Гранатовый браслет — повесть о большой любви

Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» в своё время получила высокую оценку М. Горького, что утвердило её положение в русской литературе. С восторгом отзывался о повести К. Г. Паустовский: "Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви...". И в официальной школьной трактовке "Гранатовый браслет" стал символом большой, чистой любви.

О повести:
На чтение оригинала: 3 часа 11 минут (192 страниц).
На чтение обзора: 12 мин.
Название: Гранатовый браслет
Автор:
Год написания: 1910 г.
Год издания:
Жанр: Повесть
Направление: Реализм

Скачать обзор:

Очень краткий пересказ

Вера Николаевна Шеина — княгиня, жена предводителя дворянства отмечает на даче свой день рождения в узком кругу друзей. Её муж князь Василий испытывает материальные затруднения, и Вера Николаевна старается быть экономной.

Приехала жизнерадостная Анна, сестра княгини, чтобы помочь в подготовке к встрече гостей. Сёстры давно не виделись, они идут на обрыв полюбоваться морем и наговориться. Ближе к вечеру стали съезжаться гости. Среди них — генерал Амосов, крёстный Анны, сослуживец отца сестёр, они называют его дедушкой.

Князь Василий развлекает гостей юмористическими рассказами собственного сочинения о забавных случаях из жизни друзей и близких. Его творчество пользуется успехом. Когда гости собрались играть в карты, горничная неожиданно передаёт Вере небольшой пакет. Его содержимым оказался гранатовый браслет.

Это подарок от давнего поклонника. В прилагаемой записке он почтительно просил принять подарок и подписался «Г. С. Ж.». Вера Николаевна сочла нужным расказать о подарке мужу. При этом присутствовал её брат Николай, который крайне возмущён поведением какого-то незначительного чиновника. На следующий день князь Шеин и брат Веры разыскали таинственного дарителя браслета.

Им оказался молодой человек, мелкий чиновник Желтков. Он признался князю, что полюбил Веру Николаевну ещё до замужества, и эта любовь составила смысл его жизни. Василий Львович великодушно посочувствовал страдальцу, но брат Веры разговаривал с ним жёстко, с позиции сословного превосходства. Князь вернул браслет Желткову с просьбой не беспокоить больше жену. Тот просил разрешения переговорить с Верой Николаевной по телефону. Разговор внёс ясность: она тяготится его любовью. После этого молодой человек поклялся, что о нём больше не услышат.

На следующий день Вера узнала из газет о кончине Желткова. Официальной причиной самоубийства считалась растрата казённых денег. Скоро почтальон принёс письмо на имя княгини, написанное несчастным перед смертью. Желтков просил прощения за вмешательство в её жизнь, благодарил за всё и желал ей счастья.

Вера, тронутая письмом, поехала проститься с покойным. Хозяйка квартиры показала его комнату. Мёртвое лицо было умиротворённым, на губах застыла безмятежная улыбка. Когда княгиня уходила, хозяйка передала ей слова Желткова, что самое лучшее произведение Бетховена соната №2. По возвращении домой она обратилась к подруге, пианистке Женни Рейтер, с просьбой сыграть что-нибудь. Женни исполнила именно эту сонату. Вера слушала со слезами, облегчающими чувство вины, ей казалось, что Желтков рядом и простил её.

Время и место сюжета

Начало повести открывает нам мир русского общества начала двадцатого столетия. Действие начинается на северном побережье Чёрного моря, в пригородном морском курорте, на даче князей Шеиных. Ближайший город не назван, но по всем признакам это Одесса.

Список действующих лиц повести и их краткая характеристика

Куприн даёт выразительные характеристики героев.В произведении нет положительных или отрицательных оценок задействованных лиц, писатель предоставляет читателю оценивать их самостоятельно.

Главные герои

Князь Шеин, Василий Львович
Князь Шеин Василий Львович — предводитель  дворянства, известный человек в губернии. Положение обязывает жить широко, и он едва сводит концы с концами. Князь остроумен, наделён весёлым нравом, радушный хозяин. Он любит жену, добрый, искренний. Василию Львовичу свойственно великодушие: он не разгневался на поклонника княгини, оправдывая его невозможностью быть виноватым в любви, и с чуткостью понял, что присутствует «при какой-то громадной трагедии души».
Княгиня Шеина, Вера Николаевна
Княгиня Шеина Вера Николаевна — супруга предводителя уездного дворянства, аристократически красива, строго проста, со всеми холодно любезна, всегда сохраняет царственное спокойствие. Вместе с тем добра и отзывчива. Вера понимает материальные трудности мужа и старается на всём экономить.

Вышла замуж по страстной любви, со временем её пылкость уступила место чувству прочной и искренней дружбы. Вера бездетна, хотя «жадно» хочет детей, очень любит племяников. Княгине досаждают письма тайного поклонника, но смерть его не оставляет её равнодушной. Она искренне переживает трагедию и задумывается о том, что её «жизненный путь пересекла … истинная любовь».

Желтков Георгий Степанович
Желтков Георгий Степанович — мелкий чиновник, работающий в контрольной палате. Ему около тридцати лет, у него нежное девичье лицо, голубые глаза. Желтков беден, вместе с тем у него ранимая и страстная душа, он глубоко поимает музыку и способен на сильное чувство. Около семи-восьми лет герой безнадежно любит Веру Николаевну. Ничто на свете его не интересует, кроме неё. Время от времени он напоминает княгине о себе.

На день рождения Веры Желтков дарит ей самое ценное, что имелось в его семье — старинный гранатовый браслет. При этом он заменил серебро, по которому были расположены камни, на золото, дутое, низкопробное. Замена потребовала большую для героя сумму, и он пошёл на преступление: растратил казённые деньги.

Объясняясь с мужем и братом любимой женщины, Георгий Степанович искренен, держится с достоинством. Он не трус: на угрозы Николая не обращает внимания, ведёт разговор только с Василием Львовичем. Вопрос о прекращении преследования княгини Желтков решает только разговором с самой Верой Николаевной. Она, его божество, не желает, чтобы он даже издали следил за её жизнью, и Желтков ставит точку.

По отзыву хозяйки квартиры, это был чудный человек.

Второстепенные герои

Тугановский Николай Николаевич — родной брат Веры и Анны. Он занимает должность помощника прокурора. Серьёзен, на жизнь смотрит как реалист, чужд романтики, в область человеческих чувств вникать не любит. В Желткове видит только мелкого чиновника, компрометирующего его сестру.
Фриессе, Анна Николаевна — младшая сестра Веры Шеиной, совсем не похожа на неё ни внешне, ни по складу характера. Анна весёлая, задорная, любит флирт, но мужу не изменяет, хотя презирает его. В её живой натуре есть тяга к  религиозности: носит власяницу даже под низким декольте. Добра и щедра. Имеет двоих детей.
Аносов Яков Михайлович — старый генерал, крестный отец Анны, сослуживец отца сестёр, ходит с палкой и слуховым рожком, нездров. Простой и мужественный человек, добрый, умный, возмущён повсеместным развратом. Аносов был неудачно женат: супруга сбежала с актёром. В разговоре заявляет, что любовь должна быть трагедией, хотя сам имеет смутное преставление об этом чувстве: приводит в пример две известные ему истории, в которых имеет место рабская плотская зависимость мужчины от порочной женщины.
Женни Рейтер — знаменитая пианистка, давняя подруга княгини.

Краткое содержание «Гранатовый браслет» по главам

Для более подробного понимания произведения рассмотрим повесть Куприна по главам. Так можно проследить, как развивался сюжет, и что приблизило его печальный финал.

Глава 1

В середине августа на черноморское побережье пришло ненастье. Все жители прибрежного дачного поселка поспешили вернуться в город. Княгиня Шеина осталась на даче — в её городском доме шёл ремонт. В начале сентября погода поменялась, стало тепло и солнечно. Вера очень радовалась первым дням ранней осени.

Глава 2

Именины Веры Николаевны отмечались 17 сентября. День выдался погожим, и княгиня стала готовиться к приезду гостей, которые обещались быть к обеду. Вера обрадовалась, что можно избежать пышного приема — родовое имение было почти расстроено предками, но жить требовалось выше средств. Прежняя страстная любовь Веры к мужу стала крепкой дружбой и теплой привязанностью.

К имениннице приехала ее сестра, Анна Николаевна Фриессе, чтобы помочь принять гостей и подготовиться к празднику. Внешне сестры были совершенно не похожи, но с детских лет сохранили привязанность друг к другу.

Глава 3

Анну тянуло к морю — она давно его не видела. Сестры ненадолго присели на скамью под обрывом — полюбоваться морским видом. Анна переживает острую радость от соцерцания красоты. Здесь она вспомнила о подарке для Веры и вручает сестре старинный молитвенник, превращенный её усилиями в записную книжку.

Глава 4

Гости стали съезжаться уже к вечеру. Приехал и генерал Аносов, сослуживец покойного отца сестёр, крестный отец Анны. Ветеран многих сражений, за всю военную карьеру он ни разу не ударил солдата. Во время кампании 1877-1879 года Аносов получил ранение, после которого его слух стал стремительно ухудшаться. За боевые заслуги старика назначили комендантом крепости. В городе он имел репутацию чудака.

Читайте также:  Господин из Сан-Франциско. Короткое содержание

Аносов был привязан к дочерям своего товарища, помнил их ещё маленькими девочками, и они любили его.

Глава 5

Праздник начался. Во время обеда муж Веры, князь Василий Львович, веселил собравшихся забавными рассказами. В основе их всегда лежало реальное событие, произошедшее с кем-то из близких или друзей. Правда в его небольших сюжетах удачно сочеталась с вымыслом, и получилось очень весело. Первая история была составлена вокруг несложившейся женитьбы Николая Николаевича, брата Веры. После этого князь развеселил гостей забавной историей про Густава, мужа Анны. Смешно было всем, включая Густава.

Вера Николаевна отметила про себя количество гостей: их было тринадцать. Она почувствовала суеверное беспокойство.

Поздно вечером все, кроме Веры, стали играть в покер. Вера Николаевна узнает от горничной, что ей передали еще один подарок ко дню рождения. Даритель остался неизвестным, а подарком стал браслет, отделанный камнями граната. Здесь автор предлагает читателям описание гранатового браслета: он был золотой, низкопробный, а центральную часть украшения венчают пять гранатов чистого цвета и великолепной огранки. К браслету прилагалось письмо, подписанное инициалами неизвестного. Почерк княгиня узнала: «Ах, это — тот!».

Поклонник поздравлял её с днём Ангела, просил не гневаться за письма семилетней давности и принять в дар браслет, камни которого были на серебряном браслете его прабабки. Для Веры Николаевны он перенёс камни на золотой в том же расположении. Таким образом, браслета ни касалась ничья рука. Далее автор письма уверял в благоговении, преклонении и рабской преданности. Вера размышляла, говорить мужу о подарке или нет.

Глава 6

Княгиня возвращается к гостям. Василий Львович показывал нескольким из них свои рисунки в домашнем альбоме, который дополнял его юмористические рассказы. рисунки вызывали громкий и заразительный смех. Последняя история в иллюстрациях называлась «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». Текст у Василия Львовича был ещё в процессе «изготовления». На просьбу Веры «лучше не нужно» муж не обратил внимания и начал весёлый рассказ о страстных посланиях телеграфиста к ней.

Глава 7

Сестры продолжают праздник. Генерал Амосов говорит о храбрости и о том, что на войне нет бесстрашных, каждый боится по-разному. Рассказывает старый генерал и о своих любовных приключениях, особенно запомнилось ему одно, которое произошло в Болгарии. После разговора с крестницей и ее сестрой генерал решил уехать. Сестры его провожают. Вера просит мужа прочитать письмо, которое она получила вместе с браслетом.

Глава 8

Позднее генерал и сестры продолжают начатый разговор. Темой беседы стала любовь, вернее — ее отсутствие. По мнению генерала, причиной угасания любви стали мужчины. В жизни своей генерал не встречал настоящей любви. Он убеждён, что любовь должна быть величайшей тайной в мире, вне всяких расчётов, она должна быть трагичной. О похожем на неё привёл в пример два случая. Один «продиктован глупостью», другой — «одна жалость».

Генерал поинтересовался у Веры, что в истории с телеграфистом, рассказанной её мужем, правда. Вера охотно поведала ему о преследовании её «каким-то безумцем» ещё в девичестве, его любовных письмах и, наконец, подаренном браслете. В раздумье генерал предположил два альтернативных варианта: «ненормальный малый, маниак» или «любовь, о которой грезят все женщины и на которую больше не способны мужчины».

Глава 9

Вера Николаевна вернулась домой и услышала, как ее муж и брат Николай обсуждают подарок. Брат, служивший в прокуратуре, считал, что история о таинственном поклоннике может испортить репутацию семьи. Мужчины сошлись во мнении, что дарить браслеты благородным замужним женщинам — странная затея. Было решено найти тайного вздыхателя, потребовать оставить княгиню в покое, подарок  вернуть дарителю.

Глава 10

Брат Веры Николаевны и ее муж, нашли поклонника Веры. Им оказался Георгий Степанович Желтков, мелкий чиновник. Георгий сразу признался, что именно он нарушал спокойствие княгини. Семь лет назад, однажды в цирке, он встретил Веру Николаевну и безответно в нее влюбился. Он изредка писал ей любовные письма, впервые осмелился сделать ей ценный подарок. Разлюбить Веру Николаевну он не может. Даже если его посадят в тюрьму, он и там найдёт способ дать знать ей о своём существовании. Ему остается только умереть.

Прежде чем продолжить разговор, Желтков попросил позволения отлучиться на десять минут для телефонного звонка княгине. Во время его отсутствия Николай возмущается либеральным отношением князя к обожателю жены. Василий Львович объясняет, что этот человек не может лгать, он не виноват в своём чувстве, «которое до сих пор не нашло истолкователя». Князь не просто сочувствовал ему. Происходящее с Желтковым он назвал «громадной трагедией души».

Георгий вернулся и попросил разрешения написать Вере Николаевне последнее письмо, после которого они больше никогда не услышат о нём. По просьбе княгини он заканчивает «эту историю».

Князь рассказал жене подробно о визите к Желткову. Услышанное её не удивило, но несколько взволновало, она почувствовала, что развязка будет трагичной.

Глава 11

Интуиция не обманула Веру Николаевну — Георгий Желтков застрелился. Княгиня узнала о трагедии из утренних газет. Она весь день размышляла о нём, удивляясь нахлынувшим чувствам. Вспомнился ей и разговор с Аносовым на тему любви.

Почтальон приносит Вере прощальное письмо Жеткова. Тот писал, что свое чувство он расценивает, как огромное счастье, что вся жизнь для него заключена в ней. просил прощения за вторжение в её жизнь и благодарил, что она есть на свете и прощался навеки. Желтков писал, что его любовь не болезнь, не маниакальная идея (он себя проверял), это чувство Бог ему дал за что-то в награду. В заключение герой восторженно благословляет её словами молитвы: «Да святится имя Твоё».

Письмо возымело действие на Веру, ей захотелось увидеть человека, который её любил, и проститься с ним. Князь благосклонно отнёсся к её решению.

Глава 12

Вера Николаевна приехала на квартиру, которую снимал бедный чиновник, и разговорилась с квартирной хозяйкой. Женщина рассказала княгине о последних днях жизни Желткова, а после провела в комнату, где лежал покойный. Веру поразило выражение его лица — спокойного и безмятежного.

Хозяйка передала последнюю просьбу своего квартиранта. Желтков просил, что если вдруг попрощаться с ним придет дама — пусть она послушает его любимое музыкальное произведение: «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato». Услышав последнюю просьбу страдальца, княгиня заплакала.

 Глава 13

Вера Николаевна вернулась поздно. Дома ее ждала подруга Женни Рейтер. Княгиня попросила подругу сыграть, не сомневаясь, что та выберет нужную мелодию. С первых аккордов вера Николаевна узнала сонату, о которой так просил бедный Желтков. Музыка будоражила ее и одновременно приносила избавление. После заключительных аккордов княгиня поняла, что Желтков простил её.

Анализ произведения

После прочтения повести у одних читателей создаётся впечатление, что в ней пример подлинной  любви, бескорыстной и всепоглощающей, у других остаётся сомнение: должна ли любовь быть такой? В произведении несомненно влияние  декаданса,  для которого характерны мотив самоубийства,  исчезновение Бога и обожествление человека.

А. Куприн в эпоху нравственного разложения и цинизма решил написать о большой и чистой любви. Он сам плакал над своим произведение, говорил, что ничего более целомудренного не создавал. Он заявил о любви, которая всецело поглощает личность, о любви трагической, которая рядом со смертью, подразумевая в трагичности высоту. Один из героев, генерал Аносов, утверждает, что о такой любви мечтает каждая женщина.

В толковых словорях нет однозначного толкования любви. Князь Василий в 10 главе говорит о ней как о чувстве, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». На самом деле истолкование есть, просто люди забывают о нём. Даже мало-мальски верующий человек понимает, что Бог есть любовь, которая ничего не имеет общего с человеческими страстями. В Библии сказано, что «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10), то есть соблюдение заповедей, это любовь в браке, что можно видеть в отношениях Веры и Василия Львовича.

Читайте также:  Отцы и дети: краткое содержание и анализ романа

В жизни есть базовые понятия, данные свыше, но человек склонен делать всё по-своему, что оборачивается для него трагедией.

В этой повести сила художественного слова Куприна опасна для юных влюблённых, могущих пойти по стопам главного героя. И зачем нравственно и психически здоровой женщине обожествление и рабское поклонение? Генерал Аносов в данном случае ошибался.

Основная мысль произведения

Принято считать идеей «Гранатового браслета» преображающую силу любви, которая придаёт значительность фигуре Желткова и освещает однообразную жизнь княгини Веры. Некоторрые критики считают главным героем не влюблённого чиновника, который так или иначе заявляет о себе даме сердца, а мужа героини, который всё делает для её счастья.

Жанр и направление

Большинство произведений А. Куприна создавались в рамках реализма. И «Гранатовый браслет» не стал исключением. Писатель стремился отобразить окружающую его действительность и справедливо выписывать характеры героев своей повести. Его персонажи естественны и реальны, а внимание к деталям лишь усиливает впечатление от происходящего. Читатель может отнести повесть к документальному рассказу и поверить, что все это произошло на самом деле (хотя многие детали и сама канва повести действительно основаны на реальных событиях).

Сам А. Куприн называл «Гранатовый браслет» рассказом, хотя структура произведения полностью подходит под определение «повесть». Действие происходит в ограниченном отрезке времени и число персонажей сравнительно невелико. Каждое слово просто и емко описывает происходящее, а многие географические названия реальны. Поэтому читатель до конца погружен в реалистичность произведения и переживает вместе с героями так, будто они ему знакомы.

Особенности сюжета и важные детали

Сюжетная линия выстроена с соблюдением всех правил литературной композиции: вначале экспозиция, где читателей знакомят с семьей Шеиных, потом завязка — получение княгиней гранатового браслета в подарок. Кульминация — разговор мужа и брата княгини с безнадежно любящим её Желковым. Развязка — смерть героя и визит к нему Веры. Финальным аккордом звучит музыка Бетховена и слёзы облегчения княгини, чувствующей присутствие, любовь и прощение Желткова.

Главная особенность конфликта в повести — его неочевидность. В произведении нет отрицательных или положительных героев. Автором описаны реальные люди, вместе со своими достоинствами и недостатками. А. Куприн не выставляет никаких оценок ни поступкам, ни характерам своих персонажей.

Важной деталью является название повести. Гранат — камень, олицетворяющий верную любовь и преданность. Поэтому он был неслучайно выбран автором в качестве основного украшения. Гранатовый браслет — старинная реликвия, и в семье Желтковых его передавали из поколения в поколение. Вручая княгине браслет, Желтков вместе с украшением вверяет ей себя: свое прошлое и будущее.

Весомая деталь, раскрывающая причину трагедии героя, — это слова из молитвы «Отче наш», которые он постоянно повторяет в адрес своего божества, Веры Николаевны: «Да святится имя Твоё». Как бы ни казались они прекрасными и целомудренными наивному читателю, Желтков кощунствует. Он сотворил себе кумира, любимая женщина стала центром мироздания и заняла место Бога в его душе. Несчастный нарушает одну заповедь за другой: желает жены ближнего, крадёт казённые деньги, убивает — себя.

Почему повесть закончилась трагически

Трагическая развязка предопределена в повести. Автор задаёт её словами генерала Аносова: «Любовь должна быть трагичной». Соглашаться или не соглашаться с этой точкой зрения — вопрос мировоззрения. Несчастный герой полагает, что ему Богом дано необыкновенное чувство, но этот милый, трогательный, глубокий  человек стал жертвой собственного заблуждения: любимая женщина заняла место Бога в его душе. Желтков потерял главный ориентир в жизни, в этом его трагедия.

Герой симпатичный, тонко чувствующий музыку Бетховена, его чувство кажется возвышенным, но по сути Желтков одержим страстью: он преследует Веру письмами, признаниями, тревожа женщину, которая счастлива в браке. Любовь от Бога не толкает человека на недостойные поступки: например, растрату казённых денег. И никогда не подводит к последней черте. С точки зрения христианства, самоубийство — самое худшее, что может сделать человек.

Чувство Желткова лишь на поверхностный взгляд является великой любовью. На самом деле он захвачен человеческой страстью. Герой стал жертвой искусителя, и потому не нашёл для себя иного выхода, как застрелиться.

Возможны ли другие варианты окончания повести?

Принимая во внимание воспитание, происхождение Веры Николаевны, её любовь к мужу (переход от пылких чувств к истинной дружбе не означает исчезновение любви), немыслимо думать, что она ответила бы на чувство Желткова и вступила бы с ним в романтические отношения. А случись такое, великая любовь резко пошла бы на убыль.

Но, возможно, Желтков остался бы жив, если бы к нему приехал князь без брата своей жены, человека без сантиментов, с жёсткими требованиями. Если бы Вера Николаевна по телефону не сказала ему, как ей надоела эта история. Если бы он не растратил казённых денег. Но одно к одному — всё сложилось так, что герой не видел другого исхода.

Молодой человек был совсем один. Некому было поддержать его, никто не помог увидеть ему его любовь в истинном свете. Случись такое, не было бы этой трагической развязки.

Критика

Критики и другие писатели — современники автора — тепло встретили новое произведение А. Куприна, отмечая его свежесть и почти документализированную точность описания характеров и чувств.

Так, М. Горькой называл «Гранатовый браслет» «хорошей литературой и искренне радовался появлению этой повести.

По мнению критика А. Горнфельда, в памяти читателя остается смешной и наивный «маленький человек», который представлялся критику современным Дон Кихотом.

А. Бартенев отмечал, что описанная в повести любовь может быть отнесена к категориям высшего порядка.

Филимонова Н. В. говорила об Александре Куприне, как об авторе, наиболее полно среди современников исследовавшего тему любви. По ее мнению, именно неразделенная любовь обязана тому, что в рассказах писателя накал страстей получается особенно глубоким, при внешней незаметности или даже обыденности происходящих событий.

А вот советскими критиками произведение было принято достаточно холодно, так как не укладывалась в рамки произведений, обязательных к прочтению строителями светлого будущего.

Прошло время Куприна и советской критики, появилсь иные мнения о «Гранатовом браслете». Например, в эссе Вл. Березина «Салат и человек»: «А «Гранатовый браслет» оказался сущим крошкой Цахесом, и прежде всего — он не то, чем кажется» (Новый мир, 2020, №8).

История написания

«Гранатовый браслет» — литературное описание реальной истории, которая случилась со знакомыми писателя. А. Куприн узнал о ней при просмотре семейного альбома. Жена губернатора делала карандашные рисунки к письмам, которые ей присылал безответно влюбленный в нее телеграфный чиновник. Однажды и она получила от своего тайного поклонника небольшой подарок: коробочку с позолоченной цепочкой и кулоном в виде миниатюрного пасхального яйца.

В реальной жизни служащий переболел своей любовью, и вскоре перестал писать письма. Но для настоящего автора такой конец истории был бы неприемлем.

А. Куприн преобразил действующих персонажей, сделав их более реальными, чем действительно существовавшие люди. Красной нитью через все произведение проходит тема любви: Шеина к жене, Густава — к Анне, а несчастного Желткова — к Вере Николаевне. Цепочка с кулоном была заменена на браслет с гранатами, которые олицетворяли для писателя три чувства — гнева, страсти и любви.

Аудиокнига

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Лариса Федосеева

Редактор, автор статей. Филолог (русский язык и литература) с опытом преподавания языковых дисциплин.

Оцените автора
( 13 оценок, среднее 4.85 из 5 )
 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Вадим
    «Гранатовый браслет» — одно из моих любимых школьных произведений. Только Куприн мог так просто и понятно описать нюансы и тонкости самого большого чувства, ярко показал состояние и переживания человека, впервые с ним столкнувшегося. Перечитываю с удовольствием иногда и сейчас…
    Ответить
  2. Анатолий
    Хорошо помню это произведение еще со школьных времён. Куприну удалось показать своё видение любви и развития любовных страстей. Думаю, каждому образованному человеку, как минимум, не помешает ознакомление с данным произведением.
    Ответить
Adblock
detector