Краткое содержание рассказа Старуха Изергиль

Алексей Максимович Пешков — классик русской литературы, одна из ключевых фигур литературного процесса конца XIX – первой трети XX века. Прославился под псевдонимом Максим Горький, которым подписывал свои произведения. В этом литературном имени отразилась непростая судьба автора.

Многим он известен как пролетарский писатель, однако есть в его творчестве и произведения иного рода, пропитанные духом романтизма. К таким относится его рассказ «Старуха Изергиль», написанный в начале сложного творческого пути, в середине 90-х гг. XIX века.

Информация о рассказе:
На чтение оригинала: 40 минут (22 страниц).
На чтение обзора: 14 мин.
Название: Старуха Изергиль
Автор:
Год написания: 1894 год
Год издания:
Жанр: Рассказ в рассказе
Направление: Романтизм

Скачать обзор:

Горький отмечал «Старуху» как лучшее своё творение. Рассказ повествует о проблемах жизни, судьбы, долга. Он весьма необычен. Это одно из тех произведений школьной программы, читать которое будет действительно интересно и полезно молодым людям, стоящим на пороге взрослой жизни.

Ознакомление с рассказом предусмотрено в курсе литературы за 7 класс. Представленное в данной статье краткое изложение и анализ произведения школьники могут использовать для читательского дневника.

Место и время действия

Действие рассказа начинается в Бессарабии, так зовутся южные земли между Черным морем и Дунаем. Сегодня эта культурно-историческая область разделена между тремя государствами. По ней проходит граница нынешних Молдавии и Румынии, а южная часть относится к Украине.  Как раз на современных украинских землях и состоялась встреча рассказчика со старухой Изергиль. В тексте есть четкое указание: «Эти истории мне рассказали под Аккерманом». Теперь город называется Белгород-Днестровский.

Горький писал свой рассказ, когда Бессарабия была частью Российской империи, славилась живописностью, тёплым морским климатом, что привлекало путешественников. Место действия играет важную роль в пространстве рассказа, природа и население этого края создают особый колорит, превосходно переданный автором.

Встреча автора с главной героиней, старухой Изергиль, происходит примерно в 1991 году, в так называемый «золотой сезон года», в конце лета – начале осени, во время сбора винограда. Большую часть повествования занимают рассказы старухи. Первая и третья её истории — старинные легенды, и время в них неопределённое: когда-то очень давно (много тысяч лет назад, стародавние времена). Второй рассказ Изергиль — о её молодости.

Читайте также:  Краткое содержание и анализ рассказа Ивана Бунина Антоновские Яблоки

Таким образом, в рассказе присутствует несколько временных пластов. Для писателя не имеет особого значения, когда именно происходит действие, так как люди во все времена проявляют жестокость, эгоизм и совершают подвиги.

Пересказ содержания очень кратко

Теплым осенним вечером автор знакомится со старухой Изергиль. Она рассказывает ему три разных истории.

  1. Легенда о Ларре Первая повествует о гордеце по имени Ларра, сыне орла и человека. Он кичился своим происхождением, несправедливо относился к людям и в конце концов совершил убийство.Соплеменники изгнали его, сделав изгоем. Карой для героя стала вечная жизнь, вечные скитания, он искал смерти, но она не приходила к нему. Так и ходит Ларра по земле, став тенью.
  2. История старухи Изергиль Вторая история Старухи Изергиль — краткое описание её собственной жизни.В разговоре с рассказчиком она вспоминает о том, как была молода и красива. В её жизни было много мужчин, которых она по-своему любила. Большинство возлюбленных страстной Изергиль забирала смерть. Ей и самой пришлось на душу взять грех убийства.Она жила ярко, любила мужчин горячих, интересных. На склоне лет Изергиль осела в Бессарабии и теперь коротает старость в одиночестве, вспоминая богатое прошлое.
  3. Легенда о Данко Третья история — Легенда о Данко. Её герой добр и самоотвержен, он посвятил жизнь служению людям и пожертвовал собой ради них.
    Когда племя Данко оказалось под угрозой гибели в темном лесу, он вызвался быть проводником и отвести людей в более пригодные для жизни места. Долгий путь утомил соплеменников, они обозлились на Данко. Тогда герой вырвал из груди своё пламенное сердце и осветил людям путь к лучшей жизни.
    Вот только народ его жертву не оценил. Как только угроза миновала, о герое моментально забыли, а его сердце было растоптано. С тех пор над степью появлялись голубые искры, так Данко напоминал о себе.

Краткое содержание по главам

Глава 1. Легенда о Ларре

Рассказчик работал на виноградниках в компании молдаван. Начало повествования снабжено краткими, красочными описаниями работников, мужчин и женщин, атмосферы южного вечера, в котором и происходит встреча со старухой Изергиль. Молдаване поют, пляшут, играют на скрипке.

Старуха и повествователь

Герой не хочет идти с ними и остается беседовать с колоритной старухой Изергиль. Поднимается луна. Вдруг Изергиль замечает, что идет Ларра и указывает на него собеседнику, но он ничего не видит, кроме тени. Он спрашивает у старухи, почему та зовет тень именем Ларра. «Так это он и есть», — отвечает старуха, говоря, что Ларра давно превратился в тень. А дальше она рассказывает легенду.

Много тысяч лет назад далеко за морем жило могучее племя людей, которые пасли стада и охотились, пировали и играли с девушками. Однажды во время пиршества после удачной охоты с неба спустился орел и унес одну из самых красивых девушек племени. Пущенные стрелы не достали орла, поиски похищенной ни к чему не привели. Скоро о ней забыли.

Орел похищает девушку во время пиршества

А через двадцать лет она пришла сама, «измученная, иссохшая», с юношей, красивым, как она сама когда-то. Оказалось, орел жил с нею в горах, как с женой, а юноша — их сын. Отец красавца, постарев и ослабев, поднялся ввысь, сложил крылья и ринулся вниз на скалы.

Люди смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он не лучше их, только глаза у него были другие — по-орлиному холодные и гордые. Юноша говорил со старейшинами, как с равными. Оскорбленные, они возмутились, но сын орла надменно ответил, что таких, как он, больше нет, и почитать старейшин — не для него. Разгневанные, они решили, что сыну орла нет места среди них.

На слова «пусть идет, куда хочет» он рассмеялся, подошел к одной красивой девушке и обнял ее. Та была дочерью одного из старейшин, осудивших сына орла. Она оттолкнула этого красивого парня из страха перед отцом. В ответ гордый красавец убил ее на глазах у всех. Люди, пораженные содеянным, решили казнить преступника. Пока они выбирали казнь, мать его стояла молча на коленях перед соплеменниками.

Один мудрец решил спросить у высокомерного юноши, почему он это сделал. Тот не сразу снизошел до ответа, но, в конце концов, пояснил: убил он девушку, потому что она оттолкнула его, а ему была она нужна. Парню возразили, что девушка не его, а если человек чем-то владеет, он платит за это умом, силой или жизнью. Сын орла сказал, что «хочет сохранить себя целым».

Жители решают как наказать сына орла.

Долгие разговоры ни к чему не привели. Все поняли, что этот юноша «считает себя первым на земле и, кроме себя не видит ничего», чем обрекает себя на одиночество. Страшное наказание для него подсказал мудрец — отпустить его, пусть будет свободным. В подтверждение речи мудрого грянул гром посреди ясного неба.

Юноша получил имя Ларра — отверженный. Он стал жить вольно, делал, что хотел, похищал скот, девушек. Ни стрелы, ни камни не причиняли ему вреда — невидимый покров высшей кары защищал Ларру. Так жил он не один десяток лет, вился около людей, но однажды пришел к людям и не стал защищаться, когда они бросились на него. Кто-то догадался, что Ларра хочет умереть, и все остановились, не желая облегчать участь отверженного. Над ним смеялись, а он дрожал, слыша этот смех.

Люди понял что Ларра ищет смерти

Попытки несчастного заколоться ножом, разбить голову о камни не привели ни к чему. Люди порадовались, что он не может умереть и ушли, оставив его. А Ларра лежал на земле и смотрел в небо, наблюдая полет могучих орлов. Тоской в его глазах можно было отравить всех живущих на земле. Так он и ходит с тех пор по миру в ожидании смерти, уже став тенью, не понимая речи людей и их поступков. Так был наказан человек за гордость.

Глава 2. Жизнь старухи Изергиль

Изергиль в молодости
Услышав пение, Старуха говорит собеседнику, что так петь после тяжелого рабочего дня могут только люди, которые искренне любят жизнь. Она погружается в воспоминания и рассказывает историю своей жизни. В юные годы, не покладая рук, она трудилась ткачихой, но в то же время её жизнь оказалась яркой, полной чувств, любовных приключений, путешествий.

Она росла с матерью на хуторе вблизи небольшого городка. В 15 лет встретила первого возлюбленного. Он был рыбаком с Прута, встречалась с ним по ночам, каталась на лодке. Мать, когда узнала о её связи, избила дочь. Любимый был готов бежать с ней на  Дунай, но юной особе, к тому времени, он уже разонравился.

Но мне уж не нравился он тогда – только поет да целуется, ничего больше! Скучно это было уже.

Рыбак с Прута
«Был он такой высокий, гибкий, черноусый, веселый.»
Огненно-рыжий гуцул
«Был хорош… Рыжий был, весь рыжий – и усы, и кудри! Огненная голова.»

Подруга знакомит её с одним из гуцулов, которые шайками ходили по окрестностям. Рыбак, горюя по любимой, прибивается к гуцулам, и вскоре встречает другую. Оба любовника (рыбак и гуцул) за совершенные преступления были повешены. Изергиль присутствовала на казни.

Рыбак и гуцул по разному шли на встречу своей смерти:

Вот огненно-рыжий, усатый гуцул идет умирать, спокойно покуривая трубку. У него, наверное, были холодные, голубые глаза, которые на всё смотрели сосредоточенно и твердо.

Вот рядом с ним черноусый рыбак с Прута; плачет, не желая умирать, и на его лице, бледном от предсмертной тоски, потускнели веселые глаза, и усы, смоченные слезами, печально обвисли по углам искривленного рта.

Непродолжительное время, почти неделю, она живет в качестве одной из жен в гареме турка. Но, ей там быстро наскучило, и она сбегает оттуда в Болгарию с его 16-летним сыном.

В гареме у турка
«Но скучно стало… – всё женщины, женщины… Восемь было их у него… Целый день едят, спят и болтают глупые речи… Или ругаются, квохчут, как курицы…»

Юноша по непонятным причинам, то ли от тоски по дому, то ли от любви, умирает. Изергиль винит в его гибели себя.

Мальчик? Он умер, мальчик. От тоски по дому или от любви… но стал сохнуть он, так, как неокрепшее деревцо, которому слишком много перепало солнца… так и сох все… Помню, лежит, весь уже прозрачный и голубоватый, как льдинка, а все еще в нем горит любовь…

Там же, в Болгарии, вступает в отношения с женатым мужчиной, за что чуть было не лишается жизни. Ревнивая супруга пырнула её ножом.

Исцеляется Изергиль в польском монастыре. Здесь она завязывает отношения с маленьким поляком, братом спасшей её монашки. Он был подлым и нередко наносил ей обиды. Однажды, не стерпев оскорбление, она взяла его на руки и сбросила в реку.

Он был смешной и подлый. Когда ему нужна была женщина, он ластился ко мне котом и с его языка горячий мед тек, а когда он меня не хотел, то щелкал меня словами, как кнутом.

В Польше, Изергиль понимает что ничего не умеет делать, и решается торговать своим телом.

Жид один купил меня; не для себя купил, а чтобы торговать мною. Я согласилась на это. Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать. Я ничего не умела и за это платила собой.

Но такая жизнь не смутила Изергиль. Она планировала заработать денег и вернуться домой на Бырлад. Много у неё пировало панов, многих она разорила. Один даже продал все свои земли и дома и, даже, лошадей ради того, чтобы она была его, но Изергиль прогнала его.

В то время она была влюблена в «одного достойного пана» — вояку с изрубленным лицом. Он очень любил подвиги и это прельщало Изергиль. Она не знает как он помер, но предполагает, что его убили русские во время бунта.

А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.

Последним её возлюбленным стал шляхтич Аркадек. К тому времени она жила в Кракове, была свободной, хорошо обеспеченной женщиной. Считала себя старухой, хотя ей было только три десятка. Молодой человек долго обхаживал панночку, но когда добился её благосклонности сразу бросил. Тут Изергиль и поняла что стала стара.

Она спасла его из плена, ради чего пошла на убийство. Но их отношения всё равно прекратились. Решив остепениться, героиня селится в Бессарабии, выходит замуж. О муже старухи Изергиль в тексте ничего не сообщается. Известно лишь, что он умер, и теперь старая женщина осталась одинокой, она знает много легенд и охотно рассказывает их.

Изергиль в старости

Сквозь свой рассказ, вспоминая грехи прошлого, старуха доносит до читателя важную мысль: в жизни всегда есть место подвигу, «кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы  оставить после себя свою тень в ней».

Вторая глава плавно переходит в третью. Когда Изергиль закончила рассказ, вдалеке стали видны голубые искры. Старуха рассказала своему собеседнику, что это искры от горящего сердца Данко.

Глава 3. Легенда о Данко

В незапамятные времена в степях, окруженных лесами, жил беззаботно и жизнерадостно народ, но пришли враги и согнали людей со своей земли в непроходимую лесную чащу, в места непригодные для жизни. Они был смелы, но не готовы принять смерть, «потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы». Думали люди, что делать, и хотели было сдаться на милость победителей, но нашелся среди них смельчак по имени Данко. С огнем в глазах он говорил о том, что этот безжизненный лес не бескраен, а значит из него можно выйти. Он выразил готовность повести людей за собой, и те поверили ему.

Легенда о Данко

Путь оказался долгим, силы были на исходе, вера в Данко иссякала. Грянула гроза. Не способные признать собственную слабость люди набросились на Данко. Зачем он пообещал им сделать то, на что оказался не способен? Они чуть было не растерзали героя, а тот воспылал лишь жалостью к своим спутникам.

Он искренне желал спасти их. У парня было пламенное сердце, и Данко вырвал его из груди, поднял над головой и осветил путь, словно фонарем. Сердце этого благородного юноши пылало любовью, оно горело ярче солнца. Ведомые светом люди вышли из леса, а герой упал на землю и умер. Вырванное сердце продолжало гореть рядом с ним.

Получив, что хотели, люди даже не подумали о Данко. До его смерти никому не было никакого дела. Нашелся один человек, испугавшийся яркого света, излучаемого сердцем, и не придумал ничего лучше, как раздавить его ногой. Сердце Данко угасло, но от него полетели искры и с тех пор на небе появляются голубые огоньки.

Герои рассказа «Старуха Изергиль» и их краткая характеристика

Повествователь

Рассказчик и Изергиль
Повествователь — образ, за которым скрывается фигура автора. Описания личности и подробных сведений об этом человеке в тексте нет. Многое о нём читатель может почерпнуть из контекста. Рассказчик молод, но для своих лет уже достаточно мудр. В Бессарабию он приезжает на работы по сбору винограда.

Читательское воображение рисует его хорошо сложенным, физически сильным и довольно симпатичным юношей. Он демонстрирует черты увлекающейся, творческой личности.

Молодой человек обособляется от своей компании, предпочитая общество старухи Изергиль, которая вызывает у него большой интерес, в беседах с ней рассказчик проявляет себя как внимательный, чуткий слушатель.

Старуха Изергиль

Старуха Изергиль
Старуха Изергиль — центральный персонаж рассказа, раскрывается в двух разных образах и ипостасях. Во-первых, она выступает одновременно и как главное действующее лицо, и как рассказчица. Во-вторых, в ней объединены две героини разных возрастов — старая и молодая, умудренная опытом старуха, из уст которой звучат истории, и молодая ветреная девушка, фигурирующая во второй главе.

Она была статная, гордая, с чувством собственного достоинства, но не гнушалась тяжелой работы. Страсть двигала ею, вспыхивая и угасая, она жила чувствами, меняя возлюбленных и не размениваясь на встречи с теми, с кем отношения закончились.

«Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.»

Изергиль любила для себя, эгоистично, ничем не жертвуя. Однажды она спасла из плена любимого, но ждала от него благодарности. Она была из тех, кто брал от жизни всё, не задумываясь от будущем, и судьба привела её к одинокой старости. Её потрепала жизнь.

В тексте присутствует красочное описание внешности. По нему сложно предположить, что в прошлом она была огненной красавицей. Перед читателем предстает древняя, невесть сколько лет живущая на свете бабка с крючковатым носом, изъеденным морщинами лицом и беззубым ртом.

Образ глубокой старухи — это иллюстрация безвозвратно ушедшего, потерянного времени. Великолепная рассказчица, многое знающая и понимающая в жизни, сохранившая ясный ум, она говорит скрипучим голосом, как будто не языком, а костями вещает из вечности.

«Живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень», — так характеризуется в тексте старуха Изергиль.

Ларра

Ларра
Ларра — красивый и невероятно сильный юноша, физически превосходящих всех людей. Но за внешней привлекательностью и мощью скрывается нелицеприятное нутро. Произошедший от орла и женщины герой демонстрирует «орлиные повадки» в своём поведении, его взгляд по-птичьи холоден.

Он безжалостен и высокомерен, понятия об уважении к другим, о почитании старших ему чужды. Гордость, осознание собственного превосходства, вседозволенности и стремление к безграничной свободе — вот что им движет.  Свобода и стала его наказанием. Ларра — это не родовое имя, а прозвище, со значением отверженности. Так молодого человек назвали, изгоняя из общества.

Данко

Данко
Данко — антипод Ларры. Данко красив и смел, им движут отвага и любовь. Он живет не для себя, а для других, и готов пожертвовать своей жизнью для спасения людей. Любовь Данко к людям так сильна, что в ответ на злобные обвинения и желание убить его он чувствует жалость к ним и огромное желание спасти.

Второстепенные персонажи

Мать Ларры
Мать Ларры — девушка, похищенная из племени орлом и спустя 20 лет вернувшаяся вместе с сыном. До похищения автор характеризует её как «черноволосую и нежную», сравнивая с ночью, а после уже зрелая женщина описывается «измученной» и «иссохшей». Нрав сына добавил ей горя, но, каким бы он ни был, она любила его и молча, на коленях взывала к милости соплеменников.
Отец Ларры
Отец Ларры — орел, гордая горная птица, жесток и силен. Смириться с приходом старости оказалось ему не под силу, и он предпочитает принять смерть, разбившись о скалы. Из повествования следует, что Ларра, как обычно говорят в таких случаях, пошел «весь в отца».
Любовники Изергиль – целая вереница разноплановых мужских образов, в тексте характеризуются короткими эпитетами, многое о героях в рассказе Горького говорят их поступки. Все мужчины главной героини имели какую-то изюминку.

Первый — черноусый веселый рыбак, любивший петь, — раскрывается как натура нежная и романтическая. Будучи приговоренным к казни, он заплакал, стоя на эшафоте.

Другие: ласковый и злобный рыжий гуцул, немолодой богатый и важный турок, его 16-летний сын, маленький поляк, о котором старуха вспоминает как о «галантном и жестоком». Последним был шляхтич Аркадек, которого Изергиль полюбила в сорок лет.

Общество, или «образ толпы». Коллективным действующим лицом в рассказе Горького является толпа, писатель называет её «народ», то есть нация, общность людей с историческими, культурными и практическими связями. Но, как сказал один поэт, «без Бога нация — толпа, объединённая пороком».

С одной стороны, Горький указывает на некоторые устои, которые общество стремится сохранить, а, с другой стороны, показывает равнодушие и жестокость толпы — немилосердное отношение к Ларре, который пришёл к людям со страшной тоской в глазах.

Люди с радостью сбрасывают решение своих проблем на чьи-то плечи, принимая чужую жертву и инициативу как «само собой разумеющееся». Но при этом они неблагодарны и неблагородны.

В злобе люди хотели растерзать Данко за своё же безволие и бессилие. Когда он вывел их в свободное благодатное место, его смерти никто не заметил, а пылающее рядом с трупом сердце один осторожный человек притушил ногой.

В людях и по сей день сохраняется жестокость, эгоизм, неблагодарность, но, когда они сталкиваются с этими пороками в ком-то другом, — яростно осуждают.

История создания

В 1891 году 23-летний Горький путешествует по Бессарабии. В воздухе этого края юноша почувствовал «романтический дух», который был ему  близок. Под впечатлением от поездки у молодого литератора появился замысел будущего рассказа «Старуха Изергиль». В 1894 рассказ был написан. Эта дата обоснована письмами Горького писателю В. Г. Короленко. Первая публикация в «Самарской газете» относится к следующему 1895 году.

Ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал», — отзывался автор о своём творении.

Анализ произведения

Тема

В рассказе три сюжета объединяет сквозная тема: для чего стоит жить.

Все герои рассказа красивы и горды, но их ценности различны. Человек волен выбирать, как прожить свою жизнь, но вместе с правом выбора на него ложится и ответственность за его последствия

Ларра в гордыне и эгоцентризме любит только себя, он ценит неограниченную свободу в своих действиях, но тем самым он отделяет себя от человеческого общества. Жизнь только для себя, вне людей стала его трагедией,

Изергиль прожила жизнь в пылких страстях, она легко забывала прежних возлюбленных и никому не хотела подчиняться. Она жила среди людей, но для себя, за что поплатилась одинокой старостью.

Благородный Данко выбрал служение людям, пусть и неблагодарным. Его жертвенность не была напрасной: остались искры его сердца, которые зажигали огонь в других благородных сердцах.

Идея

Человек должен жить для чего-то большего, чем он сам, тогда его жизнь не будет напрасной.

Проблематика

Жизнь и свобода — ключевые идеалы современного общества и базовые права человека, закрепленные в международном и национальном праве. Максим Горький задумался о сущности этих категорий задолго до того, как они были утверждены в юридических документах. Герой одной из новелл Ларра стремился к полной свободе, и он её получил, но сделало ли это его  счастливым, принесла ли ему благо «вечная жизнь»? Нет, они стали для персонажа самым страшным наказанием.

Изложенная Горьким история показывает, что факт жизни как существования и свобода как абсолют сами по себе ничего не стоят. Для жизни в полном смысле этого слова человеку нужен человек, поддержка общества, взаимопонимание. Данко же с легкостью отдает свою жизнь, которая не была бы ценностью в дремучем лесу, где он и его соплеменники вынуждены выживать. Лучше достойная гибель во спасение, чем такая жизнь.

Равнодушие, эгоизм человека и общества — ещё одна важная тематическая линия рассказа. Автор показывает людское равнодушие, сказавшееся на судьбе центральных героев рассказа. Равнодушие и эгоизм  могут быть присущи как отдельной личности, так и толпе. В первой части крайний эгоист — Ларра, но сообщество осудивших его людей тоже не вызывает симпатии: они равнодушны и бесчувственны к многолетним страданиям этого несчастного, который пытался прийти к ним.

Эгоистична Изергиль, не сожалеющая тех, кто остался в прошлом, кого она якобы любила. В третьей части проявляется «коллективный эгоизм», который погубил Данко. Явственно и равнодушие спасённых к его жертве. Эгоизм и равнодушие неразрывно связаны. Эгоист видит только себя, и равнодушен к жизни других.

Гордость и гордыня — похожие слова с разным смыслом. Обо всех героях произведения говорится, что они горды, но горды они по-разному. Ларра одержим гордыней, то есть непомерной гордостью, он превозносится над всеми. Гордость Изергиль — высокое мнение о себе, нежелание быть у кого-либо в подчинении. В этом она схожа с Ларрой. Гордость Данко — чувство собственного достоинства, достоинства человека.

Композиция

Рассказ в рассказе — форма повествования, предполагающая, что часть сюжетной линии представляет собой историю,  озвученную или написанную одним из героев произведения. В мировой литературе этот принцип довольно популярен, иногда его ещё называют «принципом матрешки».

Именно он лег в основу композиционной структуры «Старухи Изергиль». Внешняя канва сюжета сводится к пребыванию автора в Бессарабии, его работе на виноградниках, встрече и беседе со старухой Изергиль. Эта часть повествования важная для оформления и понимания историй, звучащих из уст старухи Изергиль. Сюжетно истории не связаны друг с другом, однако дополняют друг друга по смыслу. Начало и конец рассказа — два «зеркальных» сюжета, о злом и о добром герое. Обе их можно определить как легенды, рассказанные старухой. А в сердцевине — подлинная история героини, рассказчицы, которая раскрывается, в том числе, и в контексте звучащих из её уст сюжетов.

Жанр и направление

«Старуха Изергиль» — это рассказ, то есть  эпическое произведение малой формы, один из основных жанров прозаической литературы. Произведение имеет ряд особенностей. Помимо рассмотренной выше композиции, к ним относится манера повествования. Читателя порадует образный, поэтичный язык произведения. Текст преисполнен эпитетами, краткими, но меткими описаниями. Горький буквально «живописует» картины словом.

В рассказе явно проявляются черты, характерные для литературы романтического направления:
  • Во-первых, это антураж и колорит, выбор место действия и атмосфера, созданная автором.
  • Во-вторых, изображение жизни, не связанной с окружающей действительностью.
  • В-третьих, изображение героев исключительных, одиноких, находящихся в конфликтных отношениях с обществом.

Ряд литературоведов усматривает в рассказе и реалистические черты. Откровенно романтические мотивы и сюжеты Горький сближает с реальностью. Рассказ «Старуха Изергиль» можно рассматривать как пример произведения, демонстрирующего переход от романтизма к реализму. Жанрово его часто определяют как «рассказ-притча».

Аудиокнига

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Ягодкин Анатолий

Автор материалов. Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик.

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.

  1. Фото аватара
    Вадим

    Прекрасно помню это произведение и его изучение в старших классах. Давалось нелегко, а вот с таким бы кратким обзором было бы намного проще, но тогда, увы, интернета еще не было…

    Ответить
  2. Фото аватара
    Юрий

    Поистине гениальное произведение Максима Горького, в котором автор поднимает важнейшие и вечные принципы жизни общества, его переживаний и чаяний, желаний и пороков.

    Ответить
  3. Фото аватара
    Анатолий

    Название, конечно, запоминающееся, а вот сам сюжет слегка подзабыл. Должен сказать, что для меня несколько неожиданно что такое произведение написано «краснознаменным» автором, но от того ещё интереснее перечитывать его снова и снова.

    Ответить
  4. Фото аватара
    Надежда

    Это талантливое произведение занимает одно из лучших мест в линейке русской литературы. Главная мысль здесь — это служение обществу, жизнь с ним в гармонии, а не ради себя, только тогда жизнь будет полноценной и со смыслом. Старуха Изергиль это совсем поздно поняла. А таких людей и сейчас хватает.

    Ответить