Господин из Сан-Франциско. Короткое содержание

Среди произведений И. Бунина рассказ «Господин из Сан-Франциско» по праву считается одним из лучших. Автор предлагает читателю притчу о контрастах жизни и о смерти, для которой все равны. Идея рассказа — ни богатство, ни статус не делают нас выше других и не спасут от смерти. Только истинные ценности могут приблизить нас к счастью.

О рассказе:
На чтение оригинала: 45 минут
На чтение обзора: 9 мин.
Название: Господин из Сан-Франциско
Автор:
Год написания: 1915 год
Год издания:
Жанр: Рассказ
Направление: Реализм

Скачать обзор:

Время и место действия

События в рассказе относятся к началу XX века, к кануну первой мировой войны. Корабли еще спокойно проплывают по Атлантике, а богачи из США по-прежнему считают важной и обязательной частью отдыха посещение Европы.

На таком лайнере путешествовал главный герой рассказа.
«Знаменитая «Атлантида» — был похож на грандиозный отель со всеми удобствами — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой — и жизнь на нем протекала весьма размеренно»

В первой части рассказа место сюжета — огромный океанический лайнер «Атлантида», где созданы все удобства для тех, у кого есть деньги. Во второй части автор описывает события, происходившие в Неаполе и на Капри.

Очень короткий пересказ

Господин, достигший определенного положения и уровня жизни, покидает берега Америки и отправляется в Европу на отдых. Он путешествует с семьей на комфортабельном корабле, где его комфорт поддерживают сотни обслуживающих людей. По прибытии семейство остановилось в Неаполе, но из-за скверной погоды было решено перебраться на остров Капри.

Здесь главный герой внезапно умирает. Но достать гроб в этом захолустье не представляется возможным, и его семье предлагают вынести из отеля тело покойного в ящике для газированной воды. В итоге тело господина в просмоленном гробу отправляется на родину.

Краткое содержание рассказа

Господин из Сан-Франциско, чье имя не задержалось в памяти ни у кого, предпринял путешествие в Европу с женой и дочерью, в Старом Свете он намеревался провести два года, наполнить их развлечениями — цель поездки.

Герой достиг богатства и собирался, наконец, вкусить жизни во всей полноте. До этого он много работал и вёл однообразное существование. Господин собирался провести декабрь и январь в Южной Италии, попасть на карнавал в Ницце, на март он запланировал Флоренцию, затем — Рим, Венецию, Париж, Севилью, Англию, Афины, Константинополь, Египет. На обратном пути — Японию.

Читайте также:  Тест по роману Николая Гоголя «Ревизор»

В конце ноября он с семьей плыл на большом комфортабельном пароходе «Атлантида». Корабль был похож на огромный первоклассный отель. Здесь пассажиры вели размеренный образ жизни: неспешно гуляли по палубам, шли к первому завтраку, проводили время за играми, чтением газет, ждали второго завтрака, отдыхали на палубе в длинных камышовых креслах под пледами, потом им предлагали чай с печеньем. Вечером они шли к обеду — главной цели их существования.

Работало множество слуг, на баке то и дело взвывала сирена, но ее звуки глушил оркестр, и мало кто из обедающих слышал этот беспокойный, адский вой. Страшные волны океана били в стены корабля, громада парохода с напряжением преодолевала их, вахтенные мерзли от стужи. А в огромном зале играл оркестр для декольтированных дам и мужчин во фраках и смокингах. Никто из них не задумывался о зыбкости своего положения среди бушующей стихии. Все были уверены во власти командира над океаном.

После обеда — танцы, во время которых мужчины курили сигары, пили в баре ликеры, им служили негры в красных камзолах, а в мрачной и знойной утробе парохода исполинские топки пожирали груды каменного угля, его с грохотом загружали грязные, облитые едким потом люди.

Среди публики на пароходе был человек, обладающий несметными богатствами, здесь был и великий писатель. Все обращали внимание на красивую пару влюбленных, но никто, кроме командира, не знал, что пара нанята за деньги, чтобы развлекать публику игрой в любовь. Был на «Атлантиде» и азиатский принц, в которого влюбилась дочь господина из Сан-Франциско. Внимание самого господина привлекала знаменитая красавица, высокая блондинка.

Пароход, наконец, прибыл в Неаполь, господин из Сан-Франциско с женой и дочерью остановился в дорогом отеле, где тоже был заведенный порядок: первый завтрак, посещение музеев и церковных соборов, второй завтрак, подготовка к обеду и роскошный обед вечером. Все впечатления от Неаполя портила ненастная декабрьская погода. Семья из Сан-Франциско принимает решение переехать на Капри, где, по отзывам, тепло и солнечно.

На маленьком пароходике, который бросало по волнам, господин с женой и дочерью переправляются на Капри. Все они страдают от морской болезни. Главный герой чувствует себя отвратительно: сказываются неумеренные возлияния и посещения притонов в Неаполе. Наконец, семья достигает цели. Светлый вагончик доставляет всех в городок, где они останавливаются в самом лучшем отеле. Хозяин встречает их с радушием, он вежлив и приветлив. Господин из Сан-Франциско вдруг с удивлением узнал в нем человека, которого видел в обрывочных бредовых снах по дороге на Капри.

Вокруг богатого господина суетятся служащие отеля. Герой принимает внимание к своей персоне как должное, с достоинством. Все члены семьи уже пришли в себя после морской болезни и готовятся к обеду. Господин из Сан-Франциско тщательно одевается. Возня с шейной запонкой довела его до изнеможения. Господин, глядя на себя в зеркало, почему-то дважды произнес: «Это ужасно!».

Он приготовился к обеду раньше жены и дочери и, чтобы скоротать время, направился в читальню отеля. Шел господин довольно бодро. В тихой, светлой читальне герой стал просматривать газету, внезапно строчки сверкнули стеклянным блеском, шея напружинилась, слетело пенсне. Господин некрасиво забился в приступе на ковре. От надменности и величия не осталось ничего.

Другой посетитель читальни выбежал с криком в столовою, переполошив всех постояльцев и поставив хозяина гостиницы в затруднительное положение. Хозяин метался среди гостей, пытаясь успокоить, задержать бегущих, но тщетно. Господин из Сан-Франциско между тем еще бился, боролся со смертью, навалившейся на него так неожиданно. Умирающего перенесли в самый непрезентабельный номер, где жена и дочь с ужасом смотрели, как уходит из него жизнь. И вот он кончается: страшные хрипы, агония в присутствии домашних, прислуги и доктора.

Вдова господина просит хозяина перенести тело покойного супруга в их номер, но тот сухо отказывает ей из опасения, что туристы не будут заселяться в эти апартаменты. О неприятном событии в городе уже известно. Хозяин в разговоре с миссис больше не утруждает себя любезностями и английской речью: его не интересуют те пустяки, которые теперь оставят в его кассе постояльцы из Сан-Франциско.

Оказалось, на Капри  нельзя достать готовый гроб, а сделать никто не успеет, так как вывезти тело надо на рассвете. Хозяин предложил только длинный ящик из-под бутылок с содовой, в котором можно убрать перегородки. С рассветом извозчик повез тело на пристань, и маленький пароходик вновь повез господина через Неаполитанский залив. После смерти он с неделю скитался по портовым сараям, был много раз унижен, столкнулся с человеческим невниманием. А потом тот же громадный пароход «Атлантида», на котором он важной персоной прибыл в Старый Свет, повез его труп в просмоленном гробу, в трюме, скрытым ото всех.

На палубе продолжалась та же праздная, размеренная жизнь с завтраками, обедом, танцами. И так же страшен был волнующийся океан.

Заключение и выводы

Иван Бунин показал, насколько все равны перед смертью, и все стремления, их достижения и статус ничтожны перед лицом смерти. Умереть внезапно может каждый, и важно понимать это, отличая истинные человеческие ценности от ложных.

Главный герой не был праздным лентяем, он много работал, но богатство он наживал ради высокого положения в обществе, возможности жить в роскоши и ни в чём себе не отказывать. Итог его жизни показал тщету таких устремлений. Даже имени его никто не помнил.

В богатстве как таковом нет ничего плохого. Важно, для чего оно используется: для благотворительности, совершенствования производства и облегчения труда рабочих или для удовлетворения исключительно своих желаний.

Краткая характеристика действующих лиц

Персонажи рассказа многочисленны, но безымянны. Каждому из них автор дает краткую характеристику, позволяющую понять, какое место в жизни занимает герой, что именно его волнует в первую очередь.

Главными героями рассказа, вокруг которых разворачивается действие, можно считать безымянного господина и его семью — людей, занявших высокое положение в обществе, и внезапно потерявших его.

Господин из Сан-Франциско

Основной герой рассказа на протяжении всего сюжета остается безымянным — как говорит автор, «имени его… никто не запомнил». Такой прием позволяет не персонифицировать героя, а причислить его к числу богатых людей, которым присущи схожие стремления и увлечения.

Этот немолодой господин пятидесяти восьми лет ехал с женой и дочерью в Старый Свет развлечься. Он долгими трудами добивался богатства и решил  отдохнуть. Худощавый, ещё крепкий, он полагал, что жизнь его только теперь и начинается. Долго и упорно шел господин из Сан-Франциско к своей цели, он осуществил свою мечту, и как должное принимал роскошный теплоход и множество слуг.

Господин спланировал большое путешествие, предвкушал любовь молоденьких неаполитанок, он ничуть не смущался присутствием жены и дочери. В Неаполе герой пустился во все тяжкие: много пил и посещал притоны.

Мысли о смерти его не посещали, к мистике его душа была глуха, и тревожный сон, приснившийся накануне, не обеспокоил господина . Смерть пришла неожиданно, мгновенно. Рухнуло мнимое величие, исчезло богатство. В просмоленном гробе на дне трюма герой отправился в обратный путь.

Жена господина из Сан-Франциско

Главный герой с женой
Жена главного героя — дама крупной комплекции, одетая богато, но по годам. Она не страдает излишней впечатлительностью, увлекается путешествиями «как все пожилые американки». На похождения мужа женщина смотрит сквозь пальцы.

Она потрясена смертью супруга, но не столько потеря мужа сама по себе поразила её, сколько перемена отношения окружающих к ней с дочерью. Вдова господина не могла поверить, что уважения к ним уже нет.

Дочь господина

Господин со своей семьей
Бунин коротко описал героиню, будто одной линией очертил симпатичный силуэт. Это девушка на возрасте, немного болезненная. Она высокая и тонкая, у неё чудесные волосы, причёска изящная. И одета она с большим вкусом и «с невинной откровенностью».

Девушка влюбляется в азиатского принца. Он некрасив, но обаятелен. Загадочная ли царственная кровь взбудоражила девицу, но сложные и нежные чувства от встречи с принцем были прекрасны.

Она любит отца, ей неловко видеть его внимание к красоткам, и девушка старается этого не замечать. Рассказ отца о странном сне отозвался болью в сердце дочери. Она искренне горевала, когда он умер.

Мать и дочь описаны скупо, но характеры просматриваются, между строк читается их привязанность друг к другу. Женщины вызывают сочувствие: никакие деньги не защищают людей от горя, от потери близких. Жизнь человеческая уязвима, в одночасье может всё перемениться.

Второстепенные персонажи

Скупыми штрихами И. Бунин описывает второстепенных персонажей рассказа. Все они безымянны. Среди второстепенных персонажей можно выделить нанятую влюбленную пару, принца азиатского государства и хозяина отеля, где господин из Сан-Франциско встретил свою кончину.

Пара влюблённых

Влюбленная пара
«Он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле.»
На корабле мы встречаем влюбленных. Бунин описывает их как пару, за которой с любопытством следили. Это мужчина и женщина, оба очень красивые, они изображают влюблённых, привлекая внимание публики. Оба они устали от притворства.

Автор упоминает, что пара была нанята Ллойдом — крупнейшим страховщиком морских путешествий, и давно плавает на атлантических круизных судах.

Этот штрих показывает, что для людей не видят разницы между «нанятой» любовью и искренними чувствами — с огромным удовольствием они наблюдают за парой актеров, не догадываясь, что это всего лишь игра.

Принц азиатского государства

Предмет нечаянного увлечения дочери главного героя — маленького роста, как мальчик, у него широкое лицо, узкие восточные глаза. Принц, однако, внутренне привлекателен — он прост и скромен. Непохожесть ни на кого заставила забиться сердце девушки. Чистота его смуглой кожи, сухость рук, опрятность простой европейской одежды — весь его облик казался ей притягательным.

Хозяин гостиницы

Подробного описания хозяина отеля автор не дает, но предоставляет читателям судить об этом персонаже по его поступкам. Когда с господином из Сан-Франциско случился приступ, хозяин отеля не спешит ему на помощь, а успокаивает других постояльцев, переживая о неприятном впечатлении постояльцев от инцидента.

Этот бездушный человек холодно разговаривает с вдовой, отказывается перенести покойного в его комнату, помещая тело в самый плохой номер отеля. Хозяин опасается, что  лучшие апартаменты его заведения приобретут дурную славу, и не будут пользоваться популярностью.

Для хозяина гостиницы человек значим, пока он в состоянии всё оплачивать, не имеет денежных затруднений.

Тема

Главная тема рассказа — распространенное в обществе отношение к жизни и смерти, богатству и бедности на примере главного героя. Автор и его герой по-разному воспринимают ценность жизни и по-разному относятся к ее материальной составляющей.

Господин из Сан-Франциско посвятил жизнь приобретению богатства, смысл жизни он видит в отсутствии материальных проблем и возможности жить в свое удовольствие. Он не задумывался о смерти, перед лицом которой богатство исчезает. Герой добился высокого положения в обществе и считал себя  вправе быть надменным, презирать людей низшего сословия. Такое же мировосприятие у и публики на корабле или в отеле. Все хотят наслаждаться жизнью, не замечая ее трагизма. Никто не желает видеть смерти рядом. А она у каждого за плечами и может прийти совершенно внезапно.

Господин прожил пустую эгоистическую жизнь, поэтому автор не дает ему имени — обезличивает героя. Он нещадно эксплуатировал рабочих, стараясь выжать побольше прибыли, пользовался материальными благами, созданными людьми, которых он считал ниже себя. Смерть расставила все по местам: богатство для героя стало недосягаемым, уважение тут же закончилось, его бренные останки неделю скитались по сараям. А душе господина уже не нужно было ни власти, ни денег, ни почета от людей.

Идея

Идея рассказа — осмысление человеческого бытия: человек смертен, жизнь его всегда может оборваться внезапно, поэтому стоит наполнять ее достойным содержанием, а не удовлетворением своих прихотей, иначе итог жизни будет отвратительным.

Композиция

Композиционно рассказ делится на две части: путешествие господина с семьей на пароходе в Старый Свет и обратное путешествие на том же пароходе уже в гробу. Эти части противопоставлены, то есть автор использует прием антитезы, что помогает в раскрытии идеи: бренности и иллюзорности мира денег. Первая часть — герой в роскоши, его окружают почтительные слуги. Вторая часть — покойник, до которого никому нет дела, кое-как удалось его определить в трюм, чтобы привезти домой и похоронить.

Сюжет

  • Экспозиция — описание образа жизни господина из Сан-Франциско до путешествия на пароходе. Читатель узнает, что много работал ради обогащения, при этом он нещадно эксплуатировал нанятых китайцев.
  • Завязка — решение господина отправиться в путешествие.
  • Развитие действия — времяпрепровождение на корабле, прибытие в Неаполь, путь на Капри по заливу, прибытие в отель на Капри.
  • Кульминация — внезапная смерть героя.
  • Развязка — резкая перемена отношения к господину, со смертью утратившему богатство и положение в обществе, его тело положено в ящик из-под бутылок с содовой водой.
Писатель изображает «верхние этажи» общества, где развлекаются богатые пассажиры, и «подвалы», где работают люди, обслуживающие высшее общество: повара, судомойки, кочегары и другие.

Здесь тот же прием антитезы подчеркивает разницу двух миров — роскоши и тяжелого труда.

Жанр

«Господин из Сан-Франциско» — рассказ, так как это небольшое по объему литературное произведение, в котором есть главный герой, и вокруг него завязан конфликт.

Литературное направление рассказа — реализм. Вместе с тем рассказ философичен, а содержащаяся в нем поучительность позволяет назвать его притчей.

Реалистический рассказ Бунина осложняет символика, отражающая время создания произведения и дополняющая его неоднозначными образами. Пароход с говорящим названием «Атлантида» символизирует современную цивилизацию, подорванную изнутри и обреченную. Обустройство корабля, где наверху «чистая» публика и внизу «нечистые» рабочие, обеспечивающие ход судна, — модель общества, которое несется по бурным волнам сквозь мрак и холод. А наблюдают за кораблем из тьмы глаза дьявола.

Коротко об истории создания рассказа

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» был написан И. Буниным в 1915 году. Идея рассказа пришла к писателю, когда он увидел в витрине магазина книгу Т. Манна «Смерть в Венеции» и вспомнил о смерти одного американца на Капри.  Автор писал рассказ четыре дня, первоначальное название его «Смерть на Капри», но первая строчка о господине из Сан-Франциско привела к перемене названия. «Смерть в Венеции» Т. Манна Бунин прочел позднее и назвал эту книгу неприятной.

 

Аудиокнига

Скачать обзор:
Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось!
Фото аватара
Пётр Мышак

Контент менеджер. Создатель, администратор сайта knIQ.ru. И просто любитель литературы.

 Коротко о ...
Черкните пару слов!
У вас остались вопросы? Что-то непонятно? Нашли ошибку в тексте? Можете посоветовать, как улучшить эту статью? Пишите! Сделаем интернет лучше!

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы даёте согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.

  1. Фото аватара
    Вадим

    Бунин — великий автор, и его Нобелевская премия абсолютно по делу. Данный рассказ не исключение: читать интересно, много поучительного, все по делу, без лишней воды и пафоса…

    Ответить
  2. Фото аватара
    Юрий

    Рекомендуется к прочтению всем тем, кто думает, что сила в деньгах. Ничего в могилу с собой не унесешь и после смерти никому ты не будешь нужен, поскольку только о деньгах всегда думал, а надо было о людях.

    Ответить
  3. Фото аватара
    Виктория

    Очень люблю читать произведения Бунина. Все они несут в себе какой-то смысл. Господин из Сан-Франциско один из моих любимых рассказов. Ведь мы действительно все равны перед смертью и не важно какого ты происхождения, сколько у тебя денег и знаменит ли ты. Главное прожить эту жизнь так, чтобы знать, что ты прожил не напрасно.

    Ответить