Песнь о вещем Олеге

Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях нередко обращался к историческим сюжетам, оживляя прошлое в прозаических текстах и поэтических строках. Эпизод древнерусской истории воспроизводится автором в стихотворном произведении «Песнь о вещем Олеге».

О балладе:
На чтение оригинала: 5 мин.
На чтение обзора: 5 мин.
Название: Песнь о вещем Олеге
Автор:
Год написания: 1822 г.
Год издания:
Жанр: Баллада
Направление: Романтизм

Скачать обзор:

Жанр и форму небольшого поэтического творения определяют по-разному, применяя к нему термины поэма и баллада, а чаще всего именуют просто стихотворением, относя к сюжетной лирике романтического направления. Сам автор называл его песнью.

Действующие лица и их краткая характеристика

В стихотворении персонажей немного, ряд действующих лиц и исторических деятелей упоминается вскользь, характеризуются герои через яркие образы и метафоры.

Главные герои

Князь Олег
Олег Вещий – князь, правитель древней Руси. Историчность князя Олега подтверждается известными источниками, в частности «Повестью временных лет».

Олег Вещий — Новгородский и Киевский князь. Вошел на княжение в Новгороде после смерти Рюрика, объединил новгородские и киевские земли под своим началом. Согласно историческим данным был Великим князем в Киеве с 882 по 912 год.

Князь Олег известен своими завоеваниями и военными победами. Пушкин упоминает о них, представляя князя храбрым воином и рассудительным правителем. В тексте он называет князя «мудрым», «могучим владыкой». При этом Александр Сергеевич показывает мирскую сторону легендарной исторической персоны. «Могучий владыка», воин изображается человеком со своими чувствами, привязанностями, предрассудками. Воссозданный под пером Пушкина Олег – суеверен, он доверяет предсказаниям старца, скрепя сердце расстается со своим конём.

Считается, что прозвище «Вещий», под которым Олег вошел в историю, ему дали за способность предвидеть многие события.

Через образ князя и его поступки автор также отражает особенности мировоззрения человека периода Древней Руси.

Пушкинский образ князя Олега стал основой для восприятия личности этого правителя, хотя князь Олег в «Песни» — литературный персонаж. Автор создал его, опираясь на «Историю» Н. М. Карамзина и другие источники, дающие представление об этой исторической фигуре.

Личность Олега в истории оценивается по-разному. Некоторые ученые ставят под сомнение его смелость и воинскую доблесть, указывая, что князь был скорее хитер, чем храбр, и хитростью объясняются его военные победы. Такую версию озвучивает, например, С.М. Соловьев.

В.М. Васнецов "Встреча Олега с кудесником"

Конь Олега – любимец князя, его постоянный спутник, князь относится к коню как к другу, называет его «мой верный товарищ», «мой верный слуга».
Кудесник или волхв – старец, предсказавший Олегу гибель от коня. Волхвы занимали особое место в древнерусском обществе, были уважаемы, и даже наделенные властью и могуществом люди почитали их. «Волхвы не боятся могучих владык».

Действие произведения «Песнь о Вещем Олеге» происходит до принятия христианства, во времена язычества. Волхвы – так называли жрецов, прорицателей, колдунов. Считалось, что они имеют связь с высшими силами.

Пушкин использует имена языческих божеств для отражения мировоззрения древних славян.  «Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник».

Перун – одно из основных божеств древнеславянского языческого пантеона, бог-громовержец, считался небесным покровителем князя и его дружины.

Второстепенные персонажи

В «Песни о Вещем Олеге» упоминаются Игорь и Ольга.

Игорь Рюрикович

 

Князь Игорь – древнерусский князь, вошел на княжение после гибели Олега. Считается, что Рюрик оставил после себя княжить Олега при малолетстве Игоря.
Княгиня Ольга

 

Ольга – супруга Игоря, княжила в Киеве после смерти мужа.

В эпизоде «тризны» Игорь назван «князем», показана преемственность власти, движение истории вперед.

Дружина князя Олега – коллективное действующее лицо, спутники князя, иллюстрирует древнерусское воинское братство, войны вместе с князем воюют и пируют. «Они вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они», — эта фраза повторяется дважды, ею заканчивается произведение.

Краткое содержание произведения «Песнь о вещем Олеге»

Начинается произведение с описания исторической ситуации и военных походов главного героя.

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам

На своём пути князь встречает кудесника. В беседе тот упоминает о взятии Олегом Константинополя – важном военном достижении князя

Победой прославлено имя твоё, твой щит на вратах Цареграда.

Олег просит кудесника предсказать его судьбу, спрашивает о том, где его ждет гибель.

Скажи мне кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною

И скоро ль на радость соседей врагов

Могильной засыплюсь землею?

Кудесник говорит, что смерть князю принесет его конь. Олег решает расстаться со своим верным спутником, велит ухаживать за ним, хорошо кормить.

Через время Олег интересуется, как поживает его любимец, и узнает, что его конь умер. Князь гневается на кудесника, называет его «лживым, безумным стариком». «Мой конь и доныне носил бы меня», — говорит Олег и «хочет увидеть он кости коня».

Отправляясь на место, где покоится животное, князь встает головой на череп и беседует с ним. «Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!», — с горькой, по-видимому, усмешкой произносит он. Внезапный укус змеи оборвал его жизнь. Кудесник оказался прав.

Игорь на костях своего коня.
Факт смерти князя Олега от змеиного укуса отражен в «Повести временных лет».

Стихотворение заканчивается красочным описанием поминок по Олегу

Аудиокнига

Песнь о вещем Олеге — читать онлайн

Анализ произведения

Тематика

  • Тема рока и судьбы считается основной в произведении, исторический сюжет о князе Олеге стал для Пушкина поводом для размышления о предопределенности, неотвратимости человеческой судьбы. Автор показывает естественное желание человека знать свою участь, какой бы она ни была.
  • Поднимается проблема жизни и смерти. Князь Олег славно жил, вошел в историю как герой, но погиб нелепо. Важным мотивом произведения является тема «пророчества», которая раскрывается через образ кудесника, в нём соединяются черты пророка и поэта, недаром старец назван «вдохновенным».
  • Тема дружбы и воинского братства – второстепенные, но значимые вопросы. Дружба показана через отношение князя к своему коню, животное представляется самым близким ему существом и фактически очеловечивается. Братство и воинская доблесть показаны в контексте общения с воинами.
  • Патриотизм и историзм – темы, раскрывающиеся через упоминания и описания битв, заслуг Олега, деталей и особенностей времени.
  • Также в «Песне о Вещем Олеге» просматривается тема предательства, пусть и невольного. Олег отказался от своего друга-коня, фактически предал его, и кара настигла правителя.

Композиция

Для произведения характерная традиционная линейная композиция. Первая и последняя главы – пролог и эпилог. В основной части можно выделить завязку – встреча с кудесником, кульминацию – новость о гибели коня и развязку – смерть Олега.

Образы

Для стихотворения характерен яркий образный ряд. Образ смерти, например, предстает в обличии змеи, что не только соответствует исторической действительности, но и придает метафоричности и многослойности стихотворным строкам, ведь образ змеи в славянской культуре очень многогранен. Взяв за основу исторический сюжет, автор в поэтических строках образно отражает уклад того времени.                    .

Средства выразительности

Текст «Песни о Вещем Олеге» преисполнен метафорами и эпитетами, Пушкин дает яркие характеристики персонажам и явлениям. Змея-смерть описывается как «черная лента».  Пример метафоры, то есть образа, созданного при помощи переносного значения слов – «обманчивый вал» синего моря.

Автор прибегает к приёмам сравнения: «кудри их белы, как утренний снег».

Погружая читателей в эпоху, когда происходили описываемые события, автор использует язык, характерный для того времени – старорусские слова и устаревшие словоформы. Сбирается, а не собирается, «бранное поле» — поле боя, «тризна» — поминки, рубились в значении «сражались», чело – лоб. Подобных примеров стилизации в тексте можно найти очень много.

Основная идея

Даже сильные мира сего не властны перед ударами судьбы. Выдающиеся личности меняют ход истории, но не могут изменить ход собственной жизни и предотвратить печальную участь. Героизированные в общественном сознании правители были людьми своего времени, способными к проявлению слабости, испытывали чувство страха перед смертью – эти мысли доносит до нас Пушкин через красочные строки своего стихотворения.

История создания

«Песнь о вещем Олеге» относят к ранним произведениям Александра Сергеевича. Оно было написано в период «южной ссылки», как называют период биографии Пушкина с 1720 по 1724 год. «Вещий Олег» вышел из-под пера поэта в 1722 году.

Находясь в изгнании, поэт побывал во многих южных городах, в том числе, посетил Киев. Находясь возле одного из древних курганов, он услышал, будто бы здесь похоронен сам Олег, и заинтересовался личностью легендарного правителя.

Основным источником для изучения исторических событий послужила «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Николай Михайлович, в свою очередь, пересказывал сюжет о князе Олеге, опираясь на «Повесть временных лет».

Пушкина тронула история князя, он описал ее и раскрасил яркими красками художественного слова, дав собственные трактовки образам и явлениям.

☑ Тест по произведению

Вы хорошо усвоили материал? Для проверки собственных знаний и закрепления полученной информации, мы предлагаем вам пройти тест по произведению.
Скачать обзор:
Читайте также:  На дне - краткое содержание и анализ
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Ягодкин Анатолий

Автор материалов. Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик.

Оцените автора
( 5 оценок, среднее 4.8 из 5 )
 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Елена
    «Песнь о вещем Олеге» переносит нас в то далекое прошлое, когда наши предки – восточные славяне были язычниками. Всё, что окружало их: камни, травы, река – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ – богов.
    Ответить
Adblock
detector