Н. М. Карамзин. Бедная Лиза: краткое содержание и анализ

В 1792 году Николай Михайлович Карамзин написал повесть «Бедная Лиза», ставшую новым словом в русской литературе. Писатель отошел от строгой назидательности классицизма, читателю открылся мир чувств героев, которые вызывали сострадание.

О повести:
На чтение оригинала: 45 минут
На чтение обзора: 11 мин.
Название: Бедная Лиза
Автор:
Год написания: 1792
Год издания:
Жанр: Повесть
Направление: Сентиментализм

Скачать обзор:
Произведение включено в программу по русской литературе за 9 класс средней школы.

Время и место действия

Действие произведения происходит в 60-х годах XVIII века в Москве и ее окрестностях, на что указывают Симонов и Данилов монастыри и Воробьевы горы. В начале повествования — весна, судя по ландышам, которые продает героиня. В конце — начало осени.

Содержание повести очень коротко

Отец Лизы, «зажиточный поселянин», умер, когда ей было 15 лет. С этих пор девушка неустанно трудилась, зарабатывая на пропитание себе и матери. Однажды весенним днем она продавала ландыши и познакомилась с молодым красивым дворянином Эрастом. Между ними вспыхивает чувство. Эраст и Лиза проводят все вечера вместе. Поначалу Эраст готов был оставить свет ради Лизы, но когда она утратила невинность, интерес к ней был уже не тот.

Однажды он известил ее, что должен отправиться на войну, им придется разлучиться. Эраст уезжает. Месяца через два Лиза случайно увидела его в роскошной карете. Она узнала, что любимый Эраст помолвлен с другой. Герой проиграл в карты все свое состояние и, чтобы поправить дела, женится на богатой вдове. Лиза не в силах пережить измену — и бросилась в пруд, на берегу которого она была счастлива с Эрастом.

Герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и их характеристика

Количество задействованных лиц в произведении ограничено. Главных героев двое — влюбленные Лиза и Эраст.

Читайте также:  А. С. Пушкин. «Пиковая дама»: краткое содержание и анализ повести

Бедная Лиза

Лиза
Лиза — прелестная юная поселянка (крестьянка). Она заботится о своей больной матери, здоровье которой пошатнулось со смертью мужа. Лиза работает по мере своих сил, чтобы они с матушкой могли прокормиться. Она тоже скорбит по отцу, но не поддается унынию и старается подбодрить родительницу. Лиза честная, щепетильна в отношении денег: не берет лишнего за свою работу.

Героиня понимает, что Эраст ей не пара и жениться на крестьянке он не может. Однако заверения любимого в его вечной преданности дают девушке надежду. Здравый смысл уступил место чувству: Лиза отказывается выйти замуж за богатого крестьянина, человека своего круга. Даже слезы и мольбы матери не поколебали ее решения.

Девушка полюбила впервые, эта любовь захватила ее всецело. Она живет и дышит Эрастом, поэтому предательство его стало для нее страшным ударом. Лизу поразил поступок любимого, когда он в утешение дал ей сто рублей. За кого принимал он ее? Что ей деньги, когда жизнь для Лизы обесценилась без Эраста.

Карамзин изобразил простолюдинку в ключе сентиментализма. Героиня слишком чувствительна. Речь тоже не характерна для крестьянки, так могла бы говорить городская мещанка, умеющая читать и писать. Лиза не умела ни того, ни другого.

Эраст

Эраст
Эраст — молодой дворянин, хорош собой, богат. Герой неглуп, добр, способен к искреннему чувству, но слаб характером. Образованный Эраст читал европейские идиллические романы и Лизу воспринимал как героиню такого романа — молоденькую пейзанку. Свежесть и невинность девушки привлекли искушенного ветреника Эраста. Новая, чистая любовь увлекла его.

Герой даже мечтал жить с Лизой в каком-нибудь удаленном месте как брат и сестра. Но молодой человек не знал своего сердца. Сначала в отношениях влюбленных не было ничего плотского, и они были счастливы своей целомудренной любовью. Но потом наступил момент, когда Эраст не смог устоять. Дальнейшие отношения потеряли для него былую прелесть. Герой охладел к Лизе, стал появляться реже. Он не думал, что на нем лежит ответственность за девушку.

Эраст ушел на войну, но провел ее не на полях сражений, а за игрой в карты. Все свое имение герой проиграл. Чтобы исправить положение дел, он решил жениться на богатой вдове. Лизу при этом вспомнил и вздохнул. Встретив ее в городе, он, как принято было поступать с простолюдинками, дал денег за моральный ущерб.

В дворянской среде нередко случались у молодых людей «истории» с крестьянками, и значения этому не придавали. Так отнесся к своему любовному приключению и Эраст. Рассуждал и действовал, как принято: всучил сто рублей и успокоил совесть. Дворянин не подумал даже, какая трагедия происходит в душе крестьянской девушки.

Эраст человек слабый, легкомысленный, эгоистичный, но назвать его негодяем нельзя. Известие о судьбе Лизы поразило его, он глубоко раскаивался, считал себя убийцей.

Второстепенные герои

Мать Лизы — добрая и чувствительная женщина. Она непрестанно оплакивает покойного мужа, на что Карамзин заметил: «…и крестьянки любить умеют!». Единственная радость старушки после смерти любимого супруга — дочь. Мать Лизы до крайности наивна, не замечает очевидного — влюбленности дочери и доброго барина друг в друга. Гибель дочери стала еще одним ударом для женщины, и пережить его она не смогла.

Рассказчик — от его лица ведется повествование. Рассказчик был знаком с Эрастом, от него и узнал эту историю. Он сожалеет о судьбе Лизы, навещает ее могилу. Повествователь сердечный, чувствительный человек. Момент, когда Эраст отправил Лизу со двора, вызывает в нем бурю эмоций: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». И все же рассказчик не становится обвинителем, он сочувствует раскаянью героя.

Эпизодический персонаж

Анюта — соседская девушка 15 лет. Лиза называет ее подружкой. Анюта видела последние минуты жизни несчастной и гибель. Ей Лиза поручила передать деньги для матушки и просьбу о прощении.

Краткое содержание повести «Бедная Лиза»

Повествователь хорошо знал и любил окрестности Москвы, часто бродил в этих местах. Больше всего его привлекал холм с развалинами монастыря, по правую сторону которого раскинулась Москва, текла светлая река, за ней зеленела дубовая роща, красовался золотыми куполами Данилов монастырь. По левую сторону — хлебные поля с двумя-тремя деревеньками и село Коломенское.

Окрестности Москвы

У развалин Симонова монастыря рассказчик воображал монахов, некогда живших здесь, думал о их судьбах, рассматривал врата храма с изображением чудес. Но более всего вспоминал он о бедной Лизе.

Эта юная девушка жила вместе со своей старой  матерью в бедной хижине недалеко от монастырских ворот. Отец Лизы умер, когда ей было 15 лет. Он был зажиточным крестьянином, жизнь вел трезвую, много работал. Без него Лиза с матерью не справлялись с хозяйством и быстро обеднели. За небольшую плату они сдали землю внаем.

Мать Лизы доживала шестой десяток, смерть мужа подорвала ее здоровье. Вдова каждый день проливала слезы и ослабела так,  что работать уже не могла. Лиза взяла на себя заботы о содержании их маленькой семьи: ткала, вязала, собирала на продажу в Москве цветы и ягоды. Девушка говорила матери, что пришел ее черед заботиться о ней, как мать когда-то кормила ее и ходила за ней.

Лиза тоже скучала по отцу, но старалась быть веселой ради своей родительницы. Заветной мечтой вдовы было выдать дочь за хорошего человека.

Прошло два года после смерти отца. Весенним днем Лиза отправилась продавать ландыши в Москву. На одной из улиц ей повстречался молодой барин. Он пожелал купить у нее букетик, но вместо пяти копеек предложил за него рубль. Во столько оценил он «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки». Лиза не польстилась на рубль и взяла за цветы положенную цену.

Лизе повстречался молодой барин.

Молодой дворянин выказал желание всегда покупать у Лизы цветы, спросил, где ее дом. На другой день Лиза вновь пошла в Москву с цветами, целый день она ждала появления вчерашнего незнакомца и никому больше не хотела продавать цветы. В конце дня она выбросила их в реку. На следующий день вечером незнакомец пришел к дому Лизы.

Он представился Эрастом, был любезен с матерью девушки. Добрый барин пришелся по душе старушке. Эраст предложил матери, чтобы Лиза продавала свою работу только ему, не ходила бы в город, он сам наведывался бы к ним. Мать Лизы с радостью согласилась на такое предложение. После его ухода мать говорила, как добр, как хорош Эраст, вот бы жених Лизы был таков. Но Лиза с горечью воскликнула, что это невозможно, ведь он барин.

Лиза с ее красотой и добродетелями произвела большое впечатление на Эраста. До сей поры ветреный молодой человек искал только развлечений и удовольствий, вел жизнь рассеянную, что ему наскучило. В девушке-поселянке, как ему казалось, он нашел «то, чего сердце его давно искало». И Эраст решил хотя бы на время оставить большой свет.

Лиза после прихода Эраста не могла спать ночью. Она встала на рассвете и пошла к реке, на которой поднимался туман. По берегу реки гнал стадо молодой пастух, и Лиза пригорюнилась, сожалея, что это не Эраст. Тогда не было бы между ними никаких препятствий.

Эраст и Лиза встречаются на берегу реки

Неожиданно она услышала плеск весел. К несказанной радости Лизы в лодке подплыл к берегу Эраст. Молодой человек подошел к ней, поцеловал и признался, что любит ее. Счастливые сидели они на траве, глядя друг другу в глаза, «и два часа казались им мигом». Эраст, однако, попросил Лизу ничего не сказывать матери о их любви, чтобы не вызвать дурных подозрений. Девушка согласилась с ним.

Каждый вечер, после того как мать Лизы ложилась спать, влюбленные встречались то на берегу реки, то в роще, но чаще всего под сенью столетних дубов на берегу пруда. Их радость была еще чиста, в объятиях не было ничего порочного. Эраст был в восхищении от своей пастушки Лизы. Все забавы большого света казались ему «ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его».  Сладострастие, которым герой когда-то упивался, теперь было ему отвратительно. Эраст собирался жить с Лизой по-братски и верил, что они будут счастливы.

Под сенью столетних дубов.

Девушка настаивала, чтобы он заходил к ее матери, так как старушка искренне радовалась появлению доброго, прекрасного барина. Она рассказывала ему о минувшей молодости, о муже. Эраст покупал у нее рукоделье Лизы, а вдова никогда не брала переплаты.

Так прошло несколько недель, и однажды Лиза пришла на свидание расстроенной. Оказывается, ее сватали за сына богатого крестьянина. Девушка наотрез отказала, несмотря на слезы матушки. Эраст стал уверять любимую, что после смерти ее матери он возьмет ее к себе, и они будут жить где-нибудь в лесу, как в раю. На вздох девушки, что он не может быть мужем крестьянки, Эраст возразил: «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, — и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».

Обнадеженная, она бросилась к нему —  «и в сей час надлежало погибнуть непорочности!». Тотчас за этим событием разбушевалась гроза с дождем, будто природа стенала о грехопадении героини. Эраст простился с Лизой до завтра, уверяя ее  в своей любви.

Свидания по вечерам продолжались, но Эраст больше не довольствовался невинными объятиями, Лиза перестала восхищать его непорочностью ангела. На смену платонической любви пришли чувства, которыми герой не мог гордиться. Они были ему знакомы. Лиза же, как агнец, повиновалась Эрасту во всем, полагая в его удовольствии свое счастье. Она видела, что любимый переменился, и боялась, что он разлюбит ее.

Однажды Эраст не появлялся пять дней. Когда он пришел наконец, то объявил Лизе, что ему необходимо ехать на войну. Того требуют долг и честь. Эраст простился с Лизиной матерью, которая сокрушалась о добром, пригожем барине, отправляющемся на войну. Вдова благословила Эраста с надеждой, что он вернется к свадьбе Лизы и будет крестным отцом ее детям.

Любовники расстались ранним утром, мир для Лизы померк, она плакала в лесу, скрывая свое горе от матери.

Лиза замечает Эраста в проезжавшей мимо карате

Прошло около двух месяцев. Лиза пошла в Москву за лекарством для матушки и на одной из улиц внезапно увидела Эраста в богатой карете. Лиза бросилась за ним. Карета завернула во двор. Когда Эраст вышел, то оказался в объятиях Лизы. Он испугался, провел ее в кабинет, где известил о своей помолвке с другой. Эраст сказал, что Лизу любит и теперь, то есть желает ей добра. С этими словами сунул ей сто рублей в карман и велел слуге проводить девушку со двора.

Эраст сообщает о своей помолвке.

Герой не обманул Лизу, он, действительно, был в армии, но не в боях участвовал, а играл в карты, проигрыш его был велик — почти все имение. После заключения мира Эраст вернулся в Москву обремененный долгами. Чтобы поправить дела, он решает «жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него».

Оказавшись на улице, Лиза упала в обморок. Ей помогла прийти в чувство добрая женщина, шедшая мимо. Оглушенная горем девушка пошла, сама не зная куда. Ноги привели ее к старому пруду, где она провела с Эрастом много счастливых вечеров. Лиза осмотрелась кругом и увидела Анюту, соседскую девочку. Она попросила ее передать матушке деньги и бросилась в воду.

Лиза в горе

Лизина мать умерла тотчас после известия о страшной смерти дочери. С тех пор в опустевшей хижине воет ветер, наводя ужас на суеверных поселян. Эраст, узнав о гибели Лизы, был безутешен, почитал себя убийцей, и не было ему счастья.

За год до смерти Эраст познакомился с рассказчиком, поведал ему свою историю и привел на могилу бедной Лизы. «Теперь, может быть, они уже примирились!» — такими словами заканчивается повествование.

История создания повести

1789–1790 гг. — период путешествия по Европе в жизни Н. М. Карамзина. По возвращении на родину он написал «Письма русского путешественника», благодаря которым стал известен. Карамзин поселился в Москве, занялся писательским трудом и начал издавать «Московский журнал».

В 1972 году Николай Михайлович написал «Бедную Лизу», в этом же году состоялась публикация произведения в «Московском журнале». Идея создания повести возникла у писателя в результате изучения иностранной литературы. Как человек прогрессивный, он решил ввести в русскую литературу новый жанр. Впервые в отечественной литературе произведение заканчивалось гибелью героини, не было счастливого финала, и образы героев не были всецело положительными или отрицательными.

«Бедная Лиза» завоевала необычайную популярность в читательской среде.

Анализ произведения

Тема

Главная тема повести — любовь бедной крестьянки к богатому дворянину.

Идея

Идея произведения была новаторской в русской литературе: «…и крестьянки любить умеют», то есть представители низших сословий тоже способны к чувствам глубоким, и, быть может, более сильным, чем у иных дворян. Сословная принадлежность не принципиальна в сфере чувств, разума, человеческого достоинства. В крестьянской девушке Карамзин показал личность, по благородству натуры превосходящую дворянина.

Проблематика

В повести поставлены проблемы социального и психологического характера:

Взаимоотношения влюбленных в условиях социального неравенства

Любовь Лизы и Эраста не имела будущего, так как бросить вызов сословным предрассудкам общества и вступить в брак с крестьянкой способен далеко не каждый дворянин, уж никак не слабохарактерный Эраст.

Противопоставление сельской и городской жизни

Город несет в себе развитие, культуру, прогресс, и вместе с тем праздная жизнь богачей, жесткие, часто порочные, товарно-денежные отношения в во всех сферах жизни вносят в сознание и в души людей порчу. Эраст удалился от светского общества на время, когда любил Лизу, он понимал, что светские забавы пусты. Деревенская жизнь с ее трудом и близостью к природе помогает людям хранить душевную чистоту. Простыми, чистосердечными людьми были Лиза и ее матушка.

Проблема нравственности

Эраст до знакомства с Лизой был уже очень искушенным молодцом, светская жизнь с ее культом удовольствий развратила его. В таком нравственном состоянии любить по-настоящему он и хотел бы, да не мог. Пока он видел в Лизе идеал, иллюзия любви еще поддерживалась в нем. Как только идеальный образ померк, он охладел. Лиза, напротив, любит со всей силой и верностью благородной, чистой натуры.

Нравственное превосходство Лизы очевидно, если сравнить отношение героев к деньгам. Эраст ради решения материальных проблем готов на брак по расчету и отказывается от Лизы, подавив искренний вздох о ней. Не такова героиня: ни лишние деньги за работу, ни богатый жених не прельстили ее. Что уж говорить об оскорбительных ста рублях… Любовь для нее важнее всего.

Композиция

Построение сюжета традиционное:

  • завязка — встреча Лизы и Эраста;
  • развитие действия — приход Эраста в дом Лизы, возникшие чувства между ними, встречи влюбленных;
  • кульминация — падение Лизы и охлаждение Эраста;
  • развязка — самоубийство Лизы, не смогшей перенести предательство любимого.

Жанр и направление

Карамзин стал основоположником небольших по объему художественных произведений, одно из них — психологическая повесть «Бедная Лиза».

Повесть как жанр занимает промежуточное положение между романом и рассказом по объему, сюжет выстраивается в хронологической последовательности, воспроизводит естественное течение жизни.

Сосредоточенность автора на изображении душевных состояний героев дает право называть повесть психологической.

Литературное направление повести — сентиментализм. Произведение с трагической развязкой открыло новую страницу в отечественной литературе, многие писатели в своем творчестве стали брать повесть Карамзина за образец.

В противовес классицизму с его четкими правилами и рамками жанра для сентиментализма характерны чувственность, психологизм, простота изложения, приближенная к обыденной речи.

Язык

Заслуга Н. М. Карамзина в началах преобразования русского литературного языка, в приближении его к жизни. Он убрал из речи героев церковную лексику, излишнюю высокопарность, разговоры их становятся проще и понятнее. Упущение писателя в том, что речь дворянина и крестьянки не различается, хотя в жизни отличие было заметным.

Для раскрытия чувств, образов, передачи сентиментальности натуры героини писатель применяет разнообразные средства выразительности:

  • сравнения (щеки, как заря в ясный летний вечер);
  • метафоры (ангел непорочности, новый гость души ее);
  • эпитеты (животворные лучи, мрачный дуб, трогательная картина);
  • олицетворение (цветы подняли головы, мрак питал желания);
  • фразеологизмы (сердце обливается кровью, воспалять воображение);
  • превосходная степень прилагательных (страшнейшее, величайшее, самое опасное);
  • лексический повтор (Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою!);
  • риторические вопросы (Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?);
  • прием градации (Он томится, вянет, сохнет…).

Язык повести задает особый ритм произведению, придает взволнованность повествованию, готовя читателя к трагической развязке.

Критика

Критические отзывы на повесть «Бедная Лиза» были разными. Некоторые современники не видели правдоподобности в характерах героев, но большинство восприняло новое в русской литературе психологическое произведение доброжелательно. Критики отмечали новаторство Карамзина. Оно было не только в чувствительности героев, но и в трагическом конце.

Литературовед В. В. Сиповский:

Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.

Советский литературовед Г. А. Гуковский предъявлял к Карамзину претензии в отсутствии антифеодальной мысли в повести, что было свойственно подобным европейским сюжетам. У Карамзина нет акцента на сословном неравенстве, писатель будто говорит, что и в крепостничестве можно чувствовать себя счастливым.

«Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу “и крестьянки любить умеют”», — писал исследователь. 

Карамзина и в самом деле не увлекала идея отмены крепостного права. Его прогрессивная мысль сводилась к ограничению самоуправства помещиков. Однако личное убеждение не умаляет заслугу писателя в призыве дворян к гуманности и отзывчивости.

Доктор филологических наук В. Н. Торопов считает повесть Карамзина корнем, из которого выросло «древо русской классической прозы»:

…«Бедная Лиза» стоит у самых истоков новой русской прозы, следующими шагами которой, после освоения уроков карамзинской повести (и, конечно, не только ее), будут «Пиковая дама» и «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Петербургские повести» и «Мертвые души», с чего, собственно, и начинается непрерывная линия большой русской прозы.

Экранизации

Первая экранизация повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» состоялась в 1967 году. Это был одноименный телеспектакль режиссера Натальи Бариновой. В ролях: Анастасия Вознесенская и Андрей Мягков.

В 1967 году на киностудии «Союзмультфильм» Ида Гаранина создала кукольный мультфильм «Бедная Лиза», в котором звучит музыка композитора Алексея Рыбникова. Фильм без слов, но проникновенный, передает атмосферу повести.

В 1998 году режиссер Слава Цукерман снял фильм «Бедная Лиза» при участии актеров Ирины Купченко и Михаила Ульянова. Это драма с элементами мистики: бесплотный дух писателя следит за созданными им героями, их переживаниями.

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Лариса Федосеева

Редактор, автор статей. Филолог (русский язык и литература).

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.

  1. Фото аватара
    Антония

    Сюжет классический, на все времена. Понравилось, как детально писатель передал образы Лизы и Эраста, а и их переживания. Сцены описаны так, что полностью погружаешься в то время и место. Экранизацию, к сожалению, не смотрела. В местном театре ставили спектакль по этому произведению, мне понравилось.

    Ответить