Олеся — краткое содержание и анализ

Повесть А. И. Куприна «Олеся» (1898) — одно из самых любимых произведений автора о любви, человеке и жизни. Центральная тема — трагическая любовь молодого барина, писателя, и девушки из Полесья.

О повести:
На чтение оригинала: 3 часа 43 минуты (224 страниц).
На чтение обзора: 13 мин.
Название: Олеся
Автор:
Год написания: 1898 год
Год издания:
Жанр: Повесть
Направление: Реализм

Скачать обзор:

Время и место действия

Действие повести происходит в конце 19 века, на юго-западной окраине Российской империи, в глухой деревне Волынской губернии, на окраине Полесья. Здесь красота природы сочетается с картинами деревенского захолустья, романтические чувства — с жестокостью местных крестьян.

Содержание повести очень коротко

Главный герой, Иван Тимофеевич, прибыл на шесть месяцев в глухую деревушку на краю Полесья по делам службы. Он начинающий литератор, опубликованы два его рассказа. Поначалу герой томился скукой, но вскоре всё изменилось. Однажды во время охоты Иван Тимофеевич заблудился в лесу, попал на болота и с трудом выбрался к ветхому домику. Здесь жила старая ведьма Мануйлиха со своей внучкой Олесей.

Молодой барин отметил оригинальную красоту лесной девы и её свободное обращение. Олеся заинтересовала его, и паныч пришёл в «избушку на курьих ножках» в другой раз. Иван просит Олесю погадать ему, но, оказывается, она на него уже бросала карты. На расспросы гостя девушка ответила, что любовь ему не принесёт счастья.

И добавила, что полюбит его дама трефовой масти, но через него переживёт позор. Барин сомневается в предсказаниях и не верит в чародейские способности Олеси и её бабки. Молодая колдунья на деле показала, что она может. Встречи героев стали регулярными.

Читайте также:  Н. В. Гоголь. "Шинель". Содержание и анализ

Местный урядник потребовал, чтобы обе женщины освободили домик в короткий срок, уходили из этих мест. Иван Тимофеевич хлопочет за них, дарит уряднику замечательное ружьё, и тот на время оставляет женщин в покое. Но в отношении Олеси к Ивану почему-то появилось отчуждение. Герой заболел и долго не ходил в лес. При новой встрече девушка открывает ему свою любовь, и она взаимна.

Подошло время отъезда. Иван предлагает Олесе выйти за него замуж и покинуть эти места. Девушка знает, что этому не бывать, она ведает их разные судьбы и пытается убедить любимого отказаться от своего намерения. Чтобы сделать ему приятное, она переборола свою боязнь и на Троицу пришла в церковь.

Ивану сообщили, что в селе после обедни крестьянки избили ведьму, та вырвалась и грозила им бедой. Герой бросается в лес и находит в избушке Олесю без чувств. Бабушка обвиняет его в случившемся. Девушка тем временем очнулась и сказала возлюбленному о необходимости расстаться. На прощание шепнула о своём сожалении, что у неё не будет ребёнка от него.

Ночью разразилась гроза с градом и побила посевы. Крестьяне увидели в этом проделки ведьм и собрались с ними расправиться, угроза нависла и над героем (его связь с Олесей не была секретом). Иван поскакал в лес предостеречь женщин, но там уже никого не было, только нитка красных бус осталась на оконной раме как память о любви Олеси.

Персонажи повести А. И. Куприна «Олеся» и их характеристика

Жанр повести предполагает небольшое количество героев и второстепенных персонажей. В произведении два главных героя, три второстепенных и один эпизодический.

Основные герои

Иван Тимофеевич
Иван Тимофеевич — начинающий писатель, молодой дворянин (паныч), от его лица ведётся повествование. По службе он приехал в малороссийскую глушь. Человек интеллигентный, он не любит выражения рабской преданности крестьян, не воспринимает всерьёз колдовство местной ведьмы.

Как образованный человек, Иван Тимофеевич пытается дать научное объяснение её сверхъестественным способностям, но безуспешно. По гаданию, герой — человек добрый, но слабый, и доброта его не сердечная, а сердце ленивое, холодное, никого он не полюбит по-настоящему.

Олеся
Олеся — девушка 24 лет, живёт в лесу с бабкой-колдуньей, сама тоже владеет колдовским искусством. Очень красивая, добрая, умная, не умеет читать, но речь её правильна, как у барышни. Она благородна и порядочна, что проявляется и в её манере держится за столом, и в её любви. У девушки сильный характер: в отношениях с мужчиной она берёт всё на себя, освобождая возлюбленного от заботы о ней.

Олеся гордится своим таинственным даром и одновременно тяготится им. Порой в глазах её застывает ужас перед потусторонним миром. Девушка знает, что способность колдовать дана ей от него (лукавого). Это родовое проклятие передаётся у них по женской линии.

В лачуге Олеси нет образов, они с бабкой не бывают в храме, и замуж красавица не собирается, потому что надо венчаться в церкви. Однако, полюбив, девушка готова измениться. Ради любимого она идёт в церковь, но наталкивается на непонимание, насмешки и жестокость местных крестьянок, которые избивают её.

Второстепенные герои

Ярмола
Ярмола — полесовщик, временный «слуга, повар и спутник на охоте» Ивана Тимофеевича. Этот персонаж — браконьер, пьяница, равнодушный к своей семье, которая голодает. Он считается на селе самым бедным и ленивым мужиком, зато в совершенстве знает лес, повадки зверей, появляется бесшумно из зарослей и так же в них исчезает.

Ярмола вдруг проявил страстное желание овладеть грамотой в интересах родного села: уметь поставить подпись на казённой бумаге. Усилия барина в просвещении ни к чему не привели, только механическое письмо фамилии кое-как ему поддавалось. Неожиданную принципиальность проявил герой в отношении к знакомству Ивана Тимофеевича с ведьмами на болоте: сначала порицал, а потом и вовсе отдалился от барина, к которому привязался.

Мануйлиха
Мануйлиха — бабушка Олеси, считается в селе старой колдуньей. С годами колдовская сила её убавилась, старуха занимается сбором трав, лечением, порой гадает. Ей дано видеть судьбу людей. Когда-то Мануйлиху выгнали из села, обвинив в смерти ребёнка одной женщины, которой ведьма пригрозила.

Старая ведьма — персонаж загадочный. Как Мануйлиха оказалась в этих местах, неизвестно. Из её разговора ясно только, что родом она из Амченска (Мценска, Орловской губернии). Грамотная речь внучки — от неё. Олеся обмолвилась, что бабушка много знает и много видела.

Евпсихий Африканович
Евпсихий Африканович – местный урядник, полицейский чин, обладатель чудовищного тела, занимающего два сиденья. Персонаж известен слабостью к выпивке. Он следит за порядком в деревне и ближних окрестностях. Сам он из духовных.

Видимо, поэтому Мануйлиха и Олеся не дают ему покоя непосещением церкви и чародейством. Урядник объявил им, чтобы в двадцать четыре часа они освободили хибарку, принадлежащую помещику.

Принципиальность Евпсихия Африкановича дрогнула перед двумя бутылками старки и старинным ружьём, полученным в дар от Ивана Тимофеевича.

Эпизодический герой

Никита Назарыч Мищенко — конторский служащий в соседнем имении, бывший унтер-офицер. Рассказал Ивану Тимофеевичу о приходе Олеси в церковь и её избиении местными жителями.

Краткое содержание повести «Олеся» по главам

Изложение краткого содержания произведения по главам поможет проследить ход событий и составить целостное представление о повести.

Глава 1

Иван Тимофеевич по служебным делам прибыл в деревню Волынской губернии. Начинающему писателю было интересно познакомиться с обычаями местных жителей, сделать какие-то наблюдения для своих литературных опытов. К его разочарованию, селяне были крайне необщительны. Крестьяне только кидались панычу в ноги да пытались целовать руки — наследие польского крепостного права.

Перечитав все книги, он занялся охотой в сопровождении его слуги полесовщика Ярмолы. Непогода заставила их сидеть в четырёх стенах и изнывать от скуки. Для развлечения Иван Тимофеевич принялся пользовать местных карболкой и йодом, но быстро бросил это занятие за его бесполезностью. Столь же бесполезной была его попытка обучить грамоте Ярмолу. Осмысленное чтение было мужику недоступно, с трудом он освоил графическое изображение букв своей фамилии.

Глава 2

Зимним метельным вечером Ярмола неожиданно разговорился и поведал о делах пятилетней давности, когда в деревне жила ведьма Мануйлиха вместе с внучкой. Были они пришлыми: не то кацапы, не то цыгане. Местные прознали, что старуха колдует. Так было решено, потому что умер ребёнок у женщины, которая не дала Мануйлихе денег. Смерть ребёнка посчитали её местью.

Фото по мотивам повести "Олеся"

Хлопцы выгнали ведьму вместе с её внучкой из деревни, разломали их дом. Старуха едва спаслась от расправы. С тех пор бабка и внучка живут в лесу. Повествователь заинтересовался этой историей, он намерен посетить ведьму в лесу и просит Ярмолу проводить его к ней. Полесовщику эта затея не по душе, и он наотрез отказывается.

Глава 3

В скором времени на охоте, гоняя зайца, Иван Тимофеевич заблудился. Он оказался на болоте, долго из него выбирался и увидел избушку на сваях. Надеясь, что это жильё лесника, он вошёл внутрь, и увидел старуху с внешностью быбы-яги. Сомнений нет, он попал к Мануйлихе. Старухе хотелось быстрей отделаться от незваного гостя, но он предложил ей денег за гадание.

Только закончила гадалка свои предсказания, в дверях появилась высокая девушка с зябликами в руках. Она нисколько не походила на сельских «дивчат», закрывающих лица повязками. Высокая, черноволосая, с необыкновенно красивыми тёмными глазами, девушка произвела впечатление на барина. Олеся (так её звали) рассказала Ивану Тимофеевичу, как пройти домой. Очевидно, гость девушке понравился, и она проводила его. Также позволила барину прийти ещё, но без ружья, охоту она не любила: жалела животных.

Дорогой она рассказывала о притеснениях урядника, постоянно требующего с них денег. На вопрос, не пристают ли к ней, она отрицала с надменной самоуверенностью и злым торжеством в глазах. С усмешкой вспомнила землемера, искавшего её ласк, и, должно быть, до сих пор их помнящего.

Дома Ивана встретил недовольный Ярмола. Причина недовольства — хождение паныча к ведьмам.

Глава 4

С наступлением весны просохли в лесу дорожки, и рассказчик вновь пошёл к избушке на болоте. Старая Мануйлиха не обрадовалась его приходу, Олеся, напротив, была приветлива. Разговаривая с ней о гадании вообще, Иван Тимофеевич попросил девушку погадать ему, но она отказалась, так как уже гадала на него, а два раза испытывать судьбу нельзя.

Фото по мотивам повести "Олеся"

Не сразу Олеся согласилась открыть барину, что поведали ей карты. Оказалось, было мало приятного для него: слабый, слову не хозяин, охоч до женщин, сердце холодное, никого не полюбит, жизнь будет невесёлой. А вот тем, кто его полюбит, придётся горько. Девушка сообщила, что в этом же году его полюбит трефовая дама, и это обернётся для неё долгой печалью и позором.

Ивану не верится, что он может быть причиной таких неприятностей для дамы, но гадалка уверяла, что всё сбудется. По её словам, многое она знает и без карт. Так, по лицу видит, что человек скоро умрёт нехорошей смертью. Эти свойства она переняла от своей матери, а та — от бабки. Так ведётся в их роду.

Глава 5

Женщины пригласили героя поужинать с ними похлёбкой, а после Олеся вызвалась проводить барина. По дороге она рассказывала ему о бабушке, которая раньше лечила людей, знала, где найти клад и умела ещё много чего. Иван скептически отнёсся к словам девушки, он сомневался в существовании колдовских способностей и попросил Олесю показать что-нибудь на деле.

Молодая колдунья извлекла нож, сделал надрез на его руке, и быстро заговорила потёкшую кровь. От раны осталась только царапина. Потом она велела ему идти впереди себя и не оглядываться. Дважды герой запинался обо что-то на ровном месте и падал. При прощании Олеся спросила барина, как зовут, и он ответил: «Иван Тимофеевич». Впервые в повести означено имя рассказчика.

Глава 6

Иван зачастил в избушку Мануйлихи, много времени проводит с Олесей. Всё больше молодые люди привыкают друг к другу. Каждый вечер девушка провожает Ивана Тимофеевича до шляха, и в это время они ведут интересные беседы. Олеся расспрашивает героя о городской жизни, о людях, задаёт вопросы и по естественным наукам. Не только красота, но также живой ум, независимость натуры девушки привлекают молодого человека.

Однажды Иван сказал Олесе, что, если она полюбит мужчину, ей придётся венчаться в церкви. Как же иначе выйти замуж? Она ответила, что не может венчаться, и вообще показываться в церкви, так как с детства душа её предана ему (нечистому духу). Она уверена, что он давал силу ей, матери, бабке.

Фото по мотивам повести "Олеся"

Иван пытается разубедить её, говорит, что она владеет вековыми знаниями, опередившими науку. Сам он не может привести каких-то веских доводов, и Олеся остаётся при своём мнении. Такие споры всегда приводили к раздражению, но Иван, тем не менее, сильнее привязывался к девушке. Зато с Ярмолой отношения ухудшились. Полесовщик почти не общался с панычем, и тот держал его только из сострадания к голодной семье.

Глава 7

Как-то раз, придя по обыкновению в домик на болоте, рассказчик заметил, что бабушка и внучка чем-то удручены. Олеся не желала ничего говорить, но Мануйлиха не вынесла и поведала барину, что был у них местный урядник, он приказал им за сутки убраться отсюда. Пригрозил в противном случае отправить её на родину в сопровождении двух солдат. Откупиться старухе не удалось.

Домик, в котором жили Манйлиха и Олеся, принадлежал старому помещику. Он умер, а новый владелец собрался осушать болота, и никакие постояльцы ему были не нужны. Паспорта у женщин были не выправлены, ехать им было некуда. Иван обещал заступиться за них, но не был уверен в успехе.

Глава 8

Иван Тимофеевич зазвал к себе в гости урядника Евпсихия Африкановича, соблазнил его двумя бутылками старки, не скупясь на характеристики. За угощеньем герой завёл разговор о двух бедных женщинах, живущих в лесу. Сначала Евпсихий Африканович был непреклонен, он ссылался на запрещённый промысел женщин, на их зловредность в обществе, непосещение ими Божьего храма. Герою, однако, удалось упросить урядника оставить их в покое, пока сам не договорится с помещиком, но взамен за услугу тот получил отличное старинное ружьё, корзинку редиски и масло для своей жены.

Глава 9

После решения проблемы с урядником отношения Ивана Тимофеевича и Олеси стали натянутыми, больше не было замечательных вечерних прогулок, которые они оба любили. Он всё время думал об этой необычной девушке, но рядом с ней робел, был неловок и ненаходчив.

Внезапно героя свалила болезнь. Шесть дней его мучила полесская лихорадка.

Глава 10

Прошло ещё пять дней, после того как Иван Тимофеевич выздоровел, и он отправился в лес, к Олесе. Увидев её, Иван понял, как она дорога ему. В это вечер Олеся проводила гостя и объяснила свою холодность страхом перед будущим. Она надеялась «уйти от судьбы». Во время разлуки девушка страдала и решила не бежать от судьбы, принять её муку, но пережить радость любви.

Герои признаются друг другу в своих чувствах и проводят волшебную ночь. Олеся обещала возлюбленному не ревновать его и не удерживать. В эту ночь пусть он живёт только любовью. О себе она сказала, что счастлива и готова к встрече с судьбой. Нехорошее предчувствие холодом заползло в душу Ивана.

Глава 11

Целый месяц длилась сказка их любви, но всему приходит конец. Ивану Тимофеевичу пора было уезжать. Всё чаще его посещали мысли о женитьбе на Олесе. Он вспоминал примеры, когда образованные люди женились на горничных и белошвейках, и были счастливы. Иван, впрочем, не мог представить лесную деву в обществе жён своих сослуживцев, в ином платье и в другой обстановке.

Фото по мотивам повести "Олеся"

Герой-любовник признаётся любимой, что должен уехать и предлагает ей выйти за него замуж. Олеся понимает всю невозможность этого шага. Она незаконнорожденная, необразованная, а он барин, умный. Будет потом стыдиться её, возненавидит. И она не может оставить бабушку. Уж лучше так за ним пойдёт, но не замуж.

Иван подозревает, что возлюбленная страшится венчания, и убеждает девушку, что Бог примет её. Олеся, однако, на брак не соглашается, но, чтобы любимому было приятно, готова зайти в церковь. Иван почувствовал, что это может кончиться плохо, но не послушался влечения сердца и не отговорил Олесю от этого шага.

Глава 12

Следующим днём была Троица, Иван Тимофеевич с утра уехал по служебным делам в соседнее местечко, и на церковной службе не был. Вернулся он уже в пятом часу. Народ праздновал Троицу непотребной пьянкой. Герой заметил, как переменились люди в отношении к нему: не было поклонов, только враждебные взгляды и любопытство. Один из пьяных выдал омерзительную длинную фразу о связи Ивана и Олеси. Схватившись было за нагайку, Иван был смущён странным тоскливым чувством, что когда-то это уже было с ним… Он поскакал домой.

Дома его ждал конторщик Мищенко, от него Иван узнал, что Олеся была в церкви. Крестьяне заметили её приход, на неё оглядывались, бабы перешёптывались, а после обедни местные «дивчата» окружили её, стали высмеивать, оскорблять. В конце концов, дошло до избиения. Её чуть не измазали дёгтем, но девушке удалось вырваться, вдогонку ей летели камни. Отбежав на безопасное расстояние, Олеся повернулась к толпе и с ненавистью громко крикнула, что они ещё пожалеют об этом. Выслушав всё, Иван Тимофеевич поскакал в лес.

Глава 13

Он застал Олесю в беспамятстве, Мануйлиха напустилась на него, обвиняя в случившемся. Это из-за него внучку чуть не убили, из-за него она пошла в церковь. Олеся пришла в себя и сообщила любимому, что им надо расстаться. Они с бабушкой должны уйти из этого места, потому что любая беда в деревне теперь будет их виной, и люди до убийства дойдут. Иван возражал, он рисовал Олесе картины безмятежного счастья, но она была непреклонна: судьба препятствовала их счастью, разлука неизбежна. К ночи Олеся попросила Ивана уехать под предлогом своей усталости. При бабушке они простились, не тая своей любви.

Глава 14

С вечера над деревней бушевала страшная гроза, градом побило жито так, словно ногами потоптано. Утром к панычу прибежал Ярмола и посоветовал быстрее бежать из села. Люди уверены, что грозу наворожили ведьмы, собираются их с ними расправиться, и ему, Ивану Тимофеевичу, тоже несдобровать.

Герой спешно собрался и крупной рысью поскакал в лес упредить женщин о грозящей им беде. Когда он приехал, хата была уже пуста, остались следы поспешного выезда. Иван собрался уходить, но вдруг заметил на оконной раме нитку красных бус, оставленную, явно, намеренно. Бусы — единственное, что осталось ему на память о великодушной любви Олеси.

Анализ произведения

«Олеся» — первое оригинальное произведение писателя, в котором с полнотой изображена жизнь в малоросской глуши конца 19 века. Читатель видит убожество деревенского уклада, темноту народного сознания, взяточничество местной власти, пьяные разгулы по святым праздникам.

Писатель с иронией описывает, как терпят неудачу попытки горожанина сойтись с крестьянами и «местной интеллигенцией». Непреодолимое непонимание между интеллигентом и народом проявляются в опытах лечения крестьян и просвещении героем полесовщика Ярмолы.

В повести тьме невежества и зла противостоит природа во всей её красоте. Автор в поисках идеала человека обратился к образу девушки, далёкой от цивилизации, воспитанной в лесу. Она встречает человека из незнакомого ей мира, между ними вспыхивает любовь. Именно через это чувство полнее всего выражаются человеческие души. Городской интеллигент и лесная красавица, самобытная, по-своему талантливая, сильная, умная, великодушная. Сопоставление двух героев, их миров проходит через всю повесть.

Куприн проверяет своего современника, интеллигента, любовью. И рядом с ним, человеком добрым, но слабым, с «ленивым сердцем», «дитя природы» Олеся выглядит гораздо выше благородством и цельностью своей натуры. Если перед Ярмолой и крестьянами приезжий паныч выглядит добрым и благородным, то на фоне Олеси личность городского барина не всегда благовидна. Проявляется робость его чувств, боязливость, «подленькое опасение», нерешительность.

Куприн не скупится на описание красоты и личностных достоинств девушки. Она бескорыстна, бесхитростна, решительна. Олеся любит безоглядно, благородно, ей чуждо себялюбие. Иван Тимофеевич, хотя и зовёт её в жёны, но связан условностями и до конца не представляет Олесю супругой в городской жизни. Она понимает это чуткой своей душой, и потому, любя его, решительно не принимает предложение. Слишком разные они и разные у них дороги.

Фото по мотивам повести "Олеся"

Оригинальность Олеси автор подчёркивает её способностью к колдовским чарам, называя их вместе с героем мудростью тысячелетнего опыта, странным знанием, опередившим науку. Однако эти знания не приносят девушке радости, только горделивое сознание силы. По учению Церкви, чародейство даётся человеку от духов тьмы. Поэтому наука здесь и бессильна что-то объяснить. Олеся правильно понимает источник своих способностей.

Любовь побуждает девушку войти под своды храма — кульминация повести. Но тут крестьяне, считающие себя христианами, немилосердно относятся к ней и учиняют дикую расправу. Злоба и душевная тупость этих людей, выросших среди той же природы, что и Олеся, наводит на мысль о тайне развития личности героини, оставшейся неведомой для читателя и для автора.

Образ лесной красавицы долго вдохновлял Куприна в его творческих поисках и мыслях о путях развития настоящей личности.

Жанр и направление

Направление

На переломе эпох, в конце 19–начале 20 веков, в изобразительном искусстве и литературе модернизм вступил в спор с реализмом. Александр Куприн твёрдо оставался на позициях реализма, и произведение «Олеся», безусловно, принадлежит реалистическому направлению, хотя главная героиня изображена в романтическом ключе.

Жанр

Жанр — повесть. Признаки жанра: небольшой объём, ограниченное количество действующих лиц в сравнении с романом; сюжет — хроникальный (развивается во времени последовательно, событие за событием).

Проблемы и смыслы

Проблематика произведения

  1. Невежество и душевная чёрствость крестьян. По своей безграмотности они готовы видеть в любом событии и явлении природы происки колдунов. Люди агрессивны и нетерпимы в отношении тех, кто живёт иначе, чем они, и готовы на жестокую расправу.
  2. Психологический барьер между простонародьем и интеллигенцией. У каждого свой мир и своё понимание его. Попытки героя обучить грамоте взрослого мужика ни к чему не привели. Очевидно, только образование крестьянских детей может привести к устранению пропасти между народом и интеллигенцией.
  3. Формальная в массе своей религиозность народа. Крестьяне ходят в церковь, как положено по закону, но они не понимают духа христианства, что опять же связано с их безграмотностью, невозможностью читать духовные книги. И слушают ли они проповеди? В храме они переговариваются во время литургии, в Святую Троицу безобразно напиваются.

Девушка-колдунья, которая, преодолев свой страх, впервые вошла в церковь, сталкивается с ненавистью и жестокостью «православных». А будь они настоящими христианами, отнеслись бы к ней по-доброму, ведь Небо радуется, когда заблудшая овца приходит в храм Божий.

Смысл

Идея произведения: человек, живущий в гармонии с природой нравственно совершеннее цивилизованного человека. Удалённость от невежественного общества, одержимого стадными чувствами, тоже благоприятна для развития личности. Однако в этой идее есть противоречие: человек — существо общественное, и жить в одиночестве всю жизнь для него психологически очень тяжело.

Заключение и выводы

Романтическая героиня Олеся, внучка колдуньи, в своей душевной красоте противопоставлена всем персонажам повести: и главному герою, образованному Ивану Тимофеевичу, и тёмной крестьянской массе.

Образ лесной девушки — попытка Куприна изобразить идеал человека на фоне надуманных проблем цивилизованного мира и безнравственного общества. Мир, чуждый Олесе, соприкасается с ней в лице образованного Ивана Тимофеевича и разрушает её жизнь. Писатель показывает, что человек, связанный условностями, сам убивает прекрасное в душевной слепоте своей.

Критика

Современники А. И. Куприна по-разному восприняли повесть «Олеся».

Так, Чехов и Бунин, сторонники сурового реализма, отнеслись к «Олесе» прохладно.

Чехов обозначил повесть «наивной романтикой».

В то же время М. Горький оценил эту вещь как «проникнутую настроением молодости», ценя в ней непосредственность, которой в зрелом творчестве уже не будет.

Профессор Константин Бархин назвал повесть удивительным рассказом о Полесье, о любящей и великодушной девушке-«ведьме». Отдельные страницы Бархин сравнил с «музыкальным произведением — лесной симфонией».

История создания повести. Прототипы героев

Впервые повесть была опубликована в 1898 году в газете «Киевлянин». Отдельное издание вышло в 1905 году. Это произведение не лишено автобиографичности. Герой повести, как и сам Куприн, литератор, начинающий писатель. Александр Иванович тоже шесть месяцев жил в Полесье. Во время пребывания в той глуши он однажды разговорился с помещиком Порошиным, и тот рассказал писателю, как у него был роман с настоящей местной колдуньей. Звали помещика Иван Тимофеевич. Его имя Куприн дал главному герою.

Театральные постановки

Театральная премьера по произведению Куприна — всегда большое событие для зрителей. В современной театральной жизни своеобразна постановка «Олеси» в театре «Et Cetera», режиссёр которой Г. Полищук видит в повести мистическую историю любви, «сжигающей души». Режиссер ставит цель не только показать красоту отношений любящих, но и подтолкнуть зрителя к размышлению о вере.

Главная тема в постановке «Олеси» режиссёром О. Невмержицкой (Театр О. Табакова) иная — это чувство вины и малодушия.

Фильм Олеся (1971)

Аудиокнига

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Лариса Федосеева

Редактор, автор статей. Филолог (русский язык и литература).

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.

  1. Фото аватара
    Вадим

    Очень красивая и весьма реалистичная история любви, которая с легкостью может стать примером для сегодняшних отношений, в которых остается мало места истинным чувствам. Море романтики вкупе с суровой реальностью, а такое всегда цепляет…

    Ответить
  2. Фото аватара
    Юрий

    Отличное произведение, в котором рассказана история несчастной любви двух людей настолько разных во всех отношениях, что и итоге их и разлучает. Не должны никакие обстоятельства мешать любви — таков главный посыл автора.

    Ответить
  3. Фото аватара
    Анатолий

    Это одно из моих любимых классических произведений о любви, которое можно и нужно перечитывать снова и снова. и здесь не только история несчастной любви, но и нравы и обычаи тех времен, экстрасенсорика, характеры, да и сама тема. Словом, произведение на века.

    Ответить