Н. В. Гоголь. «Невский проспект»: краткое содержание и анализ повести

«Невский проспект» (1833–1834) относится к циклу «Петербургские повести». Холодная чиновничья столица не оправдала ожиданий молодого Гоголя, приехавшего из теплой, солнечной Малороссии. Горькие впечатления отразились в повестях о Петербурге.
В «Невском проспекте», как и в других произведениях цикла, звучит тема «маленького человека», беззащитного в этом огромном городе, автор обличает скрытые пороки блестящего Петербурга, дает сатирическое изображение нравов, трагическое событие соседствует с комическим происшествием.

Основная информация о произведении:
На чтение оригинала: 1 час 30 минут.
На чтение обзора: 11 мин.
Название: Невский проспект
Автор:
Год написания: 1833–1834 гг.
Год издания:
Жанр: Повесть
Направление: Реализм
В школе: Изучается в 10 классе
§ Другие произведения автора

Скачать обзор:

Краткое содержание и анализ произведения будут полезны учащимся 10 класса.

Время и место событий

Действие повести разворачивается во второй четверти XIX века. Место событий — Российская империя, Санкт-Петербург, парадный Невский проспект и улицы без блеска — Литейная, с домами, где гнездится порок, и Мещанская, где обитают лавочники и немцы-ремесленники.

О чем произведение? Очень кратко

Автор подробно и вдохновенно описывает Невский проспект в разное время суток. Далее следует повествование о трагической истории любви молодого художника к юной проститутке, красота которой не соответствовала мерзости разврата. Художник покончил с собой. Его приятель поручик решил приударить за хорошенькой немкой, женой жестянщика. За свою самоуверенность он был наказан. Муж блондинки не захотел быть рогоносцем и вместе со своими приятелями высек наглого офицера. В заключение рассказчик предостерегает читателя: не стоит верить Невскому проспекту.

Краткое содержание

Текст повести можно условно разделить на четыре части:
  • реалистическое описание проспекта;
  • историю художника;
  • приключения поручика;
  • изображение Невского проспекта как особого пространства, в котором «всё обман».

Невский проспект утром, днем, вечером

Невский проспект — краса Петербурга и гордость жителей столицы. Это место гуляний для всех сословий, здесь обязательно встретишь приятеля, с которым не виделся несколько лет, здесь всегда можно узнать последние известия.

Читайте также:  Тарас Бульба - краткое содержание и анализ

В ранние утренние часы проспект пуст, до полудня он служит только средством (не целью): наполняется людьми, обремененными своими занятиями и заботами. В полдень на Невский выходят гувернеры со своими подопечными, и проспект почти на два часа становится «педагогическим».

Невский проспект

Когда время близится к двум часам пополудни, гувернеры и дети постепенно исчезают, их сменяют родители, чада которых только что прогуливались под надзором воспитателей. Постепенно их общество дополняют лица, окончившие «важные» домашние дала, а также лица, состоящие в благословенном звании чиновника по особенным поручениям и служащие в иностранной коллегии.

От двух до трех часов по Невскому совершается движение столицы, и проходит выставка всех человеческих достоинств: щегольского сюртука, греческого носа, бакенбард, шляпок, ножек, галстуков, усов и т. д. В три часа толпа на Невском редеет, его заполняет весенняя зелень чиновничьих вицмундиров — титулярных, надворных и других советников. С четырех часов проспект пустеет, но в сумерках, когда зажигают ночные огни, он оживает вновь.

Поручик Пирогов и художник Пискарев прогуливаются по проспекту

Именно в это сумеречное время здесь прогуливались два приятеля — поручик Пирогов и художник Пискарев. Внимание Пирогова привлекла хорошенькая блондинка, Пискарев был очарован красивой брюнеткой. Бывалый и самоуверенный Пирогов подбодрил робкого и романтичного Пискарева. Оба устремились за дамами.

Трагедия влюбленного художника

Молодой художник, следуя за прекрасной незнакомкой, полагал, что это знатная дама. Когда выражение негодования на ее лице сменилось улыбкой, застенчивый Пискарев воодушевился.

Пискарев устремляется за брюнеткой

Он вошел за ней в подъезд четырехэтажного дома. Поднимаясь по лестнице, обворожительная красавица вдруг обернулась и дала знак идти за ней. Художник с колотящимся сердцем воображал, что незнакомке нужна помощь, и готов был по-рыцарски служить ей.

Незнакомка дала знак следовать за ней

Комната, в которую загадочная дама привела его, была неопрятна, в ней находились какие-то развязные женщины. Пискарев с ужасом понял, что попал в бордель.

Пискарев понял что попал в бордель

Девушка, за которой он последовал, была совсем юной, 17 лет, и божественно красивой. Вероятно, развратную жизнь она начала недавно, так как лицо ее не утратило свежести, но в улыбке ее была жалкая наглость, а в речи глупость и пошлость. Пискарев бросился бежать.

Художник Пискарев убегает из борделя

Бедный художник сидел в своей комнате и не мог примириться в мыслях с осквернением красоты. Наконец он задремал. В дверь неожиданно постучали. Это был лакей в богатой ливрее. Он сказал Пискареву, что его просит к себе барыня, которую он провожал пешком к дому в Литейной, и прислала за ним карету.

Незнакомка присылает за Пискаревым карету

В карете художник прибыл на бал. В пышной толпе, среди танцующих, он увидел красавицу, которую встретил на Невском. Она попыталась было объяснить Пискареву, что не может принадлежать «к тому презренному классу» и готова была открыть ему тайну. Однако их беседе помешали, а затем толпа разделила их. Художник увидел стены своей комнаты, и понял, что видел только сон.

Пискарев впал в депрессию

Но сон этот был для влюбленного Пискарева лучше всякой действительности. С этих пор он жаждал увидеть возлюбленную во сне, изредка ему это удавалось. Сновидения стали его жизнью, явь — сном. Художник пришел в болезненное состояние — потерял сон, что было для него ужасным мучением. Пискарев раздобыл опиум, чтобы видения с красавицей вернулись к нему. Некоторое время он блаженствовал, и в одном из снов увидел ее своей женой.

Под воздействием этой грезы художник наяву решил жениться на падшей девушке и тем спасти ее. Молодой человек привел себя в порядок, оделся во все лучшее и отправился в злополучный дом на Литейной. Дверь ему отворила его мечта, идеал, «таинственный образ». Правда, она была бледна и уже не так свежа. Выяснилось, что красавицу привезли утром совсем пьяной.

Пискарев, несмотря ни на что, решился и начал пламенную речь об ужасном ее положении. Он обмолвился о своей бедности, но нарисовал ей идиллическую картину их будущего, связанного с трудом: он пишет картины, она рукодельничает, и вместе они не знают нужды.

Художник представлял счастливую семейную жизнь

Девица сначала слушала его с удивлением, но перспектива жить в труде ее возмутила:

«Как можно!» прервала она речь с выражением какого-то презрения. «Я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою.»

Вся низость и презренность развратной жизни, неизменно сопровождаемой праздностью и пустотой, отразилась в этих словах. Пораженный Пискарев бросился вон. Без мысли, без чувства, ничего не видя и не слыша, он бродил весь день. Придя на свою квартиру, молодой человек заперся в комнате. И дверь не открывалась четыре дня. Когда ее взломали, нашли бездыханное тело художника. Он перерезал себе горло бритвой.

Художник покончил жизнь самоубийством

Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может, со временем бы вспыхнувшего широко и ярко.

Гроб с его телом без отпевания свезли на Охту, где хоронили самоубийц. Никто не провожал в последний путь безвестного художника и не плакал о нем, кроме солдата-сторожа, выпившего лишний штоф водки.

Злоключения поручика

Пирогов, после того как расстался с несчастным Пискаревым, двинулся вслед за прелестной блондинкой и оказался на Мещанской улице, где было много лавочек, жили мастеровые немцы и «чухонские нимфы» . Поднявшись за незнакомкой по лестнице, он вошел в комнату, обстановка которой свидетельствовала, что здесь живет ремесленник.

Пройдя в боковую дверь за предметом вожделения, поручик увидел двух пьяных мастеровых — жестянщика Шиллера и сапожника Гофмана. Последний намеревался отрезать приятелю нос, так как тот хотел от него избавиться в целях экономии: на нос выходило три фунта табаку ежемесячно.

Поручик следует за дамой

Приход Пирогова вынудил друзей отвлечься от этого интересного занятия. Шиллер разгневался и выгнал поручика вон, выказав полное пренебрежение к его офицерству.

Надобно сказать, что герой очень гордился своим чином в который был произведен не так давно.

… и хотя иногда, ложась на диван, он говорил: «Ох, ох! Суета, всё суета! Что из этого, что я поручик?» Но втайне его очень льстило это новое достоинство; он в разговоре часто старался намекнуть о нем обиняком, и один раз, когда попался ему на улице какой-то писарь, показавшийся ему невежливым, он немедленно остановил его, и в немногих, но резких словах дал заметить ему, что перед ним стоял поручик, а не другой какой офицер.

В данной ситуации Пирогов, хотя и был огорчен, но не отказался от своих поползновений. На следующий же день он явился в мастерскую. Встретила его та самая хорошенькая блондинка. На заигрывания Пирогова она отвечала суровостью. Поручик нашел предлог: ему надо заказать шпоры. На зов блондинки пришел ее муж Шиллер. Жестянщик не хотел иметь дел с поручиком, потому заломил цену и назначил долгий срок. Пирогов на все согласился.

Пирогов заказывает у жестянщика шпоры

С регулярностью поручик стал приходить к Шиллеру, будто бы его интересовали шпоры, а сам не упускал возможности полюбезничать с его женой. Та, при всей своей глупости, сознавала обязанность быть верной супругой и давала отпор наглецу, что только подогревало интерес к ней бывалого ловеласа. Наконец шпоры были готовы, но поручик на этом не остановился и заказал еще оправу для кинжала.

Шиллеру очень не нравились ухаживания офицера за его половиной, он ломал голову, как бы избавиться от него. А Пирогов тем временем намекал товарищам на успешную интрижку с хорошенькой фрау. Однажды поручик выяснил у глупенькой немки, что муж ее по воскресеньям отсутствует дома, и не замедлил предстать перед ней в ближайшее воскресенье.

Пирогов не прекращает ухаживания

Блондинка испугалась, но Пирогов на сей раз был почтителен, учтив, шутил приятно. Чтобы занять ее, он предложил танцевать. Та сразу согласилась из любви к танцам. Кавалер начал гавот и тут ему выпал случай восхититься ножкой своей дамы. Пирогов стремительно перешел к поцелуям. В эту злую минуту пришел Шиллер с друзьями Гофманом и Кунцем. Все трое были пьяны.

Пирогов танцует с прекрасной фрау

Шиллер в крайнем негодовании призвал на помощь товарищей. Дюжие ремесленники сорвали одежды с поручика и расправились с ним, то есть поступили с ним «так грубо и невежливо», что автор не нашел слов «к изображению этого печального события». Пирогов от ужасного оскорбления пылал негодованием, помышляя для Шиллера плети и Сибирь, задумав обратиться с письменной просьбой в самые высокие инстанции.

Немцы учинили расправу над поручиком

Однако пара слоеных пирожков в кондитерской, чтение «Северной пчелы» умерили гнев неудачливого любовника. Еще более его остудила прогулка по Невскому. Вполне успокоил героя приятный вечер в собрании чиновников и офицеров, на котором Пирогов всех восхитил искусством в мазурке.

К вечеру поручик Пирогов забывает о неприятном инциденте

Обманчивость Невского проспекта

Рассказчик размышляет, как дивно все устроено в этом свете, как играет с людьми судьба. Человеку никогда не дается то, о чем он больше всего мечтает.

Но страннее всего происшествия, случающиеся на Невском проспекте. О, не верьте этому Невскому проспекту!

Здесь все обман, все мечта. Каждый встречный производит впечатление обратное тому, что он есть на самом деле.

Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него <…> и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.

История создания

В 1831 году Гоголь задумал написать повесть, главным героем которой должен стать величественный, удивительный и противоречивый Петербург. Материалом для создания произведения стали наблюдения автора за жизнью столицы. Нравы жителей, обрывки разговоров, обыденные ситуации — всё вбирал в себя писатель, запоминал и вкладывал в повесть.

Работа над «Невским проспектом» началась в 1833 году и завершилась в октябре 1834-го. Впервые повесть вышла в печать в 1835 году, в петербургском издании «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» (2-я часть).

Герои произведения и их краткая характеристика

Главные и второстепенные герои «Невского проспекта» — характеры занимательные,  неповторимые при всей типичности. В описании внешности Гоголь дает лишь легкий очерк, но индивидуальные черты персонажей создают живые образы.

Главные герои

Пискарев

Пискарев
Бедный молодой художник с искрой таланта живет в своих мечтах, трудится над картинами, довольствуется малым. Как большинство петербургских художников, Пискарев скромен по натуре, застенчивость и робость — тоже свойства его характера. Он совсем не похож на горячих и гордых художников Италии. Талант его еще не развился, не вспыхнул из искры, мерцающей в его душе.

Герой чист и благороден, поэтому склонен видеть людей такими же. Он уверен, что божественно красивая девушка не может быть развратной. Пискарев бежал вслед за прекрасным видением только с одним желанием — служить даме, быть ее рыцарем. Неприглядная правда стала для него страшным ударом.

Какое-то время художник спасался от горя сновидениями, в которых его прекрасная незнакомка была совсем иной. Потом герой вообразил, что можно спасти падшую, вырвать ее из порочной среды, женившись на ней. Но придуманная им жизнь совсем не совпадала с реальностью. Попытка спасения красавицы привела Пискарева к новому потрясению. Его благородный порыв был с презрением отвергнут и осмеян.

Художник, человек с обостренным чувством прекрасного, он не мог примириться с ужасным сочетанием — уродливой душой при идеальной внешности. Юная душа надломилась от постижения несовершенства мира. Пискарев был одинок в равнодушном и холодном Петербурге. Будучи без всякой поддержки, с разбитым сердцем, он не выдержал и решил уйти из жизни.

Пирогов

Поручик Пирогов
Этот персонаж состоит в знакомстве с Пискаревым и противопоставлен художнику. Пирогов личность довольно заурядная. Он представитель среднего класса в петербургском обществе, обычный карьерист: важничает, получив звание поручика.

Автор с иронией описывает таланты Пирогова:

Он превосходно декламировал стихи из «Димитрия Донского» и «Горе от ума», имел особенное искусство пускать из трубки дым кольцами так удачно, что вдруг мог нанизать их около десяти одно на другое. Умел очень приятно рассказать анекдот о том, что пушка сама по себе, а единорог сам по себе.

Герой при случае выказывал свою образованность и «страсть ко всему изящному». Он проявлял интерес к работам Пискарева, но вызвано это было, скорей всего, желанием увидеть себя на портрете во всей красе. Более всего мечталось поручику дослужиться до полковника, удачно жениться. Пирогов — воплощение пошлости и самодовольства. Он лишен искры таланта, зато нагл, самоуверен, заносчив перед людьми более низкого положения.

Пискарев и Пирогов на Невском разошлись в разные стороны. Если Пискарев устремился за роковой любовью, то Пирогов — за пошлой интрижкой с женой жестянщика. Похождение поручика превращается в анекдот. Разгневанный жестянщик  при помощи друзей немилосердно высек прохвоста.

Натура поверхностная, Пирогов недолго переживал оскорбление. Забыть неприятное происшествие помогли два слоеных пирожка, прогулка по Невскому проспекту и мазурка на вечере. Вряд ли герой извлек урок из незадавшегося романа.

Второстепенные герои

Брюнетка

«Совершенно Перуджинова Бианка», — отозвался Пискарев под впечатлением от красоты незнакомки, оказавшейся семнадцатилетней проституткой. Автор отмечает великолепные волосы, очаровательный лоб, сверкающую белизну лица, небесные глаза, длинные ресницы и голос, который звучал, как арфа.

Все черты ее были так чисто образованы, все выражение прекрасного лица ее было означено таким благородством, что никак бы нельзя было думать, чтобы разврат распустил над нею страшные свои когти.

Да, порок еще не отразился на ее лице, не затронул его свежести, но душу этого внешне прекрасного создания уже опутал разврат. И она не стремилась вырваться из его пут и обрести честное имя. Брать на себя труд и обязанности жены, да еще бедного художника, — «как можно!». Девица предпочла жить в скверне.

Блондинка

Пассия поручика Пирогова была супругой жестянщика Шиллера, мастерового немца. Эту хорошенькую немку писатель называет «легеньким, интересным созданьицем». При всей своей очаровательности фрау была очень глупа.

Впрочем, глупость составляет особенную прелесть в хорошенькой жене. <…> Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице, вместо того чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны; самый порок дышит в них миловидностью; но исчезни она — и женщине нужно быть в двадцать раз умнее мужчины, чтобы внушить к себе если не любовь, то, по крайней мере, уважение.

Жена Шиллера, однако, стойко держалась предписанного жене поведения, но глупость подвела блондинку. Не желая никаких отношений с поручиком, она проговаривается, в какие дни муж не бывает дома. Последствием этого стал скандал.

Шиллер

Носитель громкой фамилии — муж блондинки и жестяных дел мастер. Себя он гордо называет «швабским немцем». Этого персонажа автор описывает в комическом ключе. Он флегматик и, по словам автора, «совершенный немец», то есть уже в двадцать лет размерил свою жизнь и ни на йоту не отступил от установленных для себя правил.

Жестянщик был всегда точным, до крайности экономным и аккуратным. На картофель он тратил сумму, установленную раз и навсегда, ни разу не переплатив, даже если тот вздорожал. Не более двух раз в день целовал он жену, не больше одной ложечки перца клал в суп. По воскресеньям он положил себе за правило выпивать две бутылки пива и одну — водки, но пил не в одиночку, как англичанин, а с приятелем — сапожником Гофманом или столяром Кунцем.

Флегматичный Шиллер почувствовал нечто вроде ревности при виде вольностей Пирогова по отношению к его жене. Гнев флегматика зреет долго, но прорывается ужасно, особенно если он подогрет выпивкой. Так и произошло с Шиллером в случае с дерзким поручиком. Принадлежность волокиты к дворянскому сословию и офицерский чин его не остановили.

Жанр и литературное направление

Гоголь и критики определяли жанр «Невского проспекта» как повесть, поскольку героев немного, охват событий и объем произведения невелики.

Литературное направление произведения — критический реализм. Основание для такого заключения дает обличительный характер повести.

Тема

Название «Невский проспект» помогает определить тему. Знаменитый проспект — сердцевина Петербурга, где раскрывается вся жизнь столицы. И в этом огромном городе — «маленький человек».

Тема повести: Жизнь Петербурга и участь «маленького человека» в блистательной столице.

Идея

В большом городе социальные контрасты всегда острее, выражены ярче: нищета соседствует с роскошью. На этой почве возникают уродливые общественные явления, разлагаются души.

Натуры тонкие и ранимые, пребывающие в поисках идеала, вступают во внутренний конфликт при столкновении с суровой реальностью. За внешней красотой нередко скрывается пошлость и разврат, благородные намерения встречают равнодушие и насмешку.

Идея произведения: Двойственность Петербурга, его контрастность, трагический конфликт между светлой мечтой человека и реальной жизнью.

Проблематика

Писатель поднимает в повести нравственно-социальные проблемы. В описании Невского проспекта он дает общую картину жизни Петербурга с его пороками, страстями и соблазнами. Более конкретен автор в описании историй художника и поручика.

Проблема нравственного падения

Молоденькая девушка, поразившая воображение художника, наделена редкой красотой. Она могла бы составить чье-то счастье, но красоту свою она стала сознательно продавать, выбрала путь разврата и праздности.

Не лучше и поручик Пирогов, у которого нет никаких нравственных ограничений в отношениях с женщинами. Он циничен, его не смущает, что приглянувшаяся ему женщина состоит в браке, и настойчиво ее преследует.

Проблема одиночества «маленького человека» в большом городе

Бедный художник Пискарев живет в огромном городе, его окружает множество людей, но юноша совершенно один. Не нашлось друга для этого хорошего человека. В потрясении, в горе он ни к кому не может обратиться. Окружающие равнодушны, до художника никому нет дела, никто не проявил к нему участия. Молодой человек не смог справиться с душевными муками, он опрометчиво решает свести счеты с жизнью, и некому было его удержать.

Композиция

Построение «Невского проспекта» несколько необычно. Особое внимание в начале повести уделено Невскому проспекту. Автор отображает жизнь Петербурга через описание проспекта. Изображается он в разное время суток. Такой прием позволяет писателю дать верную характеристику социального состава всего Петербурга.

Истории героев даны как часть общего движения петербургской жизни, они развиваются параллельно и композиционно совпадают:

  • завязка — встреча на Невском двух знакомцев — художника Пискарева и поручика Пирогова, каждый устремляется за своим «идеалом»;
  • развитие действия проходит в сопоставлении героев в похожих обстоятельствах: Пискарев решается спасти девушку от разврата; Пирогов изо всех сил старается завести интрижку с замужней блондинкой;
  • кульминация, состоящая из двух событий: предложение Пискарева проститутке выйти за него замуж и отказ; порка Пирогова супругом блондинки;
  • развязка — оскорбленное достоинство поручика Пирогова; тихие похороны художника Пискарева, которого никто не оплакивал и не провожал в последний путь;
  • эпилог — размышления автора о Невском проспекте, в котором всё ложь, и лучше не заглядывать дамам под шляпки.

Отзывы критиков

По словам В. Г. Белинского, поручик Пирогов — один из лучших художественных образов Гоголя, «тип из типов».

Уделил внимание этому персонажу и Ф. М. Достоевский:

Поручик Пирогов, сорок лет тому назад высеченный в Большой Мещанской слесарем Шиллером, был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее, ибо Пироговых оказалось безмерно много, так много, что и не пересечь.

Экранизация

В 1971 году вышел телеспектакль «Петербургские повести» (режиссер Григорий Залкинд) по произведениям Н. В. Гоголя «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего». В роли рассказчика — Виктор Лакирев, Пискарева играл Валентин Смирнитский, Пирогова — Сергей Жирнов.

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Лариса Федосеева

Редактор, автор статей. Филолог (русский язык и литература).

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.