В «Капитанской дочке» рассказывается о событиях крестьянской войны (1773–1775) под предводительством Емельяна Пугачёва. Повествование ведется в виде воспоминаний Петра Гринева — участника войны и свидетеля пугачевщины.
«Капитанская дочка», став великим началом русской прозы, пережила эпохи. Герои повести живы, они переходят из поколения в поколение, меняя обличье. В. Г. Белинский писал: ««Капитанская дочка» — нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины».
Название: | Капитанская дочка |
Автор: | А. С. Пушкин 1799–1837 |
Год написания: | 1833–1836 |
Год издания: | 1836 |
Жанр: | Историческая повесть ( роман) |
Направление: | Реализм и романтизм |
В школе: | Изучается в 8 классе |
§ Другие произведения автора ⇝ |
Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изучается в 8 классе средней школы. Краткое содержание и анализ повести (романа) помогут учащимся ознакомиться с ключевыми моментами повествования и получить представление о литературных особенностях произведения.
Время и место событий
События произведения разворачиваются в XVIII веке, во время крестьянского восстания (1773–1775) под предводительством Емельяна Пугачёва. Действие происходит в Российской империи, поместье Симбирской губернии, Симбирске, Оренбурге, Белогорской крепости, Петербурге.
О чем произведение? Очень кратко
Шестнадцатилетний дворянин Пётр Гринёв направлен служить в небольшой гарнизон, расположенный в оренбургской степи.
В гарнизоне юноша влюбился в дочь коменданта крепости. Сослуживец, несчастливый соперник, ссорится с Петром из-за девушки, дело доходит до поединка, Гринев получает ранение. Дочь капитана Миронова, коменданта крепости, ухаживает за пострадавшим и проникается к нему нежными чувствами. Пётр намерен жениться, но его отец решительно против.
Крепость захватили бунтовщики, казнили капитана и его жену, хотели повесть Гринёва, но главарь узнал Петра и помиловал: холодной зимой молодой человек одарил его заячьим тулупом.
Гринев вынужден был оставить невесту и уехать. Через некоторое время он получил от любимой известие, что его сослуживиц, бывший отставной жених, принуждает её к браку. Девушка взывала о помощи.
Гринев отправился в крепость к бунтовщикам. Их предводителю понравилась смелость Петра, и он помог ему вызволить капитанскую дочку из неволи. Герой увез ее к своим родителям, а сам вернулся в Оренбург.
Бунт подавили, сослуживца-соперника, перешедшего на сторону бунтовщиков, арестовали. Он оговорил Гринёва, назвав его пособником восставших. Петра арестовали и приговорили к вечному поселению в Сибири.
Невеста героя отправилась в Петербург к императрице. При встрече с государыней девушка убедила ее в невиновности жениха, и Гринёв был помилован. Вскоре они поженились.
Краткое содержание по главам
Произведению предпослан эпиграф: «Береги честь смолоду» (пословица).
«Капитанская дочка» включает 14 глав, каждая имеет название, отражающее основную сюжетную линию главы, и эпиграф.
Глава 1. Сержант гвардии
Пётр Гринёв — сын отставного премьер-майора Андрея Петровича, жившего в своей деревне под Симбирском. Петруша был записан стараниями близкого родственника гвардии сержантом в Семеновский полк, когда был еще в материнской утробе. С пяти лет мальчика воспитывал дядька — старый слуга, стремянной Савельич, доверие которому было оказано за трезвое поведение.
С двенадцати лет отец нанял для барчука француза, мосье Бопре. Ветреный француз оказался негодным гувернером: его воспитанник был предоставлен сам себе, в то время как учитель волочился за девками и прикладывался к бутылке. Андрей Петрович, открыв данные обстоятельства, прогнал Бопре. На этом воспитание Петруши Гринёва закончилось, он стал жить недорослем.
Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: "Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством".
На семнадцатом году суровый отец отправил сына служить, но не в Петербург, как мечталось юному Гринёву, а в армию, в Оренбург, под начало своего старого товарища. Рухнули надежды юноши на весёлую и свободную жизнь в Петербурге. На прощание Андрей Петрович напутствовал сына:
«Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
И Петруша поехал, обливаясь слезами. Вместе с ним отправился Савельич, которому матушка поручила «смотреть за дитятей».
По дороге они остановились в Симбирске для закупки нужных вещей. Пока Савельич ходил по лавкам, Пётр, слоняясь по трактиру, зашел в бильярдную, познакомился с ротмистром гусарского полку Зуриным. Новый знакомец угостил героя обедом, напоил и стал учить «играть на биллиарде». В процессе обучения изрядно подвыпивший Гринёв проиграл Зурину кругленькую сумму — сто рублей.
Хорохорясь перед Свельичем и показывая, что он уже не ребенок, Пётр повел себя грубо, обидел старика и заставил его отдать долг.
Глава 2. Вожатый
Мучимый угрызениями совести, герой повинился перед Савельичем и обещал впредь слушаться его. Савельич же винил себя, что оставил дитя без присмотра, засидевшись у кумы.
Путники приближались к месту назначения, но ямщик неожиданно заговорил о возвращении, указывая на признаки подступающего бурана. Гринёв, по юношескому легкомыслию, приказал ехать вперед, надеясь опередить непогоду. Но скоро их окружил мрак и вихорь, лошади стали. Ни дороги, ни жилья не было видно.
Неожиданно в мутном кружении метели Гринёв заметил что-то черное и велел ямщику ехать на этот незнакомый предмет. Вскоре они поравнялись с человеком. Мужичок, как назвал его Пётр, оказался сметливым и с тонким чутьем: он уловил запах дыма и определил, в какой стороне деревня. Путешественники двинулись в указанном вожатым направлении. В кибитке Петру привиделся странный и страшный сон, связанный с этим мужиком.
Они приехали на постоялый двор, где хозяин и вожатый вели иносказательные речи. Гринёв из их воровского разговора ничего не понял, позже он догадался о его смысле. Наутро юноша захотел отблагодарить человека, выручившего его из неприятного положения. Не имя доступа к деньгам (они были у Савельича), он пожаловал легко одетому вожатому свой заячий тулуп, хотя старый слуга противился. Бродяга остался доволен подарком.
В Оренбурге генерал направил молодого человека в Белогорскую крепость к капитану Миронову.
Глава 3. Крепость
Белогорская крепость внешне на крепость совсем не походила. Это была деревушка за бревенчатым забором. В крепости Гринёв познакомился с Василисой Егоровной, капитаншей, которая и определила его на постой. Сам капитан Миронов, Иван Кузмич, был занят — навещал отца Герасима. Василиса Егоровна распоряжалась не только в своем доме, но и в крепости, благодаря чему отношения в гарнизоне были теплые, семейные.
К Пётру пришел познакомиться Алексей Швабрин, молодой офицер, сосланный в Белорецкую крепость за поединок со смертельным исходом. Швабрин «был очень не глуп», образован, он остроумно высмеивал здешнее общество и семейство капитана Миронова. Вместе с Петром он пошел на обед к Мироновым.
Комендант Иван Кузмич, «старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате» занимался учениями со старенькими инвалидами в треугольных шляпах. Он препроводил гостей к жене. К обеду вышла и Маша, дочь капитана Миронова.
Швабрин охарактеризовал Машу совершенной дурочкой, и при первой встрече она не очень понравилась Гринёву — он смотрел на неё с предубеждением.
Во время обеда Василиса Егоровна критически заметила мужу, что его учения с солдатами бесполезны, «сидел бы лучше дома да Богу молился». В разговоре комендантша коснулась и Маши: бесприданница, может вековечной невестой остаться. Девушка заплакала, Гринёву стало жаль ее, он завел разговор об угрозе нападения башкирцев на крепость. Иван Кузмич счел эти опасения пустыми слухами.
После обеда Гринёв пошел к Швабрину и провел с ним весь вечер.
Глава 4. Поединок
Первоначальное уныние героя от пребывания в захолустье сменилось иным настроением. Жизнь в Белогорской крепости стала для него даже приятной. Здесь Пётр Гринёв получил офицерское звание прапорщика. В доме коменданта к нему относились, как к родному. Иван Кузмич и Василиса Егоровна были люди самые почтенные: простые, честные и сердечные.
Он познакомился с Марьей Ивановной и счел ее девушкой благоразумной и чувствительной. Она нравилась юноше все больше.В крепости царило спокойствие. Не обремененный учениями, смотрами и караулами, молодой офицер, прочитав несколько французских книг у Швабрина, увлекся литературой и начал писать стихи.
Одно из своих творений, посвященное Маше, он принес на суд Швабрина, и получил издевательский разбор своих виршей. Более того, Швабрин оскорбительно отозвался о девушке. Пётр, поняв, что он лжет, вскипел, назвал Швабрина мерзавцем. Тот потребовал сатисфакции, Гринёв с радостью принял вызов.
Тщусь — прекрасную забыть,
И ах, Машу избегая,
Мышлю вольность получить!
Но глаза, что мя пленили,
Всеминутно предо мной;
Они дух во мне смутили,
Сокрушили мой покой.
Ты, узнав мои напасти,
Сжалься, Маша, надо мной;
Зря меня в сей лютой части
И что я пленен тобой.
Попытки Петра заполучить в секунданты старого поручика привели к тому, что тот известил коменданта о готовящемся смертоубийстве. В урочный час, когда дуэлянты обнажили шпаги, их окружили солдаты и препроводили комендантский дом. Василиса Егоровна распорядилась арестовать драчунов, отняла у них шпаги, а девка Палашка отнесла их в чулан. Потом Василиса Егоровна заставила врагов примириться, поцеловаться, и шпаги им вернули.
В разговоре с Машей, Гринёву открылось, что Швабрин сватался к ней незадолго до его приезда, но получил отказ. Герой понял причину упорного злоречия и обдуманной клеветы, увидел в них еще большую гнусность. Желание наказать негодяя стало в нем еще сильнее. Враг Гринёва тоже не оставил намерения драться.
И на другой день они скрестили шпаги. Пётр, некогда получивший несколько уроков фехтования от Бопре, оказался для Швабрина неожиданно сильным противником. Гринёв наступал на соперника, теснил его к реке, но в это время бежавший по тропинке Савельич выкрикнул имя своего подопечного, Пётр оглянулся и получил укол шпагой в грудь.
Глава 5. Любовь
За тяжелораненым, кроме Савельича, ухаживало всё семейство коменданта. Пять дней Гринёв лежал без памяти, пробудил его голос Маши. Скоро он почувствовал, что любовь его взаимна. Едва оправившись от болезни, Гринёв объяснился Марье Ивановне и просил стать его женой. Маша, не жеманясь, призналась ему в сердечной склонности, но она опасалась встретить препятствие со стороны родителей Петра. Герой написал отцу убедительное, красноречивое письмо и был уверен, что родитель даст благословение на брак.
Швабрин сидел под арестом. Пётр, будучи счастлив, великодушно простил его и просил освободить. Тот навестил раненого, просил прощения, и они помирились.
Пришло письмо от отца. Вопреки ожиданиям, Андрей Петрович решительно отказал сыну в благословении. Ему каким-то образом стало известно о дуэли и ее последствиях. Родитель был рассержен, грозился проучить Петра, как мальчишку, недостойного носить шпагу и офицерское звание, а еще похлопотать, чтобы его перевели из Белогорской крепости. Матушка в сильнейшей тревоге за сына слегла.
Пётр был чрезвычайно расстроен письмом, в доносе он обвинил Савельича, и напрасно, потому что старик получил от барина строгий выговор «за утайку правды и потворство к молодому человеку». Гринёв попросил у Савельича прощения. Его подозрение в доносе пало на Швабрина — только ему было выгодно, чтобы Пётр отбыл из крепости.
Маша, узнав о несогласии Андрея Петровича, горестно приняла свою участь: «Буди во всем воля Господня!». Как ни уговаривал девушку Пётр ограничиться согласием ее родителей, она была непреклонна: «…я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле Божией».
С этих пор Маша стала избегать Гринёва, а он «впал в мрачную задумчивость». Любовь героя между тем только разгоралась, он боялся сойти с ума или пуститься во все тяжкие.
Глава 6. Пугачёвщина
За некоторое время до прибытия героя в Белогорскую крепость среди яицких казаков случилось возмущение. Оно было вызвано строгими мерами генерала Траубенберга, пытавшегося привести войско в повиновение. Казаки варварски убили генерала, управлять стали по-своему, но бунт был усмирен картечью и жестокими наказаниями.
Когда Пётр Гринёв приехал в гарнизон, всё было тихо, однако затишье было кажущимся. Лукавые мятежники только ждали случая для нового бунта.
Однажды осенним вечером героя позвали к коменданту. Собравшимся офицерам капитан Миронов прочел секретное письмо от генерала о сбежавшем из-под караула донском казаке Емельяне Пугачёве, который взял на себя имя покойного императора Петра III. Самозванец собрал шайку, разорил несколько крепостей, грабя и убивая. Генерал приказывал капитану принять надлежащие меры к отражению злодея.
Комендант приказал прочистить единственную пушку и выставить караулы. Василиса Егоровна, не желая оставаться в неведении, хитростью разведала секрет у поручика Ивана Игнатьича, и скоро всем жителям крепости стало известно о Пугачёве. Среди казаков, находящихся в крепости, стало заметно волнение, они собирались в кучки, разговаривали между собой и расходились, завидев офицера или гарнизонного солдата. Явственным было их настроение примкнуть к бунтовщикам.
Вскоре поймали башкирца с призывом Пугачёва вступать в его шайку. Капитан Миронов приказал было пытать пленника, чтобы разузнать, кем он послан, но оказалось, что у того отрезан язык.
Пришли дурные вести: мятежники захватили соседнюю крепость, всех офицеров казнили. Пётр Гринев предложил отправить Василису Егоровну и Марию Ивановну в Оренбург. Комендантша отказалась расставаться с мужем, решено было отослать Машу.
Глава 7. Приступ
Пётр Гринёв не ложился спать, он собирался на заре проститься с Марьей Ивановной перед ее отъездом. В душе его произошла перемена: уныние сменилось волнением, неясными надеждами, ожиданием опасностей и благородным честолюбием. Утром, однако, герой узнает, что дорога перекрыта, и вывезти Марью Ивановну из крепости невозможно.
Появились бунтовщики во главе с Пугачёвым. К ногам коменданта бросили отрубленную голову преданного калмыка Юлая, похищенного накануне казаками из крепости. На предложение сдаться капитан Миронов приказал стрелять. Он благословил Машу, простился с женой и отправил их домой, подальше от обстрела.
Изменники кричали: «Не стреляйте: выходите вон к государю. Государь здесь!»
Бунтовщики ворвались в крепость. Жители, спасая свою жизнь, вынесли им хлеб-соль. На крыльце комендантского дома Пугачёв воссел в креслах, как судья. На площади наскоро соорудили виселицу. Капитан Миронов отказался называть главаря бунтовщиков царем. «Вор и самозванец!» — бросил ему в лицо Иван Кузмич. Его тут же повесили. Так же отвечали Пугачёву все верные присяге люди, разделяя участь коменданта.
Гринёв с удивлением увидел Швабрина в казацком платье, подстриженного в кружок. Он что-то шепнул Пугачёву, и тот, не взглянув на Петра, отдал приказ повесить его. Но тут Савельич бросился в ноги атаману, предлагая свою жизнь взамен, обещая выкуп за барское дитя. Гринёва тотчас развязали, подвели к руке самозванца, поставили перед ним на колени, но герой предпочел бы самую лютую смерть целованию руки злодея. Пугачёв с усмешкой заметил, что «его благородие одурел от радости». Гринёва отвели в сторону.
Жители и солдаты стали присягать лжецарю, ужасная комедия продолжалась около трех часов. Раздался женский крик — разбойники вытащили на крыльцо растрепанную и раздетую донага Василису Егоровну. Она возмущалась грабежом ее дома. И тут она увидела Ивана Кузмича на виселице. В горе старушка вскричала:
«Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!».
Пугачёв приказал «унять старую ведьму», и женщину зарубили саблей.
Глава 8. Незваный гость
Гринёва мучила неизвестность о судьбе Марьи Ивановны. В комендантском доме он увидел ее разоренную светлицу. От Палаши герой узнал, что барышня находится у попадьи, в доме, где остановился Пугачёв. Пётр с ужасом бросился туда. Оказалось, попадья Акулина Памфиловна выдает Машу за свою племянницу, а девушка от пережитых потрясений слегла в горячке.
Гринёв приходит домой, Савельич сообщает, что разбойники всё вынесли. Старик, к удивлению Петра, заметил также, что атаман Пугачёв — тот самый пьяница, который «выманил» у него заячий тулуп на постоялом дворе. Герой подивился странному сцеплению обстоятельств и понял, почему его пощадили. В размышлениях, как быть дальше, юноша разрывался между чувством и долгом. Воинский долг требовал, чтобы он отправился туда, где служба его могла быть полезна отечеству, но любовь удерживала его возле Марьи Ивановны, чтобы быть ей защитником.
Пришел посыльный от Пугачёва. Тот потребовал его для разговора в комендантский дом. Пётр застал казаков во главе с атаманом за пиршеством. Здесь попутно обсуждали предстоящий поход на Оренбург и пели заунывные песни. Когда все разошлись, Пугачёв заговорил с Гринёвым.
Называя себя великим государем и предлагая служить ему, самозванец заметил усмешку Петра и спросил, верит ли тот, что он, атаман, великий государь. Гринёв не сразу ответил: хотелось жить, но признать бродягу царем он не мог. Молодой человек, наконец, сказал, что в его признании казака государем было бы лукавство, явное собеседнику.
В ответ на такую откровенность Пугачев перестает изображать царственную особу и переходит на доверительный тон: «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?». Далее он предлагает юноше послужить у него, обещая звание фельдмаршала и титул князя. Герой с твердостью отвечал, что он природный дворянин, присягал императрице и служить бунтовщику не может. С обезоруживающей искренностью Пётр также сказал, что пойдет против Пугачёва, если ему прикажут.
«Голова моя в твоей власти: отпустишь меня — спасибо, казнишь — бог тебе судья; а я сказал правду».
Атаман отпускает Гринёва на все четыре стороны: «Казнить так казнить, миловать так миловать». Пётр пришел к себе на квартиру, чем обрадовал Савельича, поужинал и лег спать.
Глава 9. Разлука
Утром состоялся торжественный выезд Пугачёва из крепости. Комендантом он назначил Швабрина. Заметив в толпе Гринёва, атаман велел ему ехать тотчас в Оренбург и передать генералам, чтобы через неделю поджидали его и приготовились сдать город.
Увидев благосклонное отношение главного бунтовщика к его Петру Андреичу, Савельич подошел к Пугачёву со списком разграбленных вещей. Атаман разгневался, что старик посмел к нему с такими пустяками приставать. Савельич, однако, возразил: «…я человек подневольный, и за барское добро должен отвечать». Пугачёв был настроен великодушно, не сказал более ни слова и уехал. Гринёв не удержался от смеха.
Пётр пришел к Маше проститься, но она по-прежнему лежала в беспамятстве и не узнала его. Герой решается ехать в Оренбург, чтобы посодействовать скорому освобождению Белогорской крепости. Его очень беспокоит, что бедная девушка остается во власти Швабрина.
В дороге Петра с Савельичем догнал урядник и передал пожалованные атаманом лошадь и шубу со своего плеча (овчинный тулуп). Полтину денег, предназначенных «их благородию», урядник «растерял». Савельич стал возмущаться и спорить, но Гринёв прервал спор. «Потерянные» деньги он пожаловал казаку на водку. Савельич закончил свое ворчание словами: «…с лихой собаки хоть шерсти клок».
Глава 10. Осада города
В Оренбурге шла подготовка к осаде: возводили укрепления, в стене латали прорехи. Гринёв застал генерала в саду, утепляющим яблони к зиме. Пётр рассказал о положении в Белогорской крепости, и генерал созвал военный совет, на котором, кроме самого генерала, ни одного военного не было.
Господа решали, как действовать: наступательно или оборонительно. Наступательную тактику, на которой настаивал Гринёв, чиновники приняли неблагосклонно. Один чиновник предложил назначить за голову Пугачёва награду, в этом случае его выдадут свои же казаки. Совет решил оставаться за каменной стеной, под прикрытием пушек.
Войско Пугачёва обступило Оренбург. Затяжная осада стала причиной голода и дороговизны в городе. Гринёв томился от скуки, развлечение доставляли только выезды за городские стены, где он перестреливался с пугачевцами. Во время одной из вылазок ему передали письмо от Марьи Ивановны. Она просила о помощи и защите. Швабрин принуждал ее к замужеству, грозя в случае отказа отвезти девушку к злодею в лагерь.
Пётр в бешенстве бросился к генералу, попросил у него роту солдат и полсотни казаков, обещая освободить Белогорскую крепость. Генерал пустился в военные рассуждения, находя стратегическую нецелесообразность в задуманном Гринёвым предприятии. Негодования и угрозы в адрес Швабрина свелись к умозаключению, что в данной ситуации Марье Ивановне лучше выйти замуж за Швабрина, который может оказать ей протекцию. Его потом все равно расстреляют, а она останется вдовой, и сыщутся ей женихи.
Герой поддался было отчаянию, но в голову ему пришла новая мысль.
Глава 11. Мятежная слобода
Пётр Гринёв решил сам отправиться в Белогорскую крепость за невестой. Он потребовал у Савельича половину оставшихся денег, а другую подарил ему. Старый дядька, узнав, что барское дитя собирается ехать в логово разбойника, засобирался с ним: «Коли ты уж решился ехать, то я хоть пешком да пойду за тобой, а тебя не покину».
Вместе они поехали освобождать девушку. Путь их лежал мимо Бердской слободы — пристанища Пугачёва. Уже в сумерках они проезжали здесь, их окружили казаки Пугачёва. Гринёв вырвался, он мог ускакать в темноте, но, обнаружив, что Савельича за ним нет, вернулся. Вместе со стариком его повязали и повели к «государю».
Гринёв снова встретился с атаманом мятежников. На его вопрос, зачем выехал из Оренбурга, Пётр рассказал о сироте, которую здесь обижает Швабрин. Двое приближенных Пугачёва заспорили о благонадежности Гринёва. Один (Белобородов) советовал допросить дворянина в приказной да повесить, другой (Хлопуша) упрекал его в кровожадности: сам он убивал супротивника в бою, а не гостя. «Господа енералы» чуть не подрались. Пугачёв прекратил их прения, но Хлопуша и Белобородов мрачно смотрели друг на друга.
Гринёв, чтобы перевести разговор в благоприятное для себя русло, поблагодарил атамана за лошадь и за тулуп. Тот развеселился, потом уточнил про сироту — оказалось, невеста Гринёва. Затем герою пришлось садиться за стол с Пугачевым и его страшными товарищами. Переночевать его отвели в приказную избу, где находился и Савельич.
Утром атаман позвал гостя ехать в Белогорскую крепость. По дороге, в кибитке, у них состоялся откровенный разговор. Самозванец замахивался пойти на Москву, но понимал, что положение его шатко:
«Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».
Гринёв спросил, не лучше ли ему отстать от этого сборища и прибегнуть к милосердию государыни, но атаман лишь горько усмехнулся: «Поздно мне каяться». Он уже не мог свернуть с этого пути, надеялся повторить судьбу Гришки Отрепьева, который поцарствовал над Москвою. Пётр напомнил об ужасном конце Лжедмитрия. В ответ Пугачёв рассказал калмыцкую сказку о вороне и орле.
Спросил орел ворона, отчего живет он триста лет, тогда как он, орел, только тридцать три года. Ворон отвечал: «…ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной». Орел решил попробовать питаться, как ворон, но не понравилось ему, и раздумал он жить долго. Лучше раз напиться живой кровью, чем триста лет питаться падалью.
Пётр оценил затейливость сказки, но, по его разумению, жить убийством и разбоем — и есть клевать мертвечину. Пугачёв не нашелся, что ответить.
Глава 12. Сирота
В крепости Пугачёва встречает Алексей Швабрин. Изменник по одежде и наличию бороды совсем казак. Он угодливо и лицемерно выказывал атаману радость и усердие. Он протянул было руку Гринёву, но тот отвернулся от него. На вопрос Пугачёва, какую девушку он держит у себя под караулом, Швабрин, побледнев, отвечал дрожащим голосом, что она не под караулом, а больна, лежит в светлице. Не желая, чтобы Пугачёв вошел к узнице, называет ее женой.
Атаман толкнул дверь ногою — Марья Ивановна в оборванном крестьянском платье, бледная и худая сидела на полу. Здесь держал ее Швабрин на хлебе и воде. Уличенный в обмане, он бросился перед «государем» на колени. Пугачёв помиловал Швабрина, и он уже готов отпустить Машу с Петром. Но тут униженный соперник выдает атаману тайну: девушка не племянница попадьи, а дочь капитана Миронова. Гринёв объяснил, что не мог открыть этого обстоятельства при людях Пугачёва. Тогда ничто бы не спасло беззащитную сироту.
Молодой человек находит верные слова для благополучного разрешения своего положения:
«Как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу… Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…».
Пугачев был тронут и решил отпустить их, велев Швабрину выписать Гринёву пропуск.
Герой предложил Марье Ивановне поехать к его родителям. Поколебавшись, она согласилась. Пётр говорит девушке, что почитает ее своей женою и больше не разлучит их никакая сила. Маша чувствовала то же, но повторила, что выйдет за него только с благословения родителей.
Перед отъездом Пугачёв позвал к себе Гринёва. Юноша испытывал сложные чувства, прощаясь с этим ужасным человеком, извергом для всех, кроме него. Пётр пламенно желал вырвать его из среды злодеев, спасти его голову. Они расстались дружески.
Гринёв со своей невестой уезжает из крепости. У комендантского дома стоял мрачный и злой Швабрин. Герой не хотел торжествовать над поверженным врагом и отвёл глаза в сторону.
Глава 13. Арест
По дороге в родительскую деревню молодые люди столкнулись с гусарским полком Зурина. Их чуть было не разлучили гусары, приняв Гринёва за слугу Пугачёва. Встреча с Зуриным прояснила недоразумение. Полковник извинился перед Марьей Ивановной и определил ее на квартиру.
Дорога на Симбирск была свободна. Зурин предложил Гринёву отправить далее девушку с Савельичем к родителям, а самому остаться — воевать с мятежниками. Гринёв чувствовал: долг чести требует присутствия в войске императрицы.
Савельич никак не хотел оставить барское дитя без присмотра, но Пётр лаской и искренностью сумел его убедить. Прощание с Гринёва с Марьей Ивановной было трогательным. Она обещала ему, что только он один будет в ее сердце до могилы.
Война с бунтовщиками тянулась до лета. Гринёв видел разграбленные поместья, правительственные войска забирали у крестьян последнее, что осталось после набегов мятежников. Такое положение дел приводило его в ужас:
«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».
Пугачёва поймали по дороге на Москву, после взятия им Казани. Радость героя от окончания военной компании отравляла мысль о пойманном злодее, о его казни. «Зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь?» — сокрушался он. Гринёв получил отпуск и уже собирался домой, когда Зурин получил приказ об его аресте за «дружбу» с Пугачёвым.
Глава 14. Суд
Арестованный Швабрин оклеветал Петра Гринёва, назвал его шпионом Пугачёва, и молодому человеку предъявили обвинение в пособничестве бунтовщику. Петра привезли в опустошенную и погорелую Казань, в крепость, которая одна уцелела в городе. На допросе герой мог доказать свою невиновность, но для этого надо было назвать имя Марьи Ивановны.
Мысль, что имя ее впутается между гнусными наветами, что ее сюда могут потребовать, ужаснула Петра, и он замолчал. Здесь же, в крепости, был Швабрин, поседевший, исхудавший. Он тоже ничего не сказал о капитанской дочке.
Петру вынесли приговор — пожизненная ссылка в Сибирь. Он избежал казни лишь благодаря заслугам отца. От таких известий старший Гринёв едва не слёг. Позор и стыд за сына, изменившего присяге, были для него страшнее, чем смерть Петра на плахе. Андрей Петрович поверил в его вину. Теперь он считал сына недостойным такой невесты, как дочь капитана Миронова.
У Марьи Ивановны были предположения, из-за чего ее жених не смог оправдаться, и она решила ехать в Петербург искать помощи у сильных людей. Матушка Петра помогла ей собраться, и девушка отправилась в путь в сопровождении Палаши и Савельича.
Героиня приехала в столицу. Узнав, что Двор находится в Царском Селе, остановилась неподалеку, у жены смотрителя Анны Власьевны. Та рассказала Марье Ивановне о распорядке дня императрицы, познакомила ее с садом. Утром героиня отправилась погулять в саду. Здесь она случайно встретила приятную даму, которая спросила девушку, кто она и почему одна в таком юном возрасте. Узнав, что перед ней дочь погибшего капитана Миронова, дама решила принять в ней участие.
Читая письмо девушки к государыне, дама переменилась в лице: императрица не может простить Гринёва — он безнравственный негодяй. Но Марья Ивановна посмела возразить: «Он для меня одной подвергся всему, что постигло его…. Не оправдался перед судом, … потому только, что не хотел запутать меня». И рассказала все. Дама обещала помочь ей.
Скоро выяснилось, что Маша разговаривала с самой государыней. Она вызывала девушку к себе и объявила ей о помиловании жениха. Более того, императрица обеспечила дочь капитана, погибшего за отечество, приданым.
На этом записки Петра Андреевича Гринёва прекращаются. Из семейных преданий известно, что в конце 1774 года его освободили из заключения; Гринёв был на казни Пугачёва, тот успел перед казнью заметить его в толпе и кивнуть ему головой, через минуту мертвой и окровавленной.
Вскоре после этого Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомки их живут в благоденствии все там же — в Симбирской губернии. У одного из них хранится письмо Екатерины II к отцу Петра Андреевича. В сем письме государыня оправдывает его сына и хвалит ум и сердце дочери капитана Миронова.
История создания
Пушкин работал над «Капитанской дочкой» 1833–1836 гг. Написанию этого художественного произведения предшествовало изучение исторических материалов о пугачевском бунте, поездка в Поволжье и Приуралье. Александр Сергеевич встречался с участниками и очевидцами событий времен пугачевщины.
На основании проделанной работы он написал монографию «История Пугачевского бунта» — настоящий научный труд, основанный на достоверных фактах. Однако, будучи художником слова, литератором, А. С. Пушкин не мог ограничиться в увлекательной для него теме документальным исследованием.
Из рассказов свидетелей событий возникали образы, складывался сюжет. Так появился замысел исторического художественного произведения «Капитанская дочка». Желание Пушкина написать роман в таком жанре не обошлось без влияния западной литературы. Замечательные исторические романы английского писателя Вальтера Скотта вызывали большой интерес у читающей публики в России.
Александр Сергеевич поставил задачу, подобно западному романисту, передать настроение в обществе во время крестьянской войны, изобразить личность Емельяна Пугачёва — сильного, неординарного, жестокого, но не лишенного человечности. Грозные события роковым образом влияют на жизнь героев. Любовь, вражда и прочие человеческие отношения даны на фоне крестьянской войны.
Автор несколько раз переписывал произведение из-за цензуры. Сначала он хотел изобразить противоречивую личность дворянина, перешедшего на сторону Пугачёва. Позже писатель останавливается на создании двух героев, противопоставленных друг другу: положительном Гринёве и отрицательном Швабрине. Имена главных героев в ходе работы тоже менялись.
В 1936 году Пушкин работал над последней редакцией своего романа. В декабре этого же года, за месяц до гибели поэта, «Капитанская дочка» была опубликована в журнале «Современник» под видом записок покойного Петра Гринёва. Из журнальной публикации и последующих изданий произведения была выпущена (по цензурным соображениям) глава о бунте крестьян в имении Гринёва, она сохранилась в черновом варианте.
Герои повести и их краткая характеристика
Главные и второстепенные герои произведения, являясь характерами типическими, наделены автором индивидуальной выразительностью. Каждый имеет черты сословной принадлежности, свои представления о жизненных ценностях, особенности нрава и отличительную манеру поведения.
Главные герои
Пётр Андреевич Гринёв
«Капитанскую дочку» называют романом воспитания. Читатель наблюдает быстрое взросление юноши, отправленного отцом на военную службу. Пётр, хотя плохо образован, но наделен природным умом. Он на досуге увлекается чтением, и первые литературные опыты его неплохи. Молодой человек быстро развивается, он способен составлять верные суждения о людях.
Строгий родитель дает напутствие сыну: «Береги честь смолоду», и Петруша Гринёв помнил отцовский наказ. Во всех критических ситуациях честь для него была превыше жизни. Благодаря нравственному выбору незрелый подросток за короткий срок превращается в мужчину, достойного офицера и отважного воина.
Он по-рыцарски благороден и верен в любви. Ради честного имени любимой он готов к смертному приговору. Благородство вообще свойственно его натуре. Пётр не способен к низким чувствам. Даже над поверженным врагом он не хочет торжествовать — отводит от него глаза в сторону. Герой всегда винится перед своим слугой, если сгоряча обидел его.
Будучи в добром знакомстве с Пугачёвым, сохраняя чувство благодарности к этому злодею за помощь в спасении невесты, Пётр Гринёв остался верен воинскому долгу и отечеству. Прямодушие героя, нежелание лукавить, изменять присяге вызывало уважение и у Пугачева.
Положительный благородный Пётр Гринёв, как и его отец, не дослужился до чинов, но был счастлив в семейной жизни, и потомство его благоденствовало.
Марья Ивановна Миронова
В критической ситуации Марья Ивановна проявляет силу духа и твердость характера.
Она отказывается вступать в брак с любимым Петром Гринёвым, потому что отец жениха не дал благословения. Для нее это вопрос принципиальный, потому что героиня видит в согласии или несогласии родителей божью волю. Оказавшись в плену у Швабрина, она готова умереть, но не стать женой негодяя. Тихая, скромная девушка решилась поехать в Петербург, просить императрицу помиловать ее жениха, восстановить его честное имя.
Образ Марьи Ивановны помогает понять характеры двух антиподов — Гринёва и Швабрина. Героиня не просто необходимое действующее лицо в любовной линии произведения, она помогает более полно раскрыть его идею.
Честь для Маши Мироновой тоже на первом месте. Эпиграф к повести — «Береги честь смолоду» — с полным правом может быть соотнесен с героиней романа. Вокруг нее автор выстраивает события (дуэль, поездка Гринёва в Пугачёву и т. д.), и название произведения — «Капитанская дочка».
Автор воплотил в образе Марии Мироновой лучшие черты русского национального характера — веру, способность к самоотверженной любви. Подобно Татьяне Лариной, она «милый идеал» Пушкина.
Алексей Швабрин
Швабрин злоречив, он высмеивает людей, которые его радушно принимают в доме. В дуэли с Гринёвым подло наносит ему удар шпагой, когда тот оглянулся на крик слуги. Честь и верность присяге для Швабрина ничего не значат. Ради спасения своей жизни он переходит на сторону врага. Перед Пугачевым угодничает, изображает преданность.
Так же подл герой в любви: пытается принудить девушку выйти за него замуж угрозами и заточением. Когда Швабрина арестовали, он из чувства мести дал показания против Гринёва, назвав его шпионом Пугачёва.
На протяжении всей повести автор сталкивает Швабрина и Гринёва в критических ситуациях, чтобы на контрасте лучше показать различие их характеров и жизненных ценностей.
Емельян Пугачёв
Уже в первой встрече с читателем герой показан сметливым, находчивым, уверенным в себе. В буран он выводит к постоялому двору заблудившихся путников. Пушкин несколько романтизирует своего героя, изображает его как личность неоднозначную, с широкой душой.
Жестоко расправляясь с дворянами и офицерами, герой Пушкина помиловал Гринёва, помня его доброту к себе на постоялом дворе. И в дальнейшем главный бунтовщик с благосклонностью относился к «их благородию», ценя в нём, по-видимому, честность и искренность. Пугачёв ведет доверительные беседы с молодым дворянином.
Оказывается, Емельяну не дает покоя судьба Григория Отрепьева. Он тоже присваивает себе имя покойного царя. Авантюрист, беглый донской казак, недюжинная вольнолюбивая натура, он находит выход своей страстности, затеяв войну против власти. Сила характера, воля, харизматичность привлекают к нему народ и множество темных личностей, на которых нельзя положиться. Пожарища, кровь, опустошение оставляют после себя пугачевцы.
Понимая свою обреченность, самозванец все же хочет поцарствовать, как Гришка Отрепьев, который плохо кончил. Он сравнивает себя с орлом из калмыцкой сказки, которому лучше один раз напиться живой крови, чем триста лет, как ворону, питаться падалью.
Пугачев с душевной широтой оказывает большую услугу главному герою: помогает вырвать его невесту из узилища Швабрина. Узнав, что она дочь казненного коменданта крепости, атаман отпускает их: «Миловать так миловать!». Гринёв искренне обещает ему молиться за него как за своего благодетеля. Последний раз Петр увидел Пугачева на плахе. Он сожалел, что Емельяну не довелось погибнуть в бою.
Реальное историческое лицо Емельян Пугачев взял в наложницы семнадцатилетнюю вдову казненного полковника Харлова и дочь коменданта крепости Елагина — Татьяну. Родители молодой женщины были зверски убиты. Пугачев по-своему спас на некоторое время Татьяну и ее малолетнего брата от расправы. Но вскоре в его отсутствие их убили.
Второстепенные герои
Савельич
Верность слуги не столько к своему господину, сколько к юноше, которого он с детства нянчил, бескорыстна, искренна, благородна. Старик порядочен, упрям по природе и готов жизнь отдать за Гринёва. Савельич бывает комичен, особенно в претензии к Пугачеву насчет заячьего тулупчика от барского дитяти.
Старый человек, не имеющий своей семьи, детей, он душевно привязан к молодому человеку. Вынужденный расстаться с Петром Андреевичем, Савельич утешается тем, что опекает будущую жену его Марью Ивановну. В образе старого слуги Пушкин воплотил лучшие черты русского народа.
Андрей Петрович Гринёв
Гринёв старший боится только бесчестья, поэтому он наказывает сыну беречь честь смолоду. Известие, что сын его изменник — тяжелый удар для старика. Он легче бы перенес смерть Петра, чем позор.
Авдотья Васильевна
Капитан Миронов
Иван Кузьмич порой забавно выглядит, он не очень годится на роль коменданта крепости. Однако это старый служака, честный и верный государыне. В критическом положении, ожидая нападения, он делает все возможное, чтобы противостоять бунтовщикам. Капитан Миронов сражается до последнего. Страшно израненный, он стойко держится перед самозванцем, отказываясь признать его царем, и достойно принимает смерть.
Василиса Егоровна
Василиса Егоровна вместе с тем верная и любящая супруга. Увидев мертвого мужа, она не ищет спасения, называет его палачей злодеями, а их предводителя беглым каторжником. Гибнет рядом с телом мужа под ударом сабли.
Екатерина Вторая
Жанр и направление
Вопрос о жанре «Капитанской дочки» до сей поры остается открытым.
- отношения Гринёва с родителями;
- отношения Гринёва с Марией Мироновой;
- Швабрин, его образ действий;
- Пугачевская война.
Данное сочинение имеет право на жанр романа. Произведение невелико по объему, но автор — поэт, и проза его лаконична, сосредоточена на главном. Поскольку во времена Пушкина романами назывались толстые тома, жанром «Капитанской дочки» стали считать повесть.
В определении литературного направления тоже нет однозначности. Исследователи считают, что в произведении сочетаются романтизм и реализм.
- объективное изображение исторических событий;
- отсутствие идеализации предводителя бунтовщиков (не благородный разбойник);
- типические характеры в типических обстоятельствах — старинные дворяне Гринёвы, простые русские люди Мироновы, Савельич и другие.
- занимательный сюжет;
- необычные обстоятельства и невероятные события (чудесное избавление Гринёва от смерти, его душевные разговоры с Пугачёвым, спасение Маши с помощью Пугачёва, решающая встреча Маши в саду с Екатериной ll, а также иные эпизоды);
- романтические черты образа Пугачёва.
Тема
Главная тема «Капитанской дочки» — нравственный выбор в сложных обстоятельствах.
Идея
Идея повести «Капитанская дочка»: человек, делая нравственный выбор в трудных жизненных обстоятельствах, должен руководствоваться честью и совестью.
Основная мысль произведения звучит в эпиграфе «Береги честь смолоду». Отец Петра Гринёва дал верный ориентир сыну. Можно сохранить жизнь, но запятнанная честь и угрызения совести сделают ее мучительной, безрадостной. Швабрин стал предателем, но жил в страхе перед пугачевцами и перед властями, конец его бесславен.
Проблематика
В «Капитанской дочке» автор поднимает социально-исторические и нравственные проблемы.
Пугачевский бунт
Пушкин обращается к истокам мятежа — притеснению народа властями и жестокому подавлению возмущений. Он понимает вольнолюбивые устремления народа, но не может оправдывать и жестокости бунта: «Не дай бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».
В подавлении мятежа и расправе над мятежниками автор видит суровую государственную необходимость. Стихийный бунт принес разорение всем: дворянам и крестьянам. А убийства дворянских семей с женщинами и детьми ничем оправдать нельзя.
Проблема образования
В начале произведения с иронией и юмором повествуется о ранних годах Петруши Гринёва, отданного с пяти лет на руки стремянному Савельичу. Под опекой доброго дядьки барчук в одиннадцать лет выучился русской грамоте и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля».
Дальнейшим образованием молодого барина занимался мосье Бопре, выписанный из Москвы «вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Педагог в отечестве своем был парикмахером. Типичная ситуация, когда для обучения русского недоросля выписывали француза, кем бы он ни был. Результат «обучения», как правило, был нулевым. Образование провинциального дворянства в России XVIII века оставляло желать лучшего.
Нравственное воспитание
Пушкина волновала проблема нравственного воспитания молодого человека его времени. Просветительские традиции ушли в прошлое, нравственное состояние дворянского общества изменилось. В таких условиях Александр Сергеевич видел необходимость сопоставить моральный облик разных поколений и показать связь между ними.
Перед читателем предстали люди, нравственно цельные (Гринёвы, капитан Миронов и другие), которые не думали о чинах и наживе. Именно такие личности способны в переломные моменты истории сохранить честь и достоинство.
Композиция
О композиции «Капитанской дочки» существуют разные мнения.
В целом произведение строится на противопоставлении двух сторон: бунтовщиков под предводительством Пугачёва и дворян с императрицей. На таком контрасте легче показать, что представляют собой противоборствующие силы.
В сюжетном построении романа любовная линия и исторические события переплетаются между собой.
- экспозиция — детство Петруши в родовом имении;
- завязка — знакомство Гринёва с Машей Мироновой;
- развитие действия — жизнь в крепости, конфликт со Швабриным;
- кульминация — дуэль, письмо отца.
Здесь развитие любовной линии завершается, вступает в силу историческая линия.
- Развязка — в конце романа — освобождение Гринёва и женитьба на Марии.
В повести 14 глав, каждая построена по классической схеме, в каждой — свой сюжет с кульминацией.
Отзывы литературных критиков, писателей
До 1838 года отзывов в печати на повесть не было. Но в частной переписке современников Пушкина «Капитанская дочка» оценивалась значительным событием в русской литературе. В частности, Н. В. Гоголь отметил, что историческая повесть «произвела всеобщий эффект».
Русский историк А. И. Тургенев писал:
Повесть Пушкина… так здесь прославилась, что Барант (французский историк), не шутя, предлагал автору, при мне, перевести её на французский с его помощию, но как он выразит оригинальность этого слога, этой эпохи, этих характеров старорусских и этой девичьей русской прелести — кои набросаны во всей повести? Главная прелесть в рассказе, а рассказ перерассказать на другом языке — трудно.
Русский писатель В. Ф. Одоевский высоко оценил мастерство автора в создании образов Савельича, Пугачёва, Швабрина.
Позднее критики замечали в повести мотивы Вальтера Скотта, удачно перенесенные Пушкиным на русскую почву, влияние «Капитанской дочки» на становление реализма в русской литературе. Реализм Пушкина, по мнению Л. Мирского, «экономный в средствах, сдержанно юмористичный, лишённый всякого нажима»
Литератор Н. И. Греч высоко отозвался о стилистике произведения, в котором автор «с удивительным искусством умел схватить и выразить характер и тон средины XVIII века». С ним полностью соглашался Ф. М. Достоевский: «…можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описанных событий…».
Н. В. Гоголь называл «Капитанскую дочку» лучшим русским произведением в повествовательном роде, в сравнении с которым
«все наши романы и повести кажутся приторной размазней. <…> В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое ве.личие простых людей».
В одной из переписок восхищался повестью В. Г. Белинский:
«Как живо изображён Пушкиным негодяй Швабрин! Минет двести, и триста лет, а такие мерзавцы ещё будут существовать в мире!»
В зарубежной критике единодушного мнения о «Капитанской дочке» нет. Предполагают, что ирландский классик XX века Джеймс Джойс дал суровую оценку шедевру Пушкина:
В этой повести ни грамма интеллекта. Недурно для своего времени, но в наше время люди куда сложнее. Не могу понять, как можно увлекаться столь примитивной продукцией — сказками, которые могли забавлять кого-то в детстве, о бойцах, злодеях, доблестных героях и конях, скачущих по степям с припрятанной в уголке прекрасной девицей лет семнадцати от роду, которая только и ждёт, что её спасут в подходящий момент.
Возможно, Джойсу попался плохой перевод. Как отмечал, А. И. Тургенев, главная прелесть этого произведения в повествовании, «а рассказ перерассказать на другом языке — трудно».
Русских читателей и писателей созданные Пушкиным образы не оставляют равнодушными. Как пример — стихотворение замечательного современного поэта Светланы Сырневой:
Не отрёкся от первой любви,
верен Родине был и присяге
и оставил записки свои
на казённой бумаге
Пётр Гринёв. Он как будто и жил
по чужой, не по собственной воле.
Старомодно свой век отслужил
в допотопном камзоле.
Он от жизни не взял ничего,
в стороне от событий старея.
Побеждённый соперник его
оказался хитрее.
Этот знал, что пойдёт далеко,
перестригшись однажды «под скобку»:
кто свободен – ступает легко
на запасную тропку.
Ведь для умного ложь – не обман,
А быть может, и благо порою.
Он пошёл из романа в роман,
и – центральным героем.
Он с десяток имён износил
и в любые впадал превращенья,
но повсюду свободу гласил,
нёс плоды просвещенья.
Побывал он в добре и во зле,
от безверия к вере метался,
помешался – и умер в петле,
но воскрес и остался.
И доживший до наших времён,
на своём и чужом пепелище
всё скитается, роется он,
всюду истину ищет.
И за ней же – не ждут никого,
слишком долгая вышла отсрочка –
Пётр Гринёв и невеста его,
капитанская дочка.
Экранизации
1947 г. — итальянский исторический фильм «Капитанская дочка» по повести А. С. Пушкина (режиссер Марио Камерини).
1958 г. — советский художественный фильм по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (режиссер Владимир Каплуновский).
1978 г. — телеспектакль «Капитанская дочка (Страницы романа)» (режиссер Павел Резников).
2000 г. — исторический фильм «Русский бунт», снятый по мотивам сочинений А. С. Пушкина «Русский бунт» и «История Пугачёва».
2005 г. — российский кукольный анимационный фильм (режиссер Екатерина Михайлова).
2012 г. — итальянский мини-сериал «Капитанская дочка» (кинокомпания «Immagine e cinema»).
Скачать обзор:
«Капитанская дочка» А.С. Пушкина-это историческая повесть о любви и благородстве, в целом приятная для чтения, это наша русская классика. Она написана красивым языком и легко читается. В повести раскрыты великолепные человеческие чувства, такие как доброта и сострадание и описана крестьянская война. Для молодого поколения хороший пример преданности и любви.