Легкое дыхание — короткое содержание и анализ рассказа

Иван Александрович Бунин – русский писатель конца XIX – первой половины XX века. Важными темами в его прозаическом творчестве были любовь и внутренний мир человека.  Написанный в 1916 году рассказ «Легкое дыхание» - это произведение о трагичности жизни, любви и смерти.

Автор раскрывает две стороны жизни – внешнюю, физическую, и внутреннюю, духовную. Через яркие образы, метафоры и описания поднимаются важные вопросы о сущности человеческого существования.

Информация о рассказе:
На чтение оригинала: 11 минут
На чтение обзора: 7 мин.
Название: Легкое дыхание
Автор:
Год написания: 1916 г.
Год издания:
Жанр: Рассказ
Направление: Модернизм

Скачать обзор:
Рассказ изучается на уроке литературы в 11 классе. Приведенное ниже описание и анализ произведения можно использовать для читательского дневника.

«Легкое дыхание»: пересказ очень кратко

Рассказ о короткой жизни и смерти юной девушки Оли Мещерской. Воспитанница женской гимназии быстро расцвела и стала красавицей. Ветреная, беспечная, резвая, очаровательная, она, как магнитом, притягивала поклонников. Пятнадцати лет Ольга вступила в связь с немолодым мужчиной, другом отца и братом начальницы гимназии.

Директриса отчитывает её за излишнюю весёлость, женскую причёску, наряды, а mademoiselle Мещерская легко ставит начальницу в известность, что она женщина, и сообщает, по чьей вине. Гибнет Оля от рук своего нового любовника, казацкого офицера. Она посмеялась над ним, и казак, оскорблённый в чувствах, выстрелил.

На суде вскрываются подробности падения гимназистки. Убийца приводит в доказательство своих слов запись её дневника. В конце рассказа описывается классная дама Оли Мещерской. Женщина каждое воскресенье приходит к ней на могилу, скорбит и вспоминает.

Место и время действия сюжета

Действие рассказа происходит в русской провинции, в одном из уездных городов начала XX столетия. Для определения места и времени действия важны композиционные особенности произведения. Рассказ построен по нелинейной схеме, а его композиция характеризуется как кольцевая.

История жизни Оли Мещерской описывается в нескольких хронологически разрозненных эпизодах. В тексте присутствуют указания на сезоны года, месяцы и даже конкретные даты. Начинается рассказ в апреле, на кладбище, когда героини уже нет в живых. Потом изложены события, происходящие зимой.

Известно, что погибает героиня через месяц после этого. Приведенная дневниковая запись датирована 10 июля, а описанные в ней события случились в апреле. Таким образом, основные события рассказа происходят на протяжении одного года.

Персонажи рассказа и их краткая  характеристика.

Главные герои

Оля Мещерская
Оля Мещерская —  гимназистка 16 лет из богатой семьи, рано развилась в красавицу. Она грациозная, легкая, весёлая, прекрасно танцует, её очарование не требует никаких усилий. Обворожительную Олю любят не только молодые люди, в ней души не чают ученицы младших классов. Ключевой особенностью гимназистки было так называемое «легкое дыхание», схожее с дыханием весны, её стихийностью.

Яркий образ Оли Мещерской, которому сам автор не даёт никакой оценки, вызывает противоречивые чувства. Ранний опыт она приобрела, пожалуй, по вине пожилого ловеласа. Символично, что, прогуливаясь по саду с юной Оленькой, Малютин сравнил себя с Фаустом, а её — с Маргаритой. Однако на этом жизнерадостная гимназистка не остановилась. Безусловно, Оля Мещерская порочна, в то же время она детски наивна и искренна. В этом противоречии она ещё обольстительнее.

Писатель ненавязчиво показывает, что в ней главное — живость. Глаза на кладбищенском медальоне радостные и «поразительно живые». Оля смотрит на начальницу «ясно и живо, но без всякого выражения». Она ни о чём не думает. Бунин признавался, что в этом «недуманье» и заключается главный секрет «лёгкого дыхания». В героине над нравственностью и разумом господствует некая стихийность, жажда жизни во всей её полноте. Расплата за эту жажду была страшной — Ольгу застрелил очередной любовник. Соединить пленительную Олю Мещерскую со смертью, с выстрелом на вокзале — мучительно трудно. Образ героини прелестен и трагичен одновременно.

Начальница гимназии
Начальница гимназии — типичная  директриса, женщина строгих правил. В её удивительно опрятном кабинете висит портрет царя — символ власти. Эта седая, но ещё моложавая дама бдительно следит за поведением вверенных ей гимназисток. Она не без оснований считает, что Мещерская ведёт себя недопустимо для воспитанницы гимназии. Образ начальницы контрастирует с главной героиней и оттеняет её.

Курьёзная ситуация в том, что родной брат начальницы соблазнил её подопечную, которой она периодически читает нотации. Поучения чиновной дамы Оля, однако, пропускает мимо ушей. Их диалог в рассказе похож на поединок. На выговор madame относительно туфель за двадцать рублей, дорогих гребней и причёски, как у женщины, Оля легко и спокойно парирует, что она уже женщина стараниями брата уважаемой madame. Этой лёгкостью и непосредственностью главная героиня противостоит правилам и приличиям, воплощённым в образе начальницы гимназии.

Классная дама

Классная дама —  воспитательница в гимназическом классе Оли Мещерской, маленькая женщина. Это мечтательная старая дева, которая живёт выдумкой, заменяющей ей реальную жизнь.
Читайте также:  Тест по повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Немолодая девушка привыкла жить ради кого-то в своём «выдуманном мире». Сначала она посвятила себя брату, обычному прапорщику, для которого придумала необыкновенное будущее. После его смерти она какое-то время воображала, что трудится за идею. Бледное личико Оли в гробу отозвалось новой мечтой для этой впечатлительной натуры. Каждое воскресенье классная дама стала ходить на могилу девушки. Она задаётся вопросом, как можно совместить этот чистый взгляд с тем ужасным, что связано с именем Оли Мещерской? Порой женщина думает, что отдала бы полжизни, только бы не видеть этой могилы. На самом деле она счастлива, как человек, преданный страстной мечте.

Этот персонаж тоже противопоставлен главной героине, которая не отличалась мечтательностью.

Алексей Михайлович Малютин — красивый 56-летний мужчина, брат начальницы гимназии. Он появляется в дневнике Ольги. Из него же читатель узнает, что персонаж одевается со вкусом, «держится кавалером», юной особе приятно его общество и внимание. Скоро отрывается, что это безответственный и безнравственный тип. В отсутствии родителей он совращает наивную пятнадцатилетнюю девушку, дочь своего друга.
Казацкий офицер
Казацкий офицер — последний мужчина Ольги и её убийца. Персонаж описывается некрасивым, его вид назван плебейским. С кругом Мещерской этот человек не имеет ничего общего. Известно о нём немного: приехал из Новороссийска, собирался возвращаться. С Олей они совершенно разные, можно только догадываться, почему она вступила в связь с человеком не своего круга.

Офицер ревнив, страстен, груб и, похоже, с болезненным мужским самолюбием. Признание Ольги в нелюбви, её насмешка, записи в дневнике — всё могло спровоцировать казака схватиться за пистолет и оборвать жизнь этой девочки, пусть испорченной, но неотразимой. 

Второстепенные герои

Действующих лиц в рассказе не много. К фоновым героям второго плана можно отнести гимназиста Шеншина, а также подругу и соученицу главной героини по фамилии Субботина.

Они нужны для лучшего раскрытия личности и мотивов поведения Оли Мещерской.  Шеншин влюблен в неё, но девушка играет с ним и не воспринимает всерьёз, чем едва не довела трепетного юношу до самоубийства. Субботина внешне описывается как полная и высокая, с ней Оля обсуждает, что прочла в отцовской книге о красоте.

Содержание рассказа «Легкое дыхание» подробно с цитатами

Иллюстрация по мотивам рассказа "Лёгкое дыхание"

Апрель. На кладбище на одной из свежих могил  стоит новый дубовый крест. С портрета смотрит девушка с «выразительно живыми глазами». Лежит в этой могиле Оля Мещерская. Рассказывается история её короткой жизни. В детстве она ничем не выделялась среди «коричневых платьев гимназисток», потом «начала расцветать» и уже к 15-ти годам «слыла красавицей».

В последнюю свою зиму Оля совсем сошла с ума от веселья.

Начальница гимназии вызывает её и распекает за неподобающее для гимназистки поведение. У Оли дорогие туалеты и «женская прическа». На это Оля отвечает директрисе, что она женщина, и виноват в этом  Алексей Милютин — друг её отца и брат начальницы гимназии. Для директрисы связь её родственника с ученицей настоящий позор.

Далее сообщается о том, что через месяц после этого разговора Оля умерла. Её любовник, казацкий офицер, застрелил девушку прямо на вокзале среди большой толпы народа. Убийцу судили, в ходе судебного следствия «ошеломившее начальницу признание Оли подтвердилось».

Фото по мотивам рассказа "Лёгкое дыхание"

Офицер рассказал, что она сама виновата, так как не оставила ему другого выбора. Девушка «была близка с ним и клялась стать его женой», но потом заявила, что не любит и дала прочитать страницу дневника, где говорилось о Малютине. Записи ученицы приводятся в качестве доказательства. Так шокировавшее директрису признание подтверждается.

Далее читателю приводится фрагмент из дневника, в котором ярко раскрывается образ и сущность девушки. Как-то раз она осталась одна, приехал Алексей Михайлович, он «говорил какие-то любезности» и «целовал ей руки».

Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая!  — пишет девушка о своём падении, — Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!

Повествование вновь переносится на кладбище. Описывается церковь, мимо которой каждое воскресение на могилу к Оле ходит «женщина в трауре, платке и черных лаковых перчатках». Она садится на скамью, возле дубового креста и «сидит на ветру и на весеннем холоде час, два, пока совсем не зазябнут ее ноги в легких ботинках и рука в узкой лайке».

Читайте также:  Господин из Сан-Франциско. Короткое содержание

Это классная дама Ольги. Воспитанница, её жизнь и смерть стали «предметом неотступных дум» для женщины, которая  привыкла жить «какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь». У могилы классная дама вспоминает разговор Оли с её подругой. Та рассказывала Субботиной о прочитанной книге из папиной библиотеки, где говорилось, что для женщины главное — «легкое дыхание», и оно у неё было.

Я в одной папиной книге, — у него много старинных, смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, — ей-богу, так и написано: кипящие смолой! — черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного! — маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи, — я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, ведь правда, есть?

Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.  — этой фразой заканчивается рассказ.

Анализ произведения

Стилистические особенности

Бунин оставил след в литературе и как писатель-прозаик, и как поэт. Язык его новелл очень поэтичен, авторская манера письма узнаваема, недаром в литературоведении закрепилось такое понятие как «бунинский стиль». «Легкое дыхание» отражает характерные особенности: простота и краткость сочетаются с образностью, метафоричностью, «воздушностью» текста.

Важную роль в рассказе играют портретные описания, дополняющие и раскрывающие образы персонажа. Не случайно знакомство с Олей Мещерской начинается с её «надгробного портрета». Средством выразительности является пунктуация. Текст изобилует незаконченными предложениями, многоточиями.

Концептуальные и содержательные особенности

Произведение Бунина содержательно соотносят с концепцией «живой жизни», популярной в литературе и философии того времени. В её основе — идея о ценности самой сути человеческого существования, а «живость» понимается как непременный его атрибут.

Проблемы жизни и смерти, любви и порока переплетаются на страницах короткого бунинского рассказа. По большому счету автор ставит перед нами вопрос, как правильно жить, и однозначного ответа на него не дает.

Сюжет в рассказе вторичен. Он умышленно изложен «отрывками», через последовательность ярких эпизодов. Некоторые литературоведы отмечают, что в рассказе отсутствует «интерес к сюжету как таковому». Центральная метафора «Легкое дыхание»  по мнению литературоведа Выгодского определяет построение рассказа.  «Быть предельно живым, значит быть предельно обреченным» — в такой фразе мировоззренческую специфику произведения выражает исследователь С. Вайман.

Жанр

«Легкое дыхание» — прозаическое произведение малой литературной формы, то есть рассказ. Часто к произведениям Бунина применяют термин «новелла». Использованные приёмы, смешение «двух планов повествования», тематическая, композиционная и концептуальная линия произведения позволяют отнести его к литературе модернизма.

Кратко об истории создания

Рассказ «Легкое дыхание» Бунин задумал, оказавшись в ситуации, схожей с той, какая описывается в начале рассказа. Писатель гулял по кладбищу и его взгляд остановился на надгробии с крестом. С портрета на него смотрела молодая, очень красивая, пылающая жизнью девушка. В такой ситуации человек невольно задумывается над вопросом, почему эта красотка так рано покинула этот мир, в чем причина столь быстротечной жизни? Творческий человек, обладающий воображением, просто не мог не начать фантазировать, какой могла быть её жизнь.

Текст рассказа родился в Орловской Губернии, в деревне Васильево, где автор проживал в тот период. Писателю поступило предложение о публикации в журнале «Русское слово», с редактором которого Иван Алексеевич был в хороших отношениях. Готового произведения у Бунина не было, в голове ожили кладбищенские впечатления, и на бумагу вылилась история гимназистки Оли Мещерской, на страницах журнала она была опубликована в 1916 году.

Аудикнига

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Ягодкин Анатолий

Автор материалов. Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик.

Оцените автора
( 6 оценок, среднее 5 из 5 )
 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Юрий
    Может кому-то рассказ «Лёгкое дыхание» и покажется простым и даже проходным произведением писателя, но это далеко не так. В этом рассказе есть глубокий философский смысл, понять который не просто, но если прочитать произведение вдумчиво, то все становится на свои места.
    Ответить
  2. BiStatua
    С рассказа «Легкое дыхание» я когда-то и открыла для себя Бунина и влюбилась. Влюбилась в этот удивительно красивый слог, который и прозой назвать неловко, но — музыкой. Я даже «видела Бунина» в произведениях других великих авторов. Маленький пример: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.» ——- «Там есть удивительная, щемящая, как взрыд, нота. То промельк Верочкиной души, откупленный любовью у вечности.» Ю. Нагибин. «Сирень»
    Ответить
Adblock
detector