ей благословить молодых людей. От Анны он не принимает приглашения остаться. В ответ на её жалость и участие он говорит: «Человек я  бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал».

Евгений прощается с другом, высказывая ему, что тот не пригоден для решающих дел, и отбывает в родное гнездо. Анна убеждает себя, что к Базарову ее влекло всего лишь любопытство, и успокаивается.

Глава 27

Приехав в родное село, Базаров оставался безутешным. Он был грустен и медлителен, его вера в народ пошатнулась, и он не находил места в жизни. От тоски он начал лечить людей, помогать отцу. Вскрывая труп, Базаров по неосторожности порезал себе палец, что вызвало заражение крови. Герою ясно, что он обречён, хотя его отец, обманывая себя, говорит, что его вылечат. Родители потрясены случившимся, им остаётся только молиться.

Базаров страдает, что  его мощный ум и замыслы умирают вместе с ним в расцвете лет. Собираясь прощаться с жизнью, он просит отца послать нарочного к Одинцовой Анне Сергеевне и объявить ей, что Базаров умирает и приказал ей кланяться. Она приезжает. «Это по-царски», — говорит герой. Перед смертью он говорит с Одинцовой ласково, спокойно, с лёгкой грустью. Он любуется ею: «… какая вы славная!». Потом просит у неё последнего поцелуя и впадает в беспамятство.

Когда священник соборовал умирающего, один глаз Евгения открылся, в помертвелом лице его на мгновение отразилось нечто похожее на содрогание ужаса. Дыхание прекратилось, дом наполнился стенанием: Василий Иванович в ропоте грозил кулаками небу, но плачущая Арина Власьевна повисла на его шее, и оба пали ниц.

Глава 28 (Эпилог)

В последней главе автор коротко рассказывает, как сложились судьбы героев. Аркадий женится на Катерине, а Николай Петрович — на Фенечке. Их доходы стали расти: Аркадий всерьез занялся имением. Анна Сергеевна второй раз выходит замуж за человека молодого, доброго, очень умного, со многими достоинствами, но холодного как лёд. Они живут в ладу, и, быть может, доживут до любви и счастья. Павел Петрович навсегда уехал за границу.

На могилу Базарова приходят лишь его родители, двое одряхлевших стариков. Они, поддерживая друг друга, подходят к оградке, долго и горько плачут, глядя на камень, под которым покоится их сын.

Родители на могиле Евгения

Экранизации

История написания произведения

И. С. Тургенев задумал написать роман в 1860 году. Идея возникла на железнодорожном вокзале в Англии, где волею случая писатель встретился и всю ночь проговорил с молодым врачом. Именно идеи этого безымянного собеседника легли в основу произведения.

И. С. Тургенев начал писать свой роман в Париже, а заканчивал и окончательно редактировал уже в России. Через два года произведение было напечатано и вышло в свет. Обсуждение романа велось на страницах таких периодических изданий, как «Современник», «Русская речь». Роман упоминается в записках Ф. Достоевского, Д. Писарева. А. Герцена.

Сначала действие романа начиналось, по задумке автора, 25 мая 1859 года — в этот день встретились в Лондоне Тургенев и Герцен. Позднее автор перенес дату в первой главе на 20 мая, чтобы аналогии были не такими явными.

Анализ произведения

В романе поднимаются противоречия в понимании друг друга двух поколений. Автор не только раскрывает конфликт, но и вместе с героями пытается найти выход из сложившейся ситуации. «Отцы и дети» ясно указывают на то, что старый уклад жизни уже изжил себя, а новый только формируется.

Действие романа происходит накануне отмены крепостного права. Система, при которой поместное дворянство жило за счёт рабского труда крестьян, давно требовала перемен. Любое безвременье, считает автор, рождает таких людей, как Базаров — нигилистов, полностью отринувших прошлое, но не нашедших себя в будущем, отрицающих государственное устройство и моральные ценности. Сам писатель был сторонником постепенных, реформенных преобразований, насилие революции он не принимал. 

Главные темы

  • Основная тема произведения звучит в названии романа — многогранная тема отцов и детей. Это не только известный конфликт поколений — старшего и молодого, но и столкновение старых и новых взглядов на жизнь, разных типов мировоззрения. Базаров — представитель нового поколения, тип нового человека. Он отрицает образ жизни аристократов, видя в нём зло для народа, препятствие к развитию. Вместе с тем герой — вульгарный материалист, он готов ниспровергнуть и все нравственные ценности. Носители старых взглядов — семья Кирсановых. Тургенев писал, что вывел в их образах представителей передового дворянства. «Но даже в их лицах вы без труда прочтете вялость, лень и ограниченность. Так вот я и хочу сказать: если сливки так плохи, что же там с молоком?».
  • Второй темой можно считать критику чрезмерно материалистического взгляда на мир. Базаров — скептик и нигилист, презиравший романтическое отношение к женщинам, всегда искавший в них один «толк», вдруг переполняется этой самой романтической любовью к женщине, от которой «толку» не добиться. Скептицизм Тургенева по поводу нового мировоззрения подчеркивают такие персонажи, как Кукшина и Ситников. Эти недалёкие люди со слабой мыслительной деятельнстью в подражании Базарову нелепы, в их исполнении идеи нигилизма ещё более непривлекательны.

Композиция

Композиция романа кольцевая. Всё произведение — это две поездки Базарова и Аркадия Кирсанова по одному маршруту: поместье Кирсановых  — поместье Одинцовой  — небольшое имение Базаровых. В первом путешествии у Базарова в каждом имении новые встречи и знакомства, во втором — расставания, горькие разрывы, прощания, последнее целование. Так роман делится на две части с разной эмоциональной окраской: Базаров-победитель и Базаров-побеждённый.

Во второй части герой переживает внутреннюю перемену, которая нанесла удар по его мировоззрению. Он уже не может всё отрицать. И. С. Тургенев показал нового человека трагической фигурой. В начале романа Базаров появляется у Кирсановых уверенным в себе и в своих убеждениях, во второй части произведения новые чувства Евгения вступают в противоречие с его мировоззрением. Любовь к Одинцовой его изменила, пошатнула принципы нигилизма.

Жанр

Жанр этого классического произведения — роман, содержащий достоверное и точное изображение быта и реалий, современных И. С. Тургеневу. Правдивое и точное описание чувств персонажей помогают читателю разделить переживания героев. В спорах между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым отображается социально-идеологическое противостояние двух миров — аристократа-либерала и разночинца-нигилиста.

Критика

Современники крайне неоднозначно восприняли роман И. С. Тургенева, называя его холодным и назидательным.

По мнению Л. Толстого, ни одна из строк романа не отражает талант автора, и нет в романе ни одной страницы, которая брала бы за душу.

С ним в целом согласились такие критики, как Антонович и Анненков. Ф. Достоевский отметил, что при поиске персонажей и характеров, автор имел полное право отказаться от проверенных временем идеалов и вывести на сцену новое лицо («Зимние заметки о летних впечатлениях»).

Особенно примечательна статья «Асмодей нашего времени», написанная критиком Антоновичем. Так, раскрывая замысел автора, он выделил главную мысль произведения: критика и споры, а также разрешение прежнего порядка вещей не приводят ни к чему новому. Базаров критикует природу — с ним никто не спорит, только автор описывает прелести российской глубинки так, как художник пишет картину. Базаров отрицает любовь — перед нами сцены любви отца и сына Кирсановых, родителей Базарова к Евгению, и так далее.

Нельзя не отметить, что роман произвел громадное впечатление на критиков и современников. Темы, поднимаемые автором, вечны. Именно поэтому роман «Отцы и дети» занял достойное место в списке классической русской литературы.

Аудиокнига

 

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Пётр Мышак

Контент менеджер. Создатель, администратор сайта knIQ.ru. И просто любитель литературы.

Оцените автора
( 8 оценок, среднее 5 из 5 )
 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Юрий
    «Отцы и дети» — это яркий пример настоящей русской классической литературы. Вечные темы взаимоотношений старшего и молодого поколения раскрываются в этом произведении как нельзя лучше.
    Ответить
  2. Юлия Райхельсон
    Такие произведения, никогда не потеряют актуальности. Классика русской литературы, и перечитывая её с годами ,каждый раз понимаешь по новому.
    Ответить
  3. Алексей
    Тема взаимоотношения поколений, видимо, будет актуальной постоянно. Давно уже читал это произведение, слегка подзабыл, но довольно быстро смог освежить его в памяти. Отлично подобраны персонажи, достойные внимания сюжетные линии.
    Ответить
Adblock
detector