«Гроза» — краткое содержание и анализ

Александр Николаевич Островский – выдающийся русский драматург середины XIX столетия. Его знаковое произведение «Гроза» написано в 1859 году. Пьеса вдохновлена путешествием по Волге. Островский «проникся» укладом провинциальной жизни русского Поволжья, что отразилось в настроении и атмосфере пьесы. Жанр определяется литературоведами как «народная драма», нередко «Грозу» именуют трагедией.

О пьесе:
На чтение оригинала: 1 час 30 минут (64 страниц).
На чтение обзора: 13 мин.
Название: Гроза
Автор:
Год написания: 1859
Год издания:
Жанр: Драма
Направление: Реализм

Скачать обзор:

Драматические произведения, предназначенные для постановки на сцене, принято рассматривать как в контексте литературного творчества, так и театрального искусства. Александр Николаевич Островский считал, что пьеса — это самостоятельное произведение, и, чтобы понять замысел автора, её нужно читать, а любая постановка — это интерпретация сюжета режиссером и актерами.

В данной статье представлено краткое содержание «Грозы» с элементами анализа.

Время и место сюжета

Пьеса погружает нас в реалии русской провинции накануне великих реформ Александра II. События разворачиваются в конце 50-х годов XIX столетия на волжских берегах. Местом действия стал захолустный купеческий городок Калинов — вымышленный населенный пункт. Выразились характерные черты среднерусской провинции того периода. На роль географического прототипа Калинова претендуют несколько Поволжских городов, в том числе, Кострома.

Примечательно, что с содержанием пьесы «Гроза» переплетается реальная история костромской мещанки Александры Клыковой. Правда, случилась она почти сразу после того, как драматург закончил своё произведение, а потому не могла быть первоисточником.

Такое «совпадение» говорит лишь о том, что Александр Николаевич удивительно точно прочувствовал атмосферу эпохи и местности, которую изображал. Он создал сюжет, который вполне мог иметь место в реальности. «Клыковское дело», получившее широкую огласку, — тому подтверждение. А ведь в недрах русской глубинки проживало немало женщин, чья судьба оказалось схожей с историей Катерины. О чем же эта история? Перейдем к краткому изложению содержания произведения.

Пересказ очень кратко

Пьеса «Гроза» — это произведение о несостоявшейся любви. По сути, это семейная история, поданная автором как социально-психологическая драма. Главная героини пьесы — Катерина — живет в семье со свекровью и нелюбимым мужем. Свекровь по прозвищу Кабаниха постоянно помыкает ей, стараясь поддерживать в семье домостроевские порядки, которые не нравятся ни сыну, ни дочери, ни невестке, но они не решаются возражать против них. Катерина влюбляется в Бориса, племянника купца Савела Прокопьевича Дикого.

Читайте также:  «Судьба человека» - краткое содержание и анализ

Когда супруг главной Катерины Тихон уезжает на время в столицу, влюбленные начинают тайно встречаться. Героиня счастлива с Борисом, но счастлива она только на короткое время, пока отсутствует муж. Любовь становится настолько сильной, что женщина ее не в силах скрывать.  Она признается мужу, узнаёт об этом и свекровь, и дядя Бориса.  Дикой отправляет племянника подальше от дома — в Сибирь. История заканчивается трагически — Катерина бросается в Волгу с обрыва.

Образы героев пьесы и их краткая характеристика

Действие происходит в купеческой и мещанской среде.  Всего героев пьесы — двенадцать, и автором задумано несколько человек «массовки» в сценах на улице и на берегу Волги. Шесть основных героев —  члены семей Кабановой и Дикого.

Главные герои

Характеристика Катерины

В критике образ главной героини «Грозы» вызвал наибольшие споры. Добролюбов, характеризуя Катерину, назвал ее «лучом света в темном царстве». Темное царство — это семейные порядки, основанные на не самых удачных постулатах «Домостроя», атмосфера городка Калинова, который живет в скуке и сплетнях. Калинов, по замыслу автора, представляет собой всю провинциальную Россию. Катерине с её честностью и искренностью душно здесь.

Катерина
Катерина

Николай Добролюбов считал Катерину характером «по преимуществу созидающим, любящим, идеальным», он сравнивал её с большой многоводной рекой. По его мнению, Катерина из тех, кто выдержит всё, преодолеет любые преграды, «а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Н. А. Добролюбов считал героиню пьесы обречённой на борьбу. При этом покорится ли она обстоятельствам или пойдёт на обман, — в любом случае «дойдёт до своего конца». Николай Александрович высоко ставит протест Катерины против принятых в семье Кабановых понятий о нравственности, точнее — подмены нравственности. Критик видит в Катерине героиню, «не желающую мириться или пользоваться жалким прозябанием» (Н. А. Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве»).

Другой, не менее известный, критик Д. И. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» излагает иную точку зрения на характер Катерины. Дмитрий Иванович, в отличие от Добролюбова, отстраняется от общего впечатления и подвергает образ Катерины спокойному анализу. Он не видит цельности её характера, а, напротив, подчёркивает противоречивость натуры Катерины. В душе героини «постоянно сталкиваются как бы две разные женщины». По мнению критика, она «сама путает свою жизнь», а запутав её до конца, решает проблему «самым простым и глупым способом — самоубийством».

Таким образом, Писарев не считает Катерину «лучом света в тёмном царстве». Он отмечает эксцентричность, крайнюю впечатлительность натуры героини.

«Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности».

Критик видит в героине незрелую личность, сравнивает её с Ильёй Обломовым. При всей своей душевной красоте, чистоте и честности Катерина слабохарактерная, она живёт порывами, в ней нет устойчивости.

«Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов? Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?» Д. И. Писарев

Великий знаток человеческих душ Ф. М. Достоевский в статье «»Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского» называет личную драму Катерины закономерной, он не связывает её с идеей «пагубности патриархального деспотизма», которая многим виделась в «Грозе». Катерину как личность писатель считает слабейшей.

«Лукавый, мучивший ее соблазном, любит такие натуры. Они очень податливы на любовные искушения и мало с ним борются, как будто заранее знают, что им не побороть врага. Они заранее знают, что не перенесут своего падения, что за днями восторгов потянутся длинные годы слез и раскаяния, и что лучшее, чем может закончиться их горькая жизнь, будут высокие монастырские стены, или долгие и искренние странствия по разным богомольням, если только не омут какой-нибудь реки или дно ближайшего пруда. И все-таки падают» Ф. М. Достоевский.

Фёдор Михайлович отмечает природную чистоту души героини, светлый поэтический мир Катерины, который создала её творческая душа. Муки совести из-за романтических отношений с Борисом она переживает именно по своей честности и чистоте. Не патриархальный уклад толкнул Катерину на страшный шаг, а сознание своей греховности: она не считает возможным для себя жить дальше.

Катерина воспитывалась в той же купеческой среде, что и Кабанова, но родительский дом был для неё отрадным воспоминанием: «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». В доме Кабановой вроде бы всё то же самое, но дух другой: все «как будто из-под неволи». Муж её полностью подчинился властной матери, и о другом положении дел не помышляет. Сестра мужа Варвара приспособилась к обстоятельствам: обманывает мать и живёт, как хочет.

Катерина убеждена, что замуж выйти — всё равно что похоронить себя. Порывистая, поэтическая натура её жаждет любви, она готова и мужа полюбить, но тот не понимает её состояния. Выход чувствам героиня находит в любви к Борису, тем самым порушив вековые устои. Более того Катерина вступает в противоречие со своей христианской верой. Измена мужу для неё становится страшнее самоубийства.

Счастье запретной любви было недолгим, оно отозвалось тяжёлым внутренним разладом, депрессией. Нравственные терзания усугубляла свекровь. Простившись с Борисом, Катерина уже не может вернуться домой: «…о жизни и думать не хочется,… люди, дом, стены — все противно». Удушающая атмосфера ханжества, нелюбви, непрощения даже к покаявшейся грешнице в доме Кабанихи, в самом городе Калинове добивает хрупкую натуру Катерины.

Можно по-разному относиться к образу Катерины, можно объяснять её поступки слабостью характера, но не сострадать этой редкой по красоте души героине нельзя.

Историческим прототипом, послужившим основой образа Катерины, иногда называют актрису Любовь Косицкую, так как воспоминания о детстве и юности Катерины — это воспоминания актрисы. Под влиянием рассказов Любови Косицкой, её облика, голоса у драматурга сложился образ Катерины. Ей же довелось одной из первых воплотить эту роль на театральной сцене.

Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи)

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, живущая с двумя взрослыми детьми. Она домашний деспот, недаром ее прозвали Кабанихой. Марфа Ивановна любит, чтобы все было сделано по ее правилам: все в доме должны жить по законам, которые она установила в своей семье. Деспотизм Кабанихи вырастает не только из-за своенравия ее характера. Её взгляды и поступки определяются законами Домостроя.

Кабаниха
Кабаниха

При этом в семье явно не хватает любви, уважения и доверия друг к другу. Когда Тихон собирается в поездку, он говорит: «недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». У Кабановой сухая душа, она не способна воспринимать красоту жизни, любить. Она антипод Катерины.

Характеристика Тихона Ивановича Кабанова

Тихон
Тихон

Тихон — сын Кабанихи. У него есть сестра и жена. Он робкий, неуверенный в себе человек, привыкший жить по указке матери. Он не может стать на сторону своей жены и защитить ее от матери, потому что сам боится ее.

Высказывания других персонажей пьесы характеризуют Тихона как глупого человека. Например, Кулигин: «Пора бы вам уж, сударь, своим умом жить». Обсуждая поступки Катерины, Кудряш говорит: «Хоть у нее  муж и дурак, да  свекровь-то больно люта».

Тихон — образ противоречивый. Он добрый, но бесхарактерный, жену свою Катерину жалеет, да заступиться за нее не может. Как слабохарактерный человек, когда уезжает из города, вдали от материнской опеки, начинает пить. В действии пятом, в разговоре с Кулигиным, он сам о себе говорит так: «Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил…»

Возраст героя автором не указан, но независимо от того, сколько ему лет, он остается «маменькиным сынком», беспомощным в ситуациях, когда надо принять самостоятельное решение, например, уехать из дома, в котором он глубоко несчастен. Когда погибает его жена, он винит во всем свою мать, не чувствуя за собой никакого греха.

Характеристика Варвары

Варвара и Катерина
Варвара и Катерина

Варвара — сестра Тихона и дочь Марфы Игнатьевны. Она так же, как и Тихон, стала «жертвой» жестокого характера своей матери, терпит ее попреки и унижения. Но, в отличие от Тихона, Варвара хитра, научилась лицемерию, изворотливости и не потакает своей матери.

У нее более стойкий характер, в беседах с Катериной она учит ее быть похитрее. Варвара тайно встречается со служащим купца Дикого, Иваном Кудряшом.  Зная, что мать не одобрит ее выбор, она бегает на свидания по ночам и не мучается, как Катерина, угрызениями совести. Она решается на побег из дома с Кудряшом, чтобы избавиться от материнского деспотизма. Горячей любви у неё к Ваньке Кудряшу нет, судя по авторской ремарке: целует холодно.

Варвара умеет приспособиться к жизни, она, в отличие от матери, нежестока, сочувствует Катерине. Но это натура заурядная, без затей.

Характеристика Бориса Григорьевича

Борис и Катерина
Борис и Катерина

Борис Григорьевич — единственный персонаж пьесы, которому автор дал характеристику уже в самом начале, в перечне действующих лиц. Островский написал: «Молодой человек, порядочно образованный».  Борис — племянник Дикого, приехал в город Калинов из Москвы. Он одевается модно, по-столичному, выделяясь из «общей массы» провинциальных жителей.

Но приехал он сюда потому,  что родители его умерли от холеры, а от бабушки осталось наследство, получить которое он может, только обратившись к своему дяде.  Получение наследства зависит от того, насколько почтителен Борис будет со своим дядюшкой Савелом Прокопьевичем.

Образ Бориса так же противоречив, как и образ Тихона. Каждый из героев пьесы дает ему свою характеристику. Кулигин говорит: «Хороший он человек». По мнению Варвары, он скучный. Кудряш характеризует его как смирного.

Чтобы получить наследство, Борис вынужден работать на своего дядю, даже не зная, заплатит ли тот. Борис любит Катерину, но материальная зависимость порабощает его. Когда Катерина просит взять ее с собой в Сибирь, он, боясь гнева Дикого, отказывает.

Борис не тот герой. Катерина, по словам Добролюбова, полюбила его «на безлюдьи».

Бесхарактерность, слабоволие и Бориса, и Тихона тоже посодействовали тому, что Катерина покончила с собой.

Характеристика Савела Прокофьевича Дикого

Влиятельный и богатый купец, почитаемый в Калинове.  Критика рассматривает Дикого как «яркого представителя темного царства». Приятель Кабанихи представлен типичным самодуром, полагающим. что деньги дают ему право не церемониться с людьми.

Савел Прокопьевич ворчлив, груб, падок на ругань. Нередко «отыгрывается» на своём племяннике, которому ничего не остается, как терпеть «закидоны» старика. Работников и слуг он ни в грош не ставит. Терпя отвратительное отношение к себе, работники не уверены, что получат вознаграждение за свои труды: этот персонаж известен жадностью.

Дикий
Савел Прокофьевич Дикий

Островский даёт своему герою говорящую фамилию, показывая в его образе «человеческую дикость». Это нарочито отрицательный персонаж. «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — подобные заявления Дикого часто встречаются в пьесе. Влиятельное положение Дикого в городе подчеркивает ущербное мировоззрение калиновцев: уважают не достойную личность, а «толстый кошелек».

Характеристика Ивана Кудряша

Иван Кудряш
Иван Кудряш

Конторщик в доме Дикого — единственный персонаж, не испытывающий страха перед своим хозяином. Он понимает, что нужен Дикому, и может позволить себе огрызаться. Кудряш недурён собой, поёт, играет на гитаре, самодоволен. Он пользуется успехом у противоположного пола, и сам «лих на девок». Кудряш грубоват, но незлой, способен посочувствовать. С Варварой он схож характером по бойкости и весёлости, но надеяться на продолжительность их отношений при его ветрености не стоит. Кудряшу не откажешь в решительности: сбегает с Варварой, бросив всё.

Другие персонажи

Второстепенные персонажи создают фон, они хоть и мало действуют, но важны для оформления авторского замысла и придания колорита произведению.

Доморощенный механик Кулигин — мещанин по происхождению, примерно 50 годов. Добавлен в произведение как носитель новых взглядов и идей прогресса, не получающих поддержки в закоснелой консервативной среде провинциального городка. Мечтатель, человек поэтической наружности, стремящийся изобрести «вечный двигатель», на их фоне показан добрым, интеллигентным и начитанным. Драматург отводит ему второстепенную роль, демонстрируя, что такие люди очень часто остаются незамеченными. Пусть идеи Кулигина и кажутся завиральными, этот герой вызывает симпатию. Его фамилия не случайно схожа с фамилией Кулибина — известного изобретателя, вышедшего из народа.

Странница Феклуша — на первый взгляд, неприметный персонаж, никак не определяющий повороты сюжета. Она добавлена в пьесу для расширения контекста. Сам по себе образ странника восходит к фольклорной традиции. На примере Феклуши иллюстрируется народное мировоззрение, её функция состоит в поддержании «колорита темного царства» и мифа о всемогуществе купечества. Эта героиня — антипод Кулибина.  Её суждения примитивны и ограничены. По возрасту она ровесница Кабанихи, а по уровню умственного развития — дитя. Эта черта характера подчеркивается и уменьшительной формой имени. Она не Фекла, а именно Феклуша.

Дворовая девка Глаша — приметный экземпляр, выделенный из «общей массы» слуг. Работоспособная, услужливая и тактичная, какой и подобает быть работнице, Глаша при этом показывает черты яркой личности, имеющей на всё свой взгляд. Героиня иронично относится к самой себе, Глаша общительна, вызывает доверие.

Колорита и объема образному ряду добавляют такие герои, как Шапкин и безымянная престарелая барыня. Первый появляется уже в самом начале произведения и служит для раскрытия образов других персонажей, проявляется как малоинициативный, заурядный человек.  Семидесятилетняя старуха, обозначенная в списке «действующих лиц» как «барыня с двумя лакеями», иллюстрирует «дряхлость» предрассудков и в то же время «олицетворяет злой рок».

Созданием разноплановых персонажей Островский продемонстрировал читателю и зрителю целую вереницу русских характеров, отражающих разное отношение человека к несвободе. Одни примиряются с ней и теряют свою личность, другие ведут внутреннюю борьбу, сохраняя человеческое естество, третьи стремятся к преодолению рамок, к выходу за грани несвободы.

Краткое содержание пьесы подробно по действиям

Действие 1

Первая сцена начинается диалогом Кулигина с Кудряшом. Разговор о природе, которой первый восторгается, а второй высказывает к ней равнодушие, переходит на обсуждение личности запримеченного вдали Савела Прокофьевича. Здесь читатели или зрители знакомятся с Диким и узнают историю Бориса. Знатный купец выражает недовольство появлением племянника, для которого он остался единственным родственником. Сварливый самодур не горит желанием делиться с Борисом деньгами, завещанными племяннику бабушкой.

Борис сетует на то, как ему тяжело в Калинове, ведь здешних порядков и обычаев он не знает. Герои перемывают косточки дядюшке — Дикому. Кулигин рассуждает о том, как  тяжело добыть состояние честным путем и делится своими планами и идеями, направленными на благо человечества. Он находит понимание у Бориса, которому жаль в свои молодые годы «гнить» в этом захолустье. Борис рассказывает о своей влюбленности в  Катерину.

Во второй картине появляются Кабаниха с Тихоном и Варвара с Катериной

Матушка «распекает» сына, говоря о том, что «жена ему стала дороже матери», и он неправильно с ней себя ведет. Разве будет жена бояться и слушаться такого рохлю? Тихона утомили наставления Кабанихи, но он продолжает их выслушивать. Чувствуется, что герой разрывается между матерью и женой.

Мечтательная Катерина в беседе с Варварой сравнивает себя с птицей. Ранее она летала на воле. Девушка вспоминает о своей прежней жизни, так сильно контрастирующей с сегодняшним днем. Теперь она «вянет» в глуши. Женщина думает о смерти и говорит, что больше не любит своего мужа. Старая барыня предсказывает гибель Катерины, указывая на волжские воды. Но её слова тогда никто не воспринимает всерьёз.

Действие 2

Варвара понимает, что Катерина любит другого. К мужу она испытывает только жалость, она не притворщица по натуре и готова уйти от него. Варя всё поминает, но никому ничего не говорит. Скрываться, врать и изворачиваться — обычное дело для семейства Кабановых.

Тем временем Тихон собирается уезжать по делам. Для него это возможность хоть на несколько дней вырваться из-под материнского крыла. Перед отбытием он наставляет супругу. Дублируя слова стоящей рядом Марфы Игнатьевны, он велит ей вести себя хорошо, слушаться маменьку и на других парней не заглядываться. При упоминании о других мужчинах Кате становится неловко, Тихону стыдно. Оба выглядят униженными. На прощание Кабаниха заставляет Катерину поклониться супругу в ноги.

Кабаниха бранит современные нравы, ругает молодежь. Она недовольна невесткой и выражает недоумение, что та не плачет в разлуке с мужем.

Катерина наконец-то осталась в одиночестве, но она не чувствует себя свободнее. Ей тоскливо. Женщина мечтает о другой жизни, представляя, как бы она жила свободно, работала и добро людям делала. Виновницей всех своих бед Катерина считает Кабаниху.
Варвара хитростью стремиться организовать Катерине встречу с Борисом. Катерина сомневается, порядочность ей не позволяет пойти на измену. Борис не уверен, что у женщины есть к нему взаимное чувство, но он жаждет увидеться с ней.

Действие 3

Диалог Феклуши и Глаши обрисовывает моральные устои общества и уклад жизни, представляя происходящее в доме Кабановых как норму и даже «рай» на фоне всеобщего содома.

Дикой, находящийся в нетрезвом состоянии, ведет беседы с Кабанихой, явившись к ней в гости. В поисках дяди к дому Марфы Игнатьевны приходит и Борис. Ему жаль, что находясь так близко от своей возлюбленной, он лишен возможности лицезреть её. Борис встречает Кулигина. Они отправляются гулять, рассуждают о богатстве и бедности. Собеседники становятся свидетелями поцелуя Варвары с Кудряшом. Варя сообщает Борису о месте и времени тайного свидания с Катериной.

Кудряш поёт возле дома Кабановых, Борис делится с ним своими чувствами к замужней женщине. Варвару уводит Кудряш. Появляется Катерина. Она боится встречи с Борисом, хочет его прогнать, тот пытается успокоить её. Женщина дает волю чувствам. Осознавая греховность своего поступка, она не страшится порицания окружающих. Катя и Борис взаимно признаются друг другу в любви. Мимолетное свидание подходит к концу. Они условились вновь увидеться на следующий день.

Действие 4

Спустя десять дней с предыдущих событий Тихон возвращается. Он приехал немного раньше положенного срока.

Над Волгой сгущаются тучи, собирается гроза. Дикой и Кулигин эмоционально беседуют. Вдохновленный механик рассказывает о своих идеях. В ответ на просьбу о материальном содействии получает от Савела Прокофьевича оскорбления.

Раздаются раскрыты грома. Катя предчувствует свою скорую гибель. Странное поведение жены настораживает Тихона. Кабаниха науськивает его, побуждая заставить жену признаться во всех грехах. Появляется Варвара, а вместе с нею Борис. Увидев возлюбленного, Катя бледнеет.

Кулигин призывает не боятся грозы. Народ судачит о том, что это природное явление обязательно кого-нибудь погубит. Катя считает, что это её участь и говорит об этом мужу. Варвара и Тихон пытаются успокоить её, но они не способны понять терзаний женщины.

Умалишенная старуха вновь является, твердя слова о том, что красота погубит Катерину, приведет её в омут. Ведомая страхом, Катерина признается в измене. Все десять дней, что мужа не было дома, она встречалась с Борисом. Кабаниха злорадствует.

Действие 5

Тихон делится своими переживаниями с Кулигиным, обсуждая поступок жены. Он осуждает измену, но в то же время жалеет её. Он обвиняет во всём мать, которую жутко боится. Доброе сердце Тихона готово было бы просить жену, но мать этого не позволит.

Катерина в одиночестве размышляет о своей участи. Она понимает, что сама погубила себя и потянула за собой любимого. Вместе им быть не суждено. Борис должен отправиться в Сибирь, один, без неё. Она просит молодого человека молиться за её душу.

Весть о пропаже Катерины приносит дворовая девка Глаша, начинаются поиски. Люди судачат, что какая-то женщина покончила собой, бросившись в воды реки. Тихон понимает, что это и есть Катерина.

В финале Тихон рыдает над телом жены, которую искренне любил, но не смог уберечь. Ей теперь хорошо, думает мужчина, а ему предстоит и дальше мучиться на этой земле.

Выводы по произведению «Гроза»

Название пьесы говорящее. Гроза — явление природы, пугающее калиновцев, предвещает грядущие перемены. После грозы и бури всегда наступает спокойствие и пахнет свежестью. Этот «аромат свежести» в политической жизни России драматург Островский пытался донести до зрителя и читателя, рассказывая обыкновенную семейную драму. В пьесе поднимается важная тема свободы выбора и свободы поступков, а также ответственности за свои поступки.

Критика

Пьеса была хорошо принята критиками и поставлена на сцене почти сразу после ее написания, что говорило о ее злободневности.

Прошло более полутора веков, но поднятые в произведении личностные и социальные проблемы не исчезли. Самодурство богачей, невежество, преклонение перед богатством, пренебрежительное отношение  купцов к интеллигенции, безвольные сыновья деспотичных матерей — всё это есть и в наши дни.

«»Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…»

И. А. Гончаров так характеризовал пьесу: «В …драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерной художественной полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни…»

Экранизации

«Грозу» Островского неоднократно воплощали не только на театральной сцене, но и в кинематографе. Первая экранизация появилась в далеком 1933 году. Она считается классической. Фильм снят режиссером Владимиром Петровым. В роли Катерины Алла Тарасова.

В 1977 году кинокартину по мотивам пьесы сняли Феликс Глямшин и Борис Бабочкин.

Вольной интерпретацией сюжета Островского, перенесенного в современную российскую действительность, стала недавняя картина Григория Константинопольского. Фильм «Гроза» 2019 года вызывал противоречивую реакцию.

Используемые материалы
Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Ягодкин Анатолий

Автор материалов. Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик.

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.

  1. Фото аватара
    Вадим

    Пьеса на все времена, по-другому и не скажешь. Дважды смотрел театральные постановки по ее мотивам, и пришел к выводу, что она будет жить еще долго, поскольку всегда останется актуальной…

    Ответить
  2. Фото аватара
    Ольга

    Не сайт, а находка. Сын готовится к сдаче экзамена по литературе, выбрал как дополнительный. Уже набирает материал. Все произведения раскрыты в полном объёме, дана характеристика героев, сюжет. Помощь в подготовке неоценимая.

    Ответить
  3. Фото аватара
    Анатолий

    «Гроза» Островского — очень сильное произведение. Ну а его главную нероиню Катерину я запомнил надолго. А вообще гроза — явление такое, что жди перемен… Но к лучшему ли они?!

    Ответить
  4. Фото аватара
    Михаил

    Пьеса не плохая — пересмотрел постановки несколько раз по ее мотивам. Произведения раскрыты обширном объёме, восхитительные сюжеты.

    Ответить